Сейчас можно услышать в нашей церкви, что «без катехизации крестить нельзя», что это «неправильно» и «не соответствует церковной традиции». Трудно не согласиться с этим, но что стоит за этим утверждением? Ведь в практике приходской жизни катехизация (там, где она есть) часто сводится к нескольким лекциям-беседам (от 2-х до 12-ти), которые священник или катехизатор проводят для желающих креститься. Прослушавший (или посетивший) их человек крестится, но отнюдь не всегда после этого начинает ходить в храм и участвовать в других таинствах Церкви, не всегда начинает как-то участвовать и в жизни прихода. Почему так происходит? Как преодолеть отношение к катехизации как к формальности, как к «лекциям», которые часто проводятся «для галочки» и которые с неохотой посещают желающие креститься взрослые и родители, желающие крестить своих детей? Почему катехизация, если к ней подходить только как к индивидуальному обучению азам христианской нравственности, храмового благочестия, молитвы, знакомства с текстами Священного писания — очень часто не помогает реальному воцерковлению человека, вхождению его в церковную жизнь? Эти вопросы мне и хотелось сегодня предложить для обсуждения на нашем семинаре.
Свидетельство о Христе и Церкви, как явление силы Духа Святого, имеет одновременно личностный и церковный характер, и в нем очень важно соблюдать известный принцип совместного и согласного свидетельства. Поэтому катехизация (воцерковление) не может быть сведена только к индивидуальному обучению, она не является делом лишь «специалистов» — катехизаторов или священников. Во время катехизации оглашаемый (катехумен) входит в Церковь как общину учеников Христовых, а это значит, что сама жизнь членов Церкви, точнее, качество этой жизни является важнейшим основанием и свидетельства о Христе и Церкви, и воцерковления человека. Нельзя вне общения с христианами, просто через чтение книг и пособий или просмотр фильмов стать христианином, воспринять полноту традиции, полноту церковного Предания и Священного Писания. Самое важное в христианстве, его дух и смысл, передаются лицом к лицу, от глаз к глазам, из уст в уста, в общении и совместной церковной жизни и молитве. Убеждает именно подлинность жизни, подлинность духовного опыта, вера, воплощенная в делах любви, она побуждает оглашаемого обретать полноту смысла в своей жизни, всерьёз изменять свою жизнь. Важно, чтобы катехизация в Церкви совершалась не просто силами одного-двух катехизаторов или священника, но силами церковной общины или братства, т.е. людей, которые объединены друг с другом христианской любовью, которая всегда являлась и является самым главным свидетельством для оглашаемых. Например, описывая огласительную школу св. Ипполита Римского, дьякон Павел Гаврилюк пишет, что «огласительная школа была местом, где люди в первую очередь познавали любовь Божью и сами учились любить. Согласно апостольскому учению, тот, кто не живет с ближними в мире и любви, не знает Бога. Церковь была школой любви, сострадания и прощения»[1]. Очень важно здесь для оглашаемых видеть живой пример жизни христианской общины, пример иных, построенных не на выгоде, отношений.
Из истории катехизации известно, что уже на самом начальном этапе оглашаемые (катехумены) приобщались к жизни в христианской общине. Это выражалось, прежде всего, в том, что со всеми желающими креститься проводилось обязательное предварительное собеседование, на котором задавались вопросы о характере жизни каждого из них, и предполагалось, что каждый из желавших войти в Церковь имел поручителя из знавших его христиан.[2] Роль поручителей была очень велика, т.к. с их помощью будущие христиане совершали первые шаги к вере. Например, в письмах паломницы IV века так описывается прием людей на оглашение:
[В первый день поста приходит епископ, пресвитеры.] <...> Затем один за другим вызываются имеющие принять крещение, при том, если мужчины, то приходят со своими крестными отцами, а если женщины, то со своими крестными матерями. Епископ задаёт отдельно вопросы соседям имеющего принять крещение, расспрашивая: «Ведёт ли он добрую жизнь? Почитает ли родителей? Не пьяница ли он, не лжец ли?» А также ищет в человеке и другие более тяжелые пороки. И когда человек бывает признан безупречен во всём, о чем расспрашивались свидетели, то епископ сам своей рукой записывает имя кандидата. Если же кто-нибудь найдется в чем-то виновным, то епископ велит ему уйти, говоря: «Пусть он исправит сперва свою жизнь, и тогда только приступает к Таинству Крещения». Те же вопросы, какие задает о мужах, задает и о женах. Чужестранец же не может легко креститься, пока не представит свидетелей, знающих его.[3]
Эти же поручители в дальнейшем, при переводе оглашаемых с этапа на этап, свидетельствовали об изменении жизни оглашаемых, об их участии в жизни церковной общины, о совершенных ими делах милосердия. Все они также молились и постились вместе с оглашаемыми перед крещением. Крещение в ранней церкви было общим событием, делом всей Церкви, а не частным семейным обрядом (требой). Например, из огласительных поучений свт. Кирилла Иерусалимского видно, что он говорил свои слова не отдельно собравшейся группе оглашаемых, а в присутствии или всей общины, или в присутствии части общины в лице поручителей и крестных (восприемников).
«Предложив теперь сокращенно, не оставим предложить о том и пространнее. А совершеннейшие из предстоящих, имеющие навык и «чувствия обучена в рассуждение добра же и зла» (Евр 5:14) терпеливо да снесут, что будут слушать учение, более свойственное младенцам, и наставление подобное млечной пище; дабы вместе и те, кои имеют нужду в оглашении, получили пользу; и те, кои стяжали ведение, воспомянули то, что узнали уже прежде».[4]
Из истории Церкви известно, что Таинство Крещения совершалось не ежедневно, но лишь по большим праздникам, таким как Пасха, Рождество, Пятидесятница. Крестили, как правило, не одного человека, а большую группу людей, которые в течение долгого времени до того находились в чине оглашенных, которых церковная община уже знала как «своих». Крещение оглашаемых (просвещаемых) было торжеством, в котором участвовала вся община. Свт. Иоанн Златоуст называет крещение и вступление в Церковь новых членов праздником всей Церкви:
«И это праздник всей Церкви, а не только тех, кто готовится ко крещению: «Радость сегодня настала на небе и на земле. Ибо если об одном грешнике кающемся такое бывает ликование, то [какая же радость наступает у ангелов и архангелов, и у всех небесных] сил, и у всех на земле о столь великом множестве тех, кто, посмеявшись над ловушками дьявола, поспешает быть причисленным к стаду Христову».[5]
И сейчас оглашаемые должны почувствовать, что их катехизация и крещение — это церковное, а не просто их частное дело, и что ответственность за это лежит на всей Церкви, а не только на катехизаторах и поручителях. Христианам нельзя проявлять равнодушие к будущим членам их конкретной церковной общины, ведь именно с ними им придется потом вместе молиться и вместе служить Богу. Несмотря на то, что основная ответственность за оглашаемых всё равно лежит на тех, кто непосредственно более всего общается с ними (на священниках, катехизаторах, поручителях), необходимо, чтобы вся церковная община помогала в воцерковлении её новых членов, деятельно в этом участвовала, подавала пример иной, христианской жизни. Прежде всего, эта помощь может выражаться в молитве и посте за оглашаемых и просвещаемых, в неравнодушии к их проблемам, в доброжелательном и внимательном отношении, в стремлении помочь им более полно войти в жизнь церкви.
Очень важно, чтобы такая забота о вступающих в жизнь церкви «младенцах во Христе» (1Кор 3:1) не заканчивалась в Крещении, но продолжалась бы до тех пор, пока новые члены Церкви не войдут «в меру полного возраста Христова» (Еф 4:13-14), то есть не начнут сами служить даром Святого Духа в общине верных. Эта забота более всего лежит, конечно, на катехизаторах и поручителях оглашаемых, которые несут личную ответственность за качество воцерковления нового члена Церкви, но участвовать в духовном возрастании человека должна вся община.
Вполне возможно уже сейчас сделать Крещение праздничным событием для всей приходской общины, для этого всего лишь нужно проводить его не часто, а как традиционно это было в Церкви — по большим церковным праздникам, к дате которых можно приближать окончание циклов традиционной, т.е. длительной и поэтапной катехизации. Тогда же становится возможно (и крайне необходимо!) участие в торжественных Крещальных Литургиях всех членов приходской общины, а не только поручителей и катехизаторов, тогда (если заранее известны имена крещаемых) возможна и совместная молитва (и пост) за них и вместе с ними. Такая же общая молитва возможна и при начале катехизации, когда происходит первое знакомство желающего войти в церковь с членами этой церкви — общины верующих. Тогда и включение новых членов Церкви в жизнь конкретной общины будет более полным, ведь они с самого начала своей подготовки (катехизации) будут чувствовать и понимать, что их Крещение — не просто «красивый обряд» или индивидуальная «треба», к которой ещё нужен некий «пропуск» в виде катехизации.
[1] Гаврилюк Павел, дьяк. История катехизации в Древней Церкви. С. 77-78
[2] Там же. С. 65, 155
[3] К источнику воды живой. Письма паломницы IV века. C. 217, 218
[4] Кирилл Иерусалимский, свт. «Поучения огласительные и тайноводственные». С. 51
[5] Иоанн Златоуст, свт. «Поучительные беседы к намеревающимся принять просвещение и к новопросвещенным». Слово первое. С. 67