Братства и сестричества в современной деятельности Белорусской Православной Церкви
Одним из способов организации жизни на приходе является формирование православных братств. Инициативные прихожане, объединяющиеся в такие братства, могут эффективно заниматься благотворительной и миссионерской работой. В статье рассказывается о сестричествах и братствах Беларуси, об истории их формирования и основных направлениях деятельности.
Статья

В Православной Церкви всегда подчёркивалась значимость социальной, образовательной и благотворительной миссии как исполнения евангельских заповедей. Работа в этих сферах предоставляла возможность вовлекать прихожан в такую деятельность, которая позволит им как членам Церкви проявить себя, с одной стороны, а с другой — принести конкретную пользу обществу. Прихожане, имевшие желание оказывать нуждающимся социально-благотворительную помощь, нередко объединялись в организации — братства и сестричества, хотя в некоторых случаях предпочтение отдавалось работе без формальной организации[1]. Братства и сестричества, сохраняя свои религиозные основания, в то же время имеют черты общественных объединений, функционирующих во взаимосвязи с Белорусской Православной Церковью.

Если произвести краткий экскурс в историю, то можно отметить, что деятельность данных организаций, известная во времена ВКЛ и Российской империи, была в целом прекращена в годы преследований Церкви и господства атеистической идеологии. Большевистский режим препятствовал верующим проявлять себя вне церковной ограды. Поэтому возобновление деятельности братств и сестричеств стало возможным только после начала перестройки и постепенного ослабления жёстких ограничений в отношении Православной Церкви. К примеру, возрождение сестричеств в Беларуси относят к декабрю 1988 года, причём ключевую роль в этом процессе сыграл митрополит Филарет (Вахромеев), Патриарший Экзарх всея Беларуси (он управлял Белорусской Церковью с октября 1978 до декабря 2013 года). В проповеди после воскресной Литургии в Свято-Духовом кафедральном соборе владыка Филарет обратился к молящимся с предложением принять участие в посильной благотворительной работе, отметив, что помощь требуется в некоторых больницах Минска. Елена Зенкевич[2] отмечает: «На этот призыв откликнулось 20 человек, и 15 декабря 1988 года под председательством Владыки Филарета состоялось учредительное собрание Сестричества в честь святой праведной Софии Слуцкой, мощи которой почивают в Минском кафедральном соборе» [1]. Так была открыта новая страница в социально-благотворительном и образовательном служении Белорусской Православной Церкви, выросшая за три десятка лет в «многотомник» братско-сестринского служения.

 

Сестричества и Союз сестричеств

Возрождение братств и сестричеств открыло новые возможности для социальной, образовательной и благотворительной миссии Белорусской Православной Церкви. В стране росла религиозность, и возрождаемые организации пополнялись людьми, готовыми служить Церкви и обществу (в том числе оказывая помощь нуждающимся). Как правило, братства и сестричества стремились получить официальную регистрацию, приобрести статус юридического лица. Стремление объяснялось желанием иметь определённую степень автономности, в том числе в плане сбора пожертвований на социальные инициативы и участия в грантовых конкурсах международных фондов. Позднее на самых высоких уровнях БПЦ было решено структурировать и унифицировать процесс регистрации: юридический отдел Экзархата подготовил единый текст Устава братств и сестричеств. Также в Экзархате было принято решение, что регистрация будет позволена в случае реальной необходимости и при наличии хотя бы нескольких лет успешной работы братства или сестричества [2].

В ноябре 2000 года был учреждён Союз сестричеств милосердия (ССМ)[3], что позволило в некоторой степени формализовать деятельность сестричеств в Беларуси. С начала своей деятельности Союз не имел официальной регистрации, но в 2008 году получил статус «обособленного структурного подразделения»[4] Белорусского Экзархата. Одна из главных целей Союза, закреплённая в официальных документах, заключалась в «возрождении и развитии социального служения Белорусской Православной Церкви на основе христианских ценностей и традиций» [3]. Обычно в Секретариате ССМ трудилось 3-4 штатных сотрудника, из них только двое работали на полную ставку. В основном деятельность организации строилась вокруг следующих направлений: (1) развитие сотрудничества и диаконического служения, (2) информационно-образовательная деятельность, (3) проектная деятельность и (4) организационно-административная деятельность. При этом наиболее успешной была проектная деятельность: ССМ принимал участие в ряде международных проектов, таких как «Без барьеров» (помощь людям с инвалидностью), «Женщины в действии», «Помощь жертвам домашнего насилия» и ряде других. В большинстве случаев финансирование осуществлялось за счёт грантов, предоставленных иностранными религиозными объединениями или международными организациями. Финансовая помощь от Экзархата практически отсутствовала, а добровольные пожертвования, собираемые в Беларуси, не всегда покрывали даже базовые расходы Союза сестричеств [4; 5].

Следует отметить, что ССМ никогда не обладал формальной контролирующей функцией. Даже после придания Союзу статуса обособленного структурного подразделения Экзархата сестричества продолжали функционировать в качестве структурных подразделений приходов либо в тесном сотрудничестве с приходами, под патронажем приходских священников. В апреле 2019 года, по решению Синода БПЦ, Союз сестричеств был преобразован в Ассоциацию сестёр милосердия Белорусской Православной Церкви. В некоторой степени это решение понизило статус организации, поскольку Ассоциация стала структурным подразделением одного из отделов Экзархата — Отдела церковной благотворительности и социального служения [6]. По мнению протоиерея Кирилла Шолкова, руководителя отдела, «Ассоциация для нас — лучший вариант, поскольку сестричества подчиняются священникам и архиереям, и у нас нет необходимости в централизованной организации» [7]. Однако в настоящий момент неясно, как будет функционировать ассоциация и будут ли у неё возможности для реализации международных проектов, аналогичные возможностям Союза сестричеств. Например, Елена Зенкевич не в полной мере разделяет оптимистический взгляд на будущее ассоциации.

Следует отметить, что за последние двадцать лет произошёл существенный количественный рост сестричеств: речь идёт о почти семикратном увеличении (см. таблица 1).

Таблица 1. Число сестричеств Белорусской Православной Церкви. Источник: [4; 5].[5]

Год              Количество сестричеств

1999

31

2000

53

2001

68

2003

82

2004

84

2006

98

2008

114

2010

127

2012

131

2017

178

2020

около 200

 

Сведения, приводимые в таблице, учитывают как зарегистрированные, так и незарегистрированные организации, поэтому расходятся с официальными данными. Согласно информации, размещённой на сайте Уполномоченного по делам религий и национальностей, в Беларуси зарегистрировано 15 братств и 10 сестричеств[6] . При учёте незарегистрированных организаций количество сестричеств достигает почти 200, а братств — 35[7]. Отсутствие формальной регистрации объясняется тем, что в большинстве случаев социально-благотворительная деятельность осуществляется без регистрации, в качестве структурных подразделений приходов. Поскольку число членов братств/сестричеств колеблется от 3 до 200, можно утверждать, что в данную работу сейчас вовлечено несколько тысяч человек, при доминировании Минска и западных регионов Беларуси (особенно Брестской области). Как было отмечено митрополитом Павлом (Пономарёвым), занимающим пост предстоятеля БПЦ с декабря 2013 года, «Долгие годы социальное служение в Белорусской Православной Церкви осуществлялось почти исключительно силами сестёр милосердия» [9].

В Минске (а также за пределами столицы) наиболее известной и деятельной структурой является Сестричество при Свято-Елисаветинском монастыре (в Новинках). Также активно работают сестричества при многих минских приходах: Сестричество в честь прав. Софии Слуцкой при Кафедральном Соборе, Сестричество во имя прп. Ефросинии Полоцкой при храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Сестричество при Покровском храме в Крупцах, Сестричество во имя св. Марии Магдалины при одноименном храме, Сестричество в честь св. великомученицы княгини Елисаветы и инокини Варвары при «Доме милосердия» и другие. Если говорить о регионах, то в качестве интересных и значимых примеров работы можно рассматривать деятельность сестричеств в Лиде и Новогрудке (Гродненская область). Эти сестричества активно работают в сфере образования, помощи детям-сиротам и жертвам домашнего насилия, причём эффективность их работы не уступает столичной.

 

Сестричество преп. Ефросинии Полоцкой в Лиде

Сестричество было учреждено в 1997 году; в том же году оно получило официальную регистрацию в качестве религиозной организации. Основные направления работы — помощь детским домам, больницам и жертвам домашнего насилия. Говоря о характере и мотивации своей деятельности, сестричество подчёркивает, что действует «по правилам и традициям Русской Православной Церкви», для того чтобы исполнить долг «благотворительности и милосердия, служения и помощи нуждающимся, детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей, больным и престарелым», а также оказывать содействие «религиозному образованию, воспитанию нравственности и благочестия, развитию полезного отдыха, заботе о здоровье и благоприятных отношениях в семье». Членами сестричества являются более 40 человек — это представители самых различных профессий и сфер деятельности. Например, старшая сестра Жанна Воронис много лет работала на административной должности в ОАО «Лидсельмаш», параллельно посвящая своё время и силы социально-благотворительной деятельности[8] [10, с.1].

С первых месяцев своего существования сестричество наладило регулярную помощь детскому дому[9] в Лиде, хотя потребовалось некоторое время, чтобы получить соответствующее разрешение от городского отдела образования. Сёстры, имеющие квалификацию для работы с детьми, проводили беседы в детском доме, организовывали торжества, посвящённые главным религиозным праздникам, а также поездки по Беларуси. Ежегодно начиная с 2000 года сестричество организовывало летний лагерь для детей-сирот, деятельность которого описывается так: «Бывать в этом лагере дети очень любят, так как только здесь они могут получить именно то, что им нужно больше всего, — ощущение свободы, самостоятельности, самоценности, ну и конечно хоть на маленький промежуток времени почувствовать себя большой и дружной семьей, где каждый проявляет заботу, любовь и уважение. Здесь каждый ребенок — член большой семьи. Здесь нет трудных, здесь одинаково достаточно трудно всем. Непросто, конечно, и сестрам работать в этом лагере, т. к. в работе с этими детьми нужно быть примером во всем: в словах, делах и в любых мелочах» [10, c. 2].

Одно из важнейших направлений работы в лидском сестричестве — это противодействие домашнему насилию. С января 2010 года в городе реализуется проект «Помощь жертвам домашнего насилия», нацеленный на предоставление консультативной помощи и убежища женщинам (в том числе с детьми), подвергающимся физическому насилию со стороны членов семьи. Работа была организована следующим образом: арендована квартира для временного бесплатного размещения женщин, пострадавших от насилия; открыт телефон доверия (работающий 24 часа в сутки, 7 дней в неделю); организованы регулярные семинары для семей, членов сестричества и священников. Первоначально финансирование предоставлялось сестричеством и фондом «Православная инициатива». С 2011 по 2015 годы проект финансировался Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА), что позволило обеспечить адекватные денежные поступления по всем направлениям деятельности. Однако после 2015 года (и до настоящего времени) единственной организацией, финансирующей проект, является сестричество. Отчасти это привело к уменьшению материальных возможностей: убежище предоставляется только в критических случаях и за чертой города. Но проект продолжает действовать, предоставляя круглосуточные консультации психолога пострадавшим от домашних тиранов. Для Беларуси, где не всегда уделяется адекватное внимание проблематике домашнего насилия, деятельность такого центра, тем более под эгидой наиболее крупной конфессии, имеет очень важное значение.

 

Сестричество св. апостола Иоанна Богослова в Новогрудке

Сестричество было основано в 1999 году, получило официальную регистрацию в 2000 году. В настоящее время членами сестричества является 14 человек, в основном это сотрудники образовательных учреждений города. Учитывая сферу работы членов сестричества, вполне логично, что основное направление его деятельности связано с образовательным служением, или, как указано на сайте сестричества, с «духовно-нравственным и религиозным образованием». За 20 лет сестричеству удалось наладить успешные взаимоотношения с местными образовательными учреждениями и государственными структурами. В практическом плане было достигнуто следующее. Во-первых, во всех школах Новогрудка преподаются факультативные курсы «Основы православной нравственности (культуры)» — по программам, одобренным Министерством образования. Во-вторых, два раза в неделю работает Воскресная школа при сестричестве; также сестричество располагает собственной библиотекой, имеющей коллекцию фильмов и книг. Кроме этого, члены сестричества разработали учебные пособия по Закону Божию, основам Ветхого и Нового Заветов.

Следует также отметить, что сестричество все эти годы работает с уязвимыми группами населения; в контексте этой работы в июне 2018 года была основана социальная служба «Рука помощи», оказывающая помощь одиноким людям и инвалидам. В отчётах сестричества также упоминается регулярное проведение мероприятий с учреждениями образования и культуры и достижение большей заинтересованности родителей в духовном воспитании детей [11]. Практические результаты, по мнению старшей сестры Ирины Кокош, замечаются в том, что школьники становятся менее агрессивными, более уважительными по отношению к старшим, меньше сквернословят, терпимее относятся к недостаткам ближнего и задумываются о смысле жизни.

При содействии сестричества с 2002 года в школе №1 Новогрудка[10] функционирует инновационная площадка по духовно-нравственному воспитанию. Сейчас уже можно говорить о положительном значении этой инновации: вырос престиж школы, многие родители стали отдавать ей предпочтение по сравнению с другими учебными заведениями города. Как отмечали протоиерей Вадим Кузьмич[11] и Ирина Кокош, оценивая итоги работы инновационной площадки, «на глазах меняется поведение школьников: грубияны смягчаются, меняются манеры, родители благодарят за то, что дома дети становятся послушными и более внимательными» [12]. Очевидно, что работа сестричества помогла улучшить морально-нравственный климат в городе и даже способствовала снижению подростковой преступности.

 

Братства: миссионерство и просвещение

Белорусские братства занимаются не только (и не столько) социальной деятельностью; важной составляющей их работы являются миссионерские и образовательные проекты. Следует отметить, что у братств никогда не существовало республиканской зонтичной структуры, аналогичной Союзу сестричеств, хотя некоторые из них (молодёжные братства) осуществляют свою деятельность в тесном сотрудничестве с Синодальным молодёжным отделом БПЦ. Полагаю, что братства в целом можно классифицировать по двум основным группам (категориям), исходя из особенностей их повседневной деятельности.

Во-первых, «братства как дискуссионные клубы», функционирующие в качестве места встречи или дискуссионного пространства для членов прихода и тех, кто с ними связан. Братчики организуют регулярные встречи с обсуждением вопросов, находящихся на стыке религии, политики и морально-нравственных дилемм. Иногда дискуссии концентрируются в сугубо богословской плоскости, включают в себя обмен мнениями по проблематике языка богослужений, взаимоотношения с другими православными (или неправославными) церквями, роли мирян в Церкви и т. п. В качестве классического примера первой группы можно рассматривать Братство преподобномученика Серафима Жировичского при минском храме в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». В информационном листке отмечается, что главная цель этого братства — «сплочение молодых людей, юношей и девушек, стремящихся жить в вере Христовой, для активного участия в жизни Православной Церкви, в том числе для содействия в сохранении духовных и культурных ценностей народа Белой Руси». Листок содержит информацию о следующих направлениях деятельности братства: совместные путешествия, посещение выставок, кинотеатров, музеев, занятия спортом, а также евангельские беседы, издание информационно-просветительских листков и «оказание помощи во время церковных праздников и в обустройстве прихода» [13]. Очевидно, что в этом случае речь идёт преимущественно об организации культурного и творческого досуга для братчиков и всех, кто с ними связан.

Вторая группа — это братства, занимающиеся миссионерской и образовательной работой. Здесь наглядным примером может служить деятельность Братства в честь Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия при Петро-Павловском соборе в Минске. Это братство, основанное в 1992 году, активно использует белорусский язык в своей деятельности и содействует более широкому его распространению в церковной жизни. Например, члены братства участвуют в работе Библейской комиссии по переводу на белорусский язык Священного Писания, занимаются изданием переведенных библейских и богослужебных текстов, а также других книг духовно-религиозного содержания на белорусском языке. Братство ведёт активную публикационную деятельность, издавая ежегодно два церковных календаря на русском и белорусском языках. При этом русскоязычный календарь включает в себя определенное тематическое приложение: о семье и семейной жизни, святых местах, поместных Православных Церквях, с объяснением богослужений и т. п. «Беларускі праваслаўны каляндар» раскрывает особенности традиций Православной Церкви в Беларуси, традиции почитания белорусских святых, местночтимых икон и святых мест, знакомит с жизнью и деятельностью исторических и современных церковных деятелей Беларуси. Братство также издаёт журнал «Православие» и осуществляет деятельность «Лаборатории церковной истории», занимающейся исследованием церковной истории Беларуси. Кроме этого, на базе братства был организован «Круглый стол» по социальному церковному служению, который позже перерос в самостоятельную организацию, зарегистрированную как Межконфессиональная миссия «Христианское социальное служение» [14].

Следует отметить, что Братство святых Виленских мучеников имеет официальную регистрацию; бывший председатель Братства (в 1992-2019 гг.) Николай Матрунчик объяснил, как проходила регистрация и почему вообще возникла в ней необходимость: «Примерно через год после создания братства мы получили одобрение церковных властей для регистрации. Митрополит Филарет всегда доверял нам и поддерживал наши инициативы. Своей деятельностью братство уже было известно и в Беларуси, и в диаспоре, так что у регистрирующей организации также не было претензий. Кроме этого, на тот момент у нас появились возможности для развития международного сотрудничества, и наши зарубежные партнёры хотели сотрудничать с официально зарегистрированной организацией» [15].

Николай Матрунчик также отметил, что существовали планы по созданию Союза православных братств Беларуси, и в этом направлении были сделаны определенные шаги, причём митрополит Филарет был не против данной инициативы. Но реализовать идею не удалось, возможно, по той причине, что подобный союз братств в России вызвал настороженное к себе отношение церковных властей. По мнению Н. Матрунчика, по характеру своей деятельности братства можно рассматривать как общественные организации, но с оговоркой, что все они (даже имеющие официальную регистрацию) подчинены церковным структурам и должны согласовывать свою деятельность с церковноначалием. Действительно, о такой подчинённости говорят и официальные представители Церкви. Например, пресс-секретарь БПЦ протоиерей Сергий Лепин, комментируя проверку Братства Виленских мучеников, подчеркнул, что «братство является официальной структурой БПЦ, а не частной гражданской инициативой. <…> Руководство братства подотчетно иерархии БПЦ и находится в прямом подчинении ей» [16].

Можно отметить, что в большинстве случаев создание братств и сестричеств происходит, когда в приходе находятся активные, неравнодушные люди, готовые выполнять благотворительную, образовательную, миссионерскую и информационную работу, объединяя других заинтересованных в формальную структурную единицу. При этом мотивация может быть самой различной — от желания исполнить евангельские заповеди о служении ближнему до стремления сформировать «настоящую общину». Затем, как правило, инициативу мирян, поддержанную приходскими священниками, рассматривает и утверждает правящий архиерей соответствующей епархии Белорусской Православной Церкви.

Как объяснил иерей Павел Сергеев, создавший в Минске Братство святого апостола Иоанна Богослова, он не видел в Кафедральном соборе настоящей евхаристической и молодёжной общины, и ему хотелось изменить сложившееся положение. В начале 2010-х, ещё не будучи священником, Павел Сергеев предпринял ряд важных шагов для того, чтобы основать братство: «Я приглашал людей из Кафедрального собора на встречи, распространял соответствующие листовки. Мы начали собираться с июля 2011 года. Вначале нас было пять человек, к октябрю 2011 года — уже около двадцати. Мы решили начать нашу работу с социального служения, помогая, например, детям с ДЦП. Люди к нам очень быстро присоединялись. Мы принимали всех, даже не обязательно церковных людей, поскольку нашей главной целью было социальное служение» [17].

Как было упомянуто ранее, большинство братств и сестричеств работают без официальной регистрации (и это в целом не создаёт препятствий в избранной ими деятельности). Выбор в пользу регистрации (получения юридического лица) обусловлен необходимостью сотрудничества с зарубежными структурами (или иными подобными причинами). Как объяснил отец Павел, его решение зарегистрировать Братство св. Иоанна Богослова было связано со стремлением «быть независимым, привлекать внешние ресурсы, чтобы не просить финансирования у Церкви». Однако процесс оказался непростым: «Регистрация длилась полгода. Мы должны были подтвердить, что мы реальное братство, а не какая-то сектантская организация. Документы, которые мы приносили в офис Уполномоченного по делам религий, периодически пропадали. Нам приходилось приносить их снова. Мы разработали новый устав, с новыми направлениями работы, но каждый раз нас просили внести небольшие исправления — например, поставить запятую в другом месте. Всё шло по замкнутому кругу; в конечном итоге мы решили прекратить личное общение с аппаратом Уполномоченного и начали отправлять все документы заказными письмами. Гуляко [Уполномоченный по делам религий] даже приходил в Минскую епархию, пытаясь не допустить нашей регистрации. Ситуация изменилась только тогда, когда наше братство защитил митрополит Филарет. Для меня до сих пор остаётся загадкой, по какой причине аппарат Уполномоченного по делам религий опасался регистрации небольшого молодежного братства» [17].

Вместе с тем можно предполагать, что ситуация с Братством св. Иоанна Богослова была исключением, а не правилом, так как в большинстве случаев регистрация проходила беспрепятственно[12]. Государство в целом сохраняет лояльное отношение к деятельности братств и сестричеств, вне зависимости от наличия или отсутствия регистрации. Незарегистрированные братства и сестричества имеют возможность действовать через приходы или епархии, особенно в тех регионах, где епархиальные архиереи благосклонно относятся к их деятельности.

 

Заключение

Братства и сестричества Белорусской Православной Церкви в настоящее время обрели своё место и положение не только в религиозном пространстве, но и в пространстве гражданского общества, функционируя как религиозные и негосударственные организации. Таким образом для членов Церкви была открыта возможность посвятить своё время и силы служению обществу в тех областях, где это служение особенно востребовано. Сотни человек вовлечены в каждодневную помощь больным и обездоленным, инвалидам и неимущим. Также проделана немалая работа в образовательной сфере, в том числе подготовка учебных материалов по вопросам домашнего насилия, алкогольной и наркотической зависимости, взаимоотношений в семье и воспитания детей. Значимость этой работы особенно заметна на региональном уровне, поскольку нужды людей, живущих за пределами столицы, не всегда должным образом учитываются государственными и негосударственными структурами.

Следует также отметить, что помимо важной социальной, благотворительной, информационной и образовательной работы сестричества и в особенности братства выполняют функцию мест собраний и дискуссий для представителей религиозных общин. Вместе с тем большая часть из них не имеет официальной регистрации, что в целом отражает политику БПЦ в этом направлении, а также тот факт, что функции, выполняемые братствами и сестричествами, как правило, не требуют статуса юридического лица. В целом развитие и роль данных организаций во многом зависит от позиции епархиальных архиереев Церкви. В регионах, где архиереи настроены на поддержку, роль братств и сестричеств обычно более значительна и заметна как на епархиальном, так и на приходском уровне.

Список использованных источников

 

  1. Зенкевич, Елена. Статья для БАСР.
  2. Авторское интервью с Еленой Зенкевич. г. Минск, 21.02.2020.
  3. О Союзе сестричеств милосердия [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://www.sestra.by/about/o-soyuze-sestrichestv (дата доступа: 11.05.2020).
  4. Описательный отчет о деятельности Союза сестричеств милосердия Белорусской Православной Церкви за 2017 год. Минск: 2017.
  5. Отчет о деятельности Союза сестричеств милосердия Белорусской Православной Церкви за 2015 год. Минск: 2015.
  6. Журнал Заседания Синода Белорусского Экзархата от 16 апреля 2019 года [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://church.by/docs/zhurnaly-zasedanija-sinoda-belorusskogo-ekzarhata-ot-16-aprelja-2019-goda (дата доступа: 11.05.2020).
  7. Авторское интервью с протоиереем Кириллом Шолковым (по телефону). 03.2020.
  8. Уполномоченный по делам религий и национальностей. Информация о конфессиональной ситуации в Республике Беларусь [Электронный ресурс.] Режим доступа: https://belarus21.by/Articles/1439296790 (дата доступа: 11.05.2020).
  9. 30-летие возрождения сестринского служения отметили в Беларуси. [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://www.church.by/news/30-letie-vozrozhdenija-sestrinskogo-sluzhenija-otmetili-v-belarusi (дата доступа: 11.05.2020).
  10. Воронис Ж.Л. Сведения о Сестричестве в честь преп. Евфросинии Полоцкой.
  11. Вадим Кузьмич и Ирина Кокош. ОТЧЕТ Сестричества в честь Святого апостола Иоанна Богослова в г. Новогрудке за 2018 год.
  12. Кокош Ирина. Возвращение к истокам. Новогрудок: 2012.
  13. Братство в честь преподобномученика Серафима Жировичского [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://hramvp.by/images/brat.pdf (дата доступа: 11.05.2020).
  14. Приход Свято-Петро-Павловского собора г. Минска (2007). Брацтва ў гонар Віленскіх мучанікаў Антонія, Іаана і Яўстафія [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://sppsobor.by/bractva/vilna/zvestki-pra-bractva/409#more-409 (дата доступа: 11.05.2020).
  15. Авторское интервью с Николаем Матрунчиком (по телефону). 28.02.2020.
  16. Отец Сергий Лепин: Матрунчик реагирует на проверку Братства импульсивно и неадекватно [Электронный ресурс.] Режим доступа: https://nn.by/?c=ar&i=236471&lang=ru (дата доступа: 11.05.2020).
  17. Авторское интервью со священником Павлом Сергеевым (по телефону). 26.03.2020.

 

 

[1] В этом плане интересен пример минского прихода иконы Божией Матери «Всецарица». По словам настоятеля, протоиерея Кирилла Шолкова, в приходе нет братств или сестричеств, но есть около 400 волонтёров, выполняющих различную социальную и благотворительную работу.

[2] Зенкевич Елена Евгеньевна — исполнительный секретарь Союза сестричеств милосердия Белорусской Православной Церкви в 2008-2019 гг.

[3] Как отметил митрополит Филарет (Вахромеев), «Добровольное движение стало для мирян формой осознания своего места и своего значения в мистическом теле Церкви. <…> Для поддержания и развития их деятельности в Белорусском Экзархате создан Союз сестричеств, благодаря которому во многом стихийное движение обрело форму и статус системно организованного и научно скоординированного процесса».

[4] Данный статус позволял иметь юридический адрес, счёт в банке, нанимать работников, а также сотрудничать с зарубежными организациями.

[5] По словам Елены Зенкевич, «Деятельность Союза сестричеств осуществлялась на добровольной основе, акцент делался не на количестве, а на качестве работы, и тесное сотрудничество осуществлялось с теми сестричествами, которые обращались за консультациями, принимали участие в общих проектах и т.п. Поэтому сведения о количестве довольно приблизительные».

[6] Аппарат Уполномоченного отказался предоставить список этих братств и сестричеств, поэтому нет возможности указать их территориальное происхождение.

[7] Сведения за 2008 год. К сожалению, автору не удалось получить в Экзархате более свежие данные о братствах.

[8] Сама Жанна Воронис отмечает также большой вклад протоиерея Алексия Глинского, духовника сестричества.

[9] Лидский детдом был расформирован в 2015 году. По словам Жанны Воронис, сейчас сёстры помогают детскому социальному приюту в Лиде.

[10] Ранее школа №2.

[11] Духовник сестричества.

[12] На данный момент мне не удалось получить уточняющей информации, несмотря на сделанные запросы. Аппарат Уполномоченного по делам религий и национальностей отказывается предоставлять имеющиеся в его распоряжении сведения.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9