Святые и почитаемые усопшие по Е.Е. Голубинскому
Святость того или иного подвижника в Православной Церкви устанавливается при канонизации. Но есть и так называемые местночтимые святые – те, которые еще не причислены к лику святых официально, но уже почитаются в народе. Историк Е.Е. Голубинский называет их «почитаемые усопшие». Об это категории святых и идет речь в статье.
Статья

Честна пред Господем смерть преподобных Его.

Пс.115:6

Святые в Православной Церкви – это возлюбленные христианами помощники и заступники перед Богом. Не просто так их часто в богослужебных текстах называют «теплыми предстателями». Даже те, кто в храм ходит редко, почитают святых, и порой это почтение для них оказывается во вред, так как они вовсе забывают Того, Кого мы называем со дерзновением и покаянием Отцом нашим Небесным.

В XXI веке люди привыкли, что есть святые общецерковные и местночтимые, то есть почитаемые в какой-то отдельной области или районе. Но в начале XX века все было не так просто. Знаменитый церковный историк конца XIX – начала ХХ века Евгений Евстигнеевич Голубинский в своей книге «История канонизации святых в Русской Церкви» называет еще одну категорию святых – «почитаемые усопшие». Кто они такие? Это те, кого почитает простой народ, но церковным собором они пока не были прославлены в лике святых. Обычно над захоронениями таких умерших сооружалась гробница, поверх которой клали покров с вышитой фигурой самого непрославленного праведника. Перед гробницей ставилась свеча. Иногда над могилой сооружали часовню. Как отмечает Евгений Евстигнеевич, по таким почитаемым усопшим служились панихиды, а некоторые даже дерзали служить им молебны (что официально осуждалось)[1]. Сразу нужно оговориться, что издревле в Церкви существует благочестивое предание, по которому благочестивые усопшие могут ходатайствовать за нас, если мы сами возносим о них молитвы Богу. Конечно, не стоит думать, что все покойники-христиане становятся ходатаями пред Господом[2].

Нечто похожее на описанное выше можно наблюдать и в XXI веке. Например, над захоронениями иеромонаха Василия и иноков Ферапонта и Трофима, убитых в Оптиной Пустыни в 1993 году, построили небольшую часовню, а над каждой могилой была сооружена гробница. Нередко в надежде на помощь почивших служатся панихиды и заупокойные литии, например, по архимандриту Иоанну (Крестьянкину) или другим старцам, в святости которых никто не сомневается, но время для общецерковного или местного церковного почитания их пока не пришло.

В уже упоминаемой книге «История канонизации святых в Русской Церкви» интересны главы, где содержатся списки почитаемых усопших, но на тот момент не прославленных Церковью в лике святых[3] (среди них много современных общецерковных и местночтимых святых), и тех, кто оказался в святцах, но, по словам самого автора труда, не почитаются и уже давно забыты[4]. Почему эти списки могут быть для нас интересны? Они несут в себе чисто исторический интерес: для нас перечень усопших праведников отражает почитание их в начале ХХ века.

Начнем с первого списка – праведных непрославленных усопших, которые почитаются народом. Конечно, нет никакого смысла приводить весь перечень праведников, поэтому укажем лишь известных современным православным людям блаженных мужей:

  1. Александр Пересвет и Родион Ослябя;
  2. Амвросий Оптинский;
  3. Афанасий Высоцкий;
  4. Василиск Сибирский;
  5. Герасим Болдинский;
  6. Евдокия (Ефросиния), супруга благоверного князя Димитрия Донского;
  7. Евдокия Суздальская;
  8. Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский;
  9. Иов Анзерский;
  10. Кирилл и Мария, родители прп. Сергия Радонежского;
  11. Корнилий, игумен Псково-Печерский;
  12. Макарий Оптинский;
  13. Максим Грек;
  14. Князь Олег Брянский;
  15. Серафим Саровский;
  16. Филарет, митрополит Московский и Коломенский.

Теперь эти праведные люди входят в святцы Русской Церкви. Имена некоторых из перечисленных знакомы православному христианину. Кто-то из них был прославлен на Поместных Соборах второй половины XX века, а кто-то вошел в наш современный православный календарь без какого-либо прославления: почитание праведников в народе было так велико, что ни у кого и сомнений не было, что они не являются святыми. Просто в какой-то момент имена некоторых перешли из разряда почитаемых усопших в разряд святых.

Но поразителен следующий список, в котором Голубинский выделил тех святых, которые были в святцах на начало ХХ века, но их, по мнению Евгения Евстигнеевича, никто не почитает:

  1. Андрей Рублев;
  2. Даниил Черный;
  3. Варлаам Махрищский;
  4. Вассиан Псково-Печерский;
  5. Геннадий, архиепископ Новгородский;
  6. Князь Димитрий Донской;
  7. Ермоген, патриарх Московский и всея Руси;
  8. Елена, первая игумения Новодевичьего монастыря;
  9. Иларион, митрополит Киевский;
  10. Иов, патриарх Московский и всея Руси;
  11. Макарий, митрополит Московский;
  12. Никон, патриарх Московский и всея Руси;
  13. Сергий и Варвара, родители прп. Александра Свирского;
  14. Царь Феодор Иванович.

Если имена в святцах таких угодников Божьих, как Димитрий Донской, Андрей Рублев, Ермоген и Иов, патриархи Всероссийские[5], привычны для нас и не вызывают удивления, то однозначно интересно узнать, что в начале ХХ века в календаре были Патриарх Никон и царь Феодор Иванович (хоть и значатся они у Голубинского как непочитаемые).

Могли ли быть в списках Голубинского какие-то ошибки или неточности? Конечно! Этого не отрицает и сам Евгений Евстигнеевич, который пишет: «Отличить всех без изъятия усопших, принадлежащих к первому классу, от всех без изъятия усопших, принадлежащих ко второму классу, мы так же не имеем возможности, как не имеем возможности отличить всех канонизованных святых от всех почитаемых усопших… Поэтому весьма возможно, что то или другое количество усопших, принадлежащих к первому классу, мы поставили во втором классе и что, наоборот, то или другое количество усопших, принадлежащих второму классу, мы поставили в первом классе»[6]. Но, как оказалось, погрешность в списках может быть не только в том, что кто-то из праведников оказался не в своем списке.

Дело в том, что в списки сами по себе не были полны для своего времени, поэтому не могут быть неоспоримым историческим источником. Так, например, в перечне Голубинского мы не находим родителей преподобного Паисия Угличского – Иоанна Гавренева и жены его Ксении, которая является сестрой святого Макария Калязинского. Известно, что они почитались как местночтимые святые Угличской земли[7]. Активный церковный деятель конца XIX – начала XX вв. архиепископ Димитрий (Самбикин) указывал, что людьми в Тверской епархии почитаются родители все того же святого Макария – праведные Василий и Ирина, а также жена Макария Елена; почитались Савва и Стефанида, родители святителя Серапиона Сарского и Подонского, Стефан Колычев, отец святителя Московского Филиппа, и даже Симеон Бекбулатович[8]. В Калязине почитался до революции отрок Иоанн, над могилой которой даже возвели часовню, где постоянно совершались панихиды[9]. Не упоминается местное почитание второго архиепископа Вятского Ионы.

Но несмотря на недостающие имена и возможные погрешности, эти списки, как и сама книга Евгения Евстигнеевича, полезны. Книга формирует, например, правильный взгляд на почитание святых и их мощей, показывает историю прославлений угодников Божьих, и в целом дает пищу для размышлений церковным историкам. Но для нас важно то, что все эти явленные и неявленные праведники, вне зависимости от списков, молятся за нас перед Престолом Господним. 

Библиографический список

  1. Василиадис Н. Таинство смерти. – Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. – 591 с.
  2. Гадалова Г.С., Пономарева И.Г. Макарий (Кожин), прп. // Православная энциклопедия. Том XLII. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2016. С.451-455.
  3. Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – М.: Крутицкое Патриаршее Подворье; Общество любителей церковной истории, 1998 [Репринт]. – 594 с.
  4. Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской патерик. Краткие сведения о тверских местночтимых святых. – Казань: Типолитография Императорского Университета, 1908. – 223 с.
  5. Митропольский А.А. Краткие сведения о местночтимом в городе Калязине отроке Иоанне. – Тверь: Издание Тверской Ученой Архивной Комиссии, 1901. – 15 с.

 

[1] Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье; Общество любителей церковной истории, 1998 [Репринт]. С. 42.

[2] Василиадис Н. Таинство смерти. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С. 406.

[3] См. Список усопших, на самом деле почитаемых // Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. С. 313-345.

[4] См. Список усопших, на самом деле не почитаемых, но имена которых внесены в каталоги святых // Там же. С. 345-370.

[5] Святитель Иов прославлен в 1989 г., преподобный Андрей – в 1988 г., а священномученик Ермоген – в 1913 г.

[6] Списки почитаемых усопших // Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. С. 309.

[7] Гадалова Г.С., Пономарева И.Г. Макарий (Кожин), прп. // Православная энциклопедия. Том XLII. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2016. С. 451.

[8] Алфавитный указатель местночтимых святых Тверского края // Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской патерик. Краткие сведения о тверских местночтимых святых. Казань: Типолитография Императорского Университета, 1908. С. X-XIII.

[9] Митропольский А.А. Краткие сведения о местночтимом в городе Калязине отроке Иоанне. Тверь: Издание Тверской Ученой Архивной Комиссии, 1901. С. 13.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9