Тление до грехопадения? Часть 2: Разбор понятия «тление»
Публикуемая серия статей посвящена анализу понятий смерти (θάνατος) и тления (φθορά) в Священном Писании и греческой христианской литературе. Во второй статье рассматривается термин «тление»; проводится его сравнение с понятием «гибель» как переходом из бытия в небытие.
Статья

Понятие тления (φθορά) в греческой литературе

В прошлой статье мы рассматривали понятие смерти в Священном Писании и греческой христианской литературной традиции. Теперь рассмотрим, что же представляет собой само понятие тления, основываясь на результатах поиска в современной и по-своему исчерпывающей базе древнегреческих текстов «Сокровищница греческого языка online» (Thesaurus linguae graecae – TLG). В ней мы найдем, что термин «тление» (φθορά) встречается в различных словарных формах 12 345 раз, причем больше всего в VI (2 140) и IV (1 967) веках.

Таблица 1. Распределение результатов поиска понятия φθορά по векам.

Чаще всего этот термин встречается у авторов VI века – Иоанна Филопона, монофизитского богослова-неоплатоника VI века – всего 680 раз; также у неоплатоника Симпликия Киликийского – 665 раз. У обоих авторов размышления о тлении встречаются в комментариях на Аристотеля. На третьем месте по количеству мест – свт. Кирилл Александрийский (546 мест), из них больше всего (123 места) – в толковании на Евангелие от Иоанна. Термин же «истление» (διαφθορά) встречается 1 594 раз. Больше всего – в IV (482) и II (222) веках.

Таблица 2. Распределение результатов поиска понятия διαφθορά по векам.

Чаще всего термин встречается у древнеримского медика II века Галена (104 места) и у свт. Иоанна Златоуста (89 мест). Также встречается у блж. Феодорита Кирского (63 места), у Оригена (60 мест), Евсевия Кесарийского (54 места), свт. Григория Нисского (46 мест), у Дидима Слепца (33 места), свт. Кирилла Александрийского (28 мест) и проч., причем во многих местах этот термин встречается в трактатах, посвященных толкованию на Псалтирь, например, в толковании на Пс. 15:10: «Я́ко не оста́виши ду́шу мою́ во а́дѣ, ниже́ да́си преподобному твоему́ ви́дѣти истлѣ́нiя (LXX: διαφθοράν)».

Сам термин φθορά, согласно словарю Liddell-Scott-Jones «Greek-English Lexicon», может иметь следующие значения: «1) разрушение, смерть, гибель; 2) филос. прекращение существования; 3) изношенность, ущерб от изношенности (от ухудшения ч/л) [потеря]; 4) соблазн, растление (изнасилование); 5) аборт или выкидыш; 6) градация [смешение] цветов в живописи; 7) растрата; 8) шторм или кораблекрушение»[1].

При поиске словосочетания с определением понятия тления: «тление – это…» (φθορά ἐστιν…) TLG выдает 45 мест. Приведем некоторые из них. Патр. Геннадий Схоларий пишет: «Тление/гибель (φθορά) – это переход (ὑποστροφὴ) от бытия к небытию»[2]. В другом месте: «Тление/гибель (φθορά) – это переход (ἔξοδος) из сущего в несущее <…> например, гибель Антихристу – добродетельная жизнь. Как для одного (добродетельного) искушения являются погибелью (φθορά), так для другого (Антихриста) – добродетель – смерти (φθορά) подобна»[3]. В комментариях на «Физику» Аристотеля патр. Геннадий говорит: «Возникновение (γένεσις) чего-либо есть противоположность тлению (φθορᾷ)»[4]. Причем само понятие тления также многозначно – «тление разнится от тления», подобно тому как отличается естественное нездоровье от причиненного противоестественного вреда[5].

Этимологический словарь XI века приводит определение: «Тление – это превращение (μεταβολή) из сущего в не-сущее»[6]. Преподобный Иоанн Дамаскин в сочинении «Против Манихеев», доказывая еретикам-манихеям, что материя сама по себе не является источником зла, пишет: «Вещество есть тление (φθορά) или тленно (φθαρτή)? Ибо тление разрушает и не разрушается, а тленное разрушается тлением – и тленное, то есть истлевающее (φθειρόμενον), есть вещество»[7]. И далее пишет: «Тление (φθορὰ) есть распад того, что составлено из частей (ἡ τῶν συντεθέντων διάλυσις) <…> истлевает распадающееся сложное <…>; тление – это привходящий признак, усматриваемый в распаде составных, который и до того не существует, и после не пребывает»[8]. «Возникновение и тление противоположны. Ибо возникновение есть приведение из не сущего в бытие, а тление – распад из сущего в небытие»[9].

Преподобный Анастасий Синаит так размышляет о понятиях, означающих тление: «Тленное (φθαρτὸν) есть все, что подвержено смерти, и отделяемое (χωριστικόν) от жизни. Тление (φθορὰ) же естества есть его слабость и недостаток (ἀσθένειά τε καὶ ἔλλειψις) по состоянию и действию и энергии (ἕξεών τε καὶ ἐνεργειῶν καὶ δυνάμεων), как говорит святой Дионисий. Разрушение (καταφθορά) же есть конечная гибель. Истление (διαφθορὰ) же – когда одна сущность другой разрушается, например, как тело червями»[10]. В другом своем произведении святой Анастасий пишет: «Что есть тленное и почему называется тленным и сколько значений у тленного? Тленное имеет два вида: телесное и душевное. Душевное, когда некто согрешает, говорится, что он развратился, как говорят Священные Писания: “Они развратились, совершили гнусные дела” (Пс. 13:1). Телесное [тление] бывает трех видов: тление, истление и полное истление. Тлением называется отделение души от тела и смерть; истлением – то, когда тело съедают черви и остаются одни кости. Полным истлением называется, когда гниют и сами кости, и разлагаются, и совершенно исчезают»[11].

Дидим Слепец, толкуя 1 Кор. 3:17 («если кто разорит (φθείρει, слав.: “растли́тъ”) храм Божий, того покарает (φθερεῖ, слав.: “растли́тъ”) Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] – вы»), говорит: «Всякое зло есть (рас)тление (φθορά)» [12]. Подобным образом, в нравственном смысле, как «растление», «развращение» рассматривает термин φθορά патр. Геннадий Схоларий в своем произведении «Единственный путь ко спасению людей»[13]. В «Герметическом корпусе», приписываемом древнему мудрецу Гермесу Трисмегисту, говорится: «Смерть (νεκρότης) есть тление (φθορά), [а] тление – [это] гибель (ἀπώλεια)»[14]. Ксенофонт в «Воспоминаниях о Сократе» применяет термин διαφθορά в смысле «развращение» (когда говорится о том, что Сократа обвиняли в развращении молодежи)[15].

Философ-монофизит Иоанн Филопон, говоря о тлении, приводит слова Сократа о том, что «все сотворенное тленно»[16], потом те же слова вкладывает в уста Платона, добавляя, что оно «по-необходимости» (ἐξ ἀνάγκης) тленно»[17]. Почему он приводил эти слова? Потому что Иоанн Филопон придерживался учения о том, что «все эти видимые и чувственные тела <…> сотворены тленными и разрушаются и по материи, и по форме [эйдосу], и вместо этих Бог творит новые, лучшие тела, нетленные и вечные»[18], «Творец заменит эти материальные тела другими, лучшими колесницами души, нетленными и вечными»[19]. Симплиций, комментируя Аристотеля, говорит, что подвержено тлению (разложению) то, что состоит из частей, иначе говоря: то, что было сложено – будет и разложено[20]! Средневековый византийский философ, осужденный за еретические (оригенистские) взгляды, Иоанн Итал применял этот термин в отношении гибели (φθορά) миров[21]. Церковный писатель IX века Никита Византийский пишет в своем антиисламском трактате, что всякое убийство – зло, поскольку оно является тлением (φθορά) или уничтожением самого прекрасного земного творения – человека[22]. В схолиях на Гомера мы находим, что «бездействие от дел (праздность) есть тление (φθορά)»[23].

Интересно, что гимнограф Мануэл Хрисанф употребляет слово φθορά в качестве специфического музыкального термина, обозначающего музыкальный символ в византийских певческих рукописях[24], который употреблялся с 1300 г. и писался красными чернилами[25]. А Плутарх говорит, что «смешение красок живописцы называют порчей (φθορὰς)»[26].

Подведем итог нашего небольшого обзора. Мы видим, что слово «тление» имеет в древнегреческом языке множество значений, и в соответствии с ними также многоразлично и его употребление в греческой письменности. Однако объединяют все эти значения негативные коннотации. Почти во всех случаях имеет место переход из лучшего состояния в худшее, некая потеря порядка, снисхождения на качественно низший уровень бытия. Это слово применимо как к физическим субъектам, так и нематериальным – нравственное падение души также называется «разложением», т. е. «тлением». Именно учитывая этот качественный аспект понятия, несущий оттенок ухудшения бытия, мы начинаем понимать, почему в рассуждениях о рае и первозданном мире отцы этот термин категорически отвергали, говоря, что первозданный мир был ἄφθαρτος – «нетленный», «неуничтожаемый, непреходящий, бессмертный»[27], «неиспорченный»[28].

В дополнение приведем еще одно понимание тления, которое вводит прп. Максим Исповедник в 42-м вопросоответе к Фалласию – «тление произволения» (προαιρέσεως φθορά). Подобно тому как смерть святые отцы понимают двояко – в телесном и духовном смысле, где первая является следствием второй, точно так же и тление прп. Максим понимает двояко – есть тление плоти, а есть тление воли. И именно по причине греха («тления воли») истлела плоть: «Когда в прежние времена произволение естественного разума в Адаме подверглось тлению, то вместе с ним истлело и естество, отказавшееся от благодати нетления»[29]. Весь 42-й вопрос посвящен соотнесению грехопадения Адама и искупления Христова. В нем объясняется, почему было необходимо обладающему нетленной волей безгрешному Господу воспринять тленную человеческую плоть – для того, чтобы, перенеся незаслуженные муки и смерть (не имеющее в основе своей греховного наслаждения), нас освободить от заслуженных мук, вечной смерти и тления.

Краткие итоги

Подведем краткие итоги. Понятие «тление» в греческой литературной традиции во многом является синонимичными понятию «гибель» ‒ перехода из бытия в небытие, во всех же значениях оно заключает в себе аспект перехода на качественно низший, худший уровень бытия. Подобно тому как и смерть тела связывается у святых отцов со смертью души – грехом, точно так же и причина тления материи видится связананной со грехом, который прп. Максим Исповедник называет «тлением произволения» (προαιρέσεως φθορά).

 

[1] Liddell H., Scott R., Jones H. A Greek-English Lexicon. Oxford, 1996. P. 1930.

[2] Gennadios Scholarios. Translatio Petri Hispani Summulae logicae. Treatise 3 // M. Jugie. Oeuvres complètes de Georges (Gennadios) Scholarios. Paris, 1936. Vol. 8. P. 310.

[3] Ibid. Treatise 3. P. 327.

[4] Gennadios Scholarios. Divisio summaria quinque primorum librorum Aristotelis Physicae // M. Jugie. Ibid. P. 126.

[5] Ibid. P. 130.

[6] Sturz F.W. Etymologicum Graecae linguae Gudianum et alia grammaticorum scripta e codicibus manuscriptis nunc primum edita. Leipzig, 1818. P. 552.

[7] Иоанн Дамаскин, прп. Против Манихеев // Иоанн Дамаскин, прп. Творения. М., 1997. С. 58.

[8] Там же. С. 58 (с изм.)

[9] Там же. С. 60.

[10] Anastasius Sinaïta. Viae dux, 2:5 // Uthemann K.-H. Anastasius Sinaïtae viae dux. Turnhout, 1981. P. 3-320. Это место также цитирует Псевдо-Зонара в Лексиконе: Tittmann J.A.H. Iohannis Zonarae lexicon ex tribus codicibus manuscriptis. Leipzig, 1808. Vol. 1. P. 760.

[11] Анастасий Синаит, прп. Об определениях, 8 // Альфа и Омега. 2003. № 38. С. 74.

[12] Дидим Слепец. Толкование на Псалмы 29-34 // Gronewald M. Didymos der Blinde. Psalmenkommentar, pt. 3. Bonn, 1969. S. 209.

[13] Gennadios Scholarios. De unica via ad salutem hominum, 18 // M. Jugie. Oeuvres complètes de Georges (Gennadios) Scholarios. Paris, 1936. Vol. 8. P. 434-452.

[14] Corpus Hermeticum. Περὶ νοῦ κοινοῦ πρὸς Τάτ, 16 // Festugière A.-J. Corpus Hermeticum. Paris, 1946. Vol. 1. P. 174-183.

[15] Xenophon. Memorabilia, 1:2.8 // Marchant E.C. Xenophontis opera omnia. Oxford, 1921. Vol. 2.

[16] Ioannes Philoponus. De aeternitate mundi // Rabe H. Ioannes Philoponus. De aeternitate mundi contra Proclum. Leipzig, 1899. P. 120; 589.

[17] Ioannes Philoponus. De aeternitate mundi. P. 144; 225.

[18] Тимофей Константинопольский. О Иоанне Филопоне // PG. 86. Col. 61. Цит. по: Беневич Г.И. Иоанн Филопон // ПЭ. Т. 24. С. 628-647.

[19] Никифор Каллист. Церковная история // PG. 147. Col. 424. Цит. по: Беневич Г.И. Иоанн Филопон // ПЭ. Т. 24. С. 628-647.

[20] Simplicius. In Aristotelis quattuor libros de caelo commentaria // Heiberg J.L. Simplicii in Aristotelis de caelo commentaria. Berlin, 1894. S. 300.

[21] Ioannes Italus. Quaestiones quodlibetales, 88:143 // Joannou P.-P. Joannes Italos. Quaestiones quodlibetales (Ἀπορίαι καὶ λύσεις). Ettal, 1956. P. 1-158.

[22] Nicetas Byzantius. Confutatio falsi libri, quem scripsit Mohamedes Arabs, 35:13.337 // Förstel K. Schriften zum Islam // Corpus Islamo-Christianum (CISC). Series Graeca. 2000. Bd. 5. S. 2-198.

[23] Scholia in Homerum. Scholia in Iliadem, 1: 490-1a // Erbse H. Scholia Graeca in Homeri Iliadem (scholia vetera). Berlin, 1969. Bd. 1. S. 3-538.

[24] Manuel ChrysaphesΠερὶ τῶν ἐνθεωρουμένων τῇ ψαλτικῇ τέχνῃ καὶ ὧν φρονοῦσι κακῶς τινες περὶ αὐτῶν, 4:374 // Conomos D.E. The Treatise of Manuel Chrysaphes, the Lampadarios. Vienna, 1985. P. 36-66.

[25] Antonopoulos S. Manuel Chrysaphes and his Treatise: Reception History, a Work in Progress // Proceedings of Crossroads Conference 2011 – School of Music Studies, A.U.Th. / I.M.S. P. 3, 16-17.

[26] Plutarchus, 2.346a.

[27] Дворецкий И.Х. Древнегреческо-русский словарь. Т. 1. С. 273.

[28] Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. СПб., 1879. С. 230.

[29] Максим Исповедник, прп. Вопросответы к Фалласию, 42 // Максим Исповедник, прп. Творения. М., 1994. Т. 2. С. 129.

 

Тление до грехопадения? Часть 1: Разбор понятия «смерть»

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9