Православие – это не прямая путевка в рай. Часть 2
Кто такой православный христианин? Зачем нужна Церковь? Безгрешны ли святые? Чем грешный человек, у которого есть шанс на спасение, отличается от грешника, которого нельзя спасти? Нужно ли дистанцироваться от Церкви, боясь запятнать ее своими грехами? На эти и многие другие вопросы отвечает во второй части беседы архим андрит Андрей (Конанос).
Статья

Православие – это путь, как говорится: «Приди, чтобы увидетьНо не говори: «Я пойду, чтобы найти Бога!»

Да, но какого Бога ты найдешь, бога своего воображения? Не воображаемого бога, а Бога, Которого ты когда-то нашел в Иерусалиме, там, где Он родился, Он является Богом. Все остальное – это плод твоего ума, наш ум рождает идеи, которые могут быть хорошими, некоторые из них являются блестящими, интеллигентными, но Бог не постигается только нашими силами, Он должен прийти и озарить нас.

Ты, Господи, нас просвещаешь, Ты делаешь первый шаг. Он первый возлюбил нас, первый нашел нас, и мы говорим: «Боже мой, благодарю Тебя И на Твое приглашение мы отвечаем Тебе нашим Православием, на Твое приглашение мы целуем Твою руку. И видим, что рука пробита, окровавленная, распятая. «Мы любим Тебя, потому что через эту руку мы видим Твою любовь, видим, что Ты пришел к нам не для того, чтобы вынести приговор, не заставляешь нас что-то делать, а все Ты сделал сам».

Православие – это отдаваться Божьей любви и наслаждаться этой любовью. Из-за честолюбия ты начинаешь подвизаться, но не потому что ты должен, обязан, не для того, чтобы выполнить чей-то приказ или из боязни кого-то, кто стоит над тобой с кнутом в руке,чтобы бичевать тебя, и говорит: «Сделай это! Сейчас тебе надо сделать это! Сделай то! Православие означает, что надо сделать вот это, то и это…»

В Православии нет слов«надо», «нужно» и «необходимо». С того момента, как Христос был распят, мне ничего не нужно делать, потому что Христос смотрит на тебя и говорит:

- Не распинай Меня дополнительно со своими словами: «Надо, нужно, необходимо». Что «надо»? Поэтому я был распят, чтобы не было уже этих «надо»! Чтобы исчезли все эти «нужно»,законные постановления Ветхого Завета. Вам надо сделать то, нужно сделать столько-то шагов, необходимо съесть это, надо сделать вот это! И Христос говорит: Не нужно, уже нет необходимости в этом терзании, удушье, в этой тирании в твоей жизни! Я прихожу и освобождаю тебя, больше нечего не «нужно»!

А мы говорим: «Господи, ничего не нужно, Ты говоришь так из любви, но мы из любочестия и благодарности постимся, молимся, любим Тебя, делаем поклоны.

Для всего этого мотивом является не закон, не долг, не эти формы Ветхого Завета, не правила, а наша любовь, признательность, потому что оправдание приходит от Бога. Никто не может оправдаться делами закона, лишь Христос оправдывает: что бы ты ни делал, даже если будешь поститься сто постов, даже если будешь поститься не сорок, а восемьдесят дней, если Бог не захочет, то ты не спасешься. Он спасает тебя даром. Поэтому многие спасаются, кто никогда не постился или не мог поститься по разным причинам. Не пост спасает, но ты будешь поститься, и потому что ты должен понять, почему необходимо соблюдать пост, и будешь поститься с радостью и благодарностью Христу, будешь делать поклоны не потому, что ты чей-то раб, а потому что твоя душа вздрагивает и преклоняется перед Богом от благодарности и радости. То есть все вдруг меняет свой смысл и содержание.

Молодежь говорит: «Отлепись, выйди оттуда, где ты прилип, где ты увяз, двигайся, чтобы найти Бога, но не делай этого эгоистично, оставь свой ум в углу, посмотри на Бога, Который нас нашел».

Даже если ты умён, используй свой ум в других местах – в компьютере, создавай компьютерные программы. Прекрасно, молодец, ты очень умный! Но Богу не нужна такая мудрость, оставь ее в углу. Богу нужны простые люди. Я тебе так скажу, Богу нужны не те люди, которые видят в небе птиц, а те, которые видят в небе ангелов, а чтобы увидеть их, не нужен ум, а нужны невинность и простота. Некоторые люди говорили в прошлом: «Он какой-то простоватый человек!» Но такие «простоватые» люди имеют очень горячее сердце и сильную веру. А некоторыеочень умные люди на самом деле хитрецы, которые теряют Бога. У них такой большой интеллект, но они не видят Бога, и другой со своей простотой – видит. Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых[1] людей, которые других называют безумными, будто они поняли смысл Православия. В то время как некоторые умные люди не знают, что такое Церковь, Православие, смирение и думают: «Я это исследую!» Исследуй. Что ты надеешься найти, чего сам достигнешь? Бог сделал шаг, но не ты находишь Его, Он находит тебя, и что ты делаешь? А мы удивляемся тайне, с верой говорим «Аллилуйя

Мы удивляемся, поклоняемся, принимаем это и говорим:

- Господи, большое Тебе спасибо за то, что Ты пришел и нашел меня! Как Ты нашел меня?

И Он говорит тебе:

- Что делать, ты никогда бы не нашел Меня. Ты блуждал из одной религии в другую, из одной секты в другую.

Если вы зайдете в Интернет, то увидите тысячи религий, ересей, конфессий – все они считают, что обладают истиной, что только у них истина, но это ошибочная убежденность, она исходит из эгоизма, который является корнем проблемы.

К сожалению, мы православные не потому, что мы смиренные, а потому, что мы находимся в Греции и крещены, и потому что Бог даром сделал первый шаг, но если мы будем эгоистами, мы потеряем наше Православие, потеряем мораль Православия.

Приди и виждь, не в теории, а на деле. Приди, чтобы увидеть. Исповедуйся, чтобы увидеть, что говорит Церковь, помолись, пойди в какой-нибудь храм, чтобы увидеть. Приди, чтобы увидеть приблизься к Богу, иди и расскажи священнику о своих проблемах и грехах, читай Евангелие. Подвизайся, борись в себе, чтобы приспособиться, чтобы набраться опыта.

- Но, я не могу, я грешен!

Это не проблема!

- Но Вы …?

Мы, кто мы? Православные? Мы, православные, полны грехов, мы очень грешны, все мы грешники, и Православие является большим объятием, которое обнимает всех грешников.

- Но разве это не то место, где становимся святыми?

Это место, где становишься святым, но ты не становишься святым, лишь один раз зайдя в храм. Если посмотришь на иконы, увидишь, что на них изображены православные святые. Но покопавшись в их жизни и изучив их жития, какими они были во время земной жизни, то увидишь, что некоторые из них совершили много грехов, и даже, может быть, больше, чем ты. А почему они стали святыми? Потому что раскаялись, потому что подвизались, но тут будь внимателен: они не превращали свой грех в образ жизни, не подавали дурного примера другим людям. Одно дело курить и говорить: «Я борюсь, но не могу бросить. Господи, прости меня! Хочу бросить курить, я борюсь! Православный ли я?»

Разумеется, ты православный, который курит, у тебя есть одна слабость. Но если ты говоришь: «Курение – не грех. Нигде в Евангелии об этом не написано. Ничего плохого нет в курении!» – то ты превращаешь свой грех, свою слабость в образ жизни, делаешь из этого лозунг, влияешь таким образом на людей. Тогда это является еретическим мышлением, и ты не сможешь спастись. Не потому, что ты куришь, не потому, что ты грешник или прелюбодей, а потому, что превращаешь свой блуд, грех, порок, свою развращенность и заблуждение в пример для других. Например, кто-то говорит: «Я хочу иметь добрачные отношения Да, я уважаю тебя, это твое право. То есть я уважаю твою жизнь, ценю тебя, не обвиняю тебя, не ругаю тебя за то, что ты это делаешь, но я не могу сказать тебе, что Христос об этом не говорил. Но если ты заявляешь: «Христос нигде об этом не говорит, ничего не запрещает, и все позволяет!» – то это уже еретическое мнение, так ты становишься эгоистом, твой ум распухает, нет того смирения грешника, который говорит:

- Я грешен, прости меня Господи! Я грешу, живу с девушкой, у меня добрачные связи, прости меня, я хочу бороться, хочу приложить усилия, православный ли я?

- Несомненно, ты православный христианин !

- Откуда ты знаешь?

- Об этом говорят твои слезы.

Когда ты грешишь, но каешься, ты знаешь что такое Свет, ты сравниваешь себя с Ним и говоришь: «Я не нахожусь в Свете, во мне много тьмы».

Хорошо чувствовать тьму, это означает, что в тебя вошло немного Света, в противном случае можно сказать: «Это не тьма! Это свет!»

Поэтому Церковь сурово осуждает еретиков и отлучает их. Все мы делаем ошибки, но не надо превращать ошибку в образец для подражания. Я не знаю, известно ли вам, что не только еретики ошибались, но и святые, например, св. Григорий Нисский или какой-нибудь другой святой, я не знаю, кто конкретно, но есть некоторые святые, которые имели ошибочные богословские формулировки. О чем это говорит? Никто не безгрешен сам по себе, но в чем заключается разница?

Разница в том, что св. Григорий Нисский осознал свою ошибку относительно учения об апокатастасисе[2] и не превратил его в богословское течение, чтобы повлиять на христиан, с риском, что они могут погубить свои души. Он сказал: «Дорогие христиане, братья, это мое мнение, я так думаю».

Это было его мнение. Прекрасно. И когда приходит Церковь и исправляет твою ошибку, ты говоришь: «Простите меня, я так думал, теперь вы просветили меня, и я поменял свое мнение».

Тогда все будет хорошо! Однако, когда кто-то просто сделал ошибку, и говорит о ней другим людям, и настаивает: «Я прав! Верьте, как я! Живите, как я! Не слушайте, что говорят другие!»

Вот это уже рискованно. И что делает Церковь? Отлучает его и говорит: «Объявляем, этого человека, всю его дружину и всех его последователей еретиками, это мнение является ересью».

Те, кто следует этому мнению, рискуют погубить свою душу. Это похоже на то, как говорят по телевидению: есть партия консервов, которые привезли из какой-то страны, она является проблемной, не ешьте их. Мы говорим: «Прекрасно, спасибо вам большое, что сказали нам об этомМы не ругаем их.

Также и наша Церковь просвещает нас и говорит: «Это ересь».

Поэтому в Православии не существует безгрешности, так как она является целью, стремлением, это то, что Бог делает в нас постепенно. Но это не означает, что грешникам нет места в Православии. И грешник является православным, со слезами на глазах; для всех есть место в Церкви. Поэтому, когда Господь увидел Нафанаила, сказал: Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства[3].

Он не сказал , что в нем нет греха, что это безгрешный человек! А что это хороший человек, смиренная душа. Грешный ли он? Разумеется, и он человек. Христос выбирает Своего ученика Петра, который также имел грехи например легкомыслие: он сказал Христу, чтобы Он не распинался, отрекся от Него, тонул в море, потерял свою веру, не грехи ли это? Да, но он и покаялся. По-православному ли это? Разумеется, он святой, несмотря на его ошибки. Это очень хорошо для Церкви, то есть Церковь демонстрирует невероятную со-вместимость, проповедует невероятную надежду, являет необъятное объятие, она принимает всех. Ты говоришь, что не можешь войти в Церковь, потому что грешен. Именно поэтому ты должен войти в Церковь, потому что ты грешен, и таким образом ты можешь создать много работы Христу. Это прекрасно. Христос этому радуется. Христос не хочет сидеть без дела, а хочет, чтобы ты создал для Него работу. Он как будто говорит:

- Помоги мне что-нибудь сделать для тебя, человек! Мне нравятся люди, которые позволяют Мне войти в их души и помочь им, обрабатывать, освящать, стирать их грехи, вытирать слезящиеся глаза, очищать загрязненные сердца.

Это прекрасно. Другие люди, которые считают себя святыми, говорят:

- У нас нет грехов!

- Отлично, если вы безгрешны, говорит Христос, – молодцы! Тогда вам не нужен врач, я пришел к больным. Моя компания – это грешники. Если вы говорите, что вы такие святые, то сядьте куда-нибудь и ждите, потому что Я пришел заниматься грешниками.

Православие – это соработничество между Преблагим и Пречистым Богом и очень скверным человеком. Бог не оскверняется тобой. Ничего не происходит с солнечными лучами, если они падают на нечто грязное. Если у тебя есть телесный недуг, ты можешь пойти в Церковь, каким бы не был твой недуг – паралич, немощь, если ты не видишь, не слышишь, если не можешь отчетливо говорить. Святой Николай Планас не говорил отчетливо, но Христос сделал его святым. Святой пророк Моисей из Ветхого Завета заикался, не мог хорошо говорить, а Бог сделал его вождем своего народа. Богу не мешают наши недостатки. Только одноЕму мешает – наша нераскаянность и жестокосердие, тут Он ничего не может сделать, потому что наша воля, как крепкая стена. Но если ты, грешный, будешь подвизаться, предоставишь свое сердце Христу и скажешь: «Господи, сделай что-то со мной!», свершится чудо.

Св. Мария Египетская жила во грехе и стала православной святой, Церковь почитает ее в пятое воскресенье Великого поста. И какой она была, люди? А ну-ка расскажите нам о ее преподобной жизни. Какая там преподобная жизнь, она жила во грехе. Но после того, как она покаялась, Церковь приняла ее в свое лоно. Конечно, не все изменилось в один день, ее жизнь постепенно изменилась. Она боролась с воспоминаниями, со склонностью ко злу, с греховными привычками. И никто ее не отверг. В Церкви есть место для любого грешника. Православный грешник – это смиренный грешник, мы находимся в больнице, в лечебнице, и если мы видим рядом с нами больных, шприцы, бинты, кровь, стоны, плач, мы не удивляемся. Потому что мы все грешники. И священники грешные, я тоже, все мы люди, не так ли? Конечно, есть много святых. Но они не отвергают тех, кто старается стать лучше[4].

 

Продолжение следует…


Перевод с болгарского – магистр богословия Виталий Чеботар.



[1] 1 Кор. 1:27 – http://days.pravoslavie.ru/Bible/Index.htm - справка русского переводчика.

[2] Апокатастасис – еретическое учение о всеобщем спасении, – справка русского переводчика.

[3] Иоанн 1:47 - http://days.pravoslavie.ru/Bible/Index.htm - справка русского переводчика.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9