Женщина во дни месячных: может ли быть в Церкви?
Священников часто спрашивают, запрещает ли Православная Церковь женщинам в дни месячных вообще приходить в храм и участвовать в каких-либо Таинствах, ведь это физиологическое состояние – та сама ветхозаветная «нечистота». Автор статьи рассуждает на эту тему, основываясь на мнениях святых отцов.
Статья

Неоднократно поднимался вопрос о том, должна ли ходить в храм и участвовать в Таинствах Православной Церкви женщина, у которой наступили критические дни. Заранее хочу сказать, что эта статья – не попытка дать четкий ответ в пользу одной или другой точек зрения, но рассуждение, основанное на фактах, которые есть перед нашими глазами. Сразу замечу, что в тексте я намеренно привожу достаточно пространные цитаты: это сделано для того, чтобы не быть голословным и показать не свое мнение, а мнения авторитетных личностей.

В Ветхом Завете довольно много говорится о том, что должна делать женщина, у которой произошло кровотечение, и как должны в это время себя вести окружающие по отношению к ней: «Если переспит с нею муж, то нечистота ее будет на нем; он нечист будет семь дней…» (Лев. 15:24); «Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера…» (Лев. 15:19); «Если кто ляжет с женою во время болезни кровоочищения и откроет наготу ее, то он обнажил истечения ее, и она открыла течение кровей своих: оба они да будут истреблены из народа своего» (Лев. 20:18). Это далеко не все, что написано о месячных в Ветхом Завете. Однако прослеживается одна четкая мысль – женщина во время менструации является нечистой и каждый, кто прикоснется к ней, будет также нечистым.

В Святом Евангелии есть яркий эпизод об исцелении Спасителем кровоточивой женщины: «Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у нее остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицали, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! Народ окружает Тебя и теснит, и Ты говоришь: “кто прикоснулся ко Мне?” Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя; иди с миром» (Лк. 8:42-48).

Не буду давать каких-то своих комментариев, обращусь к словам одного святого отца. Преподобный Ефрем Сирин, разбирая этот евангельский эпизод, пишет следующие строки: «Итак, друзья Его человеческим естеством были утверждены в вере, враги же обличены и наказаны… Но враги Его более хотели положить Его себе камнем преткновения, говоря: не знает закона, так как женщина, нечистая по закону, прикоснулась к Нему, и Он не отверг ее. Те, которые лишали себя света, собственными руками закрывая (свои) главы, не поняли, что та сила, которой очищаются нечистые вещи, не может быть осквернена никакой нечистотой. Ибо если огонь своей силой очищает золото и другие нечистые вещи, не подвергаясь сам осквернению, то тем более сила Божества Христа очищает, не делаясь сама нечистой. Ведь огонь не нуждается в очищении и, действительно, ничто не может его осквернить. И чистое, и нечистое, если разделено некоторым расстоянием, смешивается (однако) вместе одним дуновением ветра и достигающим до него сильным солнечным жаром, откуда открывается, что нет ничего нечистого, кроме того, что порочит жизнь свободы»[1]. И это удивительное евангельское повествование перекликается со словами святого апостола Павла: «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим. 14:14). То есть можно увидеть, что не нечистота телесная, но скверна духа является истинным препятствием общения с Богом и причастности к Его дарам.

Беда Достопочтенный в своем труде «Церковная история народа англов» передает наставления святителя Григория Двоеслова. Святой отец Церкви касается и темы месячных у женщин. Вспоминая все тот же отрывок из Святого Евангелия, святой говорит: «Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ставить ей в вину то, что дано от природы и от чего она страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно ее недуг оставил ее. Почему же если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню? Ты скажешь: “Она страдала от недуга, а мы говорим о естественном порядке вещей”. Но ведь все, любимейший брат, от чего мы страдаем в нашем смертном теле через недуги, послано нам судом Божьим за грехи. Голод и жажда, жара, холод и усталость равно поражают нас по причине несовершенства нашей природы. И если мы едим, когда голодны, пьем, когда жаждем, охлаждаемся, когда нам жарко, тепло одеваемся в случае холода и отдыхаем, когда устали, то разве не естественно нам искать лекарство и от прочих недугов? Истечение крови у женщин есть тот же недуг, поэтому раз женщина, коснувшаяся в своей недужности одежды Господней, была права в своем дерзновении, почему то, что было позволено одной, не позволено и всем женщинам, страдающим от слабости своей природы?»[2].

Но на воспоминании евангельского эпизода о кровоточивой и указании о том, что во дни месячных можно присутствовать в храме, святитель Григорий не остановился. Он в своих рассуждениях приходит к тому, что в период менструации возможно даже причащение Святых Христовых Таин, но оставляет женщинам выбор – принимать Тело и Кровь Господа или воздержаться. Дабы никого не смутить, приведу (хоть и достаточно пространные) слова самого святого отца Церкви: «Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально; но, приняв его, она не совершит греха. Удел благочестивых душ – винить себя за дела сами по себе безгрешные, но коренящиеся в грехе. Так, когда мы голодны, не грех поесть, хотя голод возник вследствие греха праотцов. И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества. Несмотря на это, из-за несовершенства нашей природы мы оскверняемся против воли, и человек отвечает как за грехи, сотворенные сознательно, так и за те, что совершены невольно. Предоставьте женщин собственному разумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к таинству Плоти и Крови Господних, следует похвалить их за благочестие. Если же они, привыкнув к благочестивой жизни, захотят принять это таинство, не следует, как мы уже сказали, им в этом препятствовать. Если в Ветхом Завете рассматриваются обстоятельства внешние, то в Новом Завете главное внимание уделяется не тому, что вовне, а тому, что внутри, и наказание за это налагается с большей осторожностью. Тогда как закон запрещает есть многие вещи как нечистые, Господь в Благовествовании Своем говорит: “Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека”. И после этого поясняет: “…Ибо из сердца исходят злые помыслы”. Отсюда совершенно ясно, что всякая скверна, как показано Всемогущим Богом, исходит из скверны мысленной. Так и апостол Павел говорит: “Для чистых все чисто, а для оскверненных и неверных нет ничего чистого”. И далее, говоря о причине этого осквернения, он добавляет: “…Но осквернены и ум их, и совесть”. Посему, раз никакая еда не испортит того, чья душа не подвержена порче, почему должно считаться нечистым то, что у чистой душой женщины исходит от ее естества?»[3]. Этот мудрый ответ святого Григория можно кратко сформулировать так: если в дни месячных женщина в благочестивом порыве захочет принять Святые Дары, то останавливать ее по причине ее природного истечения нельзя, но если же возжелает воздержаться от Тела и Крови Господа, считая, что в таком состоянии она не имеет права приступать к Евхаристии, то подталкивать к Чаше или осуждать не стоит, следует поддержать ее в ее решении, но с разумением.

В «Канонических ответах святейшего Тимофея, епископа Александрийского» в шестом вопросе сказано, что женщина, хотящая креститься, у которой «приключится ей обычное», должна Святое Крещение «отложить, доколе очистится». В седьмом вопросе указывается, что если женщина захочет причастится, но в тот день у нее начнутся месячные, то ей не должно причащаться. Такого же мнения придерживается святой Дионисий Александрийский, который пишет в своем «Каноническом послании»: «О женах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним почитаю и вопрошать. Ибо не думаю, чтобы они, аще суть верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовы. Ибо и жена, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Ему, но только воскрилию. Молиться, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить помощи, невозбранно есть. Но приступать к Тому, еже есть святая святых, да запретится не совсем чистому душой и телом»[4].

Достаточно строго к этому вопросу относится и святитель Иоанн Постник, который в своем двадцать восьмом правиле пишет: «Второе правило святого Дионисия и седьмое правило Тимофея требую от жен, которые находятся “в очищении”, не прикасаться ни к чему, что свято. Это предписывает и старый закон; кроме того воспрещает им также сходиться с мужьями, ибо случается, что то, что сеется, бывает болезненно и слабо, вследствие чего божественный Моисей предписывал побивать камнями отца данного урода, ибо он, вследствие невоздержности жены, не дождался ее очищения. Предписывается на сорок дней оставлять без причастия женщину, которая, вопреки закону, дерзнет приступить к Божественным Тайнам».

В памятнике церковной литературы «Дидаскалия», которая традиционно датируется концом III – началом IV вв., несколько страниц уделено вопросу о днях женских ежемесячных очищений. Стоит привести основные моменты по проблеме из данного текста: «Женщина, если ты думаешь, что в продолжение семи дней твоих месячных очищений ты лишена Святого Духа, то, если в эти дни умираешь, ты умираешь пустой и без надежды <…> Разумей и виждь, что и молитва выслушивается Святым Духом, и Евхаристия принимается и освящается Святым Духом, и Писания суть слова Святого Духа и святы. Итак, если в тебе Святой Дух, зачем удерживаешь ты свою душу, чтобы не приближаться к делам Святого Духа? <...> Верующий исполнен Святого Духа, а неверующий исполнен духа нечистого, и его природа не принимает никакого чуждого духа… А ты, женщина, если утверждаешь, будто во дни твоих месячных очищений ты лишена Святого Духа, то, следовательно, ты становишься исполненной нечистого духа, так как нечистый дух обращается к тебе и находит место, входит и все время обитает у тебя. <…> Но снова я говорю тебе, женщина: если в продолжение семи дней твоего месячного очищения ты считаешь себя нечистой, согласно со Второзаконием, как же ты можешь быть чистой после семи дней без купели Крещения? <…> Ибо, утверждая Второзаконие, ты соглашаешься с проклятием, которое лежало на нашем Спасителе и презираешь Царя Христа, дарующего благословения достойным их… Поэтому, мои возлюбленные, избегайте подобных обычаев и удаляйтесь от них, ибо вы получили искупление, так что вы не должны снова связывать себя… Ибо согласно со Второзаконием, кто приблизится к мертвому или могиле, тот должен омыться. А вы, согласно Евангелию и силою Святого Духа, должны собираться и в усыпальницах, и читать в Священных Писаниях и совершать без ропота вашу молитву и вашу службу пред Богом, и приносить приятную Евхаристию, образ царственного тела Христа, как в ваших собраниях, так и на ваших кладбищах, и при погребении усопших…»[5].

Что-то странное: почему «Дидаскалия» ясно говорит о том, что месячные не считаются чем-то нечистым и не препятствуют общению с Богом, но в то же время святители Тимофей и Дионисий Александрийские и Иоанн Постник считают, что в это время женщинам запрещено входить в храм и участвовать в каких-либо таинствах? В чем может причина?

Первое, что можно предположить, – элементарная полярность мнений по данной проблеме. Второе и, скорее всего, самое точное – это проблема гигиены. Нужно понимать, что каких-либо средств, позволяющих женщине свободно перемещаться «в дни очищения» и не загрязнять помещение, в котором она находится, тогда просто не было. Поэтому и мог быть такой жесткий запрет для женщин находиться в храме в дни месячных. Однако сейчас ситуация изменилась: доступны средства гигиены. Так что же мешает приобщиться к Таинствам? Что запрещает молиться в храме?

При этом нужно понимать, что нельзя саму женщину заставлять или, наоборот, отвращать от хождения в храм и от участия в церковных Таинствах в дни месячных. Почему бы не оставить решение данного вопроса ее совести, согласно повелению ее души? Пастырям и благочестивым мирянам следует понимать, что данная проблема не является догматической, потому здесь могут существовать полярные мнения и каждый может иметь свою точку зрения, при этом не навязывая ее другому.

В заключение хочется отметить, что, конечно же, споры о том, можно ли женщине в дни менструации ходить в храм и участвовать в церковных Таинствах, продолжаются. Но мне хочет задать лишь один вопрос, на который должен честно ответить каждый читатель: принимает ли женщину, у которой наступили месячные, Сам Христос, если она хочет быть с Ним, кается в своих грехах и жаждет участия в Таинствах церковных? И можем ли мы такого человека останавливать на пути к Богу? 

Библиографический список

  1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в Синодальном переводе с комментариями и приложениями. – М.: Российское Библейское общество, 2010. – 2048 с.
  2. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. / пер. с лат., статья, прим., библиография и указатели В.В. Эрлихмана, отв. ред. С.Е. Федоров. – СПб.: Алетейя, 2003. – 363 с. – (Pax Britannica).
  3. Каноны, или Книга правил святых апостол, святых соборов, Вселенских и Поместных, и святых отец. – Минск: Братство в честь святого Архистратига Михаила, 2016. – 288 с.
  4. Прокошев П.А. Дидаскалия, т.е. Кафолическое учение двенадцати апостолов и святых учеников нашего Спасителя. – Томск: Типо-литография Сибирского Товарищества Печатного Дела, 1913. – 197 с.

[1] Глава седьмая // Ефрем Сирин, прп. Толкование на Четвероевангелие. Книга III. М.: Новое небо, 2018. С. 104-105.

[2] Книга первая // Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. / пер. с лат., статья, прим., библиография и указатели В.В. Эрлихмана, отв. ред. С.Е. Федоров. СПб.: Алетейя, 2003. С. 34-35.

[3] Книга первая // Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. С. 35.

[4] Каноническое послание иже во святых отца нашего Дионисия, архиепископа Александрийского и исповедника, к епископу Василиду // Каноны, или Книга правил святых апостол, святых соборов, Вселенских и Поместных, и святых отец. Минск: Братство в честь святого Архистратига Михаила, 2016. С. 148.

[5] Глава XXVI // Прокошев П.А. Дидаскалия, т.е. Кафолическое учение двенадцати апостолов и святых учеников нашего Спасителя. Томск: Типо-литография Сибирского Товарищества Печатного Дела, 1913. С. 186-191.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9