«Религиоведение» как учебная дисциплина в Московской духовной академии
Чем отличается преподавание религиоведения в духовных школах от преподавания подобной дисциплины в светских вузах? На что в данном случае обращено внимание преподавателей и студентов? Особенностям преподавания религиоведения в Московской духовной академии посвящена статья к.и.н. Д.В. Сафонова.
Статья

Курс «Религиоведение» читается студентам Богословского отделения Московской духовной академии с 2003 г. Этот курс появился в результате реформы духовных школ, вследствие которой 4-летняя программа академии, учебные дисциплины которой во многом дублировали семинарский курс, стала 3-летней с выделением четырех специализаций. Отдельно студентам Богословского отделения читается курс «Философия религии», поэтому эта часть религиоведения в нашем курсе специально не рассматривается.

Цель нашего курса — ознакомление студентов с религиоведением как научной дисциплиной, ее основными понятиями и методологическими принципами, историей религий, современными проблемами государственно-церковных отношений и законодательством, касающимся религиозных организаций, и другими вопросами. Нами была разработана программа курса[1], в которой были учтены наработки кафедры религиоведения (ныне — кафедра государственно-конфессиональных отношений РАГС), где автор проходил научную стажировку и защитил в январе 2004 г. кандидатскую диссертацию.

Особенностями курса, читаемого в МДА, является то, что студенты знакомятся с традицией оценки той или иной религии в контексте православной богословской традиции.

Рассмотрим в общих чертах основные темы курса. В вводной части курса изучаются различные определения религиоведения и его предмета, анализируется понятие «религия» и указываются особенности его понимания в разных религиоведческих школах, формулируются цели, задачи и функции религиоведения, принципы религиоведения как науки.

При изучении методологических вопросов студенты знакомятся с материалами конференции, которая состоялась в РАГС в октябре 2003 г. и носила название «Философско-методологические проблемы изучения религии»[2]. Материалы этой конференции исследуются студентами на семинаре по методологии религиоведения. Семинары, включающие доклады студентов, проводятся по всем темам курса.

Особенно большой интерес представляет состоявшаяся на этой конференции дискуссия между М. О. Шаховым и его оппонентом покойным А. Н. Красниковым. В наших духовных школах аргументы М. О. Шахова оказались востребованными и вызвали значительный интерес, тем более что они были развиты в позднейших публикациях этого ученого[3].

Изучая историю и методологию западного религиоведения, нельзя оставить без внимания работы упомянутого выше А. Н. Красникова. Прежде всего, речь идет об учебном пособии, которое он выпустил на основе материала своей докторской диссертации[4]. Незаменимы также хрестоматии, выпущенные его трудами[5].

Одним из примеров серьезного изучения западного религиоведения выпускниками МДА является защищенная в стенах нашей Академии диссертация иеромонаха Варлаама (Горохова), посвященная трудам М. Элиаде, выполненная под научным руководством прот. П. Великанова. Ее автореферат опубликован на научном богословском портале «Богослов.Ru».

Весьма востребованными при изучении религиоведения в МДА оказываются справочные издания, выпущенные издательством «Академический проект», прежде всего энциклопедический словарь «Религиоведение»[6] и «Энциклопедия религий»[7]. Серьезным подспорьем для ознакомления с новой литературой являются рецензии и библиографические обзоры, публикующиеся на научном богословском портале «Богослов.Ru».

В нашем курсе особый акцент делается на современном состоянии религиозных организаций в России. Значительное влияние уделяется межрелигиозному диалогу, принципы которого были изложены нами в соавторстве с прот. В. Чаплиным и преподавателем МДС Ю. В. Максимовым в недавней публикации[8].

Очень большое внимание уделяется изучению ислама. При этом необходимо учесть, что все студенты Академии прослушали в семинариях курс «История религий», поэтому знакомы с историей ислама и других религий. При изучении ислама (как, впрочем, и других мировых религий) важное значение имеют статьи, опубликованные в Православной энциклопедии[9]. Получили освещение в этом фундаментальном издании и некоторые вопросы шариата[10].

Тема диалога ислама и православия заслуживает отдельного рассмотрения. Особое значение в этой связи приобретает деятельность Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Ислам-Православие»[11].

При изучении современных исламских структур в России актуальны работы Р. А. Силантьева, который написал «Краткую историю исламского сообщества в России»[12] и выпустил энциклопедию «Ислам в России»[13]. Также изучается положение и деятельность мусульманских общин в Европе[14].

И, конечно, для нас очень важны работы, которые под руководством А. А. Игнатенко осуществляет Институт религии и политики[15]. Акцент в нашем курсе делается на современное состояние ислама, особое внимание уделяется изучению ваххабизма. Изучается также история православного исламоведения, которое до 1917 г. было очень развитым направлением науки.

Подробно рассматривается история взаимоотношений государства и исламского сообщества в дореволюционный период. Курс на политику веротерпимости, причем внутри страны, в первую очередь по отношению к исламу и мусульманам, был взят в 1773 г., когда веротерпимость была провозглашена в указе Екатерины II, разрешившем строительство мечетей для мусульман России. Признав права мусульманской общины России на ее религиозную самобытность, государственная власть стала более активно, чем раньше, встраивать ее в систему государственного устройства Империи.

К началу XX в. сложилась достаточно законченная система мусульманских духовных учреждений на территории страны. С точки зрения соотношения государственной власти и религиозной идеологии существовала доктрина «ограниченной веротерпимости» по отношению к мусульманам, допускавшая исповедание ислама, но препятствовавшая его распространению и укреплению, практически повторявшая модель отношения власти к иноверцам, существовавшую в мусульманском праве. Заслуживает внимания также использование государством традиционных мусульманских правовых и социальных институтов, а также неисламских идеологем (например, идеологемы о «Белом Царе») для более эффективного управления мусульманским населением.

Изучение иудаизма также занимает значительное место в нашем курсе. Этапы истории и содержание учения иудаизма подробно рассматриваются в курсе «История религий», который в МДС в прошлые годы читал прот. П. Иванов, а в настоящее время — Ю. В. Максимов. В связи с этим в нашем курсе основное внимание уделяется не столько истории, сколько религиозному содержанию иудаизма.

Православное христианство и иудаизм сближает признание Ветхого Завета как богооткровенного Священного Писания, стремление соблюсти нравственные принципы, данные Богом Моисею на горе Синай. Церковь решительно осудила и отвергла маркионитство, утверждавшее, что Бог Нового Завета не может быть тождественен Богу Ветхого Завета. Святые Отцы всегда защищали Ветхий Завет как Слово Божие. Ни одна другая религия не имеет такого важного пункта пересечения с христианством.

В то же время православная традиция настаивает на различии понятий ветхозаветной религии и иудаизма. Православное отношение к иудаизму основано на богословском видении конечных судеб еврейского народа, как это изложено в 9-й, 10-й и 11-й главах послания святого апостола Павла к Римлянам и как это понимается у святых отцов Православной Церкви.

Церковь Христова молится об «Израиле во спасение» (Рим. 10, 1). Апостол Павел не мог представить себе конечного спасения человечества без спасения остатка народа Израиля: «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется... В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов. Ибо дары и призвание Божие непреложны. Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим. 11, 25-32). При этом апостол говорил: «Израиль ищет спасения не в вере, а в мертвых делах закона» (Рим. 10, 32), не уразумев, что «конец закона Христос к праведности всякого верующего» (Рим. 10, 4).

Касаясь истории формирования иудейской традиции, мы рассматриваем следующие основные вопросы: предпосылки образования раввинистического иудаизма в ветхозаветный период, разрушение Иерусалимского храма и еврейское рассеяние и др.

Подробно исследуется процесс формирования Талмуда и его содержание. В качестве учебного материала используются некоторые статьи из «Православной энциклопедии»[16], в частности, в этом издании недавно была опубликована статья, содержащая историю иудейского образования[17].

В курсе рассматривается трактовка иудейской традицией писаний Ветхого Завета. Изучаются течения в современном иудаизме (ортодоксальное, консервативное, реформистское) и их влияние на российский иудаизм, а также иудейские религиозные традиции и праздники. Прослеживаются этапы и результаты христианско-иудейского диалога на Западе.

В этом контексте следует отметить, что Русская Православная Церковь в лице ее официальных представителей не раз заявляла, что готова к взаимоуважительному диалогу с иудаизмом[18]. При изучении иудаизма особое внимание обращается на анализ религиозно-философского содержания хасидизма. Рассматриваются состояние современных иудейских религиозных объединений и деятельность их лидеров.

При изучении буддизма используется учебный материал, подготовленный для духовных школ К. Смоляром[19]. Подробный обзор географии распространения буддизма и его особенностей представлен в «Православной энциклопедии»[20]. Значительный интерес для студентов-богословов представляет сравнительный анализ христианства и буддизма, предпринятый проф. МДА протодиаконом А. Кураевым[21]. При изучении современного российского буддизма немалую роль играют работы проф. Е. С. Сафроновой[22].

В курсе «Религиоведение», который читается в МДА, не изучается собственно Православие, потому что этому посвящены основные курсы, читаемые в Московской духовной академии. Но изучение старообрядчества занимает значительное место в нашем курсе. Студенты изучают работу М. О. Шахова «Старообрядческое мировоззрение», которая представляет единственную на сегодняшний день попытку философского осмысления старообрядческой традиции. «Православная энциклопедия» имеет очень большой объем материалов по истории и современному состоянию различных согласий старообрядчества[23]. И, конечно, не обходится вниманием литература, которая выпускается современными старообрядческими авторами. Глубокое изучение современного старообрядчества призвано помочь налаживанию взаимоуважительного диалога с представителями этой религиозной традиции.

И, конечно, нельзя оставить неисследованным такое направление христианства, как протестантизм. Мы ушли, по крайней мере в курсе религиоведения, от такого наименования традиционного российского протестантизма, как понятие «секта». Необходимо разделять новые религиозные движения и российский традиционный протестантизм.

Историю российского протестантизма прошлого века помогает изучить вышедшая в 2009 г. работа исследовательницы из Санкт-Петербурга Т. К. Никольской[24]. Весьма интересна фундаментальная статья о баптизме в «Православной энциклопедии», которая увидела свет в 2002 г.[25]

История протестантизма в России начинается с лютеранства, представители которого образуют и нынешние религиозные общины: Церковь Ингрии и другие лютеранские религиозные объединения в России. Истоки и современное состояние англиканства и кальвинизма в России также представляют немалый интерес. Однако наибольшее внимание уделяется изучению баптизма. Разбираются особенности вероучения и практики российских пятидесятников.

Тема «Новые религиозные движения» рассматривается применительно к современности, т. к. историю НРД студенты изучали в семинариях в курсе «Сектоведение». Анализируются основные проблемы изучения НРД: различные подходы, терминология в российском и зарубежном религиоведении. Вопрос о НРД в современной богословской и религиоведческой науке активно обсуждается. Дискуссионные проблемы в вопросе об НРД также становятся предметом рассмотрения курса. Сравниваются концепции, сложившиеся в отношении к НРД: доцента МДА Р. М. Коня[26] и проф. ПСТГУ А. Л. Дворкина[27], И. Я. Кантерова[28] и др. Анализируются причины роста численности НРД в 1990-е гг.

Большое место отводится теме, которая обычно не включается в курс религиоведения: изучению деятельности религиозных объединений и групп, именующих себя православными. Это Богородичный центр, различные «истинно-православные» движения, так называемые катакомбники и т. д. Предлагается классификация этих движений и их история, современное состояние, идеология. В настоящее время в России действует не менее пятнадцати структур этого направления, каждое из которых заслуживает внимания.

И значительный объем курса занимает раздел «государственно-конфессиональные отношения», большое внимание уделяется изучению современного российского законодательства в этой сфере. Комментарии к законодательству, касающемуся религиозных организаций, тех изменений, которые происходят в области имущественных отношений, налоговой политики, появляются на официальном сайте Русской Церкви «Патриархия.ru» усилиями к.ю.н., преподавателя МДАиС инокини Ксении (Чернега); они также используются при изучении данной проблематики. На наш взгляд, не утратила актуальности книга И. А. Куницына[29]. Достаточно полный обзор событий, происходивших в сфере государственно-церковных отношений в 1990-е гг., представлен в одной из недавно опубликованных статей «Православной энциклопедии»[30].

И, естественно, большое внимание уделяется такому аспекту государственно-конфессиональных отношений, как процесс взаимодействия конфессий с государством в области преподавания знаний о религии в государственных школах и вузах, история этих взаимоотношений, современное состояние. Изучается процесс подготовки к аккредитации учебных заведений Русской Православной Церкви.

Важным разделом курса является раздел, посвященный социологии религии. Роль религии в жизни современного российского общества определяется на основе различных социологических исследований, наиболее важными и масштабными из которых представляются работы, проведенные под руководством Д. Фурмана[31].

В процессе изучения курса студенты учатся овладевать методологией современного религиоведения, знакомятся с широким спектром отечественной и зарубежной литературы, часть из которой им предоставляется в электронном виде, учатся анализировать современные процессы, происходящие в обществе; во время семинаров овладевают методом выступлений в научном сообществе и научной полемики, учатся использованию методов поиска информации, знакомятся с наиболее значимыми интернет-ресурсами по религиозной и религиоведческой проблематике и, наконец, приобретают необходимые знания в области различных направлений современного религиоведения, современного состояния религиозных организаций в России и за рубежом, получают знания о позиции Церкви в вопросах межрелигиозного диалога.

 
ПРИЛОЖЕНИЕ

Программа дисциплины

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

 
ТЕМЫ КУРСА И ИХ СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I. МЕТОДОЛОГИЯ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

Тема 1. Религиоведение как наука

Дуализм предмета религиоведения. Различные определения религиоведения и его предмета. Понятие «религия» и его понимание в различных религиоведческих традициях. Цели, задачи и функции религиоведения. Принципы религиоведения как науки. Различные методы, применяемые в религиоведение. Основные разделы религиоведения.

Основная литература:

1. Религиоведение. Энциклопедический словарь / Под ред. Е. С. Элбакян и др. М., Академический Проект, 2006.

Дополнительная литература:

1. Религиоведение: Учебное пособие. 4-е изд., испр. и доп. / Научный ред. д.ф.н., проф. А. В. Солдатов. СПб, 2003. С. 6-35.

2. Энциклопедия религий / Под ред. Е. С. Элбакян и др. М., Академический Проект, 2008.


Тема 2. Развитие методологии религиоведения в западной науке

Предпосылки научного изучения религии. Этапы становления религиоведения. Изучение религии в XVIII - первой половине XIX вв. Зарождение религиоведения как науки. Труды Ф. М. Мюллера. Появление «науки о религии». Теология и раннее религиоведение. Методология религиоведения второй половины XIX - начала XX вв. Концепции У. Джемса, М. Вебера и др. Пересмотр методов раннего религиоведения в половине XX в. «Теологическое» религиоведение. Работы еп. Н. Зедерблома, свящ. В. Шмидта. Теория прамонотеизма и ее современное осмысление. Методология феноменологии религии. Р. Отто, Г. Ван дер Леув. Основные тенденции религиоведения второй половины XX в. Ж. Ваарденбург и неофеноменология религии. Методологические проблемы истории религий. М. Элиаде. Экология религии.

Основная литература:

1. Красников А. Н. Методологические проблемы религиоведения: Учебное пособие. М., 2007.

2. Религиоведение. Хрестоматия / Сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. М., 2000.

3. Религиоведение. Энциклопедический словарь / Под ред. Е. С. Элбакян и др. М., Академический Проект, 2006. (Статьи «Религиоведение», «Мюллер Ф. М.» и др.).

Дополнительная литература:

1. Красников А. Н. Становление герменевтического подхода к изучению религии. Философско-методологические проблемы изучения религии. Материалы научной конференции (28-29 октября 2003 г.). М., РАГС, 2004.

2. Красников А. Н. Методология раннего религиоведения // Религиоведение. 2003. № 1.

3. Мюллер Ф. М. Религиоведение // Энциклопедический словарь / Под ред. Е. С. Элбакян и др. М., Академический Проект, 2006.

4. Классики религиоведения: Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. М.: АспектПресс, 1996.

5. Яблоков И. Н. Философия религии. М., РАГС, 2008.

6. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.


Тема 3. Проблемы современного российского религиоведения

Религиоведение в современной России. Основные религиоведческие центры России. Направления современного российского религиоведения. Наследие «научного» атеизма и его место в российском религиоведении. Религиоведение как учебная дисциплина в вузах и средних учебных заведениях. Значение русской религиозной философии в формировании российского религиоведения. Религиоведение и богословие (теология). Основные религиоведческие научные центры в современной России. Периодические издания, затрагивающие религиоведческую проблематику.

Методологический атеизм и полемика вокруг него в современном российском религиоведении. Основные аргументы, опровергающие методологический атеизм.

Основная литература:

1. Шахов М. О. Альтернативные философские предпосылки изучения религии // Философско-методологические проблемы изучения религии. Материалы научной конференции (28-29 октября 2003 г.). М., РАГС, 2004.

2. Овсиенко Ф. Г. Религиоведение и теология: проблема установления объектов дисциплин и их постижения // Философско-методологические проблемы изучения религии. Материалы научной конференции (28-29 октября 2003 г.). М., РАГС, 2004.


Дополнительная литература:

1. Шахов М. О. Научен ли «Методологический атеизм» // Религиоведение. 2004. № 2. С. 136-141. (http://www.bogoslov.ru:80/biblio/text/361470/index.html).

2. Шахов М. О. Реализм как общая основа религиозного и научного знания // Вопросы философии. 2008. № 10. (http://www.bogoslov.ru:80/text/390307.html).

3. Шахов М. О. Об иррациональном безбожии и «рациональных» атеистах [Электронный ресурс] / Центр информационных технологий МДА. - Электрон. дан. - Интернет-портал «Богослов.Ru», 2007-2009. - Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/396084.html 04 апреля 2009, свободный. - Загл. с экрана.

4. Религиоведение. Хрестоматия / Сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. М., 2000.

 
РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Тема 1. Буддизм

Зарождение и распространение буддизма. Жизнь Будды. Религиозная доктрина буддизма. Канонические тексты буддизма. Социальная организация буддийской общины (сангхи). Распространение буддизма в странах в различных странах. Буддийские праздники. Буддизм в Забайкалье в XVIII в. Развитие буддизма в России в XIX в. Распространение буддизма в Калмыкии. Буддизм в современной России. Буддийские религиозные организации в России и их лидеры. Буддизм в западных странах. Христианство и буддизм.


Основная литература:

1. Смоляр К. Буддизм // Максимов Ю., Смоляр К. Иудаизм. Ислам. Буддизм. М., 2006. (Серия: Православное религиоведение).

2. История религий в России. Учебник / Под. общ. ред. О. Ю. Васильевой. М.: РАГС, 2005.

3. Религии России. Учебное, справочно-аналитическое пособие по вопросам государственно-конфессиональных отношений и религиоведению / Под общей редакцией О. Ю. Васильевой, В. В. Шмидта. М., РАГС, 2009.

4. Буддизм // Современная религиозная жизнь в России. Опыт систематического описания. Т. II / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. М., 2003.

5. Буддизм // Православная энциклопедия. М., 2003. Т. VI.

6. Ваджраяна // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. VII.

7. Жуковская Н. Л. Далай-лама // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. XIII. C. 648-649.

8. Сафронова Е. С. Современный буддизм в России на нетрадиционных территориях распространения // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 2006. № 1-2 (36-37). С. 160-172.

9. Сафронова Е. С. Новые тенденции в современном западном буддизме // Вопросы религии и религиоведения. Вып. 1: Антологии отечественного религиоведения. Ч. 4. М., РАГС, 2009. С. 427-438.

10. Сафронова Е. С. Современный буддизм в России как часть буддийской цивилизации // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2009. № 1. С. 73-79.

Дополнительная литература:

1. Кураев А., диакон. Христианство и Буддизм // Кураев А., диакон. Сатанизм для интеллигенции. Т. 1. Часть 4-я. М., 1997.

2. Кислюк К. В., Кучер О. Н. Религиоведение: Учебное пособие для высших учебных заведений. М., 2002.

3. Жизнь Будды. М., 1990.

4. Ермакова Т. В. и др. Введение в Буддизм. СПб., 1999.

5. Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм. СПб., 1999.

6. Бакаева Э. П. Буддизм в Калмыкии. Элиста, 1994.

7. Жу­ковская Н. Л. Возрождение буддизма в Буря­тии: Проблемы и перспективы. М., 1997.

8. Сафронова Е. С. Буддизм в России. М., 1998.


Тема 2. Иудаизм

Предпосылки формирования иудаизма в ветхозаветный период. Различие понятий ветхозаветной религии и иудаизма. Разрушение иерусалимского храма и еврейское рассеяние. Структура и состав еврейского закона. Трактовка иудейской традицией писаний Ветхого Завета.

Литература эпохи Талмуда (общий обзор и изучение отдельных текстов). Мидраш как особый тип толкования. Значение мидраша для литературы эпохи Талмуда, его восприятие в последующие эпохи, история научного изучения. Мидраш и постмодернизм. Галаха и агада. Формирование раввинистического иудаизма. Структура и состав еврейского закона. Трактовка иудейской традицией писаний Ветхого Завета.

Формирование института раввинов. Две ветви еврейства: сефардская и ашкеназская. Течения в современном иудаизме: ортодоксальное, консервативное, реформистское.

Иудейские религиозные традиции и праздники. Иудейская антропология. Каббала.

История еврейского народа в России. Конец XVIII в. - переход в подданство России после распада и раздела Польши значительной части населения, исповедующего иудаизм. Особенности распространения иудаизма в России, правовые аспекты взаимоотношений Российского государства с еврейским населением и его вероисповеданием.

Хасидизм. Предшественники хасидов в Cредние века. Основные этапы истории хасидизма. Роль цадика в жизни хасидов. Лидеры хасидизма: Баал-Шем-Тов, Шнеур-Залман. Появление бреславских хасидов. Философия Хабад. Любавические хасиды. М.-М. Шнеерсон.

Современные иудейские религиозные объединения и их лидеры. ФЕОР. КЕРООР. Святые отцы об иудаизме. Христианско-иудейский диалог на Западе и его результаты. Различие позиций Православной Церкви и западного христианства по отношению к христианско-иудейскому диалогу.


Основная литература:

1. Максимов Ю. Иудаизм // Максимов Ю., Смоляр К. Иудаизм. Ислам. Буддизм. М., 2006. (Серия: Православное религиоведение).

2. История религий в России. Учебник / Под. общ. ред. О. Ю. Васильевой. М.: РАГС, 2005.

3. Религии России. Учебное, справочно-аналитическое пособие по вопросам государственно-конфессиональных отношений и религиоведению / Под общей редакцией О. Ю. Васильевой, В. В. Шмидта. М.: РАГС, 2009.

4. Чаплин В., прот., Максимов Ю. В., Сафонов Д. В. О православном взгляде на нехристианские религии [Электронный ресурс] // Церковный вестник. № 24 (397). 26.12.2008. - Электрон. дан. - Интернет-газета «Церковный вестник», 2007-2008. - Режим доступа: http://www.e-vestnik.ru/rubric/8/373, свободный. - Загл. с экрана.

5. Амораи // ПЭ. М., 2001. Т. II.

6. Агада // // ПЭ. М., 2001. Т. I.

7. Дозоец Д. П. Гемара // ПЭ. М., 2005. Т. X. С. 568.

8. Иешива // ПЭ. М., 2009. Т. XXI. С. 514-515.

9. Пятецкий Л. М. Галаха // ПЭ. М., 2005. Т. X. С. 305-307.

10. Дозорец Ю. Ю. Гирш // ПЭ. М., 2006. Т. XI. С. 522.

Дополнительная литература:

1. Христианско-иудейский диалог: Хрестоматия: Межконфессиональный и межрелигиозный диалог. 2-е изд., испр., М., 2002.

2. Кураев А., диак. Как делают антисемитом. М., 1998.

3. Шнеур-Залман из Ляды. Ликутей Амарим (Тания). Вильнюс, 1990.

4. Филипп (Рябых), иером. Православно-иудейский диалог и его перспективы (Доклад на международной конференции «Христианско-иудейский диалог: религиозные ценности как основа взаимоуважения в гражданском обществе в условиях глобального экономического кризиса».09.11.09) [Электронный ресурс] / Центр информационных технологий МДА. - Электрон. дан. - Интернет-портал «Богослов.Ru», 2007-2009. - Режим доступа:  http://www.bogoslov.ru/persons/492725/index.html, свободный. - Загл. с экрана.

5. Крылов А. В. Иудаизм // История религий. В 2 т. / Под ред. И. Н. Яблокова. М., Высшая школа, 2005. Т.1. С. 448-463.

6. Иудаизм // Современная религиозная жизнь в России. Опыт систематического описания. Т. III / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. М., 2005.

7. Бабкина С. В. Зилоты (I в. по Р.Х.) // ПЭ. М., 2009. Т. XX. С. 124-127.

8. Юревич Димитрий, свящ. Ессеи // ПЭ. М., 2008. Т. XVIII. С. 688-691.


Тема 3. Ислам

Мухаммед и возникновение ислама. Проблема источников мусульманской религии. Ранняя история ислама: становление уммы, эпоха «праведных халифов». Коран: происхождение, структура и содержание. Тафсир. Сунна. Главные догматические положения ислама. «Пять столпов веры». Джихад. Шариат. Исламский мистицизм, суфизм. Основные течения в исламе: суннизм, шиизм. Мусульманское сектантство. Модернизм и фундаментализм в современном исламе. Мусульманские праздники и обряды. Роль ислама в мировой культуре. Ислам в современном мире. Политический ислам: ваххабизм. Ислам в Европе.

Ислам в условиях современной России. Ислам в условиях современной России. Исламские религиозные объединения в России. Мусульманские духовные управления: принципы их образования. Роль и значение духовных управлений в этнокультурной жизни мусульман. Развитие российских исламских религиозных организаций в 1991-2009 гг. Организации мусульман Северного Кавказа. Исламские религиозные лидеры в современной России. Состояние христианско-исламского диалога. Опыт дискуссий православных и исламских богословов.

Исламские политические партии и движения в России. Влияние ислама и состояние исламских организаций в основных российских регионах.

Православное исламоведение. Деятельность противомусульманского миссионерского отделения в Казанской духовной академии. Профессор КазДА Н. И. Ильминский, Н. П. Остроумов. Опыт диалога с мусульманами свящ. Даниила Сысоева.


Основная литература:

1. Максимов Ю. Иудаизм // Максимов Ю., Смоляр К. Иудаизм. Ислам. Буддизм. М., 2006. (Серия: Православное религиоведение).

2. История религий в России. Учебник / Под. общ. ред. О. Ю. Васильевой. М.: РАГС, 2005.

3. Религии России. Учебное, справочно-аналитическое пособие по вопросам государственно-конфессиональных отношений и религиоведению / Под общей редакцией О. Ю. Васильевой, В. В. Шмидта. М.: РАГС, 2009.

4. Силантьев Р. А. История исламского сообщества России. М., 2005.

5. Силантьев Р. А. Ислам в России: энциклопедия. М., 2008.

6. Ислам // Современная религиозная жизнь в России. Опыт систематического описания. Т. III / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. М., 2005.

7. Чаплин В., прот., Максимов Ю. В., Сафонов Д. В. О православном взгляде на нехристианские религии [Электронный ресурс] // Церковный вестник. № 24 (397). 26.12.2008. - Электрон. дан. - Интернет-газета «Церковный вестник», 2007-2008. - Режим доступа: http://www.e-vestnik.ru/rubric/8/373, свободный. - Загл. с экрана.

8.  Августин (Никитин), архим. Ислам в Европе. СПб., 2009.

9.  Рощин М. Ю. Аллах // ПЭ. Т. III.

10. Алексеев И. Л. Намаз // Религиоведение / Энц. словарь. М., 2006. С. 671-672.

11. Алексеев И. Л. Ураза // Религиоведение / Энц. словарь. М., 2006. С. 1098.

12. Алексеев И. Л. Исламские ритуалы // Религиоведение / Энц. словарь. М., 2006. С. 671-672.

13. Ацамба Ф. М. Кириллина С. А. Хаджж // Религиоведение / Энц. словарь. М., 2006. С. 1136.

14. Кириллина С. А., Кобищанов Т. Ю. Джихад // ПЭ. Т. XIV. М., 2008. С. 578-579.

15. Рощин М. Ю. Закят // ПЭ. Т. XIX. М., 2008. С. 578-579.

16. Алексеев И. Л. Мазхаб // Религиоведение / Энц. словарь. М., 2006. С. 602.
 

Дополнительная литература:

1. Игнатенко А. А. Зеркало ислама. М., 2004.

2. Игнатенко А. А. INTERТЕРРОР В РОССИИ. Улики. М., 2005.

3. Жданов Н. В., Игнатенко А. А. Ислам на пороге XXI века, М., 2000.

4. Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990.

5.  Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1991.

6. Суфизм в контексте мусульманской культуры. М., 1989.

7. Ланда Р. Г. Ислам в истории России. М., 1995.

8. Христианство и ислам: Духовные борения человечества на пути к самопознанию. М., 1997.

9. Максимов Ю. Образ рая в христианстве и исламе // Альфа и Омега. 1999. № 2 (20). С. 271-279.

10. Тауфик Ибрагим. На пути к коранической толерантности. Нижний Новгород: Медина, 2007.

11. Прозоров С. М. Ашари // ПЭ. Т. IV. М., 2001.

12. Иджтихад // ПЭ. Т. XXI. М., 2009. С. 180-181.

13. Рощин М. Ю. Джинны // ПЭ. Т. XIV. М., 2006. С. 538.

14. Алексеев И. Л. Сунна // Религиоведение / Энциклопедический словарь. М., 2006. С. 1022.

15. Прозоров С. М. Бухари // ПЭ. Т. VI. М., 2003. С. 404.

16. Французов С. А. Варака // ПЭ. Т. VI. М. С. 654-655.

17. Французов С. А. Аравия // ПЭ. Т. III.М.

18. Французов С. А. Гассаниды // ПЭ. Т. X. М., 2005. С. 442-444.

19. Французов С. А. Ади ибн Зайд аль Ибади // ПЭ. Т. I.М., 2000.

20. Алексеев И. Л. Шариат // Религиоведение / Энц. cловарь. М., 2006. С. 1194-1195.

21. Алексеев И. Л. Маликиты // Религиоведение / Энц. cловарь. М., 2006. С. 605.

22. Бибикова О. П. Абу Ханифа // ПЭ. Т.I. М., 2000.

23. Алексеев И. Л. Мазхаб // Религиоведение / Энц. cловарь. М., 2006. С. 602.

24. Джафариты // ПЭ. Т. XIV. М., 2006. С. 523.

25. Иджма // ПЭ. Т. XXI. М., 2009. С. 180.

26. Жантиев Д. Р. Ханбалиты // Религиоведение / Энц. cловарь. М., 2006. С. 1141-1142.

27. Кобищанов Т. Ю. Зиммии // ПЭ. Т. XX. М., 2009. С. 145-146.

28. Прозоров С. М. Зайд бен Али // ПЭ. Т. XIX. М., 2008. С. 527.

29. Прозоров С. М. Зайдиты // ПЭ. Т. XIX. М., 2008. С. 527-528.

30. Алексеев И. Л. Исмаилиты // Религиоведение / Энц. cловарь. М., 2006. С. 431-432.

31. Алексеев И. Л. Шиизм // Религиоведение / Энц. cловарь. М., 2006. С. 1200-1201.

32. Бибикова О. П. Али бен Аби Талиб // ПЭ. Т. II. М., 2000.

33. Кириллина С. А., Кобищанов Т. Ю. Друзы // ПЭ. Т. XVI. М., 2007. С. 287-288.

34. Кобищанов Т. Ю. Друзско-маронитский конфликт // ПЭ. Т. XVI. М., 2007. С. 286- 287.

35. Прозоров С. М. Зайд бен Али // ПЭ. Т. XIX. М., 2008. С. 527.

36. Прозоров С. М. Зайдиты // ПЭ. Т. XIX. М., 2008. С. 527.

37. Акимушкин О. Ф. Бистами // ПЭ. Т. V. М., 2002. С. 225-226.

38. Рыбалкин В. С. Вали // ПЭ. Т. VI. М., 2003. С. 534-535.

39. Силантьев Р. А. Ислам и Христианство. Попытки восстановления диалога в 2007 году [Электронный ресурс] / Центр информационных технологий МДА. - Электрон. дан. - Интернет-портал «Богослов.Ru», 2007-2009. - Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/persons/291123/index.html, свободный. - Загл. с экрана и др.

 
Тема 4. Старообрядчество

Причины и обстоятельства возникновения раскола. Формирование доктрины и культовой практики в старообрядчестве. Политика властей в отношении старообрядцев. Беглопоповцы: история и развитие, характеристика мировоззрения, современное положение. Белокриницкая иерархия: история и современное состояние. Расцвет старообрядчества в нач. XX в. Русская Православная Старообрядческая Церковь. Беспоповцы. Возникновение движения и полемика с беглопоповцами. История толков в беспоповстве. Отношения Русской Православной Церкви со старообрядцами в настоящее время. Решения Поместного Собора 1971 г. История и современное состояние единоверия.

Старообрядческое мировоззрение. Религиозно-мировоззренческие основы социальной позиции старообрядчества. Доктринальные и обрядовые различия между Русской Православной Церковью и старообрядчеством. Религиозно-философские основы старообрядческого мировоззрения и раскол. Основные направления их развития после раскола. Развитие историософско-эсхатологического учения в старообрядческой доктрине. Онтологические основы старообрядческой доктрины. Проблемы современного старообрядчества. Деятельность комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством.

 
Основная литература:

1. История религий в России. Учебник / Под. общ. ред. О. Ю. Васильевой. М.: РАГС, 2005.

2. Религии России. Учебное, справочно-аналитическое пособие по вопросам государственно-конфессиональных отношений и религиоведению / Под общей редакцией О. Ю. Васильевой, В. В. Шмидта. М.: РАГС, 2009.

3. Шахов М. О. Старообрядческое мировоззрение: Религиозно-философские основы и социальная позиция. М.: РАГС, 2001.

4. Шахов М. О. Философские идеи в старообрядчестве // История русской философии: учебник / Под ред. М. А. Маслина. М., 2008.

5. Беспоповцы // Православная энциклопедия. Т. IV. М., 2002. С. 702-754.

6. Беглопоповцы // Православная энциклопедия. Т. IV. М., 2002. С. 416-425.

7. Белокриницкая иерархия // Православная энциклопедия. Т. IV. М., 2002. С. 542-556.

8. Единоверие // Православная энциклопедия. Т. XVIII. М., 2008.

9. Древлеправославная Поморская Церковь // Православная энциклопедия. Т. XVI. М., 2007.


Дополнительная литература:

1. Кожурин К. Я. Культура русского старообрядчества (XVII-XX вв.). Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007.

2. Сенатов В. Философия истории старообрядчества. М., 1995.

3. Вургафт С. Г., Ушаков И. А. Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996.
 

Тема 5. Католическая Церковь в России

Римско-Католическая Церковь в России с X в. до реформ Петра I. Положение и правовой статус Католической Церкви в XVIII - начале XIX в. «Русские католики» в XIX - нач. XX в. Римско-Католическая Церковь в СССР. «Руссикум». Католицизм в современной России, католический прозелитизм. Православно-католические отношения. Перспективы католичества в России.


Основная литература:

1. История религий в России. Учебник / Под. общ. ред. О. Ю. Васильевой. М.: РАГС, 2005.

2. Петрушко В. И. Краткий очерк истории Католической церкви в России. Ч.1. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Интернет-портал «Правславие.Ru», 1999-2010. - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/archiv/katolicinrus1.htm, свободный. - Загл. с экрана.

3. Петрушко В. И. Краткий очерк истории Католической церкви в России. Ч.2. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Интернет-портал «Правславие.Ru», 1999-2010. - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/archiv/katolicinrus2.htm, свободный. - Загл. с экрана.

4. Овсиенко Ф. Г. Католицизм: Уч. пособие. М.: РАГС, 2005.


Дополнительная литература:

1. Католический прозелитизм среди православного населения России. (Справка, подготовленная ОВЦС МП).

2. Ливцов В. А., Филонов В. И., Лепилин А. В. Взаимоотношения православия и католичества в истории России в контексте идеи единства Церкви. М., 2006.

 
Тема 6. Религиозные организации протестантского происхождения в России

Основные особенности вероучения протестантизма. Истоки протестантизма в России.

Лютеранство в России: история и современное положение. Евангелическо-Лютеранская Церковь, церковь Ингрии и другие лютеранские религиозные объединения в России. Истоки и современное состояние англиканства и кальвинизма в России.

Появление баптизма-евангелизма в России. Распространения баптизма в конце XIX - начале XX в. Баптизм-евангелизм в советский период. Отношение советской власти к баптизму-евангелизму. Основные формы организации баптизма-евангелизма в со­временной России: Российский Союз евангельских христиан-баптистов (РСЕХБ, союзные); Совет церквей евангельских христиан-баптистов (СЦ ЕХБ, инициативники, реформаторы, отделенные); Союз церквей евангельских христиан (СЦ ЕХ, прохановцы); Евангелическая русская (российская) церковь; Российская ассоциация независимых церквей ЕХБ (старое название - Объединение независимых церквей южного региона евангельских христиан-баптистов); Ассоциация «Духовное Возрождение», Ассоциация церквей евангельских христиан (АЦЕХ); Совет церквей евангельских христиан России (СЦЕХ); Автономные зарегистрированные и незарегистрированные общины евангельских христиан-баптистов.

Особенности вероучения и практики пятидесятников и харизматов. История пятидесятничества в конце XIX - начале XX в. Пятидесятничество в советский период. Пятидесятники и харизматы в современной России: Союз христиан веры евангельской пятидесятников (СХВЕП); Российский объединенный союз христиан веры евангельской пятидесятников (РОСХВЕП); Объединенная церковь христиан веры евангельской-пятидесятников (ОЦХВЕ) (федотовцы); Ассоциация христианских церквей «Союз христиан» (АХЦ) и др. Духоборцы.

Методизм в России: зарождение и современное состояние. Российская объединенная методистская церковь (РОМЦ). Деятельность в России «Армии Спасения».


Основная литература:

1. Современная религиозная жизнь в России. Опыт систематического описания. Т. I-IV / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. М., 2002-2005.

2. Конь Р. М. Введение в сектоведение. Нижний Новгород, 2008.

3. Баптизм // ПЭ. Т. IV. М., 2002.

4. Иникова С. А. Духоборцы // ПЭ. Т. XVI. М., 2007. С. 361-372.

5. Никольская Т. К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 годах. СПб., 2009.

6. Религии России. Учебное, справочно-аналитическое пособие по вопросам государственно-конфессиональных отношений и религиоведению / Под общей редакцией О. Ю. Васильевой, В. В. Шмидта. М.: РАГС, 2009.

 
Тема 7. Псевдоправославные новые религиозные движения

«Церковь Божией Матери Державной» (Богородичный центр), «Российская православная автономная церковь», различные направления т. н. истинно-православной церкви. Численность, деятельность и происхождение основных псевдоправославных движений. Движения, происходящие от УАПЦ, движения, восходящие к РПЦЗ, «катакомбники». Антииерархические движения и методы их преодоления.


Основная литература:

1. Современная религиозная жизнь в России. Опыт систематического описания. Т. I. / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. М., 2002.

2. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М.: Вече, Лепта, 2010.

 
Тема 8. Язычество в России

Религиозные верования восточных славян. Русское неоязычество в современной России. Язычество финноугорских народов: язычество в Карелии, Мордовии, Марий Эл. Язычество алтайцев и якутов. Шаманизм. Языческие верования народов Северного Кавказа.


Основная литература:

1. Русское неоязычество // История религий в России. Учебник / Под общ. ред. О. Ю. Васильевой. М.: РАГС, 2005. С. 36-60.

2. Современная религиозная жизнь в России. Опыт систематического описания. Т. IV / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. М., 2005.

Дополнительная литература:

1. Асеев О. В. Неоязычество в современной России // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 1999. № 2. С. 58-67.

2. Гайдуков А. В. Особенности культовых практик в славянском неоязычестве // Герценовские чтения. 1999.: Актуальные проблемы социальных наук. СПб, 1999. С. 212-213.

3. Меранвильд В. Б. К вопросу о причинах возрождения интереса к русскому язычеству в современной России // Герценовские чтения 2004: Актуальные проблемы социальных наук. СПб.: ФСН РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. С. 266-267.

4. Неоязычество на просторах Евразии / Ред. и сост. В. Шнирельман. М., 2001.

 
Тема 9. Новые религиозные движения

Различные подходы к терминологии: секты, культы, НРД и т. д. Феномен Нью Эйдж. Рерихианство. Причины роста численности НРД в 1990-е гг. Наиболее многочисленные НРД в современной России. Вопрос о НРД в современной богословской и религиоведческой науке. Дискуссионные проблемы в вопросе об НРД. Различные подходы к НРД в сектоведении. Концепции Р. М. Коня, А. Л. Дворкина.


Основная литература:

1. Кантеров И. Я. Новые религиозные движения. М., 2007.

2. Конь Р. М. Введение в сектоведение. Нижний Новгород, 2008.

3. Религии России. Учебное, справочно-аналитическое пособие по вопросам государственно-конфессиональных отношений и религиоведению / Под общей редакцией О. Ю. Васильевой, В. В. Шмидта. М.: РАГС, 2009.

Дополнительная литература:

1. Дворкин А. Л. Сектоведение. М., 2002.

2. Баркер А. Новые религиозные движения. СПб., 1997.

3. Живая Этика // ПЭ. Т. XVIII. М., 2008.

 
РАЗДЕЛ III. ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Тема 1. Российское государство и религиозные объединения: этапы становления новых взаимоотношений

Этапы государственно-конфессиональных отношений в советский период с 1917 по 1991 гг. Шесть этапов государственно-церковных отношений в этот период. Разработка и принятие Закона СССР «О сво­боде совести и религиозных организациях» (1990 г.), его основные положе­ния.

Первый этап формирования государственно-конфессиональных от­ношений в Российской Федерации и становления государственной веро­исповедной политики (октябрь 1990 г. - декабрь 1993 г.). Основные принци­пы и содержание Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» (1990 г.). Упразднение прежних организационно-управленческих структур по делам религий.

Динамика изменений в конфессиональном пространстве и в меж­конфессиональных отношениях в Российской Федерации. Новые религи­озные движения и проблема их взаимоотношений с традиционными церк­вами и деноминациями, а также органами власти и управления (в центре и на местах). Просчеты и слабости Закона «О свободе вероисповеданий». Борьба вокруг внесения дополнений и изменений в Закон. Конституция России (1993 г.) о свободе совести и свободе вероисповеданий. Основные факторы, влияющие на государственно-конфессиональные отношения в Российской Федерации и на государст­венную вероисповедную политику.

Второй этап развития государственно-конфессиональных отноше­ний (1994 г. - октябрь 1997 г.). Новые тенденции в формировании конфес­сионального пространства постсоветской России, новые формы взаимоот­ношений органов власти с религиозными объединениями. Образование организационно-управленческих структур по связям с религиозными объ­единениями на федеральном уровне и в субъектах федерации. Передача религиозным организациям имущества культового назна­чения.

Третий этап развития государственно-конфессиональных отношений (октябрь 1997 г. - наст. время). Разработка и принятие Федерального зако­на «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.). Религи­озная ситуация и характер государственно-конфессиональных отношений в России после принятия Закона.

Поиск новых форм сотрудничества государства с религиозными ор­ганизациями: основные сферы взаимодействия, успехи и трудности. Про­блема выработки концептуальных основ вероисповедной политики госу­дарства. Социальная позиция российских религиозных организаций. Тен­денции и перспективы развития государственно-конфессиональных отно­шений.


Основная литература:

1. Государственно-конфессиональные отношения. Учебно-методический комплекс / Под общей редакцией О. Ю. Васильевой, В. К. Пинкевича, В. В. Шмидта. М.: РАГС, 2009.

2. Вероисповедная политика Российского государства: Учебное пособие / Отв. ред. М. О. Шахов. М., 2003.

3. Шахов М. О. Конституционно-правовые основы государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации. Учебное пособие. М.: РАГС, 2005.

4. История религий в России. Учебник / Под. общ. ред. О. Ю. Васильевой. М.: РАГС, 2004.

5. Куницын И. А. Правовой статус религиозных объединений в России. М., 2000.

6. Никишин Д. Н. Ельцин Б. Н. (Религиозная политика в РФ в 1990-1999 гг.) // ПЭ. Т. XVIII. М., 2008. С. 426-432.

 
Тема 2. Законодательство Российской Федерации о свободе совести и о религиозных объединениях

Состав российского законодательства о свободе совести, свободе ве­роисповедания и о религиозных объединениях. Основные виды федераль­ных законов и иных нормативных правовых актов, связанных с защитой и регулированием права на свободу совести, с деятельностью религиозных объединений. Конституция Российской Федерации (1993 г.) о свободе совести и свободе вероисповеданий. Разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и её субъектами в Конституции РФ. Законодательство субъектов федерации: основные виды законов и иных нормативно-правовых актов. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодатель­ства о свободе совести: правовые основы и механизм реализации. Правовые аспекты межконфессиональных отношений.

Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»: структура, основные положения и практическая реализация. Значение преамбулы. Общие положения: о праве на свободу совести и свободу вероисповедания, о взаимоотношениях государства и религиозных объединений, о религиозном образовании. Основное содержание глав закона: «Религиозные объединения», «Права и условия деятельности религиозных организаций», «Надзор и контроль за исполнением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях». Изменения, внесенные в Закон с 1997 г. по настоящее время. Проблемы совершенствования действующего Закона.

Современное законодательство в области передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения. Реализация прав Русской Православной Церкви в отношении имущества религиозного назначения.


Основная литература:

1. Государственно-конфессиональные отношения. Учебно-методический комплекс / Под общей редакцией О. Ю. Васильевой, В. К. Пинкевича, В. В. Шмидта. М.: РАГС, 2009.

2. Вероисповедная политика Российского государства: Учебное пособие / Отв. ред. М. О. Шахов. М., 2003.

3. Религиоведение: Учебное пособие. 4-е изд., испр. и доп. / Научный ред. д.ф.н., проф. А. В. Солдатов. СПб, 2003.

4. История религий в России. Учебник / Под. общ. ред. О. Ю. Васильевой. М.: РАГС, 2004.

5. Куницын И. А. Правовой статус религиозных объединений в России. М., 2000.


Тема 3. Государство и религиозные объединения в современной России

Цель и задачи вероисповедной политики государства. Принципы политики государства в сфере свободы совести и вероисповеданий. Методы осуществления политики государства в сфере свободы совести и вероисповеданий. Проблемы вероисповедной политики в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Роль Президента, Федерального Собрания и Правительства Россий­ской Федерации в формировании и реализации государственной вероис­поведной политики. Специализированные структуры по взаимодействию с религиозными объединениями при Пре­зиденте, Правительстве, в федеральных министерствах и ведомствах, на­правления их деятельности.

Основные сферы взаимодействия органов власти и религиозных объединений в современных условиях. Практика заключения соглашений о сотрудничестве между государственными ведомствами и религиозными организациями. Особенности взаимодействия органов власти субъектов федерации с религиозными объединениями, создание специализированных структур, проблема координации с федеральной вероисповедной политикой. Основные аспекты взаимодействия органов местного самоуправле­ния с религиозными объединениями.

Религиозные организации и центры об альтернативной службе. Проблема призыва в Вооруженные силы Российской Федерации духовенства и учащихся духовных учебных заведений. Военное духовенство в современной России.


Основная литература:

1. Вероисповедная политика Российского государства: Учебное пособие / Отв. ред. М. О. Шахов. М., 2003.

2. Государственно-конфессиональные отношения. Учебно-методический комплекс / Под общей редакцией О. Ю. Васильевой, В. К. Пинкевича, В. В. Шмидта. М.: РАГС, 2009.


Тема 4. Религия и образование

Дискуссия в обществе о содержании и направленности религиовед­ческого и религиозного образования, о светском и церковном характере государственного образования. Федеральный закон «Об образовании» и реализация его норм и положений в деятельности Министерства образования и его органов на местах. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объедине­ниях» (1997 г.) о принципах светскости государственного образования, порядке и условиях организации религиозного обучения. Конфессиональ­ные образовательные учреждения. Взаимодействие Русской Православной Церкви и образовательных учреждений. Преподавание «Основ православной культуры». Практика лицензирования образова­тельных учреждений религиозных центров и светских (государственных и негосударственных) учреждений. Государственные образовательные стан­дарты по направлениям и специальностям «Религиоведение», «Теология»: основные положения, опыт практической реализации. Положение духовного образования в современной России. Дискуссия вокруг преподавания в школах «Основ православной культуры» и духовно-нравственного компонента учебных программ.


Основная литература:

1. Вероисповедная политика Российского государства: Учебное пособие / Отв. ред. М. О. Шахов. М., 2003.

2. Понкин И. В. Правовые основания преподавания православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. М., 2003.


Тема 5. Государственная вероисповедная политика в странах современной Европы

Типологизации моделей государственно-конфессиональных отношений. АНГЛИЯ. Основы государственно-церковных отношений. Особый статус и привилегии государственной церкви Англии. Положение иных конфессий. Религия и образование. Реализация права на свободу совести военнослужащих и заключенных. ШВЕЦИЯ. Лютеранская Церковь Швеции. Положение иных конфессий. Религия и система образования. ИТАЛИЯ. Основы государственно-конфессиональных отношений. Особый статус и привилегии Католической Церкви. Положение иных конфессий. Религия и образование. Религия и Вооруженные силы. Религия и государственное финансирование. ГЕРМАНИЯ. Различия в статусе религиозных объединений на территории Германии. Религия и образование в ФРГ. Религия и Бундесвер. ГРЕЦИЯ. Положение Православной Церкви. Положение иных конфессий.

Основная литература:

1. Вероисповедная политика Российского государства: Учебное пособие / Отв. ред. М. О. Шахов. М., 2003.

2. Августин (Никитин), архим. Ислам в Европе. СПб., 2009.


РАЗДЕЛ IV. РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО

Тема 1. Социология религии

История становления социологии религии. Предмет и сущность социологии религии. Религия как социокультурный институт. Социальные функции религии.

Основная литература:

1. Гараджа В. И. Социология религии. М., 2005.
 

Тема 2. Религия в жизни современного общества

Роль религии в жизни современного российского общества. Динамика общественного мнения о религии и религиозных организациях. Религиозность российского общества 1991-2009 гг.

Религия и глобальные проблемы современности. Богословская оценка особенностей развития современного мира. Религиозно-этическая интерпретация взаимоотношения человека и природы. Церкви и деноминации о современном экологическом кризисе и путях выхода из него. Религия и проблемы предотвращения войн, выживания и самосохранения человечества. Религия и проблемы народонаселения. Влияние религиозного фактора на демографические процессы. Проблемы регулирования рождаемости в современных религиях.

Религия и межнациональные отношения. Влияние религии на развитие этнических процессов. Религия, национальная психология и национальное самосознание. Религия, национализм и патриотизм.

Основная литература:

1. Фурман Д., Каариайнен К. Религиозность в России в 90-е гг. XX - начале XXI в. // Старые церкви, новые верующие. М., 2007.

2. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России. М., СПб., 2000.

3.  Щипков А. В. Во что верит современная Россия: Религиозные проблемы в постперестроечной России. СПб., 1998.

4.  Религия и общество: Очерк религиозной жизни современной России / Под ред. С. Б. Филатова. М.-СПб., 2002.


Тема 3. Нерелигиозные системы мысли

Основные формы т. н. свободомыслия: атеизм, скептицизм, антиклерикализм, индифферентизм, нигилизм, натурализм, деизм, пантеизм. Атеизм в истории. Атеизм в античной культуре, осмысление атеизма в эпоху Возрождения, атеизм Нового времени, атеизм на рубеже XIX-XX вв. Разновидности атеистических воззрений в XX вв. Атеизм в советском государстве. Воинствующий атеизм и его борьба с религией в СССР. «Научный» атеизм. Атеизм в постсоветской России: современные атеистические организации в России. Феномен квазирелигий, «светский гуманизм», толерантность и «толерантизм». Секулярные религии в светском обществе. Секуляризм и христианство в современной Европе.

Основная литература:

1. Иларион (Алфеев), еп. Православное свидетельство в современном мире: Доклады, интервью, слова. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006. (Часть 3. Христианство и секуляризм).

2. Атеизм // Православная энциклопедия. Т. III. М., 2001.

3. Шохин В. К. Христианство как религия политкорректности в современной Европе: иллюзия и реальные перспективы // Альфа и Омега. 2008. № 3. (http://www.bogoslov.ru/text/390531.html 12.03. 2009).

4. Понкин И. В. Секулярные религии в светском государстве / Институт государственно-конфессиональных отношений и права. М., 2003.

5. Чаплин В., прот. Very urgent: необходим диалог между религией и секуляризмом об устройстве общества [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Интернет-портал «Религия и СМИ», [?]. - Режим доступа: http://www.religare.ru/article40970.htm, свободный. - Загл. с экрана.

[1] См. Приложение.

[2] Философско-методологические проблемы изучения религии. Материалы научной конференции (28-29 октября 2003 г.). М.: РАГС, 2004.

[3] См.: Шахов М. О. Научен ли «Методологический атеизм» // Религиоведение. 2004. № 2. С. 136-141; Шахов М. О. Реализм как общая основа религиозного и научного знания // Вопросы философии. 2008. № 10; Шахов М. О. Об иррациональном безбожии и «рациональных» атеистах [Электронный ресурс] / Центр информационных технологий МДА. - Электрон. дан. - Интернет-портал «Богослов.Ru», 2007-2009. - Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/396084 04 апреля 2009, свободный. - Загл. с экрана и др.

[4] Красников А. Н. Методологические проблемы религиоведения: Учебное пособие. М., 2007.

[5] Религиоведение. Хрестоматия / Сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. М., 2000 и др.

[6] Религиоведение // Энциклопедический словарь / Под ред. Е.С. Элбакян и др. М.: Академический Проект, 2006.

[7] Энциклопедия религии / Под ред. Е. С. Элбакян и др. М.: Академический Проект, 2008.

[8] Чаплин В., прот., Максимов Ю. В., Сафонов Д. В. О православном взгляде на нехристианские религии [Электронный ресурс] // Церковный вестник. № 24 (397). 26.12.2008. - Электрон. дан. - Интернет-газета «Церковный вестник», 2007-2008. - Режим доступа: http://www.e-vestnik.ru/rubric/8/373, свободный. - Загл. с экрана.

[9] См.: Иджтихад // ПЭ. Т. XXI. М., 2009. С. 180-181; Рощин М. Ю. Джинны // ПЭ. Т. XIV. М., 2006. С. 538 и др.

[10] См.: Кириллина С. А., Кобищанов Т. Ю. Джихад // ПЭ. Т. XIV. М., 2008. С. 578-579; Рощин М. Ю. Закят // ПЭ. Т. XIX. М., 2008. С. 578-579 и др.

 

[11] Во время своего визита в 1995 г. митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне - Святейший Патриарх) положил начало деятельности комиссии, достигнув соответствующей договоренности с аятоллой Мухамедом Али Тасхири, председателем Организации культуры и исламских связей (ОИКС), который в 1997 г. посетил с официальным визитом Москву. В ходе состоявшихся переговоров было достигнуто соглашение о создании двухсторонней комиссии по диалогу между двумя религиозными общинами. Основными принципами диалога были избраны: искренняя вера в Бога, любовь к ближнему, взаимное уважение, ясность целей и плодотворность. Комиссия имела уже шесть раундов своих заседаний, которые проходили попеременно в Тегеране и Москве. С 20 по 25 декабря 1997 г. в Тегеране проходила первая такая встреча. С обеих сторон были представлены доклады по вопросам миссии и прозелитизма, войны и мира, взаимоотношений религии, государства и общества. Второе заседание этой комиссии состоялось в Москве 4-7 мая 1999 года под руководством митрополита Кирилла и председателя Организации исламской культуры и связей Исламской Республики Иран аятоллы Мохаммада Али Тасхири. 24-25 января 2001 г. в столице Ирана состоялся Третий коллоквиум, темой которого стала «Роль межрелигиозного диалога в международных отношениях». В апреле 2004 г. в Москве прошло четвертое заседание совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие-Ислам». Участники обсудили тему «Отношение двух великих религий к вопросам глобализации с позиций религиозной нравственности, культуры и религиозных убеждений». На заседании было отмечено, что современные процессы глобализации ставят перед верующими немало острых вопросов и что, отвечая на вызовы глобализации, духовные деятели должны развивать равноправный и взаимоуважительный диалог между религиями, культурами и цивилизациями на национальном, региональном и международном уровнях. Особенно важным было признано объединять усилия в таких областях, как влияние на развитие международного права, участие в преодолении конфликтных ситуаций, непредвзятое изучение различных моделей взаимоотношений религии, государства и общества. 28 февраля - 4 марта 2006 года в Тегеране (Иран) состоялось пятое заседание совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Ислам-Православие». Участники заседания обсудили тему «Эсхатология и ее влияние на современную жизнь». Участниками заседания было отмечено, что вопросы учения о конце света и посмертной участи человека являются насущными для людей вне зависимости от времени и места их жизни. Обсуждая взгляды двух религий на эсхатологию, обе стороны пришли к выводу о несомненной пользе обмена мнениями по различным богословским вопросам. 16-17 июля 2008 года в Москве состоялось VI заседание Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие-Ислам» на тему «Учение о Боге и человеке в Православии и Исламе». По каждому из докладов была проведена дискуссия, в ходе которой были установлены как близость, так и разногласия христианского и исламского вероучения по затронутым вопросам. Следующая встреча российских и иранских богословов пройдет в октябре 2010 г. в Тегеране и будет посвящена взаимоотношениям религиозной традиции и общества.

[12] Силантьев Р. А. История исламского сообщества России. М., 2005.

[13] Силантьев Р. А. Ислам в России: энциклопедия. М., 2008.

[14] См.: Августин (Никитин), архим. Ислам в Европе. СПб., 2009.

[15] См.: www.i-r-p.ru.

[16] Амораи // ПЭ. Т. II. М., 2001.; Дозоец Д. П. Гемара // ПЭ. Т. X. М., 2005. С. 568; Пятецкий Л. М. Галаха // ПЭ. Т. X. М., 2005. С. 305-307 и др.

[17] Иешива // ПЭ. Т. XXI. М., 2009. С. 514-515.

[18] См. напр.: Филипп (Рябых), иером. Православно-иудейский диалог и его перспективы. Доклад на международной конференции «Христианско-иудейский диалог: религиозные ценности как основа взаимоуважения в гражданском обществе в условиях глобального экономического кризиса» [Электронный ресурс] /  Центр информационных технологий МДА. - Электрон. дан. - Интернет-портал «Богослов.Ru», 2007-2009. - Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/persons/492725/index.html 09.11.2009,  свободный. - Загл. с экрана.

[19] Смоляр К. Буддизм // Максимов Ю., Смоляр К. Иудаизм. Ислам. Буддизм. М., 2006. (Серия: Православное религиоведение).

[20] Буддизм // Православная энциклопедия. Т. VI. М., 2003.; Жуковская Н. Л. Далай-лама // Православная энциклопедия. Т. XIII. М., 2006. C. 648-649.

[21] Кураев А., диакон. Христианство и Буддизм // Кураев А., диакон. Сатанизм для интеллигенции Т.1. Часть 4. М., 1997.

[22] См. напр.: Сафронова Е. С. Современный буддизм в России на нетрадиционных территориях распространения // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2006. № 1-2 (36-37). М., 2006. С. 160-172; Сафронова Е. С. Новые тенденции в современном западном буддизме // Вопросы религии и религиоведения. Вып. 1: Антологии отечественного религиоведения. Ч. 4. М.: РАГС, 2009. С. 427-438; Сафронова Е. С. Современный буддизм в России как часть буддийской цивилизации // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2009. № 1. С. 73-79.

[23] Беспоповцы // Православная энциклопедия. Т. IV. М., 2002. С. 702-754; Беглопоповцы // Православная энциклопедия. Т. IV. М., 2002. С. 416-425; Белокриницкая иерархия // Православная энциклопедия. Т. IV. М., 2002. С. 542-556; Древлеправославная Поморская Церковь // Православная энциклопедия. Т. XVI. М., 2007; Единоверие // Православная энциклопедия. Т. XVIII. М., 2008.

[24] Никольская Т. К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 годах. СПб., 2009.

[25] Баптизм // ПЭ. Т. IV. М., 2002.

[26] Конь Р. М. Введение в сектоведение. Нижний Новгород, 2008.

[27] Дворкин А. Л. Сектоведение. М., 2002.

[28] Кантеров И. Я. Новые религиозные движения. М., 2007.

[29] Куницын И. А. Правовой статус религиозных объединений в России. М., 2000.

[30] Никишин Д. Н. Ельцин Б. Н. (Религиозная политика в РФ в 1990-1999 гг.) // ПЭ. Т. XVIII. М., 2008. С. 426-432.

[31] Фурман Ф., Каариайнен К. Религиозность в России в 90-е гг. XX - начале XXI в. // Старые церкви, новые верующие. М., 2007.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9