Посетители церковного музея смогут увидеть динарий с изображением Римского кесаря (императора) Тиберия, во время царствования которого звучала Евангельская проповедь Спасителя, происходили Его крестные страдания и славное воскресение. Динарий - это римская серебряная монета, весившая примерно 3,8 грамма. Она многократно упоминается в Евангельских текстах. Так в притче о милосердном самарянине рассказывается о человеке, пострадавшем от разбойников, над которым сжалился милосердный самарянин. Он перевязал несчастному раны, устроил его в гостиницу, заплатив два динария (причем в русском переводе монета в этой притче названа сребреником, но в тексте оригинала упоминается конкретная серебряная монета – динарий). (Лк.10,25-37).
В другом месте Евангелие рассказывает о том, как сребролюбивый Иуда, осуждая женщину, возлившую на голову Христа драгоценное миро, говорит, что его можно было бы продать более чем за 300 динариев (Ин.12,5). А апостол Филипп на повеление Спасителя накормить пять тысяч проголодавшихся человек, отвечает, что «им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя бы понемногу» (Ин.6,7). Но самый яркий евангельский рассказ с упоминанием динария повествует об искушении Христа фарисеями. Они, желая подловить Его в слове, хотели обвинить либо перед римскими властями в подстрекательстве к неуплате налога, либо перед народом в пособничестве завоевателям. «Позволительно ли платить подать кесарю, или нет?» – спрашивали они. «Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? Покажите мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышавши это, они удивились и, оставивши Его, ушли» (Мф. 22,15-22).
Другая монета в коллекции музея – драхма, отчеканенная при Александре Македонском. В отличие от динария драхмы – это греческие серебряные монеты, весом около 4,2 грамма. Они чеканились во время эллинского правления на Востоке, а также в восточных провинциях Римской империи. Одна драхма составляла плату греческому воину за один день службы. В Евангелии эта монета упоминается в притче о женщине, имевшей 10 серебряных монет – драхм, и потерявшей одну из них. С усердием, зажегши свечу, она искала ее в самых темных уголках дома и, найдя, пригласила соседей разделить с ней радость обретения (Лк.15,8). – Это образ самого Христа, ищущего каждую погибающую человеческую душу.
Каждому из нас известно выражение «внести свою лепту». Но далеко не каждый человек в наши дни помнит, что эта крылатая фраза восходит к евангельскому рассказу о бедной вдове. «Сел Иисус против сокровищницы храма и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты… Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое" (Мк.12,41-44). Ученые считают, что в Евангелии речь может идти как об одной монете достоинством в две лепты (это прута, которую греки также называли «дилептион», то есть двулепта), или же о двух «полупрутах» - собственно лептах. Известная евангельская лепта вдовицы представлена в музейной коллекции несколькими монетами. Это лепты, отчеканенные в Иудее при Хасмонейском правителе Александре Яннае, две пруты его же чекана.
Особый интерес представляют пруты, отчеканенные Иродом Великим, при царствовании которого в Вифлееме родился Господь, а также монета Понтия Пилата. Именно отпечаток такой монеты был обнаружен учеными на глазах Христа Спасителя на Туринской плащанице.
Завершает нумизматическую коллекцию музея «серебренник Иуды». Это тетрадрахма, отчеканенная в финикийском городе Тир. Данная серебренная монета весит 14 грамм. Только такая монета принималась в качестве пожертвования на Иерусалимский храм и именовалась «священным сиклем» или «шекелем». Тридцатью такими монетами иерусалимские первосвященники рассчитались с Иудой Искариотом за его предательство Учителя.
Эти монеты, которые позволяют нам соприкоснуться с эпохой Христа Спасителя и апостолов, а также древние иконы, старинные облачения и церковную утварь, старопечатные книги, в том числе изданные первопечатником дьяконом Иваном Федоровым, может увидеть каждый при посещении музея Томской духовной семинарии. Музей расположен на территории Богоявленского собора, по адресу: г.Томск, пл. Ленина,8.