Белогорская голгофа. Мученический подвиг братии Белогорского Свято-Николаевского мужского миссионерского монастыря Пермской епархии
Долгое время обстоятельства страданий и смерти насельников Белогорскиого Свято-Николаевского мужского монастыря оставались тайной. Доктор исторических наук протоиерей Алексий Марченко в своей статье возвращается к этим печальным событиям и приводит список убиенной братии монастыря и Серафимо-Алексеевского скита этой обители.
Статья

Основанный в начале 1890-х гг. Белогорский Свято-Николаевский мужской миссионерский монастырь к началу ХХ века имел огромную популярность среди православного населения урало-сибирских губерний России. Усвоив строгие организационные традиции афонского монашества, белогорские иноки успешно проповедовали среди местных старообрядцев. Потрясающая красота природы, высокая духовная жизнь и самоотверженный труд братии привлекали в монастырь свыше 70 тысяч паломников в год. Благодаря щедрым пожертвованиям купца П.С. Жирнова и других благотворителей, монастырь за короткие сроки сумел создать развитую хозяйственную инфраструктуру и стать одним из крупнейших монастырей Урала. К 1910 г. братия монастыря превысила 400 человек[1]. Вершиной развития «Уральского Афона» стало завершение строительства на Белой горе величественного Крестовоздвиженского собора, освященного в июне 1917 года[2].

Дальнейшему процветанию Белогорского монастыря помешала революция, приведшая к власти большевиков. В октябре 1918 г. произошел разгром Белогорского монастыря. В Осинском уезде, где находился монастырь, «красный террор» отличался невиданной жестокостью[3]. Вместе со своим настоятелем архимандритом Варлаамом (Коноплевым) мученическую кончину приняли многие насельники обители. Однако долгое время обстоятельства страданий и смерти белогорских мучеников оставались тайной.

Одним из первых о гибели братии Белогорского монастыря сообщил иеромонах Дамаскин (Орловский). По его версии «в августе 1918 г. большевики захватили обитель… Многие монахи после зверских пыток были убиты»[4].

Обстоятельное расследование репрессий, проведенных большевиками в отношении белогорских монахов, предпринял пермский историк В.В. Вяткин.

Опираясь на данные послужных списков белогорского братства, ему удалось выявить имена 34-х иноков обители, замученных в августе-октябре 1918 года[5]. Ссылаясь на сведения, полученные от очевидцев, он указал предполагаемые причины и места казни мучеников. «Белогорцев уничтожали в Осе и в Перми, в Ашапе – либо за отказ от работы на своих мучителей, либо за несогласие на мобилизацию в Красную армию»[6].

Существует немало документальных и устных свидетельств о том, как расправлялись большевики с белогорскими монахами. Костина В. опубликовала воспоминания двух отшельниц Марии и Анны – духовных чад настоятеля Белогорского монастыря архимандрита Варлаама (Коноплева), подвизавшихся в 1918 г. недалеко от Белой горы. «Ослабев от голода, послушницы вышли из пустыньки и направились на Гору. Подходя к обители, они вместо братии встретили часовых, которые им сказали: "Уходите быстрее! Все расстреляны, никого нет, монастырь закрыт".

 Монахов ставили в два ряда и расстреливали прямо на глазах у местных жителей Белой Горы. Кто пытался подойти или протестовал, в тех тоже стреляли. Хоронить не давали»[7].

Это свидетельство не противоречит материалам, помещенным на страницах белогвардейской газеты «Освобожденная Россия», где рассказывается о поездке на Белую Гору епископа Бориса (Шипулина), назначенного Сибирским ВВЦУ управляющим Пермской епархией после изгнания красных[8].

24 февраля 1919 г. войска генерала Вержбицкого выбили большевиков из Кунгура. Белая гора оказалась на освобожденной территории. 4 марта туда прибыл епископ Борис, совершая свою первую поездку по епархии. «…Увиденное и услышанное на Белой горе превзошло все ожидания. Уже были найдены тела иеромонахов Илии и Сергия с исколотыми штыками шеями, с размозженными черепами и прострелянными ладонями. Епископу сообщили следующее: 102 насельника Белой Горы были угнаны на окопные работы […] В главном алтаре собора осквернили и разворотили престол[…], все имущество монастыря разграбили настолько, что из швальни было взято последнее шило[…]. Та же картина разрушения и зверства оказалась в Серафимо-Алексеевском скиту. Из числа насельников было убито 9 человек. В Осе были обнаружены тела трех скитников – иноков Сергия, Исаакия и рясофорного послушника Павла. Их извлекли из ямы, залитой нечистотами. У этих мучеников размозжены головы, вырваны куски тела из боков, нанесено множество штыковых ран, надломлены голени…»[9].

Известно, что в апреле 1919 г. епископ Борис инициировал расследование обстоятельств террора против духовенства в Пермской епархии, в том числе белогорской братии. Материалы работы следственной комиссии правительства А.В. Колчака сохранились и были частично опубликованы С.С. Балмасовым[10]. Они рисуют наиболее полную картину зверств большевиков в отношении монахов Белогорского монастыря.

Во время следствия иеромонах Белогорского монастыря Иосиф (Воробьев) показал: «Аресты преимущественно производились Осинской чрезвычайной комиссией и по ее распоряжениям. Между 8-10 октября 1918 г. Юго-Осокинской чрезвычайной комиссией были арестованы иеромонахи Иоасаф и Сергий, которые высказывали негодование Советам, называя комиссаров продажными душами, что и послужило причиной их ареста, а позже 6 ноября, по доставлении их в Осу, – причиной расстрела. Одновременно с ними было арестовано 6 монахов, из которых 3 бежали, остальные были отправлены большевиками в Вятку[…]. Никаких мандатов и документов при арестах обвиняемым большевиками не предъявлялось и оставлено не было»[11].

Из показаний ясно, что массовый арест монахов был произведен между 10-13 октября 1918 г. при совершении в монастыре всенощного богослужения. Общее количество арестованных в этот день было около 170 человек. Из них некоторые были мобилизованы красными, оказались на фронте и бежали оттуда, другие были взяты сибирскими войсками в плен на станции Шумаково, находясь на принудительных работах. Третьи скрылись и бежали во время отступления красных из Перми. Из числа бывших арестованных и оставшихся в живых в монастырь вернулось 43 человека[12].

Отец Иосиф свидетельствует: «По имеющимся у меня точным сведениям, арестованных большевиками постигла следующая участь:

       Монахи:

1.     Маркел (Шаврин)

2.     Ермоген (Боярышнев)

3.     Иосиф (Аристофаров)

4.     Евфимий (Шаршимов)

5.     Аркадий (Носков)

6.     Варнава (Надеждин)

   Послушники:

7. Яков Данилов

8. Петр Рочев

9. Александр Арапов

10. Федор Белкин

11. Сергий Ржанников

12. Василий Ракутин

13. Иван Родин (прапорщик)

14. Андрей Тупицын (поручик)

15. Максим Конилов

16. Симеон Дунаев (скит)

17. Василий Змеев (скит)

18. Пантелеимон Посохин (скит).

Все эти лица были расстреляны большевиками в с. Шарашах Осинского уезда за отказ идти на воинскую службу в первых числах октября 1918 года.

За 2 дня до освобождения Перми сибирскими войсками[13] были утоплены в Каме:

            19. иеромонах Иоанн (Новоселов)

            20. иеродиакон Виссарион (Окунев)

     Черноризцы:

            21. Савва (Колмогоров)

            22. Василий (Вотяков)

            23. послушник Михаил (Феофилов)

            24. иеродиакон Матфей (Банников) (известно из другого документа)[14].

Расстреляны и замучены в последних числах октября 1918 г. в городе Осе:

25. иеромонах Сергий (Вершинин)

26. иеромонах Илия (Попов)

      Монахи:

27. Иоанн (Ротнов) - бывший казачий офицер

28. Сергий (Саматов)

29. Исаакий (Ковалевский)

      Черноризцы:

30. Яков (Старцев)

31. Дмитрий (Созинов)

32.иеродиакон Михей (Подкорытов) расстрелян осенью в Кунгуре

            33. иеродиакон Евфимий (Коротков) расстрелян в городе Перми в Белогорском подворье

            34. черноризец Павел Балабанов – замучен в Юго-Осокинском заводе Осинского уезда»[15]

Помимо указанных лиц в другом документе – «Список казненных иноков Белогорского монастыря» значатся:

            35. иеромонах Вячеслав (Косожилин)

            36. иеромонах Иоасаф (Сабанцев)

            37. черноризец Дмитрий

            38. послушник Петр

            39. послушник Алексий

     Монахи Серафимо-Алексеевского скита:

            40. Сергий

            41. Исаакий

            42. Иосиф

            43. Иоанн

            44. черноризец Павел

            45. послушник Григорий[16].

Таким образом, документы свидетельствуют, что число убиенной братии Белогорского монастыря и Серафимо-Алексеевского скита этой обители составляет не менее 45 человек, не считая настоятеля – архимандрита Варлаама (Коноплева)[17].

В 1998 г. настоятель архимандрит Варлаам и 26 насельников Белогорского монастыря: иеромонахи Сергий, Илия, Вячеслав, Иоасаф, Иоанн, Антоний, иеродиаконы Михей, Виссарион, Матфей, Евфимий, монахи: Варнава, Димитрий, Савва, Гермоген, Аркадий, Евфимий, Маркелл, послушники Иоанн, Иаков, Петр, другой Иаков, Александр, Феодор, другой Петр, Сергий, Алексий были канонизированы как местночтимые святые Пермской епархии[18]. В 2000 г., на юбилейном Архиерейском соборе, они были прославлены в лике святых новомучеников для общецерковного почитания. Их память  совершается 12/25 августа. Прославление оставшихся убиенных за Христа белогорских подвижников остается нашим священным долгом.

 



[1]Шестаков И., свящ. Краткая история возникновения Свято-Николаевского миссионерского общежительного монастыря на Белой горе Осинского уезда Пермской губернии. Пермь, 1900. С. 1-4; Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской общежительный монастырь в Осинском уезде Пермской епархии. М., 1910. С. 1-13.

[2]Феодорущенко О. Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской общежительный монастырь. Пермь, 2004.С.71-72

[3]Нечаев М.Г. Церковь на Урале в период великих потрясений: 1917-1922. Пермь, 2004. С. 220.

[4]Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1996. С. 203.

[5] ГАПО. Ф.37. Оп.7. Д.3-23.

[6] Вяткин В.В. Величие и трагедия Уральского Афона. (История Белогорского монастыря).   Пермь, 1996.

С. 106-107.

[7] Костина В.С. Выбираю путь Христов. Судьбы духовенства и монашества Земли Пермской ХХ век. Пермь,

  2008. С. 125.

[8] Агафонов П.Н. Епископы Пермской епархии. 1918-1928 гг. Пермь, 1997. С. 25.

[9] Освобожденная Россия. Пермь, 1919, 30 марта, №.72; Вяткин В.В. Величие и трагедия Уральского Афона.

Ук. соч. С. 109 -110.

[10] Балмасов С.С. Красный террор на Востоке России в 1918-1922. М., 2006.

[11] ГАРФ. Ф.9440. Оп.1. Д.2. Л.106.

[12] ГАРФ. Ф.9440. Оп.1. Д.2. Л.106 об.

[13] 24 декабря 1918 г. колчаковцы вошли в Пермь – прот. А. М.

[14] ГАРФ. Ф. 4369. Оп.5. Д.847. Л.4.

[15] ГАРФ. Ф.9440. Оп.1. Д.2. Л.107.

[16] ГАРФ. Ф. 4369. Оп.5. Д.847. Л.12-13.

[17] Фамилии пострадавших насельников Белогорского монастыря и Серафимо-Алексеевского скита в значительной степени присутствуют в исследуемых документах, а так же восстановлены благодаря трудам П.Н. Агафонова в его работе Агафонов П.Н. Духовенство Пермской епархии. 1918-1928 гг. Пермь, 1997. Ч.1. С. 122-140.

[18]К прославлению священномученика Феофана, епископа Пермского и Соликамского и преподобномученика Варлаама с братией Белогорского монастыря. Пермь, 1998. С. 21-36.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9