Единство евхаристическое показывает, прежде всего, что люди, причащающиеся Святых Таин на литургии соединяются в одно Тело Христово, которое, по словам апостола Павла, есть Церковь. Любое разрушение церковного единства в православном сознании является тяжким грехом. «Никакими аргументами, никакой человеческой мудростью, никакими человеческими идеалами нельзя оправдать раскол, потому что раскол ― это нарушение слов Господа о единстве Его наследия» [1].
Лицемерие раскола ясно прослеживается именно в Евхаристии. «Раскол ― это нарушение слов Господа о единстве Его наследия. Зачем же тогда в расколе совершать литургию и произносить кощунственно эти слова: «Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единаго Духа Святаго причастие»?[1]. Действительно как может совершаться Евхаристия – Таинство Единства Церкви, когда община противопоставляет себя Церкви? «За лицемерие Бог наказывает — и тех, кто в расколе, и народ, который не понимает истины и Божественную заповедь о единстве Таинства Евхаристии предает во имя человеческих мечтаний и идеалов» [1].
Последствиями нарушения церковного единства становятся разделения в обществе, внутри нации, в трудовом коллективе, в семье. «Если теряем единство Церкви, то не имеем надежды сохранить единство в наших семьях, в наших трудовых коллективах и даже в стране. Человек, который разрушает единство Тела Христова, никогда не будет иметь единства в своей семье, не будет иметь дружного и сплоченного коллектива. Этот человек обречен на одиночество» [2].
Семья, члены которой принадлежат к разным сторонам раскола, быстро распадается. В коллективе, который содержит в себе непримиримые стороны, будет расти напряжение, которое, в конце концов, прорвется наружу. По сей день мы наблюдаем тяжелейшие последствия Великой Схизмы на Балканах, где церковный раскол в некогда едином сербско-хорватском народе привел к массовым убийствам. Таких разделений в истории христианской цивилизации немало. Такое разделение существует сейчас на Украине.
Украинский церковный раскол имеет чисто политические причины, об этом еще до поездки Патриарха сказал в интервью «Известиям» Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Но, по словам Патриарха, «любая политизация Церкви, занятие такой точки зрения, которая исключает приход в Церковь представителей другой точки зрения, опасна для пастырского служения» [3].
Однако украинская власть уже давно стремится к полной независимости от России, причем не только политической, но и культурной и религиозной. Украинская Православная Церковь Московского Патриархата воспринимается как инструмент Кремля на территории независимой Украины. «Концепция так называемой «национал-демократии», как известно, гласит – пишет в журнале «Главред» украинский обозреватель Вячеслав Пиховшек – Украинская Православная Церковь с центром в Москве – «пятая колонна» Белокаменной в Украине, ее священники спекулируют на реально существующих проблемах, манипулируют сознанием верующих, направляя ее в выгодную России сторону».
Власти спекулируют на стремлении Московского Патриархата сохранить свою каноническую территорию, называя его «империализмом». Но то, что украинские власти зовут «империализмом», Патриарх Кирилл называет «ясной православной экклезиологией», в которой «Патриарх — это отец для всех. Вне зависимости от того, какого цвета паспорт в кармане, вне зависимости от того, в каком мы государстве живем» [4]. Однако такая экклезиология не устраивает украинские власти и националистически настроенным слоям населения внушается совершенно иное «учение о церкви».
Вместе с тем, желание Президента Ющенко видеть на Украине независимую от РПЦ Поместную Церковь не разделяется довольно большим числом граждан и это является серьезным препятствием к созданию канонической Поместной Церкви, потому что «никакие церковно-политические проекты – по словам Патриарха Кирилла – не могут быть эффективными и жизнеспособными, если они направлены на разделение людей» [3]. Особенно если эти проекты, подкрепленные национально-политическими лозунгами, ведут к разрыву с Церковью. «Никому в голову не придет политическими, национальными, культурными или другими аргументами оправдывать распад семьи, развод мужа и жены, сиротство детей при живых родителях» [1] . Что уж говорить о разрушении Тела Христова?
«История показывает, что еще ни одна человеческая мечта, ни одна политическая или национальная идея за две тысячи лет существования христианства не была достигнута и реализована через разделение Тела Христова. Там, где разделение, — проливается кровь, теряется энергия, утрачивается единство и появляется дробность на месте целостности; там теряется способность достигать целей, поставленных перед народом, перед нацией и перед государством, потому что разделенные в самом главном и святом люди становятся неспособными объединиться, в том числе, вокруг политических лозунгов и политических программ» [1]. Раскол не выгоден в первую очередь самому государству, поскольку в постоянной внутренней борьбе он надламывает силы народа. В то время как «церковная деятельность гармонизирует национальную жизнь» [3].
Чтобы преодолеть раскол на Украине, по словам Патриарха, надо осознать, что «паствой церковной являются все крещеные православные люди. Вне зависимости от их политической ориентации, от их симпатий или антипатий, от их понимания истории — это все паства единой Поместной Церкви [4]… Церковь призвана работать поверх границ, в том числе и политических границ, поверх всего того, что разделяет людей. Потому что Церковь — это уникальная общность. Она объединяет тех, кто имеет веру в сердце. И вот эта солидарность людей внутри Церкви — она же является закваской солидарности всего общества» [3]. Преодоление раскола для Украины будет означать, что на её территории уже сформировалась единая украинская нация, готовая к тому, чтобы её Церкви была предоставлена автокефалия.
Но не следует думать, что проблема разрушения церковного единства – чисто украинская. Большая увлеченность церковно-политическими проектами и на территории России уже дала свой плод. Достаточно вспомнить недавнюю предельно политизированную деятельность бывшего епископа Диомида (Дзюбана) и движение против ИНН, чтобы увидеть, что слова Патриарха Кирилла обращены не только к украинской части, а ко всей пастве Русской Православной Церкви. Политика, национализм, идеология – вот области, вовлечение в которые церковного общества неминуемо ведет к разделениям.
Сейчас существует множество движений, связывающих себя с Церковью, но в основу полагающих некую идеологию, будь то монархизм, либерализм, патриотизм, модернизм и т.д (хотя сами по себе эти идеи при соблюдении правильной церковной иерархии ценностей вполне приемлемы). И до тех пор, пока человек или группа лиц ставит свое пребывание в какой-либо организации или движении приоритетным по отношению к пребыванию в Церкви, возрастает вероятность раскола. Возникает опасная «экклезиология клубов по интересам», где на первое место ставится интересы движения, а сохранение единства Церкви стоит далеко позади.
Такая «экклезиология» способна объединять людей, но по принципу «дружить против другого». «Часто пытаются объединить людей, противопоставив их какому-то врагу, назвав врагом того, кто таковым не является. Всякое объединение людей против кого-то — это диавольское объединение. Оно не выдерживает испытания временем, оно разрушает здоровую ткань общественных отношений; как раковая опухоль, оно прорастает народную жизнь, а потом взрывается кровавым протуберанцем» [5]. Происходит чудовищная подмена Православия различными идеологиями и политическими течениями. Сразу вспоминается льюисовский «христианин и…» из «Писем Баламута».
И пока уровень церковного сознания нашего народа не поднимется до понимания того, что евхаристическое общение важнее болезненной «экклесиологии клубов по интересам», надеяться на уврачевание множества расколов и движений в сторону расколов, наверное, не придется. А такое понимание появится только при правильном понимании значения Евхаристии в жизни христианина и её места в Церкви Христовой, которые должны стать главной темой церковной проповеди.
Аналитическая служба Богослов.RU
1. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Успенской Святогорской Лавре / http://mospat.ru/index.php?page=45489
2. Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Никольском кафедральном соборе города Горловки / http://mospat.ru/index.php?page=45495
3. Интервью Святейшего Патриарха Кирилла телеканалу «Вести» / http://mospat.ru/index.php?page=45487
4. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после возложения цветов к мемориалу жертвам массового голода / http://mospat.ru/index.php?page=45466
5. Проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за Божественной литургией в Херсонесе / http://mospat.ru/index.php?page=45506