Итоговое коммюнике
1. Представители теологических факультетов и церковных теологических институтов из 22 стран встретились с 7-10 июля 2010 года на факультете католической теологии Университета г. Грац им. Карла Франца. Консультации были организованы Конференцией Европейских Церквей (КЕЦ) совместно с факультетом католической теологии. Встреча основывалась на двух предыдущих заседаниях 2002 и 2006 гг., на ней продолжалось обсуждение создания сети европейских теологических факультетов различных христианских конфессий и дальнейшее сотрудничество в области теологического образования и исследований.
2. Участников конференции приветствовал профессор д-р Ханс-Фердинанд Ангел, декан факультета, и его преподобие профессор д-р Виорел Ионита, исполняющий обязанности генерального секретаря КЕЦ. Консультации включали три основных официальных выступления, пленарные доклады, отчеты о теологических системах и инициативах, а также обсуждение в четырех рабочих группах. Конференция проходила между утренней и вечерней молитвой.
3. На Консультациях были продемонстрированы тесные взаимосвязи университета, Церкви, государства и общества. В первый день состоялась экскурсия в церкви, семинарии и государственные здания Граца. Второй день завершился встречей с губернатором федеральной земли Штирия и представителем Сената в приемном зале Городского замка Граца. Во второй половине третьего дня прошло открытое заседание в университетском зале. Участников конференции приветствовали профессор д-р Альфред Гутшельхофер (Alfred Gutschelhofer), ректор Университета г. Грац им. Карла Франца, митрополит Галльский Эммануил, президент Конференции Европейских Церквей, епископ Игон Капеллари (Egon Kapellari), епископ епархии Грац-Зеккау, митрополит Австрийский Михаил (Константинопольский патриархат), а также Герман Миклас, глава Евангелической Церкви Штирии. День закончился приемом от имени мэра города Граца в здании Городской ратуши.
4. Три основных доклада были зачитаны главами Церквей. Первый из основных докладов, представляющий православную точку зрения, был сделан митрополитом Галльским Эммануилом, президентом КЕЦ. Он привел доводы в пользу того, что теология не может быть заменена религиоведением. Теология скорее совместима с гуманитарными науками и должна решительно их использовать. Она сыграла важнейшую роль в борьбе со стереотипами в университете, продемонстрировав способы решения религиозных конфликтов и разработав свое собственное уникальное своеобразие в диалоге с другими дисциплинами. Второй доклад был представлен епископом Михаэлем Бюнкером (Michael Bünker), генеральным секретарем Сообщества протестантских церквей в Европе (СПЦЕ). По его словам, образование, предлагаемое теологическими факультетами, имеет большое значение и дополняет практическое пастырское обучение. В обоих случаях следует включать теологические и коммуникативные аспекты, которые необходимы для несения пастырского служения. Третьим выступил кардинал Карл Леманн (Karl Lehmann), епископ Майнца. Темой его доклада были неотъемлемые взаимосвязи между теологией, разумом и верой. Он указал на то, что необходимо как слушать, так и задавать вопросы, а также упомянул, что для толкования Евангелия необходима такая вера разума, чтобы плюралистический мир мог услышать и воспринять Его.
5. На консультациях также выступили с докладами Магистра Сабин Пендл, глава Управления по вопросам Международных отношений Университета Граца, и д-р Хорст Пиркер, председатель Медиа Группы Штирии. В обоих сообщениях представлены внешние перспективы теологии и ее ожидания. Сабин Пендл подчеркнула важность международного обмена преподавателями и учащимися в рамках обогащения теологической науки. Д-р Пиркер призвал теологов заняться изучением современных проблем и рассмотреть возможности, предлагаемые современными средствами массовой информации.
6. Были представлены стратегические перспективы, теологические инициативы и значительные системы теологического образования:
- Возможные перспективы, сформулированные проректором по исследованиям в европейских университетах;
- Стратегия для поощрения эффективных исследований на католическом факультете в Граце;
- Международный исследовательский проект «Библия и женщины»;
- Адаптация обучения, применяемого на факультете, в прикладном направлении (Любляна);
- Европейское теологическое образование в мировой экуменической перспективе;
- Межрелигиозное обучение: проект TRES (преподавание религии в многокультурном европейском обществе);
- ESWTR (европейское общество женщин, занимающихся теологическими исследованиями);
- EFOST (европейский форум православных духовных школ);
- WOCATI (всемирная конференция ассоциаций теологических учреждений).
7. Делегаты конференции выступили с краткими заявлениями по поводу состояния теологических факультетов в различных регионах Европы. Разнообразие моделей теологического образования может быть оценено посредством ответов на следующие вопросы: 1. Вид учреждения: университетский теологический факультет или церковный теологический институт? 2. Кто платит: государство или Церковь? 3. Кто обучается: кандидаты на рукоположение, миряне христианского вероисповедания или любые студенты? 4. Чему учат: общей теологии или теологии определенной конфессии? 5. Как учат: от религиоведения к конфессиональной точке зрения? 6. Сколько продолжается обучение: 2-6 лет? 7. Кто назначает преподавателей: Церковь или государство?
8. В рабочих группах также обсуждались вопросы, связанные с теологическим образованием и исследованиями, затем были представлены краткие презентации выводов. В результате проделанной работы был отмечен ряд взаимосвязанных тенденций.
а. В некоторых частях Европы имеется определенное число студентов, желающих изучать теологию. В большинстве регионов, однако, наблюдается сокращение числа учащихся, особенно тех, кто готовится служить Церкви в священном сане. Из-за увеличения финансовой нагрузки на университеты, количество учащих и учащихся многих теологических факультетов было сокращено, некоторые были объединены или даже закрыты.
b. В учебных планах и в подходе ряда факультетов наблюдается замещение теологии религиоведением. Христианство изучается с внешней точки зрения, а не с конфессиональной.
с. Переход к религиоведению происходит отчасти в ответ на снижение числа студентов, отчасти является отражением интереса к религиозному плюрализму Европы. Тем не менее, неизбежным следствием этого является уменьшение числа факультетов традиционных теологических дисциплин. Мы признаем, что теология и религиоведение могут быть дополнительными дисциплинами на факультете.
d. Ряд церквей предпочитает посылать кандидатов на рукоположение в церковные теологические институты, а не на теологические факультеты. Желая получить духовно направленное и практическое обучение, они не всегда осознают, что теологические факультеты также могут это обеспечить. Из-за финансовых проблем, время, необходимое для обучения будущего священнослужителя, в некоторых церквях было сокращено. Переход к религиоведению и отсутствие связи между теологическими факультетами и церквями грозит развитием этих тенденций.
е. Что касается научных исследований, процесс подачи заявки на европейские гранты является чрезвычайно сложным и занимает много времени.
Теологические заявки часто рассматриваются нетеологами, которые относятся к ним с подозрением. Ряд участников подчеркнули необходимость оформлять заявки в рамках религиоведческого подхода.
9. На консультациях был согласован ряд предложений и рекомендаций:
а. Существует срочная необходимость доказать важность теологии для университетов в Европе. Обоснование того, что теология должна занять свое место среди гуманитарных наук, должно осуществляться преподавателями университетов, главами Церквей и христианами, с оказанием влияния на власти. Причины постоянной значимости теологии включают ее богатую историю в университетах с момента их возникновения, растущее значение религии в европейской и мировой политике, а также постмодернистскую критику любых заявлений совершенно бесконфессиональной идеологии.
b. Было внесено предложение, чтобы основной справочный документ/заявление о значении и роли теологии и теологических факультетов для европейских университетов был разработан совместно с КЕЦ и Советом Европейской конференции епископов в сотрудничестве с Грацевским процессом. Он может быть представлен органам ЕС в Брюсселе с тем, чтобы усилить и подчеркнуть роль и наличие теологических факультетов в публичном пространстве европейских университетов.
с. Мы просим КЕЦ изучить вопрос: возможно ли создание центрального ресурса с целью оказания помощи теологическим факультетам для успешной подачи заявок на научные гранты из европейских фондов.
d. Мы
призываем теологические
факультеты рассмотреть вопрос о научно-исследовательских
проектах, которые посодействуют налаживанию мостов от священных книг и традиции
к важнейшим проблемам, с которыми Церковь и общество сталкиваются
сегодня. Мы рекомендуем
Церкви подумать над тем, чтобы отдавать приоритет финансированию теологических
исследований в тех областях, где источники финансирования научных
исследований по классической теологии становится все труднее найти.
е. Мы настоятельно призываем продолжать развитие и регулирование теологической программы так, чтобы студенты и факультеты могли передвигаться в пределах Европы более свободно.
f. Мы решительно выступаем за продолжение Грацевского процесса. Мы призываем, чтобы официальный сайт Грацевского процесса публиковал документы и информацию как на английском, так и на немецком языках. Он должен функционировать как интерактивный портал для информационного обмена между теологическими факультетами и церковными теологическими институтами.
g. В рамках Грацевского процесса мы просим о создании постоянного комитета с соответствующим представительством христианских конфессий и географических регионов и с учетом в том числе гендерного баланса.
h. Мы обращаемся к комиссии с просьбой собрать сведения о возможности создания европейской платформы для теологических исследований в многоконфессиональной и многоязыковой обстановке.
i. Мы просим участников консультаций информировать свои факультеты о плодах Грацевского процесса и поощрять к нему больший интерес.
10. Участники
были благодарны за уникальную возможность встретиться с многочисленными
представителями Церквей и теологических факультетов в Европе. Они
приобрели богатый опыт, провели успешные переговоры, а также получили
удовольствие от участия в насыщенной программе. Особенно
благодарны участники были городу Грац, правительству Штирии и католико- теологическому
факультету за щедрое гостеприимство. Они
горячо поблагодарили организаторов Третьих консультаций 7-10 июля 2010 г. в
Граце, а также признали, что конференция не состоялась бы без дальновидности и
обязательности Виорела Иониты и Ханса-Фердинанда Ангела.
Перевод Богослов.Ru