Перспектива построения экологической деятельности в Московской епархии в рамках новых подходов в работе с молодежью
Наблюдаемый в обществе рост обеспокоенности, связанный с ухудшением экологической обстановки, обуславливает актуальность эколого-просветительской и научно-образовательной работы с населением, особенно с молодежью. Авторами публикации предложен комплекс мер по сохранению и повышению интереса обучающихся к экологической проблематике и специальностям, связанным с решением проблем рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности в Москве и Московской области.
Статья


В настоящее время продолжает нарастать актуальность деятельности по обеспечению экологической безопасности. Одной из ведущих составляющих этой деятельности является эколого-просветительская и научно-образовательная работа с населением, особенно с молодежью. С каждым годом все более востребованными будут специалисты способные оценить экологические риски и предложить эффективные решения по их снижению. Готовить таких специалистов необходимо начинать еще со школьной скамьи, а формировать их экологическую культуру – с детского сада. Пока такая подготовка, к сожалению, не достаточно систематична и реализуется лишь благодаря энтузиастам. Это преимущественно педагоги системы дополнительного образования или учителя общеобразовательных школ, организующие внеклассную экологическую работу.

При таком положении дел сегодня лишь 4 % школьников в Московской области включены в систематические занятия по экологии, а интерес подрастающего поколения к экологической деятельности снижается к окончанию школы, когда они вынуждены выбирать сферу своей будущей деятельности
[1]. Несмотря на важность решения экологических проблем профессия «эколог» пока остается далеко не самой популярной.

В связи с этим назрела необходимость разработать и предпринять комплекс мер по сохранению и повышению интереса обучающихся к экологической проблематике и специальностям, связанным с решением проблем рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности.

Русская Православная Церковь неоднократно обращалась к обществу с призывом к осмыслению духовно-нравственных основ экологической культуры и выработки стратегии ее реализации. Данной проблематике посвящен XIII раздел «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых на Юбилейном Архиерейском соборе в 2000-м году, а в 2013 г. Архиерейским собором был принят специальный документ «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии», в котором, в частности, отмечается: «
Следует поощрять приобщение священнослужителей к изучению основ экологии как науки и законов функционирования биосферы. Для воспитания детей и молодежи в духе ответственности за состояние природы представляется необходимым целенаправленно вводить темы христианской экологической этики в церковные, а по возможности и в светские программы образования и воспитания, содействовать введению экологической тематики в круг научно-педагогической деятельности высших духовных учебных заведений, воскресных школ, православных детских лагерей, а также в дополнительное духовное образование и курсы переподготовки. Желательна и организация специальных церковных курсов и образовательных программ, раскрывающих православное видение экологической проблематики для студенческой и научной общественности, а также регулярные теоретические и практические экологические занятия для детей и взрослых»[2].

С 2015 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви принято считать первое воскресенье сентября «Днем молитвы о Божием творении» (днем всеобщего экологического служения, в который предлагается объединенными усилиями повсеместно проводить экологические мероприятия) и выделить экологическую работу в особое направление деятельности на епархиальном и приходском уровне. В связи с этим в «Методических рекомендациях об участии Русской Православной Церкви в природоохранной деятельности», также принятых Священным Синодом 13 июля 2015 года, предлагается распределить церковную экологическую работу по 4 иерархическим уровням: общецерковный (федеральный), епархиальной (региональный), благочиннический (районный) и приходской (муниципальный). Систематизацию, организацию и координацию этой постоянной и повсеместной работы планируется осуществлять через ответственных представителей (координаторов) на всех 4-х уровнях.

Особым направлением приходской деятельности уже является 
духовно-историческое краеведение , включающее в себя три взаимосвязанных уровня: история семьи (родословие), история храма и приходской общины, история края в контексте истории Отечества. В тесной взаимосвязи с ним вполне возможно восполнение творческого потенциала детей и молодежи исследовательским экологическим направлением . Оно призвано сформировать полноценное понимание природы не только как «партнера» человека в его деятельности, но и как Книги, через которую к нам обращается Сам Творец. К сожалению, такое понимание и осознание значения глубоких знаний о природе, истории и закономерностях формирования уникальных экосистем Подмосковья, а также об их методически грамотно построенной охране, не просто развить у взрослого, уже состоявшегося человека. Именно поэтому экологическое образование и воспитание молодежи в настоящее время являются одной из приоритетных задач приходской деятельности. Эстетико-экологический аспект неразрывно связывает внутреннее состояние человеческих душ и состояние окружающей среды. Упомянутый выше документ «Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии», по сути, придает епархиальным и приходским духовно-просветительским центрам также и дополнительный статус центров православного экологического воспитания.

Церковно-экологическое воспитание вполне может строиться в комплексе с формированием систематической клубно-кружковой работы со смежными направлениями, такими как
лесоведение, почвоведение, гидрология и лимнология, фенология (наука о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки, а также о пространственно-временных закономерностях циклических изменений природных объектов и их комплексов, связанных с годичным движением Земли вокруг Солнца, а значит – календарем), астрономия (известно, что еще один из наставников М.В. Ломоносова – епископ Холмогорский и Важеский Афанасий (Любимов) – устроил при своем доме старейшую в России обсерваторию[3]), геология и палеонтология (интереснейшие дисциплины, изучающие строение земных недр, исторические закономерности смены различных экосистем, форм жизни и формирования ландшафтов). Осуществить реализацию этих направлений на практике совсем не сложно, учитывая, что среди прихожан наших храмов много талантливых педагогов-энтузиастов, беззаветно любящих свое дело, а развитие кружковой исследовательской работы станет дополнительным фактором сплочения родительского актива воскресных школ. Их выпускники, повзрослевшие, получившие определенный естественнонаучный опыт не только в светской, но и церковной среде, возможно, окажутся более эффективными деятелями на ниве экологической, просветительской, миссионерской, социальной деятельности. При этом приобретут иное звучание (и иные акценты) проблемы, часто искусственно разделяющие естественнонаучное и религиозное восприятие мира.

Перечисленные виды деятельности прекрасно сочетаются и могут быть реализованы в комплексе со спортивным и паломническим направлениями работы, что делает их особо интересными, привлекательными для молодежи.

Возможным становится продуктивное соработничество Церкви с государственными и общественными организациями, не только в рамках совместных природоохранных акций, но в формировании экологической культуры в целом. В частности, представляется перспективным сотрудничество на приходском, благочинническом и епархиальном уровнях с Центром по работе с одаренными детьми Московской области в Московском государственном областном университете (далее Центром, интернет-сайт: http://mgou-detyam.ucoz.ru/index/etestvenno_nauchnoe/0-4). Центром разработана и уже успешно функционирует сетевая, образовательная и организационная структура «Экологическая сеть Подмосковья» – инструмент, обеспечивающий взаимодействие по вопросам экологического образования и просвещения Министерства образования Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, методистов Центра, муниципальных координаторов, педагогов – научных руководителей и школьников (рис. 1).



При организации совместной экологической деятельности в структуру «Экологической сети Подмосковья» через ответственных координаторов органично могут войти и приходы благочиний Московской областной епархии. На базе «Экосети Подмосковья» Центром с учащимися и их наставниками уже организуются следующие виды экологической работы, которые могут быть плодотворно реализованы и на приходах Московской епархии:

- проведение экологических и биологических олимпиад, конкурсов и конференций;
- реализация сетевых региональных проектов;
- деятельность очно-заочных лицеев;
- проведение экологических акций (приуроченных ко Дню молитвы о Божием творении в первое воскресенье сентября, а также в иные памятные даты (в день памяти свв. Флора и Лавра — православный день ветеринара, в день Изнесения Честных Древ Креста Господня — молебен о сохранении лесов), 5 июня – Всемирный день окружающей среды (в России – День эколога), День Земли – в конце марта и проч.);
- повышение квалификации православных педагогов;
- распространение методических материалов и консультаций в современном приборно-инструментальном оснащении проектно-исследовательской работы молодежи.

Сотрудничество с Центром может быть организовано и в форме проведения экологических конференций, слетов и конкурсов на лучший экологический проект (например, конкурс проектов «экологических троп» – обустроенных, прогулочно-познавательных маршрутов в пределах особо охраняемых природных территорий (ООПТ), создаваемых с целью экологического просвещения населения через установленные по маршруту информационные стенды, включающие описание как экологических особенностей природных объектов, так и исторических событий, памятников культурного наследия, храмов, святых мест).

Такое сотрудничество позволит поэтапно создавать организационную, методическую и техническую основы развития экологической образовательно-воспитательной, исследовательской и проектной деятельности школьников Подмосковья, что будет способствовать повышению эффективности этого вида работы с молодежью.

С введением механизмов сетевого взаимодействия (по аналогии с осуществлением «кустовой» структуры Епархиальных миссионерско-катехизаторских и библейско-богословских курсов в благочиниях) становится возможной реализация новой модели организации образовательной экологической деятельности в Московской области. Сетевая структура позволяет осуществить переход от стандартной модели разрозненной экологической деятельности, при которой разноплановые экологические мероприятия и акции ежегодно проводятся в соответствии с региональной программой, к модели «Сетевых региональных целевых экологических проектов». При таком подходе мероприятия и исследования группируются в единый комплекс действий, направленный на решение конкретной экологической проблемы, общей для всей территории Подмосковья. Такая деятельность осуществляется и идейно интегрируется в рамках единого регионального экологического сетевого проекта. Такой подход обеспечивает переход на качественно иной уровень эффективности решения экологических задач регионального масштаба. Он позволяет объединить усилия проектной деятельности школьников образовательных учреждений района, православных гимназий, духовно-просветительских центров, воскресных школ в едином муниципальном (благочинническом) проекте, который в свою очередь может стать частью регионального проекта. Такие проекты после согласования с Управляющим Московской епархией могут выполняться по заказу различных ведомств и под единым научно-методическим руководством специалистов.

Сетевое взаимодействие в рамках региональных проектов является основой для осуществления научно-практической и проектной деятельности молодежи.

К сетевым проектам можно отнести, например, следующие:

- «Хронограф объектов природного, культурно-исторического и духовного наследия Подмосковья» (исследование исторических аспектов создания, развития и трансформации культурно-исторических объектов, природных и антропогенных экосистем, ландшафтных комплексов на территории Московской области);
- «Зеленая карта территории Подмосковья» или «Экологический каркас территории Подмосковья»(установление динамики и картирование фактических границ «ядер каркаса» – лесных массивов, лесопарков, парков и «коридоров каркаса» – лесополос, долин рек, балок и оврагов, соединяющих между собой «ядра» на территории Подмосковья);
- «Изменение границ и состояния лесов Подмосковья» (картирование фактических границ ареалов распространения лесов по территории Подмосковья и установление динамики их состояния);
- «Биологическая безопасность экосистем Подмосковья» (выявление инвазивных («агрессивных») или завезенных видов растений и животных, таких как Борщевики ( Heraclеum ), Элодея канадская ( Elodеa canadеnsis ), Колорадский жук ( Leptinotarsa decemlineata ), картирование ареалов их распространения по территории Подмосковья);
- «Красная книга Подмосковья» (выявление и картирование ареалов распространения редких видов флоры и фауны на территории Подмосковья);
- «Родники Подмосковья» (картирование и фотографирование родников, определение химического состава и расхода их вод, выявление их значения, их сохранение и благоустройство прилегающих участков);
- «Малые реки Подмосковья» (их картирование и фотографирование, определение химического состава и сезонного расхода их вод, выявление их экологического состояния и значения, разработка предложений и акции по их сохранению, восстановлению и благоустройству);
- «Несанкционированные свалки Подмосковья» (картирование фактических границ стихийных свалок, их фотографирование, определение и мониторинг их площади, состава и объема мусора);
- «Охранные зоны открытых водоемов Подмосковья» (выявление и картирование фактов нарушения правил землепользования и застройки на них в своем районе).

Примерами уже реализованных сетевых проектов, к которым могут присоединиться приходские общины или сформировать аналогичные собственные, являются:

- проект «Летние экологические смены»,в рамках которого педагогами проведенаразработка программ и их практическое выполнение в экологических сменах летних оздоровительных лагерей школьников Подмосковья; чаще всего такие экологические лагеря организуются на базе национальных парков и заповедников, где дети могут увидеть редких животных и птиц, растения, познакомиться поближе с удивительным окружающим миром; педагогический состав в эколагерях старается привить детям любовь к природе и всему живому, рассказать об ответственности человека перед Творцом, вверенным миром и его обитателями, сформировать экологическую культуру, понимание законов природы, уважение к ним, бережное отношение к окружающей среде в целом;
- проект«Цветы нашего края», в рамках которого проведены: региональный конкурс оформления цветочных клумб «Цветы для Победителя», посвящённый 70-летию Победы в Великой Отечественной войне; поиск информации о редких, неизвестных и утраченных сортах флоксов; исследовательская работа по сортоиспытанию(по специальной методике проводится исследование влияния факторов на сорта флоксов); 
- проекты по теории и практике организации экологического предпринимательства для старшеклассников и студентов, предполагающие социализацию молодежи путем адаптации их к предпринимательской деятельности в экологической сфере, что актуально в связи с растущей потребностью общества в молодых специалистах-экологах. Воспитание культуры экологического предпринимательства осуществляется, в частности, в рамках планируемого ежегодного конкурса экологически значимых проектов в ходе региональной экологической конференции «Природа встречает друзей» по следующим направлениям: «Организуем рациональное природопользование!», «Превратим отходы – в доходы!» «Повысим продуктивность экосистем!».

Объединение теоретической и практической подготовки молодежи в духовно-нравственной, естественнонаучной и социально-экономической сферах дают синергетический эффект. Это способствует воспитанию цивилизованного экологического предпринимателя, организующего рациональное ресурсопользование в ходе своей деятельности в рамках православного мировоззрения с учетом возможностей воспроизводства ресурсного потенциала.

Таким образом, подход Русской Православной Церкви к организации экологической работы во многом совпадает с уже реализуемыми базовыми образовательными принципами и представлениями об организации экологической деятельности на территории Московской области, поэтому представляется весьма целесообразным объединить усилия для достижения общей цели повышения уровня духовно-нравственной, экологической культуры и образования населения Подмосковья.

Среди перспективных направлений сотрудничества необходимо назвать также вхождение в контакт с лесничествами, в т. ч. школьными, руководством биосферных заповедников, национальных парков и заказников, ответственных за экологическую работу в церковных округах, настоятелей приходов и благочинных. Ежегодно в Московской области проходит региональный этап Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» («За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам»), участниками которого могли бы стать и команды от благочиний (Положение о конкурсе см. на интернет-сайте: http://www.ecobiocentre.ru/events/podrost/).

С системой акций и актуальных исследовательских проектов можно познакомиться на сайте «Союза охраны птиц России»: http://www.rbcu.ru/

Сетевые проекты направлены на совместное решение актуальных экологических задач на территории всего региона. Одновременно они позволяют увидеть и свои муниципальные (локальные) проблемы на фоне общей экологической ситуации в Подмосковье, а также оценить свой вклад в решение проблем областного масштаба.

Это значит, что лозунг «Думай глобально, а действуй локально!» получит практическое воплощение в реальной деятельности молодежи Подмосковья. Каждый приход может составить карту своей экологической деятельности, получая консультативную помощь от координаторов по данному направлению в благочинии и епархии.

К общим организационным моментам можно дать следующие рекомендации:

1) запланированные мероприятия вне территорий храмов при необходимости должны согласовываться с муниципальными органами (например, на предмет вывоза собранного мусора, разрешение на благоустройство территорий, высадку деревьев и т.п.);

2) предваряться совершением совместной молитвы, например, с использованием вышеупомянутого чина «Молебного пения о Божием творении», проповедью священника;

3) желательно выступление специалиста по запланированному направлению экологической деятельности, чтобы участники проекта или акции были не просто исполнителями каких-либо действий, но и понимали их смысл и последствия;

4) подведение итогов, общение за чаепитием, желательно, со священником, фиксация мероприятия и его итогов для приходского архива, публикаций в СМИ и на церковных сайтах.

Обобщить, скоординировать, просветительскую, природоохранную деятельность, предоставить необходимые методические материалы, сведения об организации соработничества поможет вновь созданный профильный сайт Московской епархии, посвященный экологической работе Русской Православной Церкви: http://eco.org.ru/


Список использованных источников
 
1) Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии. – М., 2013. – Электронный ресурс: http://www.patriarchia.ru/db/text/2775125.html
2) Активизация развития молодежного экологического предпринимательства с использованием ресурсов «Экосети Подмосковья». В. А. Волков, Т. В. Дунаева, Е.А. Дунаева, М. В. Горячев // В сб. АСОУ-  2013 г. - С 21-24.
3) Почему состоялся «гений Ломоносова?»  - Официальный сайт Архангельской и Холмогорской епархии. – Электронный ресурс: http://www.arh-eparhia.ru/publications/?ELEMENT_ID=21605&sphrase_id=240351
4) Проблемы дополнительного экологического образования и пути их решения в Московской области: коллективная монография /Сост.: Е.А. Дунаева, Т. В. Дунаева, В. В. Пасечник и др. – М.:ООО «Диона» 2014. – 146 с.
5) Экологическая сеть Подмосковья - новый инструмент управления экологической деятельностью школьников В. А. Волков, Т. В. Дунаева, Е.А. Дунаева // В сб. АСОУ- 2015.
 


[1] Проблемы дополнительного экологического образования и пути их решения в Московской области: коллективная монография /Сост.: Е.А. Дунаева, Т. В. Дунаева, В. В. Пасечник и др. – М.:ООО «Диона» 2014. – 146 с.

[2] Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии. – М., 2013. – Электронный ресурс: http://www.patriarchia.ru/db/text/2775125.html

[3]  Почему состоялся «гений Ломоносова?»  - Официальный сайт Архангельской и Холмогорской епархии. – Электронный ресурс: http://www.arh-eparhia.ru/publications/?ELEMENT_ID=21605&sphrase_id=240351

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9