Разгадка зашифрованного источника по древнепермской хронологии?
Статья посвящена расшифровке знаков (записи годовой даты) в азбуке для "пермян" русского миссионера Стефана Храпа (ставшего впоследствии епископом Пермским). Новые данные  ставят вопрос о возможности использования Стефаном Пермским или его духовными преемниками ультрамартовского календарного счета. Этот факт может иметь и практическое значение при датировке средневековых памятников книжной культуры, возникших на территории Коми-края.
Статья

В 1370-х гг. русский миссионер Стефан Храп (ставший впоследствии епископом Пермским) разработал для «пермян» (термин Епифания Премудрого, обозначавший предков коми-зырян) азбуку, чтобы приобщить к православию пермских язычников. Азбука сохранилась в ряде списков, в том числе одном датированном. В этой «Азбуке пермской», датированной 1510 годом, остаются не расшифрованными два знака, расположенные в левом нижнем углу текста. Из них левый знак напоминает утолщенную круглую скобку ( , а правый — ромбовидный квадрат, поставленный на угол и короткую «ножку». Над вторым (правым) знаком поставлено размашистое дугообразное титло того же типа, что и титло, стоящее над первой буквой («ан») в «Азбуке пермской», но меньшей величины[1].

По последним данным, «Азбука пермская» является одновременно буквенным и цифровым алфавитом. Стефановская азбука, по-видимому, задумывалась в соответствии с нумерационным принципом: все буквы одновременно выполняли функцию «буквенных цифр». Причем первая девятка букв-цифр выражала единицы, вторая девятка — десятки, третья — сотни; всего получалось 27 букв-цифр, которыми можно было передавать числа в пределах 1-999. Последний, 28-й знак в «Азбуке пермской» представлял собой 27-й знак (Л=900), дополненный тысячным «хвостиком». 28-й знак указывал предел (миллион без единицы), до которого можно было доводить запись чисел в этой системе, точнее — от 1 до 999999[2].

Конкретные примеры пермских чисел представлены цифрой три (знак «гай») в библейском тексте на иконе «Троица» конца XIV века (находится в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике), а также в качестве сигнатур (чисел тетрадного счета) в двух славяно-русских рукописях начала XVI в. Скорее всего, примеров пермских чисел было больше; не все они сохранились, а существующие, возможно, еще не выявлены. Приметой записи пермских цифр является употребление титл. Установлено несколько их форм: в виде прямолинейной горизонтальной черты (икона), волнистой и дугообразной линии (пометы тетрадного счета).

Как отмечалось, титло дугообразной формы стоит над рассматриваемым правым знаком в «Азбуке пермской». Это может служить основанием для обсуждения его числового характера; причем среди букв-цифр «Азбуки пермской» он не содержится. Этот знак может быть лигатурой, например, состоящей из двух стефановских «буквенных цифр», расположенных друг над другом. Действительно, если верхнюю часть этого знака (в виде ^) отделить от нижней (напоминающей римскую пятерку v), то получится вверху пермская цифра Л =900, а внизу v =5. Вместе будет число 905, возможно, служащее сокращенной записью числа года без тысячного разряда [6]905 в эре от Сотворения Мира. Такой способ выражения чисел года (без тысячного разряда) был употребительным в древнерусской хронологической практике. Он используется до сих пор. Так, вместо того, чтобы сказать 2008 год, говорят или пишут: восьмой год.

Число 905, как обозначение 6905 года в ультрамартовском календарном счете от СМ, будет соответствовать 1396 году от Р.Х. – году смерти Стефана Пермского (6905 – 5509 = 1396). Такая трактовка находит определенное подтверждение. Дело в том, что левый неразгаданный знак «Азбуки пермской» ( соответствует символу, которым, наряду с другими, на северных деревянных календарях обозначается день Успения (Духовной Памяти) св. Стефана Пермского — 26 апреля[3].

Хронологическое значение расшифрованного числа (записи годовой даты) заключается в том, что о календарных «интересах» Стефана Пермского ничего не было известно. Считалось, что они не отличались от хронологических «вкусов» Епифания Премудрого, написавшего Житие Стефана Пермского (конец XV — начало XVI вв.), которое остается одним из основных источников сведений о жизни и деятельности св. Стефана. Новые данные по расшифровке числовой записи в «Азбуке пермской» ставят вопрос о том, могло ли быть неизвестной ранее оригинальной чертой хронологических взглядов Стефана Пермского или его духовных преемников использование ультрамартовского календарного счета. Этот факт может иметь и практическое значение при датировке средневековых памятников книжной культуры, возникших на территории Коми-края.

 


[1] «Азбука пермская» неоднократно публиковалась. См. воспроизведение оригинала в кн.: Мазуринская кормчая. Памятник межславянских культурных связей XIV-XVI вв. Исследование. Тексты / Отв. ред. Я.Н. Щапов. М., 2002. Вклейка с иллюстрациями в конце кн., рис. 23. Описание «Азбуки пермской» дано (Е.В. Беляковой) на с. 95 без обсуждения нерасшифрованных знаков. 

[2] Морозов Б.Н., Симонов Р.А. Об открытии цифровой системы Стефана Пермского (XIV в.) // Вопросы истории естествознания и техники. 2008, № 1. С. 3-21; Сивкова А. Цифровой код Стефана Пермского и автограф Ивана Куратова. Открывшаяся в СГУ конференция о книжной культуре оказалась богатой на сенсации [с обсуждением доклада: Морозов Б.Н., Симонов Р.А. Об открытии цифровой системы Стефана Пермского] // Республика. Издание Правительства и Государственного Совета Республики Коми. Сыктывкар, 17.05.08, № 95. С. 1-2. 

[3] Савваитов П. И. О зырянских деревянных календарях и о пермской азбуке, изобретенной Святым Стефаном. М., 1873; Липин В.Б. Деревянные резные календари-святцы в собрании Национального музея Республики Коми // Арт 2006, №3. С. 120-128, 169.

 

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9