Открывая мероприятие, президент «Русского центра «Иерусалим» Сергей Николаевич Бабурин, отметил, что многие культурные и просветительские организации стараются не касаться темы нарушения прав христиан и мусульман на Cвятой земле, чтобы не вмешиваться в политику. «Мы же считаем, что отстаивание высших духовных и культурных ценностей – это и есть самая настоящая политика, - подчеркнул Сергей Бабурин. - Вот почему, через создание нашего Центра мы будем объединять наиболее активных представителей русского общества для работы в этом направлении. В то же время, это форма нашего взаимодействия и с исламским миром. Возвращение Иерусалима в формат равноправного присутствия мировых религий, прежде всего, предполагает возвращение туда и столицы Государства Палестина».
Зам. председателя Московского отделения «Русский центр «Иерусалим» Олег Фомин отметил также что эта конференция совпала с закрытием 25-го саммита Лиги арабских государств в Кувейте. «Оккупация палестинских земель и нарушение прав палестинцев продолжают оставаться самой острой проблемой для арабских народов. Об этом говорится в заявлении, принятом по итогам саммита в Кувейте»,- добавил он . Многие выступающие говорили о знаковой роли духовного и культурного наследия Иерусалима и его вклада в российскую историю и мировую цивилизацию. Но и называли главные причины, которые лежат в основе Палестино-израильского конфликта. В частности, чрезвычайный и полномочный посол королевства Марокко в РФ Абдулькадер Лешехеб отметил, что Израиль пытается навязать всему миру мысль, что Иерусалим теперь принадлежат ему навечно. «Проблема Иерусалима - это проблема не только для мусульман, но и для христиан и сердцевина решения арабо-израильского конфликта. Невозможно терпеть, когда святые места находятся в атмосфере ненависти, оккупации и враждебности. Когда сажаются в тюрьмы те, кто выступает против экспансии Израиля. Когда идет конфискация земель, строительство на месте незаконно снесенных арабских кварталов израильских многоэтажек, вырубка оливковых рощ. Когда коренное население изгоняется из города, ограничивается доступ палестинцев - христиан и мусульман к их святыням. И делается все, чтобы невозможно было говорить о возвращении Восточного Иерусалима его законным владельцам». Но земли отнимаются не только у палестинцев.
Напомним, что в 1967 году, после разрыва, в связи с арабо-израильской войной, дипломатических отношений между СССР и Израилем часть земли в районе так называемого «русского места в Иерусалиме» также перешла в распоряжение израильской мэрии Иерусалима. Как пояснил ЦВ ведущий науч.сотр. Центра ближневосточных исследований МГИМО, к.ист. наук Александр Крылов: «На отчужденном у Русской духовной миссии пустующем участке вблизи стен Старого Города было построено новое здание мэрии. Значительная часть территории, принадлежавшая Горенскому женскому монастырю в Айн–Кариме (ныне — Эйн–Ке-рем), была передана израильскому больничному комплексу «Хадасса». Это земля принадлежала еще царской России». Как рассказывал впоследствии Александру Крылову свидетель тех событий: «приехали израильские тракторы, экскаваторы... нас было пять человек- членов миссии (РДМ), мы стояли и смотрели как наш пустырь окапывает израильская техника. Мы сообщили об этом руководству Советского Союза, но никакой реакции не последовало».
Помимо захвата израильтянами земли, существует проблема доступа палестинских мусульман и христиан к местам молитвы. «Для русского туриста или паломника есть возможность посетить Иерусалим, а для палестинцев, живущих рядом с Иерусалимом такой возможности нет. Например, на молитву в Аль-Аксе во время Священного месяца Рамадан израильские власти вводят ограничения, запрещая молиться там мужчинам младше 50 лет и женщинам, возраст которых меньше 45 лет. Разве это не нарушение всех прав человека, когда у него отнимают не только землю, но и право быть с Богом», - сказал посол Лиги Арабских Государств в РФ Джаляль Аль-Машта. «В Вифлееме живет глава палестинского отделения ИППО Дауд Матар, он христианин, ему доехать до храма Гроба Господня всего семь киломеров, но на блок- посте его могут не пропустить в Иерусалим израильтяне, т. к. он палестинец. Сирийцы и ливанцы — мусульмане - не могут приехать, чтобы молиться в мечети Аль-Аксе, потому что между их странами и Израилем нет дипломатических отношений. Иорданцы могут, потому что с ними есть дипломатические отношения», - пояснил ЦВ Олег Фомин. Он также отметил, что задача «Русского центра «Иерусалим» сохранить культурный, духовный и исторически архитектурный облик Иерусалима и бороться с экспансией Израиля в ущерб представителей других религий, используя так называемую «мягкую силу». А также используя здоровые силы в Израильском обществе, которые выступают для справедливое решение этой проблемы. С докладами на конференции выступили около 20 человек, среди них: сотрудник Института российской истории Николай Лисовой, российский дипломат и историк Петр Стегний, профессор МГИМО Александр Крылов, секретарь по межхристианским отношениям ОВЦС Московского патриархата иеромонах Стефан, сотрудник Института востоковедения РАН Татьяна Носенко, писатель Исраэль Шамир и другие.
По итогам конференции был принят проект обращения к Генеральному секретарю ООН г-ну Пан Ги Муну, в котором в частности говорилось о том, что участники научно-практической конференции выражают серьезную озабоченность неурегулированностью правового статуса Священного города Иерусалима, непрекращающейся политикой вытеснения коренного наарабского населения и осквернения Святых мест, экспроприацией арабских земель и созданием новых еврейских поселений в Иерусалиме. А также откровенным попранием международно-правовой основы решения данной проблемы, выраженной в резолюциях ГА и СБ ООН. И постоянными заявлениями израильского руководства, утверждающими Израиль как «еврейское государство», а Иерусалим как его «единую, неделимую и вечную столицу».
Организаторами конференции выступили «Русский центр «Иерусалим»,Российская Академия Социальных наук, Институт социально-политических исследований и Международная ассоциация Фондов мира и Ассоциация юридических вузов.
Справка
В 1947 году ГА ООН была принята Резолюцию 181 (II), которой Палестина делилась на Арабское и Еврейское государства. Иерусалим учреждался как отдельная единица, пользующаяся специальным международным режимом и управляемая ООН. После Палестинской войны 1948-49 гг. Израиль аннексировал 6,6 тыс. кв.км территорий, принадлежащую арабам, а также западную часть Иерусалима, и в 1950 году объявил ее своей территорией. Из своих домов были изгнаны тысячи арабов. Западный берег реки Иордан и Восточная часть Иерусалима попали под контроль Иордании. Сектор Газа оказался под административным контролем Египта. В 1950 году Западная часть Иерусалима была незаконно объявлена территорией Израиля. В 1967 году в результате агрессии против Египта, Сирии и Иордании Израиль оккупировал предназначенный для Арабского Палестинского государства Западный берег реки Иордан, сектор Газа и Восточную часть Иерусалима. И не подчинился последующей затем 242 резолюции Совета Безопасности ООН освободить от своих войск оккупированные территории. Такое положение сохраняется и сегодня.