Поблагодарив за оказанную честь, профессор Риккарди начал с небольшого автобиографического воспоминания. Когда ему было 11 лет, он впервые переступил порог православного храма (это было в Германии) и явственно ощутил «сильное чувство Присутствия». Чуть позже он прочитал книгу Никиты Струве о преследованиях верующих в СССР, и «чувство тайны верующего и страдающего народа Церкви» только укреплялось в нем с годами. После знакомства с трудами богословов парижского Свято-Сергиевского института, посещения Москвы в 1980-е г. и участия в богослужениях «униженной, но не сломленной Церкви» родилась «глубокая и уважительная дружба с Русской Церковью, которая с тех пор сопровождала мою жизнь и жизнь Общины святого Эгидия», сказал А. Риккарди.
Русская Церковь в ХХ веке – это церковь мучеников, и именно поэтому докладчик называет ее «экспертом по человечности»: «Сопротивление мучеников ХХ века – тот источник, из которого исходит знаменательный урок гуманизма для XXI века. Церковь – наставница человечности,… мученик – не знамя в борьбе против кого-то, но человек, который умирает, чтобы дать жизнь или не отнимать жизнь». По его словам, ХХ век, который у многих ассоциируется с научными и техническими достижениями, для миллионов людей был мрачным веком – временем массовых убийств, когда «антирелигиозное преследование и преследования человека шли параллельно». «Была потеряна память любви, уважения к человеку. Потеряно милосердие, а с ним и человечность», -- продолжил А. Риккарди.
«Русская Церковь в своей духовной глубине знает, что значит быть Церковью мучеников» – ссылаясь на достоверные источники, историк говорит о гибели миллиона православных христиан, убитых за веру в Советском Союзе. В чем же урок русских христиан, почему они «устояли, не видя будущего»? «Потому что видели, что с Богом изгонялась и человечность», – цитирует профессор слова Сергея Аверинцева, которого он хорошо знал.
Далее выступавший привел живые примеры духа стойкости, мирного сопротивления, «огня веры, который был и огнем человечности», явленные христианами в нечеловеческих условиях советских и нацистских лагерей и тюрем. «Тюрьмы полны Бога», -- так писал из нацистского застенка итальянец Т. Оливелли. Этой цитате вторит воспоминание А. Солженицына о том, что христиане шествовали через Архипелаг ГУЛАГ, как «какой-то молчаливый крестный ход с невидимыми свечами», и это молчаливое свидетельство «очеловечивало и советские лагеря».
Докладчик привел также слова Папы Бенедикта XVI, сказанные при посещении церкви св. Варфоломея на острове Тиберина в Риме – это место памяти новомучеников ХХ и XXI веков, доверенное Общине святого Эгидия: «В поражении, в унижении страдающих за Евангелие действует сила, которую мир не знает… Это сила любви, безоружной и побеждающей даже при внешнем поражении. Эта сила бросает вызов смерти и побеждает ее».
По словам А. Риккарди, такие же примеры человечности и милосердия есть в наше время. Он напомнил о тихом подвиге монахинь из Бергамо, которые в 1995 г. умерли, заразившись вирусом Эбола в Конго, когда оказывали помощь больным. Несколько недель назад умер один испанский монах, о. Мануэль Гарсиа Виейо, заразившись тем же вирусом в Сьерра-Леоне, где он работал хирургом. Профессор привел его слова: нужно «продолжать служить населению, особенно сейчас, когда они больше нуждаются в нас». С благодарностью докладчик вспомнил также об отце Пино Пульизи, убитом мафией 15 сентября 1993 г. Он был настоятелем приходской церкви в Палермо, в районе, где господствовала мафия, которая держала под своим контролем молодежь. Священник воспитывал молодежь, уводил ее от влияния мафии, несмотря на неоднократные угрозы бандитов.
Ряд современных примеров милосердия, которое нередко сочетается с мученичеством, продолжили не только представители «народного милосердия», но и «представительные христиане», среди которых – епископы, главы разных Церквей. «Считается, что было убито около трехсот русских епископов. В ХХ веке погибли и предстоятели других Церквей: Патриарх Эфиопский Феофил, убитый режимом Менгисту Хайле Мариама; Католикос Армянской Церкви Хорен, возможно, убитый НКВД; англиканский архиепископ Уганды, убитый диктатором Иди Амином. В Африке было убито много епископов». А. Риккарди рассказал историю архиепископа Сальвадорского Оскара Арнульфо Ромеро, убитого в 1980 г., когда он служил Божественную литургию. «Эти люди показали, что близость к бедным важнее заботы о себе, что сохранение собственной жизни – не абсолютная ценность», -- отметил историк.
Церковь как «убежище, ковчег человечности, любви и истины» подвергается нападениям и сегодня: он говорил о страданиях христиан в Сирии, Ираке, Нигерии, Пакистане, во многих других странах. Этой страшной географии противостоит «глубинная география милосердия и святости, проходящая через жизнь и историю Церквей». И сегодня «милосердие и мученичество сближают христиан, не принадлежащих к одной Церкви», утверждает А. Риккарди, несмотря на трудности на пути христианского единства и даже, как считают некоторые, период «экуменической зимы». В этой уверенности его укрепляют свидетельства узников советских лагерей, которые своими глазами видели «возрождение чистой и стойкой веры первых христиан, … воссоединение Церквей в лице единодушно участвующих в общем подвиге православных и католических епископов, воссоединение в любви и смирении…».
В заключение глава Общины св. Эгидия сказал: «Моя задача сейчас – не развивать тему значения милосердия и мученичества для христианского единства, но лишь только указать, как любовь и мученичество двигают глубокими силами в истории народов, сближая, воссоздавая, защищая потрясенный мир… Свидетельства милосердия и истории мученичества, соединяясь, составляют как бы фреску, которую мы призваны больше созерцать и воспринимать в нашей духовной жизни и в жизни Церквей. Пламя веры питает пламя человечности, которое держала горящим в страшные годы ХХ века Русская Православная Церковь».