Владыка, в своем докладе Вы упомянули, что главным кризисом, с которым сейчас сталкивается современное общество, является, прежде всего, кризис веры. Между тем, многочисленные социологические опросы, которые проходят в Польше, свидетельствуют о том, что абсолютное большинство польского населения исповедуют ту или иную религию, по большей части католичество. Чувствуется в современной Польше кризис веры, о котором Вы говорили в своем докладе?
Да, чувствуется. К удивлению, в коммунистические времена в Польше было больше уважения общества к Церкви, и к Православной, и к Католической, чем сейчас. Конечно, в Польше больше декларируется как верующих, но я об этих проблемах упоминал, что вроде человек верующий, но когда мы посмотрим на его понимание веры, чего он ожидает, какую цель он усматривает в своей вере, то можно сказать, что с этой верой уж не так хорошо. И сейчас замечается уход от веры. Я даже скажу так: в Польше преподается Закон Божий в школах уже 21 год. Раньше он преподавался на приходах. И от этого есть польза. Но есть также и негативное, потому что лекции Закона Божия воспринимаются, как еще один предмет. И это также на многих действует отрицательно.
Это касается и католического, и православного населения Польши?
Да. Католического чуть больше, но и православного тоже касается.
Если говорить о православном населении Польши, оно для стороннего наблюдателя не так заметно, как католическая часть населения. Кто те люди, которые исповедуют в Польше Православие?
В Польше проживают около 600 000 православных. Польская Православная Церковь насчитывает примерно 300 приходов во всей Польше. Это небольшое количество, по сравнению с тем, что население Польши практически 40 миллионов человек. Но мы имеем те же права, что и католики. В Польше к Православной Церкви принадлежат верующие разных национальностей: поляки, белорусы, украинцы, русские. Это привносит особенную специфику, с которой мы должны работать. Но все-таки объединяющим началом всех этих верующих разных национальностей является именно православная вера. И очень часто мы слышим: «Ты кто?», а в ответ: «Я православный». Не скажут, какой национальности, а скажут, что православный.
Православные по отношению к католическому населению Польши являются меньшинством. Имеет ли право православное меньшинство реализовывать в польском государстве какие-либо проекты, влиять на польское правительство, общество?
Да, мы имеем все те права, которые имеют и католики. Конечно, влиять на действия власти нам труднее, потому что они более слушаются своих священников. Но, конечно, мы можем реализовать все те проекты, которые реализуют и католики.
Но Закон Божий, также как и у католиков, преподается в школах, государство платит преподавателям Закона Божия зарплату, и православным также. Имеем своих капелланов в армии, имеем своих священников, работающих в госпиталях, в местах заключения, в разных учреждениях, как просто духовников, и в полиции. Все службы имеют своих духовников. Мы также имеем своих там православных духовников. Это, конечно, благодаря сильной позиции Католической церкви. Они это все как бы пробивают. Но мы этим также пользуемся.
Польская церковь получила автокефалию сравнительно недавно. И, помнится, когда я сам бывал в Польше и общался с польскими священниками, главный вопрос, который тогда этих священников во многом волновал - это то, каким будет будущее Польской Церкви, каково самоопределение? Будут ли по-прежнему сохраняться традиции Польского Православия, существовавшие еще до автокефалии, или же будет осуществляться переход, например, богослужения на польский язык?
Все будущее зависит от Бога. Конечно, какие-то изменения уже есть. Они должны быть не революционного характера, а эволюционного. Например, сейчас у нас есть приходы, где служба совершается на славянском, и даже на русском и белорусском бывает проповедь. Есть такие, где служба совершается на славянском, а проповедь говорится на польском. Или читается Евангелие и Апостол на польском языке, служба на славянском, проповедь на польском языке. Так, например, (две литургии, как правило, в городах совершаем) ранняя литургия на польском идет, а вторая литургия на церковнославянском. Есть также приходы, где мы совершаем литургию полностью на польском языке. Конечно, многие из тех, кто не понимал литургию на славянском, думали, что когда будет совершаться на польском языке, они все будут понимать. Пошли в такие приходы, а потом опять возвратились на те богослужения, которые совершаются на церковнославянском. Чтобы понять литургию, недостаточно только ее перевести, нужно ее исследовать исторически, ее надо переживать, и сам перевод не даст такого эффекта, что человек начнет все понимать в литургии.
Я думаю, что молодежь сейчас не знает церковнославянского, не знает также русского, который ближе к церковнославянскому, поэтому эволюционным образом будем переходить к польскому языку.
Известно также, что Польская Церковь живет сразу по двум календарям, - по старо-юлианскому и ново-юлианскому. И, насколько мне известно, глава Польской Церкви митрополит Савва даже на Рождество сначала совершает праздничную службу 25 декабря, а потом едет на восток Польши и совершает эту службу 7 января. Та разница, что существует сразу два календаря, также подчеркивает некий переходный период в истории Польской Церкви. Скажите, какого все-таки календаря будет придерживаться Польская Церковь?
Есть тенденции у нас даже к тому, чтобы везде был старый стиль, старо-юлианского календаря. Те приходы, где совершается по новому стилю — это следствие исторических событий. В межвоенный период к этому принуждали нас власти государства. То есть, между Первой и Второй войной православным не так уж и легко жилось в Польше. Конечно, тоже был Закон Божий в школах, все было, но всем известно, что многие храмы также разрушались. Польские власти разрушали храмы. Просто решали, что этот приход внештатный и нужно его ликвидировать. Потому что Церковь содержалась на государственные деньги и православные тоже.
Также пытались воздействовать на православных, мешать нормальной жизни, развитию Церкви, насильственно вводить польский язык богослужения и новый стиль. И поэтому, в некоторых местах, - Варшаве, Люблине, Лодзи, Кракове, осталось это с тех времен. Там служат согласно ново-юлианскому календарю. А вот в восточной части Польши старый стиль. Там люди в послевоенный период просто не пошли в храм, когда совершалось богослужение в новом стиле.
У нас это не проблема. У нас не ссорятся между старым и новым стилем. Есть осознание, что это средство нашего спасения, но не самоцель. Цель — это спасение, а календарь и богослужение это только средство, помогающее нам идти правильным путем ко спасению.
Скажите, какие основные вызовы секуляризма присутствуют в польском обществе, с которыми Православной Церкви приходится в той или иной мере сталкиваться?
Я думаю, мы все переживаем большой кризис веры и влияние СМИ и фильмов, я об этом говорил также в докладе, но, естественно, это влияет на каждого человека. Можно считать себя верующим, но то, что мир набрасывает на каждого, остается в душе каждого верующего. Поэтому мы замечаем некоторое охлаждение к жизни церковной, преданности Церкви. В этом году очень странно, нашлись некоторые политики, которые захотели убрать Закон Божий из школ, и они думали, что это проба, как отреагирует общество. Может быть, создадут какие-то партии антикерикальные. Были призывы убрать даже христианские символы из общественных мест. Конечно, в Польше пока этого не произойдет, Польша довольно привязана к христианским традициям. И даже часть понимания национального характера, это есть христианские традиции, этого так быстро не выкрутишь. Но все-таки какие-то попытки бороться с Церковью и теми новыми правами, которые получила Церковь, они постоянно есть и даже усиливаются. Поэтому мы должны за этим смотреть и прикладывать все усилия для того, чтобы люди не теряли веры. Это самое главное. Если будут истинно-верующими, то все другие проблемы не перестанут существовать.
Беседовал священник Антоний Борисов