Мы пробыли в Москве шесть дней - с 4 по 9 декабря. Нас пригласили на юбилейные празднования в «Дом Русского Зарубежья им. А.И. Солженицына». Были выступления, встречи, панихида в Донском монастыре по всем погибшим в годы гражданской войны, а 8 декабря мы пришли на вечер памяти узников Соловецкого лагеря («СЛОНА») в Храм Христа Спасителя.
Здесь мы увидели хорошие лица, услышали взволнованные слова, неравнодушную молодежь. Это молодое поколение, которое любит Россию, страдает за её будущее, и ему не безразлично, как расскажут историки о прошлом нашей Родины.
Да, все говорили о том, что обманывать больше нельзя, что долг памяти не в замыливании страшных событий красного террора, а в том, чтобы помнить и передать эту память следующим поколениям. Говорили о Новомучениках, о том, что Они были прославлены и почти сразу как бы забыты, что о Них издано много книг, которые теперь пылятся на полках магазинов, что о страданиях этих невинно загубленных ангелов вспоминают мало и о дальнейшем прославлении пока не говорят... Поэт Юрий Кублановский рассказал о своём посещении в начале 90-х Ярославской области, где он принимал участие в установлении памятного креста на месте массовых расстрелов. Туда была проложена дорога с указателем, а совсем недавно Кублановский приехал на то же место и увидел, что нет ни креста, ни указателя, а вместо этого вырос своего рода «бурьян» - из арматуры и бетона.
Мы тоже с горечью можем констатировать, что Соловецкий камень на Лубянской площади в некоем запустении. Надпись на нём истёрлась, и уже почти ничего не прочитать. Вспоминают об этом месте от случая к случаю. Пройдёт совсем немного времени, и уже следующие поколения равнодушно будут проходить мимо.
Как тут не заплакать от обиды за свой беспамятный народ и не оглянуться на другой Долг Памяти, памяти узников и жертв нацизма. У евреев, погибших в лагерях смерти, из поколения в поколение передаётся эта «свеча»: они говорят и повторяют о Треблинке и Освенциме каждый день. В западной печати не проходит и дня, чтобы не вспоминались преступления нацизма, поимённо выявляются каратели, требуются компенсации. Так неужели мы «Иваны, не помнящие родства»? И дело тут не в христианской добродетели прощения, а в полном безразличии к прошлому.
В день отъезда из Москвы за нами прислали автомобиль, чтобы отвести в аэропорт. Начался сильный снег, а потому мы ехали в Шереметьево три часа. Разговор с шофёром поверг нас в удивление и страх. Его монолог заслуживал диктофонной записи. Но даже если бы у нас и был этот аппарат, то мы не решились бы им воспользоваться, иначе мы не нашли бы дороги до ближайшей аптеки и больницы. Парню было лет под 40, большой, крепкий, «...служил следователем в милиции, ушёл, потому что не мог больше видеть кровь и просыпаться по ночам от кошмаров, семейная жизнь и дети ему дороже карьеры и денег, решил пойти шоферить. Нет, за границей нигде не был, нашей России лучше нет, и отдыхать ездит всей семьёй на Кубань. Кавказцев нужно всех из Москвы выгнать, власть у нас слаба. Театральные и медиа-шоу все из “неславянской” братии. Надо давно навести порядок, вспомнить Сталина, его законы и всех в подвалы или в Сибирь. Да власть всё либеральничает - развели демократию, которая насаждена американцами, евреями и мусульманами. А еще он всегда с собой возит большой кусок арматуры на случай разборок с этой “нечистью”».
И так мы ехали три часа в замкнутом пространстве «мерседеса»... а вокруг красота, и за окном зимняя сказка заснеженного леса. Переглядываясь и вжимаясь в сиденья, мы парню задавали разные вопросы, ответы получали ошеломляющие. Заслуженный учитель и ветеран сказали бы, что во всём виновата современная школа, которая упустила молодёжь, которая не знает Толстого и Чехова, и что тут помог бы только Дзержинский с Макаренко... И учитель, и ветеран не ошибаются, а именно эти персонажи и взрастили (но как?!) подобный «гибрид», напичканный ненавистью ко всему миру.
Не успели мы прилететь в Париж, как на следующий день телевизионный экран показал нам бунт «болельщиков», и мы вспомнили нашего шофёра.
Странно другое - что этот феномен межрелигиозной ненависти так долго тлел и что никто в России не только не говорил об этом, но совершенно не был подготовлен к такому бунту. Этот межэтнический конфликт уже давно назрел и вылился на улицы западных столиц (пока, кроме Германии, где сильна память о нацизме, а потому власть старается не допустить межэтнической резни). Да и то там недавно вышла книга министра Тило Саррацина (!) «Скорая гибель Германии», чисто антииммиграционная. Во Франции северо-африканская и цветная молодежь - это третье поколение скромных трудящихся, в основном из пригородов, живущая на пособиях по безработице, на торговле наркотиками, объединённая в банды, среди которых есть уже и девичьи скопища (кстати, по жестокости ужасные). Они периодически жгут автомобили, грабят магазины. Банды вооружены до зубов, а возраст преступников с каждым годом всё молодеет. Вот недавно мальчик 12 лет ударил ножом учительницу за то, что она поставила ему «двойку» по литературе. Обычно для стихийного беспощадного бунта достаточно малейшей искорки. Этой весной полицейская машина преследовала угонщиков скутера, один из них был ранен резиновой пулей, их арестовали и тут поехало...! А несколько лет назад бежавшие от полиции наркоторговцы спрятались в трансформаторную будку и сгорели. Вину свалили на полицейских, которых судили, дали условные сроки... «разноцветная» толпа прошлась по городам Франции, всё сметая на пути.
Сегодня мобильный телефон – это лучший организатор и вдохновитель стихийного восстания. Для этого не нужно издавать в Швейцарии «Искру» и приезжать на броневике. Французская полиция научилась готовиться к подобным погромам (впрочем, как и к лесным пожарам). Среди преступной молодёжи много информаторов, муниципальная полиция вместе с МВД основала специальный отдел по внедрению агентуры в преступные банды. Все многодесятилетние старания правительства, да и общества, по ассимиляции этой молодёжи потерпели крах!
Им построили прекрасные муниципальные дома, школы, стадионы, клубы, компьютерные центры, но во время бунтов сжигаются именно школы, клубы и спортивные центры... И впрямь «война цивилизаций»? Над Фукуямой стало принято смеяться в годы обвала Советов. Наверное, не стоило.
Конечно, и на Западе, и в России есть массы заслуживающих всяческого уважения мигрантов. Это мирные трудяги, они учатся, стараются и далеки от «мирской суеты». Но и они частенько в моменты взрывов и бунтов попадают под раздачу.
Что можно сделать в России? Вот и до неё докатилась эта волна. Говорить, что это неправильная политика власти и что-то прошляпили? Слишком легко давать советы, они ничего не стоят.
Говорить, что Церковь однобоко реагирует и что от неё не слышно доброго евангельского слова? Тоже не так. Разные есть обращения, и не всё духовенство представляет этот феномен манихейски, а то и экстремистски, как весьма «медийный» московский дьякон. И, конечно, не нужно забывать, что четвёртая мировая война идёт уже давно, и началась она с Афганистана. Папа и мама исламизма – политбюро ЦК КПСС, решившее направить в афганские горы ограниченный контингент. Штаты (а тогда шла «Холодная» война) чисто механически стали вооружать мухаджинов, а среди них и юного Бен Ладена. Продолжение последовало... Ирак, Иран, Пакистан, конечно же, и Чечня с приехавшими туда из мусульманского мира боевиками.
Террористы смертники гуляют по всему миру, и страшно даже представить, если деньги «золотой орды» будут продолжать подкармливать толпы молодых мусульманско-кавказских банд, а «не золотая орда», великодержавная, с товарищем Сталиным на хоругвях, постарается укрепить противоположный клан... тот, к которому вполне мог бы принадлежать наш «милый» шофёр. Самое неумное, что могло бы произойти, это подогреть толпу «сверху», наивно полагая, что чужими руками можно будет решить свои корпоративные проблемы, а, может, и политические амбиции. Толпа, как и пожар, может выйти из под контроля и стать неуправляемой, и тогда уж мало не покажется никому. Игра на низменных чувствах «свой – не свой», «белый – чёрный», «бесправный эмигрант или коренной житель столицы» - отвратительна и всегда приводила к краху прежде всего самих заказчиков.
А ведь до сих пор некоторые ветераны войны и труда слезу утирают, когда ТВ в энный раз показывает «Цирк», или «Свинарка и пастух» (амур между русской селянкой и обитателем северо-кавказского аула): тут и дружба народов - надёжный оплот, и нет ни эллина, ни иудея, и тост за «великий русский народ», и «белолицый» со своими продавцами колхозный рынок, но при этом все знают, что второй секретарь ЦК – назначен от «старшего» брата, и льготный приём в вузы от республик. Кампания против космополитов длилась не более четырёх лет. Пятый пункт пятым пунктом, но есть люди, искренне тоскующие по обществу, в котором повальный и слепой террор помог бы забыть об этническом самосознании, а на конфессиональное всё равно было табу.
А в 90-х упала, как «звезда полынь», проклятая «свобода»: гони природу в дверь, она назад в окно. Накопившиеся этнические страсти, даже и без массовой миграции, выплеснулись так, что и Ле Пену с лордом Мосли не снилось...
Выводы рано делать, но, наверняка, одним ОМОНом тут не справиться. Россия - огромная страна, это не Франция. Но как мы знаем, Россию умом не понять и не объять, а потому остаётся в неё только верить.
И ещё верить в другую молодёжь - ту, которую мы встретили на Соловецком вечере. Эта молодёжь читала и Чехова, и Солженицына, она ходит к Причастию, воцерковляет детей и ездит поклоняться Новомученикам на Бутовский полигон. Вряд ли эта молодёжь изучала историю своей страны по школьным учебникам, скорее всего, правду они узнают в обход им.