Календарные заметки на 10 декабря: память святого мученика Иакова Персидского
Сегодня Церковь совершает память
святого мученика Иакова Персидского.
Статья
Сегодня Церковь совершает память
святого мученика Иакова Персидского. Множество версий «Мученичества», сохранившегося
в древних переводах на несколько языков, дают примерно одну и ту же канву повествования.
Это позволяет исследователям с большой долей вероятности говорить о значительной
зависимости почти всех версий от сирийского оригинала
«Мученичества», написанного, видимо, немногое время спустя после казни святого.[1]
Согласно «Мученичеству», Иаков происходил из знатной персидской семьи из города Бет-Лапат в Хузестане (провинция на юго-западе Сасанидского Ирана), где в то время было много христиан. До конца не ясно, был ли верующим отец Иакова, однако указывается, что христианками были его мать и жена. Судя по близости к шаханшаху (название правителя Сасанидской Персии), Иаков занимал при двух правителях страны Йездигерде I (399-420 годы правления) и Вахраме V (420-438 годы правления) какой-то высокий придворный чин, точно не обозначенный в «Мученичестве».
Здесь уместно будет заметить, что в начале царствования Вахрама V ухудшились отношения между Персией и Византией в связи с усилением персидского влияния в Армении, часть которой подчинялась Византии. Это, в конце концов, обернулось двухлетней войной между недавними союзниками. Видимо, рост напряжения во внешней политике вызвал усиление антихристианских настроений в Иране и прежде всего во дворце шахнашаха (вероятно, в то же время были подвергнуты пыткам и казнены еще несколько придворных, исповедовавших христианство: Иаков Нотарий, Хормизд, мученики Бет-Гармайские и др.), и так не особо благоволившего христианам. В частности, это выразилось в политике притеснения христиан, которую Вахрам V проводил в Сирии и Закавказье, что привело в 451 г. уже при его преемнике Йаздигерде II к мощному восстанию в Армении.[2]
В житийном предании об Иакове Персидском сохранилась странная деталь: довольно легкое и резкое вероотступничество его от христианства в ответ на уговоры правителя и, вероятно, придворных. Пытаясь объяснить этот момент, можно предположить, что Иаков был вполне респектабельным формальным христианином, особо рьяно не выражавшим своей принадлежности к непопулярной религии. Когда же начались волна антихристианских гонений с облавами, арестами и принуждениями совершать демонстративно зороастрийские ритуалы, Иаков решил проявить лояльность к благоволившему ему шаханшаху Вахраму V и отрекся от христианской веры, возможно, воспринятой еще в детстве от матери. Узнав об этом в то время, когда он находился в одной из отдаленных от столицы резиденций правителя, его мать и жена написали ему письмо, в котором грозили ему полным разрывом родственных связей с ним, если он не покается в отречении. Вероятно, движимый стыдом за свою трусость, любовью к родным, и прежде всего внутренним духовным призывом Иаков приносит покаяние. После того, как он был замечен при чтении Библии, его арестовали и привели на суд к правителю, где он исповедал себя христианином. Он после безрезультатных отговоров был приговорен шаханшахом к казни «девяти смертей», заключавшейся в последовательном отсечении пальцев рук и ног, кистей рук, ступней, предплечий, голеней, ушей, носа и головы. По виду казни великомученик был назван «Рассеченным». Христиане ночью взяли останки мученика и с честью похоронили их.
Не существует определенности относительно времени (как года, так и даты дня) казни. Как указывается в статье о мученике, помещенной в «Православной энциклопедии», согласно сирийскому «Мученичеству», Иаков Персянин пострадал в пятницу 27-го числа месяца тишри второго (по нашему, в ноябре) в 1-й год правления Вахрама V, то есть в 420 г. Однако эта датировка не согласуется с началом текста, где указан 2-й год правления этого шаханшаха. В 3-х греческих редакциях сказано, что время кончины святого мученика относится к периоду правления императоров Гонория (395-423) и Феодосия II (408-450) и шаханшаха Вахрама V. Таким образом, время кончины святого Иакова можно датировать периодом между 420 и 423 гг. Существуют очевидные параллели между «Мученичеством» Иакова Персянина и сирийскими сказаниями о мученике Иакове Нотарии. Среди ученых нет единого мнения относительно характера зависимостей внутри этой группы текстов.[3]
Память святого мученика Иакова Персянина праздновалась согласно Синаксарю Константинопольской церкви (конец X в.) в его мартириях в кварталах византийской столицы Рустикия и Далмата. Кроме того, по сообщению Антония Новгородца (1200), в Константинополе находился женский монастырь в честь Иакова Персянина. Помимо традиционной даты памяти, 27 ноября, в ряде восточных Церквей встречаются другие дни памяти святого персидского мученика: 25, 30 ноября, 27 января, 17 мая — в календарях Сирийской яковитской Церкви; 24 ноября — в армянском Синаксаре Тер-Исраэла; 23 ноября — в коптском Александрийском Синаксаре помещено сказание о перенесении мощей; 12 ноября — в Грузинской Церкви.[4] Частица мощей святого мученика Иакова была принесена в Брагу (Португалия), где это событие, как отмечает архиепископ Сергий (Спасский), отмечается 22 мая.[5]
Согласно «Мученичеству», Иаков происходил из знатной персидской семьи из города Бет-Лапат в Хузестане (провинция на юго-западе Сасанидского Ирана), где в то время было много христиан. До конца не ясно, был ли верующим отец Иакова, однако указывается, что христианками были его мать и жена. Судя по близости к шаханшаху (название правителя Сасанидской Персии), Иаков занимал при двух правителях страны Йездигерде I (399-420 годы правления) и Вахраме V (420-438 годы правления) какой-то высокий придворный чин, точно не обозначенный в «Мученичестве».
Здесь уместно будет заметить, что в начале царствования Вахрама V ухудшились отношения между Персией и Византией в связи с усилением персидского влияния в Армении, часть которой подчинялась Византии. Это, в конце концов, обернулось двухлетней войной между недавними союзниками. Видимо, рост напряжения во внешней политике вызвал усиление антихристианских настроений в Иране и прежде всего во дворце шахнашаха (вероятно, в то же время были подвергнуты пыткам и казнены еще несколько придворных, исповедовавших христианство: Иаков Нотарий, Хормизд, мученики Бет-Гармайские и др.), и так не особо благоволившего христианам. В частности, это выразилось в политике притеснения христиан, которую Вахрам V проводил в Сирии и Закавказье, что привело в 451 г. уже при его преемнике Йаздигерде II к мощному восстанию в Армении.[2]
В житийном предании об Иакове Персидском сохранилась странная деталь: довольно легкое и резкое вероотступничество его от христианства в ответ на уговоры правителя и, вероятно, придворных. Пытаясь объяснить этот момент, можно предположить, что Иаков был вполне респектабельным формальным христианином, особо рьяно не выражавшим своей принадлежности к непопулярной религии. Когда же начались волна антихристианских гонений с облавами, арестами и принуждениями совершать демонстративно зороастрийские ритуалы, Иаков решил проявить лояльность к благоволившему ему шаханшаху Вахраму V и отрекся от христианской веры, возможно, воспринятой еще в детстве от матери. Узнав об этом в то время, когда он находился в одной из отдаленных от столицы резиденций правителя, его мать и жена написали ему письмо, в котором грозили ему полным разрывом родственных связей с ним, если он не покается в отречении. Вероятно, движимый стыдом за свою трусость, любовью к родным, и прежде всего внутренним духовным призывом Иаков приносит покаяние. После того, как он был замечен при чтении Библии, его арестовали и привели на суд к правителю, где он исповедал себя христианином. Он после безрезультатных отговоров был приговорен шаханшахом к казни «девяти смертей», заключавшейся в последовательном отсечении пальцев рук и ног, кистей рук, ступней, предплечий, голеней, ушей, носа и головы. По виду казни великомученик был назван «Рассеченным». Христиане ночью взяли останки мученика и с честью похоронили их.
Не существует определенности относительно времени (как года, так и даты дня) казни. Как указывается в статье о мученике, помещенной в «Православной энциклопедии», согласно сирийскому «Мученичеству», Иаков Персянин пострадал в пятницу 27-го числа месяца тишри второго (по нашему, в ноябре) в 1-й год правления Вахрама V, то есть в 420 г. Однако эта датировка не согласуется с началом текста, где указан 2-й год правления этого шаханшаха. В 3-х греческих редакциях сказано, что время кончины святого мученика относится к периоду правления императоров Гонория (395-423) и Феодосия II (408-450) и шаханшаха Вахрама V. Таким образом, время кончины святого Иакова можно датировать периодом между 420 и 423 гг. Существуют очевидные параллели между «Мученичеством» Иакова Персянина и сирийскими сказаниями о мученике Иакове Нотарии. Среди ученых нет единого мнения относительно характера зависимостей внутри этой группы текстов.[3]
Память святого мученика Иакова Персянина праздновалась согласно Синаксарю Константинопольской церкви (конец X в.) в его мартириях в кварталах византийской столицы Рустикия и Далмата. Кроме того, по сообщению Антония Новгородца (1200), в Константинополе находился женский монастырь в честь Иакова Персянина. Помимо традиционной даты памяти, 27 ноября, в ряде восточных Церквей встречаются другие дни памяти святого персидского мученика: 25, 30 ноября, 27 января, 17 мая — в календарях Сирийской яковитской Церкви; 24 ноября — в армянском Синаксаре Тер-Исраэла; 23 ноября — в коптском Александрийском Синаксаре помещено сказание о перенесении мощей; 12 ноября — в Грузинской Церкви.[4] Частица мощей святого мученика Иакова была принесена в Брагу (Португалия), где это событие, как отмечает архиепископ Сергий (Спасский), отмечается 22 мая.[5]
[1] А. И. Колесников, Д. В.
Зайцев, Е. Н. Саенкова, Э. П. А. Иаков Персянин // Православная энциклопедия.
Т. 20. С. 548-553. - http://Www.Pravenc.Ru/Text/200345.Html
[2] Государство Сасанидов. - В кн.: История Востока. Т. 2: Восток в средние века. Глава 1. - http://gumilevica.kulichki.net/HE2/he2102.htm
[3] А. И. Колесников и др. То же.
[4] Дни празднования приводятся по данным уже цитировавшейся статьи, посвященной святому Иакову Персянину, из «Православной энциклопедии».
[5] Полный Месяцеслов Востока, т. III. М., 1997 г. С. 486.
[2] Государство Сасанидов. - В кн.: История Востока. Т. 2: Восток в средние века. Глава 1. - http://gumilevica.kulichki.net/HE2/he2102.htm
[3] А. И. Колесников и др. То же.
[4] Дни празднования приводятся по данным уже цитировавшейся статьи, посвященной святому Иакову Персянину, из «Православной энциклопедии».
[5] Полный Месяцеслов Востока, т. III. М., 1997 г. С. 486.
Комментарии ():
Написать комментарий: