Раммохан Рай (1772-1833) первый озвучил идеи реформации индуизма: бескомпромиссный монотеизм как база свободы и достоинства человека, рациональное устранение ритуализма, философское обоснование веры, неприемлемость монополии брахманов в духовной сфере, социальное служение как путь к Богу, универсализм и религиозная толерантность. Он переосмыслил традиционный вопрос индийской философии о преодолении страдания. Если прежде преодоление мыслилось как результат индивидуальных усилий, то Раммохан Рай, под влиянием христианских идей, представил страдание как социальное зло и вывел необходимость его преодоления обществом. Если гуманитарии Европы отстаивают право человека на земное счастье, то Рай требует счастья, но только после преодоления страданий.
В Бенгальском Ренесансе обнаруживаются два крыла – либеральное (брахмоизм) и консервативное (неоиндуизм).
Либералы-брахмаисты Дебендронатх Тагор (1818-1905), Кешобчондро Сен (1834-1884), Шибонатх Шастри (1847-1919) реформировали индуизм в рамках основанного Раммоханом Раем в 1828 г. общества «Брахмо Самадж». К либералам примкнули принявшие христианство Кришномохан Банерджи (1813-1885) и Брахмобандхоб Унадхьяя (1861-1907). К консерваторам принадлежали Бхудеб Мукхопаддхай (1827-1894), Бонкимчондро Чоттопаддхай (1838-1894), Свами Вивекананда (1863-1902).
Брахмоисты признают единобожие сутью индуизма, а его содержанием – отношение к Богу и к миру. Это приводит к отказу от постулата нереальности мира, что влечет за собой утверждение ценности земного бытия. Само бытие рассматривается как творческое соучастие в божественном творении. Однако творчеству предшествует самосознание личности. Для бенгальцев саморазвитие первично по отношению к социальным реформам. Потребность вывести на первый план гуманистическое содержание индуизма делает неизбежным обращение к христианству, но если Р. Рай (акцент на любви и страдании как сути учения Христа), К. Сен (призыв к самопожертвованию), С. Вивекананда (рассмотрение проповеди Спасителя в историческом, социальном и религиозном аспектах) объективно стремились обогатить индуизм недостающими аспектами, то К. Бенерджи и Б. Упадхьяя пытались встроить его в христианство без изменений.
Бенгальские реформаторы выдвигают на первый план мирскую деятельность и любовь, преодолевая кастовые различия при помощи христианства и ислама.
Импульс консервативному крылу придал бенгальский проповедник Рамакришна (1836-1886). Признавая позитивность социальных устремлений брахмоистов, он говорил о ценности многообразия религиозных путей к Богу. Обосновывая ценность индуизма, консерваторы часто идеализировали его, но идеализация не исключала критику, а была призвана показать должное состояние религии и пробудить уважение к индуизму в мире.
С. Вивекананда провозглашает монотеизм и критикует идолопоклонство, но в отличие от либералов видит в нём не корень всех зол, а «духовное детство» индусов. Если либералы на первое место ставят социальное служение, то консерваторы отдают предпочтение духовному и культурному возрождению. Объединяющим фактором служит идея универсальной религии. Также все бенгальские мыслители преследовали единую цель – гуманизацию духовной традиции индуизма.
По мнению автора завершением религиозных исканий эпохи стали идеи Рабиндрната Тагора. Он критиковал либералов за то, что их высокие идеи недоступны не только простому народу, но и большинству брахмоистов. С другой стороны, привнесение консерваторами религиозности в политику, обожествление родины только увеличивает ненависть к чужому. Отсюда проистекают основные идеи мыслителя: религия и вера - внутреннее дело каждого, приоритет истинной веры не позволяет религии превратиться в предмет тщеславия.
Смыслы, явленные бенгальскими гуманистами, перерастают их изначальное стремление обосновать достойное место индуизма, они предстают как духовное противоядие сектанству, ограниченности и нетерпимости, препятствующих свободному развитию личности, подводит итог Т.Г. Соколова.
Из списка
нучных публикаций автора по данной теме:
1. Рабиндранат Тагор: Бенгальское Возрождение сквозь призму
"Писем о России" // Россия - Индия: региональное сотрудничество (г.
Пенза). М., Институт Востоковедения РАН, 2002. С. 50-59.
2. Социальное реформаторство как инновация:
социоисторический опыт Бенгальского Возрождения (Раммохон Рой) // IV
Социологические чтения студентов, аспирантов и преподавателей, посвящённые
150-летию со дня рождения М. М. Ковалевского (Доклады, выступления, сообщения).
Пенза, ПГПУ, 2002. С. 8-15.
3. Проблема Бенгальского и Индийского Возрождения в
социогуманитарных исследованиях // Социальные науки: история, теория,
методология. Межвузовский сборник научных статей. Вып. V. М., Сигналъ, 2002. С.
93-103.
4. Развитие принципа надконфессионального единства в эпоху
Бенгальского Возрождения // Исторические записки. Межвузовский сборник научных
трудов. Вып. VI. Пенза, ПГПУ, 2002. С. 17-23.
5. Бенгальское Возрождение и итальянское Рисорджименто
// III Лебедевские чтения. Материалы докладов научной конференции. Пенза, ПГПУ,
2002. С. 83-85.
6. Санкт-Петербург - Калькутта: идеал культурного
синтеза // Идеалы и реальности культуры российского города // Материалы III
городской научно-практической конференции. Пенза, Приволжский дом знаний, 2002.
С. 70-73.
7. Социология религии Свами Вивекананды // V
Социологические чтения студентов, аспирантов и преподавателей "Актуальные
проблемы теории и практики социальной работы" (Доклады, выступления,
сообщения). Пенза, ПГПУ, 2003. С. 123-134.
8. Бенгальское Возрождение как
историческая эпоха социокультурного синтеза Востока и Запада // Актуальные
проблемы исторической науки. Вып. 1. Пенза, ПГПУ, 2003. С. 42-50.
9. Идея и идеал социального служения: наследие
Бенгальского Возрождения // V Социологические чтения студентов, аспирантов и
преподавателей "Актуальные проблемы теории и практики социальной
работы" (Доклады, выступления, сообщения). Пенза, ПГПУ, 2003. С. 40-50.
10. Генри Вивьен Луи Дерозио и
"Молодая Бенгалия" // Вехи минувшего. Вып. 3. Учёные записки
Липецкого государственного педагогического университета. Липецк, ЛГПУ, 2003. С.
177-185.
11. Свобода в социологических взглядах Свами Вивекананды //
Свобода, собственность и нравственность в России: возможно ли согласие: Сборник
научных трудов по материалам Всероссийской научной конференции Пенза: ПГПУ,
2003. С. 71-75.
12. Гендерные аспекты социального реформаторства в эпоху
Бенгальского Возрождения // VI Социологические чтения студентов, аспирантов и преподавателей,
посвящённые 65-летию Пензенского государственного педагогического университета
им. В. Г. Белинского. Пенза, ПГПУ, 2004. С. 120-129.
13. У истоков социальной работы в Индии: Ишшорчондро Биддешагор //
Актуальные проблемы теории и практики социальной работы. Межвузовский сборник
научных статей. Пенза, ПГПУ, 2004. С. 63-72.
14. Христианство глазами индийца: полемика Раммохона Рая с
миссионерами // Азиатский Восток в Новое и Новейшее время. Сборник статей
межрегиональной научной конференции (г. Липецк). Липецк, ЛГПУ, 2004. С. 31-34.
15. Концепция демократии в наследии Раммохона Рая (опыт
реконструкции) // ICANAS - XXXVII (36-й Международный конгресс востоковедов):
Сборник тезисов. В 3-х ч. Москва: Изд. Секретариата XXXVII Международного
конгресса востоковедов. 2004. Ч. 2. С. 610-612.
16. Проблема социального равенства в социологических
воззрениях Бонкимчондро Чоттопаддхая // Социальные науки: история, теория,
методология. Сборник научных статей. Вып. VI. Пенза, ПГПУ, 2005. С. 21-33.
17. Гуманизм эпохи Бенгальского Возрождения // VI Лебедевские
чтения. Материалы докладов межвузовской научной конференции. Пенза, ГУМНИЦ ИИП
ПГПУ, 2005. С. 31-35.
18. У истоков индийской социологии: Раммохон Рой // VII
Социологические чтения студентов, аспирантов и преподавателей, посвящённые
60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Межвузовский сборник научных
трудов. Пенза, ПГПУ, 2005. С. 53-70.
19. Идея возрождения Индии в трудах деятелей Бенгальского
Ренессанса // Исторический записки Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 9.
Пенза, ИИП ПГПУ, 2005. С. 21-27.
20. Критика Британской налоговой системы в трудах Раммохона Рая
// Известия Пензенского государственного педагогического университета. Научные
и учебно-методические вопросы. Сектор молодых учёных. № 1. Часть 2. Пенза,
2005. С. 82-85.
21. Общественные проблемы в ранней публицистике
младобенгальцев // Известия ПГПУ: Научные и учебно-методические вопросы. Сектор
молодых учёных. № 2. Пенза.: ПГПУ, 2006. С. 282-289.
22. Социальное реформаторство Кешобчондро Сена: философия и
практика // VIII Социологические чтения, посвящённые 135-летию со дня рождения
С. Н. Булгакова. Межвузовский сборник научных трудов. Пенза, ПГПУ., 2006. С
33-55.
23. Младобенгальцы: наследники Раммохана Рая // Вехи
минувшего. Вып. 4. Учёные записки Липецкого государственного педагогического
университета. Липецк, ЛГПУ, 2006. С. 163-172.
24. Воздействие религиозных факторов на формирование
наследия Бенгальского Ренессанса (исторический опыт поликонфессионального
региона Индии) // Вестник Пензенского отделения Российского философского
общества № 1. Сборник научных статей. М., РФО, Пенза, ПГПУ, 2006. С. 195-201.