Эдвард Фудж об аде и конечной участи грешников
События
Что же на счет дальнейших фраз, которые интерпретируют, как указание на вечные мучения? «Скрежет зубов» встречается семь раз в Евангелии. Три раза говорится об извержении во внешнюю тьму, в двух об изгнании из Царства, еще в двух о печи огненной. Во всех случаях люди изгнаны, исключены. У них у всех есть причина быть довольно опечаленными их состоянием, и они все скрежещут зубами. И что значит, в данном контексте, «скрежетать зубами»? Это значит испытывать невероятные муки? Но в Деян. 7-54 сказано:
«Слыша это, они кипели бешенством в сердцах своих и скрежетали на него зубами». Это было сказано о реакции иудеев на обличение Стефана. Как мы видим скрежетание зубами – это не символ мук, а символ ярости и злости. Те, кто будут изгнаны вон, буду биться в бессильной ярости".
Тоже самое мы встречаем в Ветхом Завете.
«С завистью посмотрит на это нечестивец, заскрежещет зубами и растает. Желания нечестивцев не сбудутся!»Пс.111-10
То есть «скрежетание зубов» - это символ гнева, а не боли!
Иисус использует слово «вечный» (aion, aionios). Что оно означает?
1)Вечное спасение (Евр.5-6)
"Ты – Священник вовек по чину Мелхиседека".
2)Вечное уничтожение
"Они понесут как наказание вечную гибель в отлучении от лица Господа и от славы крепости Его". (2 Фес. 1-9)
3) Вечное наказание.
«Учению о крещениях и возложении рук, о воскресении мёртвых и о суде вечном». (евр. 6-2).
В данном случае вечный употребляется по отношению к будущему веку. Вечный - значит будущий в грядущем эоне. И в этом смысле мы должны понимать Мф. 25-46
«И пойдут они на муку вечную, а праведники - в жизнь вечную».
И также важно понимать, что в данном случае "вечный" употребляется по отношению к результату, а не к действию как таковому.
Очень важно тут отметить, что в русском переводе Мф. 25-46 есть одна особенность: греческое слово «колассин» переведено, как мука. Об этом есть хорошая и подробная статья на портале Богослов. ру Виталия Мигузова. Но греческий перевод данного слова – наказание.
Вот цитата из статьи Виталия Мигузова.
«Вторая ошибка понимания фразы связана с переводом на русский язык слова κόλασιν не в словарном значении. Причина такой ошибки кроется в ориентации на привычное, понятное церковнославянское слово «мучeніе». Трудно догадаться, что «мучeніе» – «κόλασιν (коласин)» является церковнославяно-русским паронимом, то есть словом, которое «физически» (своим звуковым и морфемным составом) совпадает с русским словом, но несёт другое значение[3]. В Библии насчитывается девять разных греческих слов, которые переводятся на русский язык как «мука, мучение». Это: βασάνος (Лк.16:23; 28); ὀδύνη (Лк.16:24; 25); θλῖψις (Мф.24:9); ἀποκτείνω (Мф.24:9); ετυμπανίσθησαν (Евр. 11:35); τιμωρίω (Деян. 26:11); κακουχούμενοι (Евр. 11:37); εκάκωσας (Числ.11:11), εκδίκησιν (2Фес.1:8)[4]. Ни одно из этих слов не применяется для определения эсхатологической участи грешников в Мф. 25:46».
То есть, людей ждет «вечное наказание», а не «мука». Но что значит «вечно наказывать»? Наказание одно, а вот последствие его вечно, то есть окончательно и неизменно. Точно также, когда мы говорим о «вечном спасении». Это не значит, что Бог нас будет вечно спасать, это говорит о результате спасения нас Богом. Именно в этом смысле и нужно тут понимать, по мнению Эдварда Фуджа, данный стих.
Также, когда Писание говорит о «вечной погибели» (2 Фес 1-9), то здесь говориться не о том, что человек будет погибать вечно, это невозможно, а о последствиях этой гибели.
Также, когда в Евр.6-2 говорится о «вечном суде», то это не значит, что суд будет длиться вечно, а это значит, что решения этого суда будут неизменны и навсегда. То же самое и с «вечным наказанием», здесь говорится об итоге этого наказания, а не о самом процессе.
То же самое говорится в 2 Фес. 1-9
«Они понесут как наказание вечную гибель в отлучении от лица Господа и от славы крепости Его».
Грешники погибнут навеки, это будет результатом наказании, и ничто это уже исправить не сможет.
Интересно говорит бл. Августин, хотя он как раз является сторонником «вечных мук», тем не менее, он говорит следующее.
«Когда очень серьезное преступление наказывается смертью, и исполнение приговора занимает минуту, то никто не думает, что именно эта минута и есть наказание, но наказанием является сам факт исключения преступника из сообщества живых».
В Мф. 25-41 говорится о «вечном огне».
Здесь снова два значения «вечный».
1) Относящийся к грядущему веку.
2) По отношению к результату.
«Так Содом и Гоморра и окрестные города, которые подобным образом предались блуду и пошли за плотью иною, поставлены как пример, подверженные наказанию огнем вечным» (Иуд.7).
Разве Содом и Гоморра до сих пор горят или говорится об их полном и окончательном уничтожении?
Что говорит Иаков об участи грешников?
Смерть 1-15.
Погибель 4 - 12.
Съест плоть вашу, как огонь 5 – 3.
Вы упитали сердца ваши на день заклания 5-5.
Смерть 5 – 19.
Эти места говорят о вечных муках, о том, что грешник не умрет и будет вечно испытывать страдания или здесь говорится о том, что грешник сгинет навсегда?
В книге Деяний только три раза говорится об последнем суде.
Деян. 17 (30-31)
Поэтому, оставив без внимания времена неведения, Бог теперь возвещает людям, всем и всюду, чтобы они каялись, ибо Он определил день, когда будет судить вселенную по праведности, чрез Мужа, Которого Он поставил, дав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых.
Деян. 24-25
Но так как он говорил о праведности и обладании собой и о будущем суде, то Феликс, придя в страх, ответил: пока иди, а при случае я тебя вызову к себе.
Деян. 3-23
Будет же: всякая душа, которая не послушает Пророка Того, истребится из народа.
И здесь, как мы видим, ничего о вечном аде.
Теперь обратимся к ап. Павлу. Что он говорит о конечной участи грешников.
Смерть. Рим. 6-23
"Ибо плата за грех – смерть, а дар благодати Божией – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем".
Обратите внимание, что здесь смерть противопоставляется вечной жизни. Не вечные мучения, а именно смерть.
Погибель. Рим. 2-12
"Ибо те, кто без Закона согрешили, без Закона и погибнут; а те, кто под Законом согрешили, по Закону будут осуждены".
Разрушение. 1Кор. 3-17
"Если кто храм Божий разоряет, разорит того Бог; ибо храм Божий свят, и это – вы".
Фил. 1-28
"И не поддаваясь ни в чем устрашению со стороны противников; это для них есть признак гибели, а для вас спасения, – и это от Бога".
В 1Фес. 1-9 говорится о вечной гибели.
Они понесут как наказание вечную гибель в отлучении от лица Господа и от славы крепости Его.
Также в Рим.
Гнев, ярость, скорбь, теснота.
Анафема в Гал. 1-9
Недопуск в Царство в Еф. 5-5
Нигде не говорится о вечном аде.
Павел и Платон используют одни и те же слова, чтобы для обозначения смерти (Thanatos), разрушения (apolea), гниение (phthora), гибель (olethros), умирать (apothnesko).
Павел использует эти слова по отношению ко всем, кто живет и умирает, отвергая Бога. Платон никогда эти слова не употребляет по отношению к бессмертной душе.
Петр и Иуда говорят об уничтожении
«Они же, как бессловесные животные, которые по естеству рождены, чтобы быть уловленными и уничтоженными, хулят то, чего не знают; они будут уничтожены, как и те уничтожаются». 2 Пет.2-12
О вечной тьме
"Они – бурные волны морские, вздымающие пену своих срамот; они – звёзды блуждающие, которым мрак тьмы сбережен навек". Иуд.13
Давайте посмотрим, что об участи грешников говорится в Откровении.
«Малодушных же, и неверных, и осквернённых, и убийц, и блудников, и волшебников, и идолослужителей и всех лжецов - участь их в озере, горящем огнем и серой: это – смерть вторая» 21-8.
Эти же слова «огонь» и «сера» употребляются в Быт. 19 (24-25), когда говорится об уничтожении Содома и Гоморры. Поэтому огненное озеро, горящее огнем и серой - символ уничтожения.
В Откровении говорится о «книге жизни», куда записаны все жители Небесного Града. Кто не записан в книге жизни, тот оказывается в огненном озере.
Откуда же в церкви появилось учение о вечном аде, если Писание об этом ничего не говорит, а говорит вещи противоположные?
Из греческой философии.
«Каждый человек обладает смертным телом, в котором обитает бессмертная душа». Библия же описывает человека абсолютно смертным".
В Писании же говорится совершенно иное.
«Создал Господь Бог человека из пыли земной, вдохнул в его ноздри дыхание жизни, и человек ожил».Быт. 2-7.
Только Бог бессмертен, говорится в 1 Тим.6-16. У нас нет бессмертных душ, наше существование зависит от Бога каждую секунду, и если Господь не будет поддерживать в нас жизнь, то мы не будем жить.
Когда Писание говорит о бессмертии, то три вещи всегда правда и три нет.
1) Бессмертие всегда относится к спасенным, никогда к заблудшим.
2) Всегда ко всему человеку, никогда отдельно к душе или духу.
3) Бессмертие человек обретет после воскресения, но не сейчас и не при сотворении.
Теперь обратимся к отцам. Для начала рассмотрим писания мужей апостольских: Дидахэ, Игнатий, Варнава, Климент. Все они учат об уничтожающем огне.
После апостольских мужей идут апологеты: Афинагор, Тертуллиан. Они были греческими философами, обращенными в христианство, и они привнесли учение о бессмертной душе в церковь. Тертуллиан вообще писал: « Душа вообще не нуждается в спасении, так как она изначально бессмертна».
После апологетов идут александрийцы: Климент и Ориген. И они предлагают учение об «апокатастасисе» или «универсализме» - учение об всеобщем спасении, то есть, что, в конце концов, все люди будут спасены и войдут в вечное блаженство.
Первый, кто начинает говорить об вечном мучении – это бл. Августин. В Средневековой Европе эту идею широко развивает Ансельм. Он использует феодальные отношения, чтобы объяснить отношения человека и Бога. Если человек нарушает законы бесконечного существа, то за это он должен терпеть бесконечные муки. Наказание должно быть соразмерно преступлению. В Средневековье было разное наказание за обиду феодалу, купцу, смерду или рабу.
Фома Аквинский также говорит о вечных мучениях. Сначала начинает мучиться душа, потому что она первая грешит, потом к ней присоединяется и тело.
Далее идет Данте со своей «Божественной комедией». Интересно отметить, что на самом нижнем уровне ада у него ледяной мороз.
Как мы видим, Эдвард Фудж убедительно доказывает, что Писание говорит не о вечном мучении, а об уничтожении, аннигиляции человека, который отказывается от Бога. Бог – источник жизни, и кто с Богом, тот живет вечно. Человек, отвергающий Бога, отрекается от источника жизни и уходит в небытие.
Учение о вечных муках, как и учение о всеобщем спасении (апокатастасис) возникли в христианстве в следствии проникновения в него философского учения о бессмертии души. Поэтому как идея о вечном аде, так и идея о всеобщем спасении имеют одно основание. Писание же, и ранние отцы учат нас о том, что жизнь возможна только с Богом, без Бога наступает смерть – которая есть прекращение всякого существования.
Источник
«Слыша это, они кипели бешенством в сердцах своих и скрежетали на него зубами». Это было сказано о реакции иудеев на обличение Стефана. Как мы видим скрежетание зубами – это не символ мук, а символ ярости и злости. Те, кто будут изгнаны вон, буду биться в бессильной ярости".
Тоже самое мы встречаем в Ветхом Завете.
«С завистью посмотрит на это нечестивец, заскрежещет зубами и растает. Желания нечестивцев не сбудутся!»Пс.111-10
То есть «скрежетание зубов» - это символ гнева, а не боли!
Иисус использует слово «вечный» (aion, aionios). Что оно означает?
1)Вечное спасение (Евр.5-6)
"Ты – Священник вовек по чину Мелхиседека".
2)Вечное уничтожение
"Они понесут как наказание вечную гибель в отлучении от лица Господа и от славы крепости Его". (2 Фес. 1-9)
3) Вечное наказание.
«Учению о крещениях и возложении рук, о воскресении мёртвых и о суде вечном». (евр. 6-2).
В данном случае вечный употребляется по отношению к будущему веку. Вечный - значит будущий в грядущем эоне. И в этом смысле мы должны понимать Мф. 25-46
«И пойдут они на муку вечную, а праведники - в жизнь вечную».
И также важно понимать, что в данном случае "вечный" употребляется по отношению к результату, а не к действию как таковому.
Очень важно тут отметить, что в русском переводе Мф. 25-46 есть одна особенность: греческое слово «колассин» переведено, как мука. Об этом есть хорошая и подробная статья на портале Богослов. ру Виталия Мигузова. Но греческий перевод данного слова – наказание.
Вот цитата из статьи Виталия Мигузова.
«Вторая ошибка понимания фразы связана с переводом на русский язык слова κόλασιν не в словарном значении. Причина такой ошибки кроется в ориентации на привычное, понятное церковнославянское слово «мучeніе». Трудно догадаться, что «мучeніе» – «κόλασιν (коласин)» является церковнославяно-русским паронимом, то есть словом, которое «физически» (своим звуковым и морфемным составом) совпадает с русским словом, но несёт другое значение[3]. В Библии насчитывается девять разных греческих слов, которые переводятся на русский язык как «мука, мучение». Это: βασάνος (Лк.16:23; 28); ὀδύνη (Лк.16:24; 25); θλῖψις (Мф.24:9); ἀποκτείνω (Мф.24:9); ετυμπανίσθησαν (Евр. 11:35); τιμωρίω (Деян. 26:11); κακουχούμενοι (Евр. 11:37); εκάκωσας (Числ.11:11), εκδίκησιν (2Фес.1:8)[4]. Ни одно из этих слов не применяется для определения эсхатологической участи грешников в Мф. 25:46».
То есть, людей ждет «вечное наказание», а не «мука». Но что значит «вечно наказывать»? Наказание одно, а вот последствие его вечно, то есть окончательно и неизменно. Точно также, когда мы говорим о «вечном спасении». Это не значит, что Бог нас будет вечно спасать, это говорит о результате спасения нас Богом. Именно в этом смысле и нужно тут понимать, по мнению Эдварда Фуджа, данный стих.
Также, когда Писание говорит о «вечной погибели» (2 Фес 1-9), то здесь говориться не о том, что человек будет погибать вечно, это невозможно, а о последствиях этой гибели.
Также, когда в Евр.6-2 говорится о «вечном суде», то это не значит, что суд будет длиться вечно, а это значит, что решения этого суда будут неизменны и навсегда. То же самое и с «вечным наказанием», здесь говорится об итоге этого наказания, а не о самом процессе.
То же самое говорится в 2 Фес. 1-9
«Они понесут как наказание вечную гибель в отлучении от лица Господа и от славы крепости Его».
Грешники погибнут навеки, это будет результатом наказании, и ничто это уже исправить не сможет.
Интересно говорит бл. Августин, хотя он как раз является сторонником «вечных мук», тем не менее, он говорит следующее.
«Когда очень серьезное преступление наказывается смертью, и исполнение приговора занимает минуту, то никто не думает, что именно эта минута и есть наказание, но наказанием является сам факт исключения преступника из сообщества живых».
В Мф. 25-41 говорится о «вечном огне».
Здесь снова два значения «вечный».
1) Относящийся к грядущему веку.
2) По отношению к результату.
«Так Содом и Гоморра и окрестные города, которые подобным образом предались блуду и пошли за плотью иною, поставлены как пример, подверженные наказанию огнем вечным» (Иуд.7).
Разве Содом и Гоморра до сих пор горят или говорится об их полном и окончательном уничтожении?
Что говорит Иаков об участи грешников?
Смерть 1-15.
Погибель 4 - 12.
Съест плоть вашу, как огонь 5 – 3.
Вы упитали сердца ваши на день заклания 5-5.
Смерть 5 – 19.
Эти места говорят о вечных муках, о том, что грешник не умрет и будет вечно испытывать страдания или здесь говорится о том, что грешник сгинет навсегда?
В книге Деяний только три раза говорится об последнем суде.
Деян. 17 (30-31)
Поэтому, оставив без внимания времена неведения, Бог теперь возвещает людям, всем и всюду, чтобы они каялись, ибо Он определил день, когда будет судить вселенную по праведности, чрез Мужа, Которого Он поставил, дав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых.
Деян. 24-25
Но так как он говорил о праведности и обладании собой и о будущем суде, то Феликс, придя в страх, ответил: пока иди, а при случае я тебя вызову к себе.
Деян. 3-23
Будет же: всякая душа, которая не послушает Пророка Того, истребится из народа.
И здесь, как мы видим, ничего о вечном аде.
Теперь обратимся к ап. Павлу. Что он говорит о конечной участи грешников.
Смерть. Рим. 6-23
"Ибо плата за грех – смерть, а дар благодати Божией – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем".
Обратите внимание, что здесь смерть противопоставляется вечной жизни. Не вечные мучения, а именно смерть.
Погибель. Рим. 2-12
"Ибо те, кто без Закона согрешили, без Закона и погибнут; а те, кто под Законом согрешили, по Закону будут осуждены".
Разрушение. 1Кор. 3-17
"Если кто храм Божий разоряет, разорит того Бог; ибо храм Божий свят, и это – вы".
Фил. 1-28
"И не поддаваясь ни в чем устрашению со стороны противников; это для них есть признак гибели, а для вас спасения, – и это от Бога".
В 1Фес. 1-9 говорится о вечной гибели.
Они понесут как наказание вечную гибель в отлучении от лица Господа и от славы крепости Его.
Также в Рим.
Гнев, ярость, скорбь, теснота.
Анафема в Гал. 1-9
Недопуск в Царство в Еф. 5-5
Нигде не говорится о вечном аде.
Павел и Платон используют одни и те же слова, чтобы для обозначения смерти (Thanatos), разрушения (apolea), гниение (phthora), гибель (olethros), умирать (apothnesko).
Павел использует эти слова по отношению ко всем, кто живет и умирает, отвергая Бога. Платон никогда эти слова не употребляет по отношению к бессмертной душе.
Петр и Иуда говорят об уничтожении
«Они же, как бессловесные животные, которые по естеству рождены, чтобы быть уловленными и уничтоженными, хулят то, чего не знают; они будут уничтожены, как и те уничтожаются». 2 Пет.2-12
О вечной тьме
"Они – бурные волны морские, вздымающие пену своих срамот; они – звёзды блуждающие, которым мрак тьмы сбережен навек". Иуд.13
Давайте посмотрим, что об участи грешников говорится в Откровении.
«Малодушных же, и неверных, и осквернённых, и убийц, и блудников, и волшебников, и идолослужителей и всех лжецов - участь их в озере, горящем огнем и серой: это – смерть вторая» 21-8.
Эти же слова «огонь» и «сера» употребляются в Быт. 19 (24-25), когда говорится об уничтожении Содома и Гоморры. Поэтому огненное озеро, горящее огнем и серой - символ уничтожения.
В Откровении говорится о «книге жизни», куда записаны все жители Небесного Града. Кто не записан в книге жизни, тот оказывается в огненном озере.
Откуда же в церкви появилось учение о вечном аде, если Писание об этом ничего не говорит, а говорит вещи противоположные?
Из греческой философии.
«Каждый человек обладает смертным телом, в котором обитает бессмертная душа». Библия же описывает человека абсолютно смертным".
В Писании же говорится совершенно иное.
«Создал Господь Бог человека из пыли земной, вдохнул в его ноздри дыхание жизни, и человек ожил».Быт. 2-7.
Только Бог бессмертен, говорится в 1 Тим.6-16. У нас нет бессмертных душ, наше существование зависит от Бога каждую секунду, и если Господь не будет поддерживать в нас жизнь, то мы не будем жить.
Когда Писание говорит о бессмертии, то три вещи всегда правда и три нет.
1) Бессмертие всегда относится к спасенным, никогда к заблудшим.
2) Всегда ко всему человеку, никогда отдельно к душе или духу.
3) Бессмертие человек обретет после воскресения, но не сейчас и не при сотворении.
Теперь обратимся к отцам. Для начала рассмотрим писания мужей апостольских: Дидахэ, Игнатий, Варнава, Климент. Все они учат об уничтожающем огне.
После апостольских мужей идут апологеты: Афинагор, Тертуллиан. Они были греческими философами, обращенными в христианство, и они привнесли учение о бессмертной душе в церковь. Тертуллиан вообще писал: « Душа вообще не нуждается в спасении, так как она изначально бессмертна».
После апологетов идут александрийцы: Климент и Ориген. И они предлагают учение об «апокатастасисе» или «универсализме» - учение об всеобщем спасении, то есть, что, в конце концов, все люди будут спасены и войдут в вечное блаженство.
Первый, кто начинает говорить об вечном мучении – это бл. Августин. В Средневековой Европе эту идею широко развивает Ансельм. Он использует феодальные отношения, чтобы объяснить отношения человека и Бога. Если человек нарушает законы бесконечного существа, то за это он должен терпеть бесконечные муки. Наказание должно быть соразмерно преступлению. В Средневековье было разное наказание за обиду феодалу, купцу, смерду или рабу.
Фома Аквинский также говорит о вечных мучениях. Сначала начинает мучиться душа, потому что она первая грешит, потом к ней присоединяется и тело.
Далее идет Данте со своей «Божественной комедией». Интересно отметить, что на самом нижнем уровне ада у него ледяной мороз.
Как мы видим, Эдвард Фудж убедительно доказывает, что Писание говорит не о вечном мучении, а об уничтожении, аннигиляции человека, который отказывается от Бога. Бог – источник жизни, и кто с Богом, тот живет вечно. Человек, отвергающий Бога, отрекается от источника жизни и уходит в небытие.
Учение о вечных муках, как и учение о всеобщем спасении (апокатастасис) возникли в христианстве в следствии проникновения в него философского учения о бессмертии души. Поэтому как идея о вечном аде, так и идея о всеобщем спасении имеют одно основание. Писание же, и ранние отцы учат нас о том, что жизнь возможна только с Богом, без Бога наступает смерть – которая есть прекращение всякого существования.
Источник
Добрые дела вместе с порталом Богослов.ru
Поможем создать пособие для звонарей http://www.nachinanie.ru/Project/Index/75300
Кто подает меньшим братьям, тот приносит дар Богу, — духовно приносит Богу в жертву благовонное курение (сщмч. Киприан Карфагенский).