Некоторые письменные источники и устные предания определяют место жительства праведных Захарии и Елизаветы, родителей Иоанна Предтечи, в Хевроне или рядом с ним (1 и 12, с. 388–391) , а также в Вет-Захарии близ Вифлеема (2, с. 124). Однако большинство материалов связывают это место с нагорной иудейской страной, где ныне расположено иерусалимское предместье Эйн-Карем (3, 6, 7, 8, 9, 10), хотя ни один из известных документов не подтверждает этого в достаточной степени. В Евангелии от Луки также не приводится точное название города Захарии и Елизаветы. Указано только, что они жили «во дни Ирода, царя Иудейского» (Лк 1: 5) в одном из городов Иудеи (Лк 1:39). Даже Хеврон, как один из четырех древнейших святых иудейских городов, где находится пещера праотцев Махпела, не имеет ни одного памятника или какого-либо вещественного доказательства, связанного с пребыванием здесь родителей Иоанна Предтечи.
Литературная традиция, восходящая к IV–VI векам, связывает место жительства Захарии и Елизаветы и место рождения Иоанна Предтечи именно с Эйн-Керемом (Айн-Карем), отстоящим на расстоянии 6-7 километров от Иерусалима. Селение раскинулось на склонах горы Ора, поэтому в далеком прошлом Эйн-Карем имел название, производное от Ора – Ойрине (7, с.156), Орани, Орини. Упоминание об этом можно обнаружить и в списке святых мест, которые посетил Карл Великий в 808 году. В ХII веке информацию о географическом месте расположения жилища родителей Иоанна Предтечи получил от одного из монахов Лавры святого Саввы русский игумен Даниил. В его Хожениях повествуется, что «дом Захарии» расположен «под горой, к западу от Иерусалима».
В записях игумена Даниила фигурирует, что именно «в этот дом Захарии, в предгорье, приходила Богородица к Елизавете и целовала ее». Утверждается также, что этот же дом является и местом рождения Пророка: «Ныне на этом месте построена церковь. При входе в церковь на левой стороне, под малым алтарем, находится небольшая пещерка, в этой пещерке и родился Иоанн Предтеча. Место это ограждено каменной стеной».
Однако во времена пребывания здесь русского игумена на склонах Эйн-Керема существовало не одно, а два памятных места, связанных с именами Захарии, Елизаветы и Иоанна Предтечи: 1) основанный в V веке на месте рождества Иоанна Предтечи монастырь (3, с. 90) и 2) церковь, построенная в IV веке на развалинах византийского храма (6 и 7, с. 156–157), обозначавшего место жилища праведных Захарии и Елизаветы.
Упоминание о том, что на разных горных склонах Эйн-Керема находились «городской» дом (место рождения Иоанна) и «загородний» дом Захарии, где три месяца гостила у своей родственницы Пресвятая Богородица, встречается в книге путешествовавшего в 1830 году по Святой Земле русского писателя Андрея Николаевича Муравьева (1806–1874) (6). В настоящее время на месте древнего жилища (т.н. «загороднего» дома) Захарии находится францисканская церковь «Посещения» (The Church of the Visitation), названная так в честь встречи Марии Богородицы и праведной Елизаветы после Благовещения (Лк. 1:39-45). Муравьев пишет, что дом Захарии в первые века христианства «обратили в храм, от которого уцелели обширные развалины», где был «изрыт глубокий студенец» (6). Когда-то посреди двора рос большой развесистый платан, а под ним был устроен престол, обозначавший, по христианскому преданию, место, где происходила трогательная встреча матери Иоанна Елизаветы с Пречистою Девою Марией (9, с. 11). В церкви Посещения находится небольшая пещера, служившая, согласно преданию, жилищем Захарии и Елизаветы. Главной ее святыней считается спрятанный за железной решеткой большой камень с углублением в нем в форме детского тела, принесенный из пустыни, где укрывалась от воинов Ирода праведная Елизавета с младенцем Иоанном, как об этом повествует Протоевангелие от Иакова.
Пятеро чилийских и мексиканских монахов-францисканцев, нынешних служителей церкви Посещения, не подтверждают информацию о том, что в «загороднем» доме родился Иоанн Предтеча, и отсылают паломников в расположенный примерно в одном километре католический Монастырь на месте Рождества Иоанна Предтечи (The Monastery of St.John the Baptist), где якобы и находился «городской» дом Захарии. На территории монастыря развалины самого древнего здания церкви датируются V веком, а в подвальном этаже современной базилики сохранилась на полу мозаичная надпись VI века на древнегреческом языке: «Радуйтесь, Божии мученики».
Развалины на месте бывшей церкви францисканцы приобрели только в 1621 году. Алтарь (престол), находящийся в небольшой пещере с естественным потолком, устроен на том самом месте, на котором, согласно местной традиции, родился Иоанн Предтеча. Об этом свидетельствует находящийся у основания алтаря мраморный круг с латинской надписью серебряными буквами: «Здесь родился Предтеча Господень».
В 1871 году начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) приобрел рядом с древним жилищем Захарии, вошедшим в 1955 году в комплекс построек церкви Посещения, два дома и большой участок земли. Позже здесь возникла русская Горненская женская обитель. Ныне там, где высокие стены русского монастыря в виде подковы смыкаются с каменной оградой просторного двора церкви Посещения, в 1987 году одну естественную глубокую пещеру монахини превратили в православный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. Одновременно этот почти вертикально устроенный пещерный храм некоторые из насельниц, выполнявшие функцию православных сопровождающих, стали отождествлять со знаменитой пещерой на территории францисканской церкви Посещения. Эта пещера, по их рассказам, каким-то стародавним землетрясением якобы была разделена надвое: одна ее часть давно пребывает у католиков, а другая оказалась у православных (10, с.29). Однако в несостоятельности этого утверждения можно легко убедиться, побывав сначала в новом пещерном храме (который упирается в отхожее место и хозяйственные помещения церкви Посещения!), а потом – в пещере францисканской церкви Посещения. И уж совсем вздорным вымыслом следует назвать невесть кем придуманный и распространяемый среди паломников рассказ о том, что Горненский пещерный храм идентифицирует даже… место рождества Иоанны Предтечи (?!) в доме его праведных родителей (13).
Недалеко от церкви Посещения и Горненского женского монастыря находится древний источник Девы Марии, упоминаемый еще в Священном Писании (книге Иисуса Навина) как источник Навфо. По преданию, это и есть тот самый источник, к которому ходила Богородица за водой, когда во время своего трехмесячного пребывания в этих благословенных местах жила у своей родственницы Елизаветы.
С середины XIX века близ мест рождества Иоанна Предтечи, загородного дома его родителей и древнего святого источника все чаще стали останавливаться для отдыха и молитвы русские паломники. Отсюда многие из них пешком, а другие на ослике отправлялись в те места, где по преданию скрывалась в Иудейских горах от Иродовых солдат праведная Елизавета с сыном Иоанном. Весь этот путь, занимавший около двух часов у пеших паломников, пролегал по плодородной местности между садами, оливковыми и розовыми плантациями и виноградниками. Не случайно Эйн-Карем переводится на русский язык как «источник в винограднике».
На полдороги к цели паломники останавливались у «скалы Иоанна Предтечи», представлявшей собой огромный белый камень на месте одной из проповедей святого пророка (9, с.12). Вероятно, именно с этой скалы и была срезана небольшая часть камня, установленного ныне справа у входа в Казанский храм в Горненском женском монастыре. В настоящее время «скалы Иоанна Предтечи» в окрестных местах не встретишь: она, говорят, поглощена фундаментом крупнейшего в Израиле больничного комплекса Хадасса, построенного в 1961 году на бывших землях Горненской обители. От этого медицинского центра в сторону деревни Цурадасса ведет скоростная автотрасса номер 386. На ней установлен дорожный указатель – большая белая стрелка в сторону мошава «Эвен Сапир» в Иудейских горах, где и находится Пустынь св. Иоанна Предтечи.
Если слева от этой автотрассы спуститься вниз и продвигаться по заметным тропкам вглубь каменистой лощины, засаженной соснами, то можно без труда найти популярное место отдыха местных жителей – источник Эйн Хиндак, рядом с которым видны развалины иродианской стены.
От этого источника тропинка круто поднимается в сторону поселения Эвен-Сапир (около 700 жителей), основанного в 1950 году на месте арабского села Катра и названного так в честь израильского писателя и путешественника Якова Сапира (1822–1885) – автора широко известной книги «Эвен сапир», переизданной в 1969 году. На территории этого поселения и находится конечный пункт паломников – францисканский монастырь святого Иоанна Предтечи.
Как повествует легенда, сюда на ослике прибыла Елизавета с младенцем Иоанном, и здесь их спасла расступившаяся по ее молитве и затворившаяся за ними скала. Арабы до 1948 года называли это место «Дeр Элхабес», а находящийся в нем источник – «Эйн-Хабeс» («Отшельник») (7, с.375). Во времена путешествия игумена Даниила это место называлось «Орани», то есть точно так же, как и поселение у подножия горы Ора, где находится Эйн-Карем. Согласно данным писателя Муравьева, источник и пещера Иоанна Предтечи находятся «недалеко от Абу-гоша» (6).
…Ныне через Эвен-Сапир проложена проселочная дорога к этому монастырю, имеющему собственную автостоянку для туристов и паломников. Небольшой монастырь прилепился к почти отвесной скале на краю горного хребта. В наши дни Пустынь св. Иоанна Предтечи, основанная в XVII веке, является собственностью францисканцев, но арендуется пятью французскими униатами (3, с.91). До VII века здесь стоял византийский храм, который был разрушен персами и больше не восстанавливался. Францисканцы купили этот участок в 1911 году, а в 1923 году здесь началось возведение монастырских зданий, проектирование которых было поручено работавшему на Святой Земле итальянскому архитектору Антонио Барлуцци (1884–1960). Он органично соединил в единую композицию монастырские постройки, пещеру источник с круглым водоемом. Последние призваны вызвать у паломников ассоциацию с живительною влагою мудрости, которую обрел здесь Иоанн и с которой пришел на берег Иордана, проповедуя смирение и покаяние в ожидании Мессии. Неизвестно, по каким причинам, но в 1923 году архитектор отказался от своего проекта.
Внешний вид и сама обстановка в монастыре создает соответствующее настроение у тех, кто посещает безлюдное и пустынное место, где жил в отшельничестве Иоанн Предтеча. Здесь в дневные часы и до закрытия монастыря в 18 часов по местному времени не встретишь ни одного из насельников.
По преданию, на территории францисканского монастыря происходили события, описанные около 150 года в 22 главе апокрифического Евангелия от Иакова, известном и как Протоевангелие Иакова. Его содержание повествует о детстве и юности Богородицы и о событиях во время рождения Богомладенца Иисуса Христа: «…Елисавета, услышав, что ищут Иоанна (сына ее), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила ее. И свет светил им, и Ангел Господен был с ними, охраняя их». В паломнических записях игумена Даниила имеется подзаголовок «О горе, куда бежала Елизавета с Предтечей», где ведется рассказ о том, как «через горное ущелье прибежала к горе Елизавета и сказала: “Гора, прими мать с чадом”. И тотчас же расступилась гора и приняла Елизавету. Слуги же царя Ирода, которые гнались следом за Елизаветой, пришли к этому месту, ничего не нашли и возвратились утомленными. Место это, обозначенное камнем, сохранилось и до нынешнего дня».
В преданиях ряда Восточно-христианских Церквей добавляются подробности бегства Елизаветы с сыном (рассказывается в «Православной энциклопедии»). Так, в греческих синаксарных повествованиях говорится, что они бежали не в Иудейские горы, а в пустыню «за Иордан», и что через 40 дней Елизавета скончалась в пещере, а ее сына питал и растил ангел до дня его призвания на служение. В синаксаре Коптской Церкви сказано, что Елизавета убежала с Иоанном в Синайскую пустыню и скончалась там через 7 лет. В некоторых источниках сообщается, что Елизавета скрывалась с маленьким Иоанном в горах недалеко от Хеврона (1, с. 309). Сохранились данные и о том, что Елизавета преставилась в 22 году по Р.Х. в Хевроне, а на ее похороны прибыл Иоанн Предтеча из Эйн-Геди, находящегося в центре западного побережья Мертвого моря.
Описание пустыни и пещеры, где скрывались Елизавета и Иоанн, можно найти у игумена Даниила: «Гора эта очень большая, на ней много леса, и кругом ущелья многие». Художественные описания этих же мест присутствуют в литературном творчестве писателя Андрея Николаевича Муравьева (1806–1874), посетившего Святую Землю в 1830 году, а также у ученого, путешественника и писателя Авраама Сергеевича Норова (1795–1869), побывавшего в пустыньке св. Иоанна в 1835 году.
Время многое изменило в этих местах. Сразу же за монастырскими воротами дорога раздваивается – правая широкая тропа ведет к церкви, где у ее входа в большой нише находится настенное изображение Иоанна Предтечи. Сама церковь францисканцев невелика по размерам и спланирована в виде узкого, вытянутого прямоугольника. В церкви много света, а из ее окон открывается живописная картина Иудейских гор.
Каменный спуск ведет к просторной площадке с водоемом. Отсюда можно подняться по нескольким ступеням сначала в пещеру, где по преданию жила праведная Елизавета с Иоанном Предтечей. Информация о том, что к ней ведет «21 крутая ступень» (11, с.213), не соответствует действительности. Длинна пещеры, закрываемой плотной дверью с замком, составляет примерно шесть метров, а высота – менее двух. Впереди под картинным изображением устроено небольшое каменное возвышение, служившее ложем святому Иоанну. Вероятно, именно из этой пещеры изъят и принесен в церковь Посещения в Эйн-Кареме тот известняковый камень с углублением в нем в форме детского тела. Слева и ниже от пещеры находится знаменитый святой источник, закрываемый металлической решеткой. В стране, где небо в течение всех летних дней не дает ни капли дождя, очень дорожат непрерывно текущим источником. Это и есть та «живая вода» (Быт.26:19) – постоянно текущая родниковая в противоположность стоячей в водоемах.
По каменному желобу тонкая струя попадает сначала в неглубокую купель, куда с помощью легкой лестницы может погрузиться один человек. На территории монастыря его хозяева предусмотрели специальную раздевалку, а на ее тростниковой стенке на трех языках, в том числе и на русском, поместили напоминание о том, что паломники находятся в святом месте и омовение в источнике предполагает наличие на их теле специальной белой рубашки.
Если в первой половине XIX века из ущелья еще «бил широкий ключ» (6), который «бурно стремился во глубину оврага, придавая новую красу пустыне» (там же), то в настоящее время вода из купели заполняет круглый и окаймленный камнем водоем, в центре которого устроено что-то наподобие фонтана. Его мизерная струя почти не видна на солнце, но на нее со всей округи слетаются пчелы, голуби и редкие бабочки. Идиллическая картина дополняется плавающими декоративными рыбками, которых специально развели в воде францисканские монахи, а также растущими за монастырской оградой высокими эвкалиптами, свисающими с каменных стен кустами плюща и вьющимися розами. По преданию, перед самой пещерою когда-то росла финиковая пальма, питавшая беглецов своими плодами: «Всякий раз, как наступало время принятия пищи, дерево преклонялось, — когда же они насыщались плодами, снова выпрямлялось» (12). В наше время ни пальмы, ни «церквушки» перед пещерой, о которой рассказано игуменом Даниилом, здесь нет.
Во францисканском монастыре чтят память праведной Елизаветы. Если от пещеры и источника вернуться на главную дорогу, то можно увидеть уходящую вверх тропу. Пройдя по ней более ста метров, можно попасть в каменный храм-святилище. Это не пещера, где упокоилась святая Елизавета, а наземный храм (11, с.213.). В каменном полу у торцевой стены находится небольшое вырубленное в камне углубление, служившее, согласно преданию, гробницей праведной Елизаветы. В храме всегда горят свечи, а огонь лампады освещает на иконах лики Спасителя, Богородицы и Иоанна Крестителя. Мощей праведной Елизаветы здесь нет. Известно, что гробницы с мощами праведных Елизаветы и Захарии находились, согласно данным «Православной энциклопедии», в церкви святого Иоанна Предтечи на месте его темницы в Севастии, о чем в 1185 году свидетельствовал паломник Иоанн Фока.
История не оставила нам информации о том, в каких конкретных местах Иудейской пустыни проходили детские годы Иоанна Предтечи. Некоторые подробности раскрывает ранневизантийская апокрифическая и агиографическая литература: после пяти месяцев ангел велит отнять младенца Иоанна от материнской груди и приучать его к лесной пище и т. п. В новозаветном повествовании говорится лишь о том, что «он был в пустынях» (Лк 1:80), «имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищей его были акриды и дикий мед» (Мф 3:4). Церковное предание гласит, что Иоанн Предтеча с самого раннего детства и «до явления своего Израилю» жил преимущественно в Иудейской пустыне. А до того самого времени, когда голос Божий призвал Иоанна на великое проповедническое служение еврейскому народу, «младенец… возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях» (Лк 1:80).
Литература:
1. Минея. Июнь, часть II. – Издание Московской Патриархии. – 1986.
2. Толковая Библия. Под ред. А.П. Лопухина. - Петербург, 1904-1913, Т.3.
3. Святая Земля. Исторический путеводитель. – Под ред. М.Бибикова. – М., 2000.
4. Протоевангелие Иакова. Электронный ресурс.
5. Хожение Даниила, игумена земли Русской. Электронный ресурс.
6. Муравьев А.Н. Путешествие ко святым местам в 1830 году. - М.: Индрик, 2006.
7. Торик И. Энциклопедический путеводитель по Израилю.- Иерусалим:Isradon, 2004.
8. Цывкин В. По стопам Иисуса на Святой Земле.- Иерусалим, 2005.
9. Палестинское селение «Горняя», или «Град Иудов в Горних». – Издание Е.Фесенко в Одессе. -1913.
10. По Святой Земле. В помощь паломникам. – Авторы-состав. Парменов А.Г.,Гончарова Е.М. . – М., 1997.
11. «Аще забуду тебе, Иерусалиме…» Календарь 2010. – Состав. Горбачева Н. – Москва-Иерусалим, 2009.
12. "Жития святых" святителя Димитрия Ростовского. Том 11. Июнь. - М.: Терра,1998.
13. Кедров В. Русские на Святой Земле. – ж. Вокруг света. 1990, N1.