Частое Причащение: pro et contra
События

Со вступительным словом выступил диакон Иоанн Иванов, который отметил, что в последнее время в Болгарской Церкви многие проблемы, к сожалению, принято обсуждать без участия мирян, которые по словам ап. Петра являются "царственным священством". Церковь, заметил выступавший, является единым целым и не делится на клириков и мирян.

Далее докладчик обратился к анализу современной литургической практики Болгарской Церкви, а также рассмотрел практику частого Причащения мирян в Греческой и Русской Православных Церквях. О. Иоанн процитировал послание Синода Элладской Церкви от 31 марта 2004 г., в котором вопрос частоты или редкости Причастия оговаривается в соответствии с 9-ым апостольским правилом и 2-ым правилом Антиохийского собора, которые предписывают "всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучать от общения церковного".  В соответствии с этим Синод Греческой Церкви заявил, что редкое Причащение обессмысливает само нахождение человека в Церкви и приводит к духовному оскудению. Литургия, указывает Синод, не является делом только клириков, но совершается по вере и при участии мирян, является "общим делом" - именно так переводится с греческого слово "литургия".

О. Иоанн процитировал также места из писем покойного главы Элладской Церкви, архиеп. Христодула, который указывает, что частое Причащение является обязанностью каждого сознательного христианина. В древности христиане причащались каждый день, ко времени свт. Василия Великого - 4 раза в неделю.

По мнению архиеп. Христодул не существует канона, который бы предписывал поститься перед Причастием. Каноны же возбраняют и пост в субботу. Архиеп. Христодул отмечает, что по благословению духовника сознательные и благочестивые христиане могут причащаться целый год без дополнительных разрешений. В практике Русской и Сербской Православных Церквей благословение духовника обязательно перед каждым Причастием.

Абсурдной, по мнению дика. Иоанна, является греческая практика Причастия мирян не у Царских врат после чтения "Со страхом Божиим, верою и надеждою приступите", а отдельно у диаконских врат.

После доклада диак. Иоанна Иванова последовала оживленная дискуссия, в рамках которой позиция выступавшего была в целом поддержана. Участники семинара отметили также, что неправильным было бы обязывать мирян придерживаться той или иной практики. Частое, также как и редкое Причащение является личным делом каждого христианина, и потребуется серьезная пастырская работа для того. чтобы со временем гармонично привить мирянам более правилную практику частого Причащения.

По окончании семинара его решения будут представилены на рассмотрение Синода БПЦ. Также планируется, что вопрос о Причащении мирян и другие актуальные литургические вопросы будут рассмотрены на Церковно-народном соборе Болгарской Церкви , вторая сессия которого состоится в октябре.

По материалам Православие БГ

Другие публикации на портале:

Еще 9