Православный пост в постсекулярном обществе (на примере России). Часть II
Во второй части статьи, посвященной практике поста в современном обществе, на основе обширного анализа электронных источников описывается отношение к постной кухне современного священства и мирян. Участников дискуссии можно приблизительно разделить на две группы: первая придерживается традиционных правил поста (воздержание от продуктов животного происхождения), вторая изобретает собственные практики (воздержание от сладостей или переход на более дешевую пищу). Обе группы стремятся найти аргументы в поддержку своего выбора.
Статья

4. Постная кухня

Послабление поста не означает его отмены. И здесь снова появляется вопрос: что есть и от чего воздерживаться. Участников дискуссий можно поделить примерно на две группы: настаивающих на «традиционных» правилах поста, которые были сформулированы Церковью в первые века (воздержаниие от продуктов животного происхождения), и изобретающих новые правила, слабо связанные с церковной традицией. Обе группы пытаются найти рациональные аргументы в пользу предпочитаемых практик.

Иногда первая группа, особенно священники, просто апеллирует к Преданию Церкви, не давая дополнительных объяснений. Например, Его Блаженство Онуфрий, Митрополит Киевский и всея Украины, советует: «Исполнение поста – это выражение нашего послушания Господу и Его Святой Церкви» (Онуфрий, 2018). Игумен Нектарий (Морозов) пишет, что «речь идет не о самоистязании по собственному же произволу, а о том, чтобы склонить голову перед церковным установлением, которое на первый взгляд кажется непонятным, нелогичным, устаревшим» (Морозов, 2009). Похожие взгляды выражают и миряне: «Постимся мы, потому что так установил Бог. И все!» (Цели поста, 2014).

Большинство людей не готовы просто следовать традиции, поскольку открыли ее для себя недавно, а не унаследовали от семьи или общины. Они продолжают искать более пространные и рациональные объяснения. Если в досовременном аграрном обществе, где выбор пищи был невелик, пост не являлся темой для обсуждения, то в наше время вызовом для практики поста стало бесконечное множество возможностей в сфере питания, а также, что немаловажно, растущая пищевая сознательность людей. Современные верующие – даже преданные традициям – рассматривают пост как нечто, нуждающееся в объяснении. Они нуждаются в строгих, но умопостигаемых и рациональных правилах. Новые объяснения иногда подрывают позиции традиционалистов, а иногда играют им на руку. В результате граница между традиционным и нетрадиционным подходами к посту часто размыта. Некоторые верующие постятся в соответствии с Типиконом, но по самостоятельно изобретенным причинам. Другие, напротив, составляют новые пищевые схемы, стремясь сохранить «дух поста» в собственном понимании.

Общепринятым в Церкви рациональным аргументом в пользу отказа от продуктов животного происхождения является понимание поста как средства борьбы со страстями (Мещеринов и Смирнова, 2011; Морозов, 2011; Стеняев, 2015; Попов, 2016). Речь о так называемых плотских страстях – похоти, чревоугодии, пьянстве, гневе, и их производных – мести, сквернословии и т. д. (Попов, 2016). Принятие пищи как таковое грехом не является; чревоугодие – злоупотребление пищей – грех. Мясо и другие продукты животного происхождения рассматриваются как «тяжелые», основательные виды пищи, способные разжигать страсти. В прошлом – по тем же причинам – достойными воздержания считались пряности, хотя сейчас эти рекомендации устарели.

Поскольку воздержание от продуктов животного происхожения пропагандируют аскеты разных религий, это объяснение выглядит рациональным и верующие его принимают: «Для меня пост – активизация военных действий против сатаны и его страстей» (Цели поста, 2011); «Главное в пост не борьба с мясом\молоком\сладким или лишним весом... Главное – это борьба со своими страстями и покаяние» (Диета по Уставу, 2018). Некоторые участники дискуссий считают пост практикой превращения здоровых людей в «больных» с целью умерщвления плоти: «Цель у поста иная, чем у диеты. Когда читаем об усмирении плоти – это же, другими словами, ослабление здоровья!» (О пользе поста для телесного здоровья, 2013b); «Для чего, в сущности, установлен телесный пост – воздержание в пище? Для укрощения плоти, плотских желаний. Мясо в этом отношении – "огненное"…» (Что «постнее»? И другие вопросы питания в пост, 2008b). Иногда участники форумов открыто подчеркивают, что пост должен ослаблять сексуальные желания: «Это даже и чисто физиологически обоснованно – животный белок ведь нужен для образования половых гормонов. А ограничение в пище помогает нам в воздержании от супружеских отношений». (О пользе поста для телесного здоровья, 2013a). Церковные комментаторы в данной ситуации обычно уклончиво говорят о «страстях» в целом.

Можно возразить, что христиане должны бороться со своими страстями постоянно, а не только в период поста. Но существует логичное объяснение, которое легко найти в общем церковном дискурсе. Одна из лучших формулировок предложена отцом Дмитрием Смирновым: «Воздержание служит тому, чтобы воспитать нашу волю, так что мы можем удержаться от соблазна. И как раз тренировочный полигон – это наш пост. <…> Сначала человек воздерживается в пище, потом человек воздерживается в поступках, потом человек воздерживается в словах, потом человек воздерживается в мыслях, потом человек воздерживается в чувствах. <…> Но нужно всегда иметь в виду конечную цель» (Смирнов, 2012). Метафора поста как тренировочной площадки для борьбы со страстями популярна и широко используется (см.: Легойда, 2011); она встречается в аскетической литературе для монашествующих и в посланиях св. апостола Павла.

Помимо борьбы с плотскими страстями, в текущем дискурсе приводятся по крайней мере три других рациональных аргумента в поддержку воздержания от продуктов животного происхождения. Первый представляет пост как здоровый образ жизни, средство «очищения» тела. Здесь апология традиционного поста имеет много общего с вегетарианством. Аргументация представляет мясо не «разжигающим страсти», а «вредным»; духовная чистота заменяется на телесную. Игумен Анатолий Берестов, врач, писал в известной книге «Грех, болезнь, исцеление»: «Усиленное употребление мяса вызывает бродильные процессы, при которых интенсивно размножается условно-патогенная (“вредная”) микрофлора» (Берестов, 2000). Хотя презрение к мясу как таковому нехарактерно для православия и служило основанием для прекращения церковного общения (Тихон, 2004), такого рода аргументы распространены относительно широко. В противоречии с процитированным выше принципом «пост не диета», клирики и миряне пропагандируют пост как продвинутую, исцеляющую диету. Рецепты часто заканчиваются утверждениями, что приготовленная таким образом пища является здоровой и «выводит шлаки» (см.: Воронина, 2011, сс. 314-317). Например, участница форума заканчивает рецепт постной овсянки следующим образом: «Данное блюдо хорошо абсорбирует шлаки и способствует их выводу из организма» (Постные рецепты, 2008). Другая участница категорически утверждает: «На самом деле, с точки зрения полезности, чем меньше животных жиров, тем лучше. (А лучше вообще исключить, по возможности)» (Всем поклонникам правильного питания посвящается, 2015). В противоположность ранее обсуждавшемуся пониманию поста как умерщвления плоти, многие верующие провозглашают, что пост сделает плоть еще крепче: «Кстати, соблюдение поста может многих болящих подцелить» (Пост не по Типикону – спасение или погибель? 2013). Стремление к здоровому питанию иногда снимает с повестки дня различия между животной и растительной пищей. Т.мВоронина пишет, что в период поста люди перходят на травяные чаи, чтобы улучшить здоровье (Воронина, 2011, с. 303), хотя черный чай не является скоромным продуктом. Сайт Pravlife.org опубликовал статью, предлагающую сделать пост еще более здоровым, воздерживаясь от использования лифтов или воспользовавшись периодом поста для посещения зубного врача (Выхованец, 2018). В то же время другие священники и миряне утверждают, что пост не призван сделать нас здоровыми: «Мы говорим про здоровье, которое укрепляется постом – это для начинающих, чтобы как-то их увлечь» (Попов, 2016).

Второй аргумент в поддержку воздержания от животных продуктов, в том числе рыбы, который также напоминает вегетарианство, заключается в том, что таким образом предотвращается жестокое обращение с животными: «Мысль о том, что хотя бы 50 дней ради меня никого не убивают – греет. И пока я пощусь легко и радостно с этой мыслью» (Вегетарианство и православный пост, 2018b). Такие объяснения редки, даже экзотичны, но они очевидно не совпадают с установившейся церковной позицией по вопросу употребления в пищу мяса. Хотя такие аргументы выглядят поддержкой традиционного поста, на самом деле они двусмысленны. Православный пост – не веганство, рыба – в отличие от молока и яиц – общепринятый постный продукт. Таким образом, защита животных может легко стать аргументом против традиционного поста, в пользу употребления молочных продуктов и неоплодотворенных яиц. Аргументы, приведенные ниже, еще более двусмысленны.

Сторонники традиционного поста часто утверждают, что постная пища не только здоровая, но и вкусная, намного лучше обычной. Батюшка Гермоген сопровождает рецепт постного текста замечанием: «Тесто получается настолько легкое и вкусное, что многие мои знакомые готовят его не только постом, но и в праздники» (Студия Неофит, 2011). Упоминание о вкусности типично для большинства рецептов в интернете и других источниках. Некоторые люди не видят проблемы в том, чтобы есть вкусную постную пищу: «Когда моя мама ругает меня по поводу поста, я ей говорю, что в пост еда лучше, чем в обычное время!» (Постный стол на Новый год, 2009); «В кафе сегодня пришлось идти, ела кабачок, фаршированный рисом с пережаренной морковкой, луком и грибами – никогда бы не подумала, что это так вкусно» (Великий пост. Наше меню на завтра, 2016a). Другие верующие считают, что употребление в пост вкусной пищи является особой разновидностью греха чревоугодия – гортанобесием. По их мнению, вкусные постные блюда противоречат если не букве, то духу поста: «Но вот я готовлю вполне себе постное блюдо – гречка с грибами! А оно мне нравится ну больше мяса! И что ж получается, уже не пост это?» (Понуждение себя Христа ради, 2012); «В пост едим чрезвычайно много вкусных вещей <…> Не самообман ли это?» (Что «постнее»? И другие вопросы питания в пост, 2009a). Подобные сомнения и тревоги не были присущи предыдущим поколениям, которые изобрели много способов приготовления вкусных постных блюд. Но для «новых прихожан» вопрос неожиданно проблематизировался. Очевидно, что вкусные постные блюда можно использовать как аргумент и в пользу традиционного поста, и против него. В последнем случае верующие могут обратиться к нетрадиционным практикам, которые изобретают в процессе рефлексии над осуществлением поста.

Распространненной альтернативной формой поста (в статье обсуждаются только пищевые формы) является лишение себя вкусной или любимой пищи, даже если она не включает животных компонентов. Люди предлагают воздерживаться от шоколада, сладостей, кофе и т. д. Этот метод поста также рассматривается как решение для тех, чья медицинская диета требует употребления скоромной пищи, для зависимых от определенной пищи и просто для не видящих смысла в традиционном посте: «Сейчас встречаю довольно интересные вариации поста. Например, слабый здоровьем человек <…> в качестве воздержания на время поста выбрал отказ от кофе (ибо сильно зависим), телевизора и соцсетей» (Что «постнее»? И другие вопросы питания в пост, 2018); «Всегда считала, что пост – это в первую очередь ограждение от всего такого <...> желанного и вкусного, шоколада-мармелада» (Постные блюда в Крошке-Картошке, 2018); «Можно есть не любимые йогурты, а творог. Невкусный, но полезный» (Кулинарные советы в помощь постящимся, 2014b); «Я определил для себя пост как отказ от всего, что мне нравится. Например, я люблю пить кофе. Люблю шоколад. Соответственно, в пост я от всего этого отказался. Верно ли это??» (Как правильно питаться в Великий пост, 2014); «Девочки, а я понимаю пост как отказ от чего-то вкусного, сладкого (даже постного)» (Что «постнее»? И другие вопросы питания в пост, 2008c).

Похоже, такая практика широко распространена, так как выглядит рациональной. Однако она никак не связана с четкими принципами исторического православного поста. Собрания постных рецептов прошлых веков (XVIII – XIX) включают сладости, пироги, печенье и домашние конфеты. Американские исследователи предполагают, что такое понимание поста в православных приходах Северной Америки появилось под влиянием католического постного обычая отказываться от любимых видов пищи (Quinton and Ciccazzo, 2007, p. 485). В России католическое влияние могло сыграть аналогичную роль. В то же веремя есть исторические свидетельства, что в дореволюционной России тоже знали воздержание от сладостей как форму поста (Колесникова, 2016, с. 96), которая может восходить к традициям некоторых старообрядцев, полностью воздерживавшихся от белого сахара. Позиция священства заключается в том, что отказ от вкусной пищи вроде сладкого или шоколада можно считать постом для детей или неофитов. Отвечая на вопрос о воздержании от сладостей в пост, протоиерей Дмитрий Смирнов подчеркнул, что такого рода воздержание приемлемо только как первый шаг для тренировки воли, поскольку Типикон предписывает воздерживаться от продуктов животного происхождения, а не от чего-либо иного (Смирнов, 2012). Большинство священников допускает употребление в пост немолочного шоколада (например: Ильяшенко, 2018).

Дискуссия о вкусной постной пище демонстрирует, что многие верующие не готовы принять установившиеся аскетические практики. У нее есть еще одно ответвление: допускается ли употребление купленных в магазине постных суррогатов (майонеза без яиц, маргарина, соевого мяса и молока, тофу и др.). Автор полагает, что большинство верующих употребляет их достаточно активно, обмениваясь рецептами, основанными на использовании заменителей вместо обычных ингредиентов, в частности, салатов с постным майонезом (см.: Komáromi, 2010); существуют целые треды дискуссий, посвященные постному майонезу (включая рецепты для домашнего приготовления). Батюшка Гермоген в своей кулинарной программе использует майонез без яиц и подобные фабричные продукты. В то же время некоторые участники дискуссий выражают тревогу о вредности, наполненности «химией» или лицемерности употребления суррогатов: «У нас многие родственники-знакомые любят в пост кушать соевые мясо-колбасу-сосиски. Мне это не понятно. Хочется колбасы – пойди лучше купи обычной. Зачем обманывать самих себя?» (Что «постнее»? И другие вопросы питания в пост, 2009b); «Как будто мы сами себя перехитрить хотим, поем мол, мяска в пост, а чего там, можно, соевое ведь» (Что можно, а что нельзя в пост! 2008d); «А мне батюшка запретил пользоваться магазинным "постным майонезом" во время поста. Сказав, что это то же самое как "постная колбаса"...» (Великий пост. Наше меню на завтра, 2016b); «Все эти постные конфеты и майонезы отдают фрасейством» (Праздничный постный салат «Рыбный торт», 2012b). Предыдущие поколения русских людей, не испытывая сомнений, пользовались домашними заменителями, например, маслом из маковых семян или миндальным молоком (Воронина, 2011, с. 135), хотя, конечно, это не были купленные в магазине продукты массового производства. Священники, поддерживающие традиционную практику поста, не возражают против суррогатов. Протоиерей Дмитрий Смирнов, отвечая на вопрос, подчеркивает, что соевое мясо не воздействует на тело человека как настоящее, и в употреблении заменителей нет ничего плохого, если это не обусловлено грехом гортанобесия (Смирнов, 2012). Той же точки зрения придерживается протоиерей Андрей Федосов (Федосов, 2017).

Другой распространный набор доводов против традиционного поста основан на утверждении, что постная пища, например рыба и морепродукты, дороже молочных продуктов и курятины. Многие, включая священников, ссылаются на слова Иоанна Златоуста, что истинный пост предполагает экономию денег на еде и раздачу милостыни бедным (Мещеринов и Смирнова, 2011; Кураев, 2013; Уминский и Головко, 2013)[1]. Некоторые жалуются, что на приготовление постных блюд уходит много времени, которого в результате не остается для дел милосердия или молитвы. На этих основаниях некоторые участники дискуссий отрицают, что употребление дорогих или сложных в приготовлении постных блюд можно назвать истинным постом: «Можно якобы поститься дорогущими кальмарами и прочими морепродуктами. Но тогда где пост? В древности монахи постились, а те деньги, которые экономились по случаю поста раздавались нищим» (Можно ли есть морепродукты в Вел. Пост, 2009); «Если человек в пост будет тратится на морепродукты, при этом не будет жертвовать на храм, не разделит трапезу свою с нуждающимися, то смысл от такого поста (имеется в виду при употреблении постных морепродуктов)» (Морепродукты, 2012); «Если вспомнить златоустову цитату о посте, <…> то намного скорее среди постной пищи оказались бы в наше время забугорные окорочка, ливерная колбаса, чем экзотические фрукты, морская нерыбная живность и прочие дорогостоящие деликатесы, коими христиане балуют себя в пост» (Что «постнее»? И другие вопросы питания в пост, 2010); «А постные разносолы занимают существенно больше времени (а часто и сил и средств) чем пачка творога или омлет» (Вегетарианство и православный пост, 2018a); «Помню батюшка сказал такую фразу (примерная цитата): "Посчитай сколько стоит твой обычный обед, потом сколько постный, а разницу отдай нищим". Т.е. по идее пост должен "экономить" денежку» (Ваше меню в пост, 2014b).

Экономия денег или времени для более важных вещей в течении поста не является обязательным требованием, хотя такой совет можно найти в церковной литературе (Георгий, 2012, с. 20). Протоиерей Андрей Федосов, отвечая на вопрос зрителя, подчеркивает: «Это желательно, это благочестиво, если человек так сделает, но это не обязательно» (Федосов, 2017). Однако данный аргумент звучит рационально для современных верующих, в глазах которых социальная деятельность христиан выглядит – особенно для людей, родившихся в социалистическом государстве – важнее молитвы и\или поста.

5. Заключение

Постсекулярная ситуация в современной России может быть описана в терминах оборванных каналов, которые ранее использовались для передачи между поколениями традиций поста. Большинство православных верующих являются относительно недавно обращенными («новые прихожане») и не имеют перед собой каких-либо семейных образцов. Более того, предыдущий семейный опыт часто противоречит новому знанию о религиозных практиках (дилемма Нового года – Рождественского поста). Религия, особенно ее практическая сторона, является для них неизученной землей, для передвижения по которой необходим путеводитель. Отсутствие семейных традиций дополняется кризисом индивидуальной пастырской заботы: у многих верующих нет духовных отцов, или, если они формально имеются, люди оказываются неспособны общаться со священством. Кроме того, многие клирики испытывают трудности в осуществлении руководства паствой, так как имеют такие же семейные истории и испытывают сравнимые проблемы в осуществлении религиозных практик. Даже опытные священники часто дают противоречивые рекомендации. На практике, каждый верующий становится индивидуальным исследователем огромной писаной и неписаной традиции Православной Церкви. Неудивительно, что новые прихожане обращаются к интернету как основному источнику советов в случае неопределенности. Однако в сети, как и в реальной жизни, не существует единого авторитетного дискурса о посте. Взамен ищущий находит полифоническую дискуссию, где клирики и миряне коллективно тестируют и оценивают различные практики поста, традиционные и альтернативные. Участники дискуссии делятся многообразным индвидуальным опытом, сочетая его с разрозненными фрагментами информации, включающей сомнительные исторические факты, цитаты неясного происхождения и благочестивые рассказы из инструментария «народного христианства». На этом фоне исторически точная и рациональная церковная аргументация в поддержку традиционной аскетики (воздержание от продуктов животного происхождения с целью борьбы с плотскими страстями) звучит недостаточно убедительно. Люди изобретают дополнительные аргументы, иногда отвращающие их от традиционного поста. Древние практики не всегда считаются авторитетными или ценными, скорее, их воспринимают как нечто иррациональное и противоречащее «духу поста».

Для православных верующих в России пост – не второстепенная тема. Некоторые люди, обеспокоенные собственной неспособностью соблюдать строгие правила Типикона, лишают себя причастия (или их лишают священники), что ставит под вопрос саму принадлежность к Церкви. Проблему можно было бы разрешить через восстановление в полном объеме индивидуального пастырского окормления, но в настоящий момент у Русской Православной Церкви для этого просто не хватит кадрового ресурса. Точно так же невозможно быстро восстановить механизмы передачи традиций через семью. В настоящий момент недостаточно просто признать, что православные практики разнообразны: существует серьезная, инициированная снизу, потребность в создании «Типикона для мирян». Такой документ (пусть краткий) помог бы многим верующим (включая священников) перодолеть фрустрацию и достичь более высокого уровня церковной жизни.

Источники и литература

  1. Авдюгин, Александр, протоиерей. 2016. Новый год по-православному. Pravmir.ru, Октябрь 29. [Электронный ресурс.] URL: https://www.pravmir.ru/novyj-god-po-pravoslavnomu/ (дата доступа: 1 августа 2018).
  2. Баринова, Дарья. 2015. Великий пост – как правильно поститься? Великий пост в вопросах и ответах священника. Foma.ru, Февраль 27. URL: https://foma.ru/velikiy-post-kak-pravilno-postitsya.html (дата доступа: 1 августа 2018).
  3. Батюшка-online. 2018. Ответ Александра Кузьмина Леше Денисову. Май 24. URL: https://vk.com/topic-25505827_41036610 (дата доступа: 1 августа 2018).
  4. Бегиян, Сергий, священник. 2014. Типикон и инжир. Pravoslavie.ru, Март 5. URL: http://pravoslavie.ru/68934.html (дата доступа: 1 августа 2018).
  5. Берестов, Анатолий. 2000. Грех, болезнь, исцеление. Беседа Восьмая. Азбука Веры. URL: https://azbyka.ru/zdorovie/grex-bolezn-iscelenie#beseda_vosmaja (дата доступа: 14 марта 2020).
  6. Берхин, Владимир. 2016. Правила поста – личный опыт за четверть века. Pravmir.ru, Март 15. URL: https://www.pravmir.ru/lichnyiy-opyit-zachetvert-veka/ (дата доступа: 1 августа 2018).
  7. Богомолова, Любовь. 2009. Влияние поста на физическую подготовленность студентов Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Серия 4: Педагогика. Психология. Вып.1: 58–68.
  8. Ваше меню в пост. Автор: Аника. 2014a. Август 15. URL: https://azbyka.ru/forum/threads/vashe-menju-v-post.12491/ (дата доступа: 14 марта 2020).
  9. Ваше меню в пост. Автор: Артемъ. 2014b. Август 15. URL: https://azbyka.ru/forum/threads/vashe-menju-v-post.12491/ (дата доступа: 14 марта 2020).
  10. Вегетарианство и православный пост. Автор: Ирина 61. 2018b. Март 1. URL: https://forum.pravmir.ru/showthread.php?t=41125&page=5 (дата доступа: 14 марта 2020).
  11. Вегетарианство и православный пост. Автор: Мари. 2018a. Февраль 20. URL: https://forum.pravmir.ru/showthread.php?t=41125&page=5 (дата доступа: 14 марта 202018).
  12. Великий пост. Наше меню на завтра. Автор: mila72. 2016b. Март 24. URL: https://prihozhanka.ru/viewtopic.php?t=3703&start=100 (дата доступа: 14 марта 2020).
  13. Великий пост. Наше меню на завтра. Автор: Oxy_Pl. 2016a. Март 19. URL: https://prihozhanka.ru/viewtopic.php?t=3703&start=60 (дата доступа: 14 марта 2020).
  14. Веременко, Валентина. 2015. «Пост, матушка...»: дворянские семьи и религиозные ограничения в еде (вторая половина XIX – начало ХХ в.). Клио. № 4: 83–87.
  15. Воронинa, Татьяна. 2010. Рацион питания русских крестьян во время поста (ХIХ в.) Известия Самарского научного центра Российской академии наук. № 12: 287–91.
  16. Воронинa, Татьяна. 2011. Русский православный пост: от первых установлений – к современной практике. М.: Современные тетради.
  17. Всем поклонникам правильного питания посвящается. Автор: Olimpiada. 2015. Август 18. URL: https://matushki.ru/viewtopic.php?t=12220&start=40 (дата доступа: 14 марта 2020).
  18. Выхованец, Екатерина. 2018. Как сделать пост полезным для здоровья. Pravlife.org, Март 23. URL: https://pravlife.org/ru/content/kak-sdelat-post-poleznym-dlyazdorovya (дата доступа: 1 августа 2018).
  19. Георгий, Митрополит Нижегородский и Арзамасский. 2012. Экклесиологические аспекты поста. Труды Нижегородской духовной семинарии № 10: 7-23.
  20. Гумеров, Павел, священник. 2010. Встречать ли Новый год? Pravoslavie.ru, Декабрь 23. URL: http://www.pravoslavie.ru/43670.html (дата доступа: 14 марта 2020).
  21. Диета по Уставу. Автор: Чеснокова Маша. 2018. Февраль 14. URL: https://azbyka.ru/forum/threads/dieta-po-ustavu.20647/ (дата доступа: 14 марта 2020).
  22. Дудник, Татьяна. 2009. Питание в дни православного поста. Современные проблемы сервиса и туризма. № 4: 46-55.
  23. Ефанов, Андрей, протоиерей. 2018a. В первый день поста пригласили на день рождения. Что есть за столом? Foma.ru, Февраль 16. URL: https://foma.ru/v-pervyiy-den-posta-priglasili-na-den-rozhdeniya-chto-est-za-stolom.html (дата доступа: 14 марта 2020).
  24. Ефанов, Андрей, протоиерей. 2018b. Что и как есть в пост? Foma.ru, Февраль 20. URL: https://foma.ru/chto-kak-est-v-post.html (дата доступа: 14 марта 2020).
  25. Ефанов, Андрей, протоиерей. 2018c. Можно ли мирянам в пост растительное масло? Foma.ru, Март 7. URL: https://foma.ru/mozhno-li-miryanam-v-Автор:rastitelnoe-maslo.html (дата доступа: 14 марта 2020).
  26. Ефанов, Андрей, протоиерей. 2018d. Как поститься, если нельзя ограничиваться себя в еде? Foma.ru, Март 28. URL: https://foma.ru/kak-postitsyaesli-nelzya-ogranichivatsya-sebya-v-ede.html (дата доступа: 14 марта 2020).
  27. Забаев, Иван. 2011. «Сакральный индивидуализм» и община в современном русском православии. Приход и община в современном православии. Ред. А.Агаджанян, К.Руселе. М.: Весь мир, сс. 341-54.
  28. Зайцев, Андрей. 2013. Пост как «день сурка». Foma.ru, Март 25. URL: https://foma.ru/post-kak-den-surka.html (дата доступа: 1 августа 2018).
  29. Запрещенные продукты. Автор: Алексей1988. 2015. Август 18. URL: https://azbyka.ru/forum/threads/zapreschennye-produkty.14322/ (дата доступа: 14 марта 2020).
  30. Илие, Клеопа, архимандрит. 2013. Не подавай меча вместо пищи. Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему. Pravoslavie.ru, Ноябрь 8. URL: http://www.pravoslavie.ru/65550.html (дата доступа: 1 августа 2018).
  31. Ильинская, Татьяна. 2016. Художественная семантика ритуальной пищи в творчестве Н.С. Лескова (от православного поста к вегетарианству). Ярославский педагогический вестник. № 3: 269-75.
  32. Ильяшенко, Александр, протоиерей и Анна Данилова. 2012. Новый год: отметить так, чтобы назавтра не мучила совесть. Pravmir.ru, Январь 1. URL: https://www.pravmir.ru/novyj-god-otmetit-tak-chtoby-nazavtra-ne-muchilasovest/ (дата доступа: 1 августа 2018).
  33. Ильяшенко, Александр, протоиерей. 2018. Можно ли в пост есть горький шоколад? Б\д. URL: https://www.pravmir.ru/vopros-otvet/mozhno-li-v-post-estgorkij-shokolad/ (дата доступа: 1 августа 2018).
  34. Как правильно питаться в Великий пост. Автор: Евгений Валерьевич. 2014. Март 3. URL: https://azbyka.ru/forum/threads/kak-pravilno-pitatsja-v-velikij-post.11876/ (дата доступа: 14 марта 2020).
  35. Как правильно провести начало Великого поста. Автор: Шабля Ирина. 2009. Февраль 27. URL: https://azbyka.ru/forum/threads/kak-pravilno-provesti-nachalo-velikogo-post3152/(дата доступа: 14 марта 2020).
  36. Козлов, Максим, протоиерей. 2008. Рождественский пост в вопросах и ответах. Pravoslavie.ru, Ноябрь 29. URL: http://pravoslavie.ru/37150.html (дата доступа: 14 марта 2020).
  37. Колесникова, Валентина. 2016. Влияние Великого поста на жизнь женщины духовного сословия второй половины XIX – начала XX вв. (на примере Курской и Тамбовской губерний). Наука. Искусство. Культура. Вып. 2: 94-98.
  38. Комаров, Сергей. 2017. «А точно ли это печенье постное?» О фарисеях. Pravlife.org, Август 16. URL: https://pravlife.org/ru/content/tochno-li-etopechene-postnoe-o-fariseyah (дата доступа: 1 августа 2018).
  39. Кулинарные советы в помощь постящимся. Автор: Katrin. 2014a. Март 8. URL: https://prihozhanka.ru/viewtopic.php?t=2220 (дата доступа: 14 марта 2020).
  40. Кулинарные советы в помощь постящимся. Автор: Katrin. 2014b. Август 8. URL: https://prihozhanka.ru/viewtopic.php?t=2220 (дата доступа: 14 марта 2020).
  41. Кураев, Андрей, диакон. 2013. Дьякон Андрей Кураев о Петровом посте. Храм Пророка Илии, г. Торжок, приходской сайт. Апрель 11. URL: http://ilyahram.cerkov.ru/2013/04/11/dyakon-andrej-kuraev-o-petrovom-poste/ (дата доступа: 1 августа 2018).
  42. Левкиевская, Елена. 2012. Пасхальная пища и пасхальное застолье в советское время как инструмент сохранения религиозной или семейной идентичности. Этнографическое обозрение. № 5: 58-70.
  43. Левкиевская, Елена. 2013. Пасхальная пища как инструмент сохранения религиозной информации в советское время. Мифологические модели и ритуальное поведение в советском и постсоветском пространстве. Составитель А. С. Архипова. М.: РГГУ, сс. 126-33.
  44. Легойда, Владимир. 2011. Пост – не диета, а после сытного обеда молиться сложнее. Аргументы и факты, Март 9. URL: https://foma.ru/vladimirlegojda-post-ne-dieta-a-posle-syitnogo-obeda-molitsya-slozhnee.html (дата доступа: 1 августа 2018).
  45. Лексин, Владимир. 2008. «Другие»: верующие и неверующие в повседневной жизни. Мир России. № 1: 147-86.
  46. Лысенко, Лидия. 2014. Поэма в прозе «Лето Господне» И.Шмелева как энциклопедия русских православных праздников. Вестник Нижневартовского государственного университета. № 4: 71-76.
  47. Мамонтов, Владимир. 2013. Пост сдал. Foma.ru, Март 29. URL: https://foma.ru/post-sdal.html (дата доступа: 1 августа 2018).
  48. Мещеринов, Петр, игумен, и Наталья Смирнова. 2011. Может ли пост быть во вред? Pravmir.ru, Ноябрь 29. URL: https://www.pravmir.ru/mozhet-li-post-byt-vo-vred/(дата доступа: 1 августа 2018).
  49. Митрофанова, Анастасия. 2004. Политизация «православного мира». М.: Наука.
  50. Можно ли есть морепродукты в Вел.пост. Автор: Елена Собченко. 2009. Март 11. URL: https://matushki.ru/viewtopic.php?t=2373&start=30 (дата доступа: 14 марта 2020).
  51. Морепродукты. Автор: Mandarinka. 2012. Июль 25. URL: https://prihozhanka.ru/viewtopic.php?t=1337&p=70760&hilit=%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%86%D1%8B#p70760 (дата доступа: 14 марта 2020).
  52. Морозов, Нектарий, игумен. 2009. Великий пост – не компьютерная игра. Pravoslavie.ru, Март 4. URL: http://pravoslavie.ru/37314.html (дата доступа: 1 августа 2018).
  53. Морозов, Нектарий, игумен. 2011. Подвиг постный: значение и важность Рождественского поста. Pravoslavie.ru, Ноябрь 28. URL: http://pravoslavie.ru/50118.html (дата доступа: 1 августа 2018).
  54. Морозов, Нектарий, игумен. 2015. Пост – труд на грани возможностей? Православие и современность, Февраль 20. URL: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/post-trud-na-grani-vozmozhnostejj (дата доступа: 1 августа 2018).
  55. Новикова, Маргарита, и Владислав Галицкий. 2013. Особенности составления меню в пост. Сервис в России и за рубежом. № 5: 89–95.
  56. О пользе поста для телесного здоровья. Автор: Ирина Зубакина. 2013a. Сентябрь 10. URL: https://forum.pravmir.ru/showthread.php?t=41470&page=3 (дата доступа: 1 августа 2018).
  57. О пользе поста для телесного здоровья. Автор: ИринаM. 2013b. Август 29. URL: https://forum.pravmir.ru/showthread.php?t=41470&page=2 (дата доступа: 1 августа 2018).
  58. Онуфрий, митрополит Киевский и всея Украины. 2018. Великий пост – это время усиленной работы над собой. Pravlife.org, Март 2. URL: https://pravlife.org/ru/content/velikiy-post-eto-vremya-usilennoy-raboty-nad-soboybeseda-s-mitropolitom-kievskim-i-vseya (дата доступа: 14 марта 2020).
  59. Отклоняетесь ли вы от поста в Новый год? Автор: ДроздовИван. 2013a. Декабрь 11. URL: https://forum.pravmir.ru/showthread.php?t=44488 (дата доступа: 1 августа 2018).
  60. Отклоняетесь ли вы от поста в Новый год? Автор: Светлана11. 2013b. Декабрь 11. URL: https://forum.pravmir.ru/showthread.php?t=44488 (дата доступа: 1 августа 2018).
  61. Павлова, Татьяна. 2015. Старица Феодора – мать святого. Иоанновский ставропигиальный женский монастырь – Приход. Май 15. URL: http://pravprihod.ru/includes/periodics/news_community_028/2015/0515/000027579/detail.shtml (дата доступа:1 августа 2018).
  62. Патриархия.ru. 2015. Об участии верных в Евхаристии. Официальный сайт Московской Патриархии. Февраль 3. URL: http://www.patriarchia.ru/data/2015/02/03/1235926388/doc_AS_eu.doc (дата доступа: 1 августа 2018).
  63. Первозванский, Максим, священник. 2009. Великий пост: на диету, православные?! Pravoslavie.ru, Март 6. URL: http://pravoslavie.ru/37319.html (дата доступа: 1 августа 2018).
  64. Понуждение себя Христа ради. Автор: Михаил Иванов. 2012. Октябрь 31. URL: https://azbyka.ru/forum/threads/ponuzhdenie-sebja-xrista-radi.9681/ (дата доступа: 14 марта 2020).
  65. Попов, Никита. 2016. «Пост – это узда на наши страсти». Беседа с протоиереем Андреем Овчинниковым. Pravoslavie.ru, Декабрь 20. URL: http://www.pravoslavie.ru/99578.html (дата доступа: 6 сентября 2018).
  66. Пост в среду и пятницу. Автор: наталья1977. 2013. Май 15. URL: https://forum.pravmir.ru/showthread.php?t=38148 (дата доступа: 14 марта 2020).
  67. Пост для мирян. Автор: евгений7. 2012. Август 1. URL: https://forum.pravmir.ru/showthread.php?t=26375 (дата доступа: 14 марта 2020).
  68. Пост не по Типикону – спасение или погибель? Автор: ИванЛена. 2013. Февраль 3. URL: https://azbyka.ru/forum/threads/post-ne-po-tipikonu-spasenie-ili-pogibel.9770/page-2 (дата доступа: 14 марта 2020).
  69. Пост не по Типикону – спасение или погибель? Автор: Сергей Н. 2012. Ноябрь 24. URL: https://azbyka.ru/forum/threads/post-ne-po-tipikonu-spasenie-ili-pogibel.9770/ (дата доступа: 14 марта 2020).
  70. Пост не по Типикону – спасение или погибель? Автор: ИванЛена. 2015. Март 3. URL: https://azbyka.ru/forum/threads/post-ne-po-tipikonu-spasenie-ili-pogibel.9770/page-3 (дата доступа: 14 марта 2020).
  71. Постные блюда в Крошке-Картошке. Автор: Марина Игнатьева. 2018. Март 28. URL: https://forum.pravmir.ru/showthread.php?t=22185&page=8 (дата доступа: 1 августа 2018).
  72. Постные рецепты. Автор: Мазанович Наталья Александровна. 2008. Ноябрь 28. URL: https://azbyka.ru/forum/threads/Автор:nye-recepty.2675/page-4 (дата доступа: 14 марта 2020).
  73. Постные рецепты. Автор: Тина. 2010. Июнь 3. URL: https://azbyka.ru/forum/threads/postnyerecepty.2675/page-60 (дата доступа: 14 марта 2020).
  74. Постный стол на Новый год. Автор: Наталичка. 2009. Ноябрь 29. URL: https://forum.pravmir.ru/showthread.php?t=3952 (дата доступа: 1 августа 2018).
  75. Постный стол на Новый год. Автор: Сентифолия Анна. 2013. Январь 26. URL: https://forum.pravmir.ru/showthread.php?t=3952&page=5 (дата доступа: 1 августа 2018).
  76. Потупчик, Максим, иерей. 2015. Как правильно поститься немощным. Prichod.ru, Август 14. URL: https://prichod.ru/the-word-of-the-pastor/22394/ (дата доступа: 1 августа 2018).
  77. Православие (Pravoslavie.ru). 2014. Понедельник 2-й седмицы Великого поста. Март 10. URL: http://pravoslavie.ru/1619.html (дата доступа: 1 августа 2018).
  78. Праздничный постный салат «Рыбный торт». Автор: Ладушка. 2012a. Июнь 30. URL: https://prihozhanka.ru/viewtopic.php?t=1202 (дата доступа: 14 марта 2020).
  79. Праздничный постный салат «Рыбный торт». Автор: e 2012b. Сентябрь 19. URL: https://prihozhanka.ru/viewtopic.php?t=1202 (дата доступа: 14 марта 2020).
  80. Приход (Prichod.ru). 2018. Как сохранить благочестие после Великого поста? Апрель 13. URL: https://prichod.ru/parishioners-on-the-feasts/31765/ (дата доступа: 1 августа 2018).
  81. Ровинский, Владимир, протоиерей. 2017. Можно ли не держать пост по торжественным светским случаям? Pravlife.org, Март 13. URL: https://pravlife.org/ru/content/mozhno-li-ne-derzhat-post-po-torzhestvennym-svetskim-sluchayam (дата доступа: 1 августа 2018).
  82. Рождественский пост. Автор: Алексей Павленко. 2008. Ноябрь 28. URL: https://azbyka.ru/orum/threads/rozhdestvenskij-post.2588/ (дата доступа: 14 марта 2020).
  83. Сенчуков, Феодорит, иеромонах, и Андрей Десницкий. 2018. Нужно ли исповедоваться часто и рассматривать грехи под микроскопом? Pravmir.ru, Март 1. URL: https://www.pravmir.ru/nuzhno-li-ispovedovatsya-chasto-irassmatrivat-grehi-pod-mikroskopom/ (дата доступа: 14 марта 2020).
  84. Сенчукова, Евгения, инокиня. 2018. Петров пост: почувствуй себя миссионером, или Последнее упражнение в аскетике. Pravmir.ru, Июль 11. URL: https://www.pravmir.ru/petrov-post-pochuvstvuysebya-missionerom-ili-poslednee-uprazhnenie-v-asketike/ (дата доступа: 1 августа 2018).
  85. Скабалланович, Михаил. 2004. Толковый Типикон. M.: Сретенский монастырь.
  86. Сколько должно быть постных дней в году. Автор: ДроздовИван. 2013. Сентябрь 22. URL: https://forum.pravmir.ru/showthread.php?t=42147 (дата доступа: 1 августа 2018).
  87. Смирнов, Дмитрий, протоиерей. 2012. Как правильно пройти пост. Мультимедийный блог протоиерея Димитрия Смирнова, 52:08. Июнь 27. URL: http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/otvet-12548/ (дата доступа: 14 марта 2020).
  88. Смирнов, Дмитрий, протоиерей. 2015a. Проповедь на неделю 26-ю по Пятидесятнице (по притче о добром самарянине). Мультимедийный блог протоиерея Димитрия Смирнова, 26:51. Ноябрь 29. URL: http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/propoved-69773/ (дата доступа: 14 марта 2020).
  89. Смирнов, Дмитрий, протоиерей. 2015b. Многие люди постятся по уставу, это очень полезно. Мультимедийный блог протоиерея Димитрия Смирнова, 28:09. Декабрь 9. URL: http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/cerkov-70264/ (дата доступа: 14 марта 2020).
  90. Снова вопросы о причащении и посте. Автор: Елена_Серебро. 2012. Июнь 25. URL: https://forum.pravmir.ru/showthread.php?t=25000 (дата доступа: 14 марта 2020).
  91. Стеняев, Олег, протоиерей. 2015. Еще раз о посте. Pravoslavie.ru, Декабрь 11. URL: http://pravoslavie.ru/88645.html (дата доступа: 1 августа 2018).
  92. Студия Неофит. 2011. Кухня батюшки Гермогена. Постные блюда. Видео, 1:03, Размещено: Fotinka.ru. Март 30. URL: https://www.youtube.com/watch?v=onaJt2cq4jc&list=PL5808AEF3236EE750&index=17(дата доступа: 1 августа 2018).
  93. Тарабрин, Роман, священник. 2015. Мера поста. Prikhod.ru, Август 22. URL: https://prichod.ru/the-word-of-the-pastor/22430/ (дата доступа: 1 августа 2018).
  94. Тихон, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси. Вегетарианство и его отличие от христианского поста. Pravmir.ru, Ноябрь 24. URL: https://www.pravmir.ru/vegetarianstvo-i-ego-otlichie-ot-xristianskogo-posta/ (дата доступа: 1 августа 2018).
  95. Узланер, Дмитрий. 2013. Картография постсекулярного. Отечественные записки. № 1. URL: http://www.strana-oz.ru/2013/1/kartografiya-postsekulyarnogo (дата доступа: 1 августа 2018).
  96. Уминский, Алексий, протоиерей, и Оксана Головко. 2013. Великий пост – это не время, когда чего-то нельзя. Pravmir.ru, Март 18. URL: https://www.pravmir.ru/velikij-post-kak-postitsya-pravilno-video-1/ (дата доступа: 1 августа 2018).
  97. Федосов, Андрей, священник. 2017. Live#20. Киберпоп ТВ. Март 1, p. 34. URL: https://www.youtube.com/watch?time_continue=63&v=fpjhbrNWbjA (дата доступа: 1 августа 2018).
  98. Фома.ru. 2017. Как праздновать Новый год, если в семье постятся не все? Foma.ru, Декабрь 28. URL: https://foma.ru/postnyij-novyijgod.html (дата доступа: 1 августа 2018).
  99. Форум (Forum.pravmir.ru). 2012. О посте. Автор: Соломия. Август 23. URL: https://forum.pravmir.ru/showthread.php?t=27146 (дата доступа: 14 марта 2020).
  100. Форум (Forum.pravmir.ru). 2013. Вопрос про пост. Автор: Ольга Борисовна. Август 15. URL: https://forum.pravmir.ru/showthread.php?t=41127 (дата доступа: https://forum.pravmir.ru/showthread.php?t=41127).
  101. Форум (Forum.pravmir.ru). 2014. Подготовка к причастию. Автор: Ирина Зубакина. Август 29. URL: https://forum.pravmir.ru/showthread.php?t=52285 (дата доступа: 1 августа 2018).
  102. Фурман, Дмитрий и Киммо Каариайнен, ред. 2000. Старые церкви, новые верующие: религия в массовом сознании постсоветской России. СПб: Летний сад.
  103. Цели поста. Автор: Влад Ветин. 2014. Август 15. URL: https://azbyka.ru/forum/threads/celi-posta.6716/page-2 (дата доступа: 14 марта 2020).
  104. Цели поста. Автор: Пащук Андрей Валентинович. 2011. Март 13. URL: https://azbyka.ru/forum/threads/celi-posta.6716/ (дата доступа: 14 марта 2020).
  105. Чеснокова, Валентина. 2005. Тесным путем: Процесс воцерковления населения России в конце XX века. M.: Академический проект.
  106. Что «постнее»? И другие вопросы питания в пост. Автор: Барбариска. 2008a. Апрель 6. URL: https://matushki.ru/viewtopic.php?t=536&start=10 (дата доступа: 14 марта 2020).
  107. Что «постнее»? И другие вопросы питания в пост. Автор: Глупая Эльза. 2018. Февраль 28. URL: https://matushki.ru/viewtopic.php?t=536&start=170 (дата доступа: 14 марта 2020).
  108. Что «постнее»? И другие вопросы питания в пост. Автор: Мария. 2008c. Март 5. URL: https://matushki.ru/viewtopic.php?t=536&start=10 (дата доступа: 14 марта 2020).
  109. Что «постнее»? И другие вопросы питания в пост. Автор: фотина. 2008b. Апрель 4. URL: https://matushki.ru/viewtopic.php?t=536 (дата доступа: 14 марта 2020).
  110. Что «постнее»? И другие вопросы питания в пост. Автор: Topolek. 2009a. Март 12. URL: https://matushki.ru/viewtopic.php?t=536&start=30 (дата доступа: 14 марта 2020).
  111. Что «постнее»? И другие вопросы питания в пост. Автор: Topolek. 2010. Август 24. URL: https://matushki.ru/viewtopic.php?t=536&start=50 (дата доступа: 14 марта 2020).
  112. Что «постнее»? И другие вопросы питания в пост. Автор: Vesnushka. 2009b. Март 3. URL: https://matushki.ru/viewtopic.php?t=536&start=30 (дата доступа: 14 марта 2020).
  113. Что можно, а что нельзя в пост! Автор: Барбариска. 2008c. Март 18. URL: https://matushki.ru/viewtopic.php?t=475&start=90 (дата доступа: 14 марта 2020).
  114. Что можно, а что нельзя в пост! Автор: берёзка. 2008b. Март 18. URL: https://matushki.ru/viewtopic.php?t=475&start=90 (дата доступа: 14 марта 2020).
  115. Что можно, а что нельзя в пост! Автор: Виринея. 2008d. Март 23. URL: https://matushki.ru/viewtopic.php?t=475&start=120 (дата доступа: 14 марта 2020).
  116. Что можно, а что нельзя в пост! Автор: Марина. 2008a. Март 12. URL: https://matushki.ru/viewtopic.php?t=475 (дата доступа: 14 марта 2020).
  117. Шишкин, Дмитрий, священник. 2011. Праздник. Pravmir.ru, Декабрь 27. URL: https://www.pravmir.ru/prazdnik/ (дата доступа: 1 августа 2018).
  118. Chrystalleni, Lazarou, and Antonia-Leda Matalas. 2010. A Critical Review of Current Evidence, Perspectives and Research Implications of Diet-related Traditions of the Eastern Christian Orthodox Church on Dietary Intakes and Health Consequences. International Journal of Food Sciences and Nutrition 61: 739-
  119. Komáromi, Tunde. 2010. «Compromise Goods» and Negotiated Religiosity among the Russian Orthodox Today. Неопубликованная рукопись (предоставлена автором).
  120. Matalas, Antonia-Leda, Eleni Tourlouki, and Chrystalleni Lazarou. 2011. Fasting and Food Habits in the Eastern Orthodox Church. In Food and Faith in Christian Culture. Edited by Ken Albala and Trudy Eden. New York: Columbia University Press, pp. 189-
  121. Mitrofanova, Anastasia. 2016. Ortho-media for Ortho-women: in Search of Patterns of Piety. In Digital Orthodoxy in the Post-Soviet World: The Russian Orthodox Church and Web 2.0. Edited by Mikhail Suslov. Stuttgart: Ibidem-Verlag, pp. 239-
  122. Morcos, Nadia Y. S., Dina M. Seoudi, Iman Kamel, and Marian M. Youssef. 2013. Effect of Coptic Orthodox Christian Church Fasting on Healthy and Diabetic Subjects. International Journal of Nutrition, Pharmacology, and Neurological Diseases 3: 375-
  123. Orsi, Robert. 1985. The Madonna of 115th Street: Faith and Community in Italian Harlem, 1880–1950. New Haven: Yale University Press.
  124. Quinton, Rena K., and Michele Ciccazzo. 2007. Influences on Eastern Orthodox Christian Fasting Beliefs and Practices. Ecology of Food and Nutrition 46: 469-91.

 

Перевод на русский язык: Митрофанова А.

Источник: Mitrofanova A. Orthodox Fasting in a Postsecular Society: The Case of Contemporary Russia \\ Religions 2018, 9(9), 267; Published: 7 September 2018, https://doi.org/10.3390/rel9090267.

[1] Автору не удалось идентифицировать непосредственный источник этой цитаты.

 

Православный пост в постсекулярном обществе (на примере России). Часть I 

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9