Загробная участь души в богословии Церкви Востока от Татиана Сирийца до Исаака Сирина. Часть 2
Вопрос о загробной участи души занимает важное место в христианском богословии. Предлагаем читателям портала вторую часть обзорного исследования взглядов на эту проблему в письменном наследии отцов Церкви Востока.
Статья

Феодор Мопсуэстийский (†428)[1]

Хотя Феодор был греком, а не сирийцем, его влияние на Церковь Востока трудно переоценить. В этой связи кажется важным рассмотреть учение о загробной участи души в дошедших до нас сирийских переводах его творений. Подобно рассматриваемым выше христианским авторам Церкви Востока, Феодор в огласительных гомилиях перед таинством Крещения говорит об обновлении человека по действию Святого Духа, который «делает тело нетленным (ܠܐ ܡܬܚܒܠܢܐ), а душу неизменяемой[2] (ܠܐ ܡܫܬܚܠܦܢܝܬܐ[3]:

«Когда мы получим истинное рождение через воскресение, вы получите другую пищу, которую невозможно описать словами, и тогда вы будете явно кормиться благодатью Духа, благодаря которой вы останетесь бессмертными в ваших телах и неизменными в ваших душах. Это такая пища, которая подходит для этого рождения; и даст благодать Духа оставаться твердыми тем, кто будет рожден от воскресения, чтобы их тела не страдали от распада, а их души не пострадали от изменений, которые могут склонить их к злу»[4].

Не будучи знаком с сочинениями Афраата и Ефрема, Феодор, как и они, говорит о том, что смерть будет похожа на сон: «Раньше и до пришествия Христа смерть господствовала над нами по приговору Божественного суда, который всецело и непреложно властвовал над нами с великой силой; но поскольку Христос, Господь наш, умер и воскрес, Он изменил этот указ и отменил власть смерти, которая для верующих во Христа напоминает долгий сон. Как сказал благословенный Павел: “Но теперь Христос воскрес из мертвых и стал начатком спящих” (1 Кор. 15:20)[5]. Он называет спящими тех, кто умирает после воскресения Христа, потому что они воскреснут и избавят себя от смерти через воскресение»[6].

То, что Феодор понимал спящее состояние души после смерти буквально, а не аллегорически, видно из следующего отрывка: «Действительно, живые смотрят на будущую надежду, в то время как усопшие на самом деле не мертвы, но погружены в сон, в котором они остаются в надежде, ради которой наш Господь принял Свою смерть, которую мы поминаем в этом Таинстве [Евхаристии]»[7]. Таким образом, Феодора можно однозначно отнести к сторонникам психопаннихизма.

Нарсай (†502)[8]

Как и его великие предшественники, знаменитый поэт и экзегет Церкви Востока Нарсай сравнивает состояние души после смерти до дня Воскресения со сном:

«Все души, претерпевшие страдания, водворяются в Рай

И отдыхают там, словно на приятном ложе.

Как во сне почивают они там от своих дел,

И не пользуются они сущей в них силой речи.

Они, поистине, отдыхают от бремени прекрасных и ненавистных вещей

И не сражаются в битве праведного труда»[9].

Идея, согласно которой души усопших отдыхают в Раю, встречается в «Надгробных гимнах», приписываемых св. Ефрему Сирину, что указывает на ее распространение в богословской мысли Церкви Востока первого тысячелетия.

Относительно состояния души после смерти Нарсай утверждает — душа не теряет своей словесной способности, но без тела не может ее актуализировать, как и пользоваться органами чувств[10].

Бабай Великий (†628)[11]

В своем комментарии к «Сотницам» Евагрия известнейший систематизатор богословия Церкви Востока Бабай Великий также называет состояние души после смерти сном, ссылаясь на использование этого термина в Библии и предании о произошедшем в Эфесе чуде «Семи спящих отроков»[12].

Бабай характеризует состояние души после разлучения с телом следующим образом: «Подобно тому, как свет и тепло присутствуют в огне, но не могут существовать без него, так и душа имеет в себе жизнь, ум, знание, память, но не действует»[13]. Далее он поясняет, что душа после смерти сохраняет все воспоминания, однако не может пользоваться органами чувств, поскольку для этого нужно тело[14]. При этом он утверждает, что, если человек познал Бога при жизни, его душа будет продолжать славить Его после смерти на лоне Авраама, а если нет — она не познает Его и после смерти тела[15]. По всей видимости, Бабай является первым из рассматриваемых в исследовании учителей Церкви Востока, который утверждал сохранение активности сознания души после смерти, поэтому не вполне ясно, можно ли отнести его к психопаннихистам или нет.

Исаак Сирин (†700)[16]

Будучи одним из самых известных и почитаемых авторов не только Церкви Востока, членом которой он являлся, но также Сиро-яковитской и Православной Церквей, св. Исаак Сирин не обошел своим вниманием вопрос о загробной участи души. Во третьей части «Второго собрания», именуемой «Главы о Знании», он пишет об этом следующим образом:

«Не огорчайся, что много лет пребудем мы в этом тлении смерти под землей, пока не наступит конец мира. Смерть не тяжела для нас, ибо продолжительность нашего сна во гробе подобна сну в течение одной ночи. Ибо вот премудрый Создатель сделал даже смерть легкой, чтобы мы вовсе не ощущали ее тяжесть. Пока мы не прошли через нее, она тяжела для нас, но после смерти мы не почувствуем никакого ощущения тления или разложения нашего состава, но, словно после сна в течение одной ночи, мы пробудимся в тот день, как будто мы с вечера легли спать, а теперь проснулись. Столь легким будет для нас долгий сон в могиле и продолжительность лет, проведенных в ней»[17].

Вполне ожидаемо, что св. Исаак, находясь под влиянием Феодора и не будучи подвержен влиянию Бабая, следовал концепции психопаннихизма.

Заключение

Исходя из проведенного в статье анализа произведений авторов, повлиявших на формирование богословского учения Церкви Востока о загробной участи души, можно сделать вывод о том, что их мнения в достаточной степени близки друг другу. Они сходятся в том, что загробная участь души зависит от того, насколько человек стяжал благодать Святого Духа в период своей земной жизни. Зачастую под духом как одной из составных частей человека подразумевается именно Божественный Дух, или «частица Божества», которую человек получил при сотворении, однако потерял вследствие грехопадения и может вернуть через праведную жизнь и участие в Таинствах. Учение о трех составных частях человека восходит к Священному Писанию и встречается, среди прочего, в одном из посланий св. апостола Павла: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:23). Учителя Церкви Востока настаивают на том, что человек является полноценным существом только в единстве этих трех составных частей. Состояние человеческой души без тела св. Ефрем Сирин, а вслед за ним и католикос Тимофей I сравнивает с состоянием плода во утробе матери, поскольку плод лишен всех ощущений и деятельных функций тела. Это учение и было закреплено католикосом Тимофеем I на Соборе 786–787 гг.[18]

Почти все авторы, чьи воззрения рассмотрены в настоящей статье, за исключением Татиана Сирийца, сравнивают состояние души после смерти со сном. Следовательно, можно утверждать, что в древней Церкви Востока психопаннихизм, или так называемый «сон души» [19], являлся доминирующей точкой зрения. Во сновании этого веровария, среди прочего, легли слова апостола Павла, приводимые Феодором Мопсуэстийским в рассмотренной выше цитате: «Но теперь Христос воскрес из мертвых и стал начатком спящих (1 Кор. 15:20)». Тем не менее в Церкви Востока существовала практика почитания святых и их мощей, но значение этого культа было несравненно ниже, чем в Византийской империи. Заметное отличие такой практики от аналогичной традиции греко-православной Церкви заключалось в том, что ее приверженцы считали — чудеса через мощи святых творит Бог, тогда как сами святые, находясь в раю, не ведают о происходящих от их мощей чудесах. Главной же целью культа было побуждение верующих к подражанию их подвигам. Католикос Тимофей I считал, что молитвы и приношения за умерших небесполезны, но их результат проявится только в день всеобщего воскресения[20].

Таким образом, благодаря проведенному исследованию учение Церкви Востока первого тысячелетия о загробной участи души можно классифицировать как психопаннихизм.

 

Источники

  1. Theodore, bishop of Mopsuestia. Commentary on the Lord's prayer and on the sacraments of baptism and the Eucharist // Woodbrooke studies: Christian documents in Syriac, Arabic, and Garshuni. Mingana A., ed. Vol. VI. Cambridge: Heffer & Son, 1933.
  2. Исаак Сирин, прп. О божественных тайнах и о духовной жизни: Новооткрытые тексты / Пер., прим., предисл. и послесл. митрополита Илариона (Алфеева). СПб., 2006.

 

Литература

  1. Frankenberg W. Evagrius Ponticus. Berlin: Weidmannsche Buchhandlung, 1912.
  2. Gavin F. The Sleep of the Soul in the Early Syriac Church, Journal of the American Oriental Society 40 (1920). P. 104.
  3. Walters E.J. Where Soul Meets Body: Narsai’s Depiction of the Soul-Body Relationship in Context” J. Rochester College. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/147828266.pdf.
  4. Баранов В.А. «Ангелы в облике святых»: сирийская традиция в Константинополе // Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2014. С. 315-332.
  5. Брок С. Ефрем Сирин. Жизнь, источники // Православная энциклопедия. М.: 2008. Т. XIX. С. 86.


[1] Учение о загробной участи души Феодора было рассмотрено по изданию «Огласительных гомилий», подготовленному А. Минганой. Цитаты были переведены с сирийского языка с опорой на английский перевод, выполненный издателем сирийского текста.

[2] То есть не имеющей колебаний между добром и злом, но утвержденную в добре.

[3] Theodore, bishop of Mopsuestia. Commentary on the Lord's prayer and on the sacraments of baptism and the Eucharist // Woodbrooke studies: Christian documents in Syriac, Arabic, and Garshuni. Mingana A., ed. Vol. VI. Cambridge, 1933. P. 188.

[4] Ibid. P. 206.

[5] Пешитта = Синод. пер.: «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Кор. 15:20). Слово κεκοιμημένων, переведенное в Синодальном переводе как «умерших», буквально переводится как «спящих» (от глаг. κοιμάω — «спать», который может употребляться в переносном смысле как «почить» / «умереть»). Буквально перевели это слово и переводчики «Библии короля Иакова»: «Of them that slept».

[6] Theodore, bishop of Mopsuestia. Op. cit. P. 183.

[7] Ibid. P. 233.

[8] Учение Нарсая о загробной участи души было изучено мной по его цитатам, приведенным в статье Эдварда Валтерса (Walters. Op. cit.). Их перевод в настоящем исследовании был сделан с сирийского языка с опорой на английский перевод.

[9] Walters. Op. cit. P. 15.

[10] Ibid. P. 16.

[11] Цитаты Бабая Великого были идентифицированы мной благодаря статье Гэвина (Gavin. Op. cit. P. 107.), найдены в издании сирийского текста его творений и переведены с сирийского языка с опорой на немецкий перевод, выполненный издателем В. Франкенбергом (Frankenberg W. Evagrius Ponticus Berlin, 1912).

[12] Frankenberg W. Op. cit. S. 29.

[13] Frankenberg W. Op. cit. S. 30.

[14] Ibid.

[15] Ibid.

[16] Св. Исаак говорит о загробной участи души в 75-й главе «Третьего слова о Знании». Его текст приводится по переводу епископа [ныне — митрополита] Илариона (Алфеева).

[17] Исаак Сирин, прп. О божественных тайнах и о духовной жизни: Новооткрытые тексты / Пер., прим., предисл. и послесл. епископа [ныне — митрополита] Илариона (Алфеева). СПб., 2006. С. 81-82.

[18] Баранов В.А. «Ангелы в облике святых»: сирийская традиция в Константинополе // Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2014. С. 326.

[19] Не вполне очевидно, можно ли отнести к психопаннихистам Бабая Великого, утверждавшего, что души праведников будут продолжать молиться и славить Бога после смерти.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9