[Рецензия на:] Труды Киевской Духовной Академии [Труди Київської Духовної Академії]. № 9. Киев, 2008. 414 с.
26 декабря 2008 года состоялось итоговое заседание Ученого Совета Киевской Духовной Академии. Были подведены итоги завершившегося учебного семестра. В конце работы Совета ректор Академии архиепископ Бориспольский Антоний представил профессорско-преподавательской корпорации только что вышедший в свет девятый выпуск возрожденных «Трудов Киевской Духовной Академии».
Статья

Выпуск ученых трудов профессоров, доцентов и преподавателей был начат в Киевской Духовной Академии еще в 1860 году. Журнал «Труды КДА» уже тогда стал одним из наиболее авторитетных богословских изданий Русской Православной Церкви. В 1918 году в условиях революции и гражданской войны издание журнала было приостановлено, а в 1920 году прекратила свое существование и Киевская Духовная Академия.

Издание «Трудов» было возобновлено лишь в 1996 году. В период с 1996 по 2007 год вышло в свет семь номеров журнала. В 2007 году по инициативе ректора Киевской Духовной Академии и Семинарии архиепископа Бориспольского Антония была принципиально пересмотрена концепция издания. 25 сентября 2007 года Ученый Совет КДА утвердил состав редакционной комиссии «Трудов Киевской Духовной Академии» и принял решение выпускать академический журнал один раз в полгода (Журнал Совета № 62). Уже во втором семестре 2007/2008 учебного года в свет вышел восьмой (с момента возобновления издания) выпуск «Трудов КДА», ставший первым номером, изданным в соответствие с новой концепцией. Полная электронная версия этого номера доступна ныне на Официальном сайте Киевской Духовной Академии. К концу первого семестра 2008/2009 учебного года был выпущен еще один (девятый) номер «Трудов», который владыка Ректор представил профессорско-преподавательской корпорации 26 декабря.

Новый номер продолжил концепцию издания, выработанную в минувшем учебном году. Общий объем номера — 414 страниц. Содержание разделено на следующие тематические рубрики: «Библеистика», «Богословие», «Литургика и гимнография», «История Церкви», «Апологетика», «Библейская археология», «Из истории Духовных школ», «Церковь и общество». В качестве вводного раздела, помещенного вне рубрик, выступают публикации двух важных документов: доклад Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в июне 2008 года «Украинское православие на рубеже эпох: Вызовы современности, тенденции развития» (с. 9-16) и доклад ректора Киевской Духовной Академии, председателя Учебного комитета при Священном Синоде Украинской Православной Церкви архиепископа Бориспольского Антония на расширенном заседании Учебного комитета 17 сентября 2008 года «Перспективы развития духовного образования в Украине» (с. 17-24).

В рубрике «Библеистике» опубликована статья архиепископа Антония «Отношение православных к “смысловому” переводу Библии (на примере Пролога Евангелия от Иоанна)» (с. 25-48). Статью вполне можно назвать программной. В ней представлен целостный обзор существующих в современной библеистике подходов к переводу Священного Писания, охарактеризованы преимущества и недостатки этих подходов. Автор специально сосредотачивается на рассмотрении общепринятого в западной библеистике «смыслового» перевода, ясно обнаруживая многочисленные подводные камни, ожидающие переводчика при попытках реализовать подобный подход к переводу Священного Писания. Свои тезисы владыка Антоний иллюстрирует конкретными примерами из текста Пролога Евангелия от Иоанна. Сопоставляя новые переводы этого текста на современные европейские (английский, немецкий, французский) и русский языки с оригиналом, автор наглядно показывает возможные утраты смысла и не всегда удачные интерпретации священного текста, наличествующие в этих переводах. «На этих примерах видно», — заключает свою статью владыка Антоний, — «что дело перевода, которое никогда не было легким, в наше время господства “смыслового” подхода к переводам требует, кроме духовной развитости и вдохновения свыше, кроме труда, знания языков, чутья родного языка и т.п., еще и особого, можно сказать духовного и умственного вкуса, особой тщательности и осторожности при стремлении к простоте и понятности».

В рубрике «Богословие» опубликована статья игумена Аристарха (Лебедева) «Происхождение человеческой души» (с. 49-56). В ней преподаватель КДАиС анализирует высказывавшиеся в разное время как в святоотеческой, так и в русской богословской литературе взгляды на этот сложный и таинственный вопрос. Рубрика «Литургика и гимнография» представлена статьями доцента КДА И. Ю. Михалко «Гимнографическое наследие Православной Церкви — сокровищница литургического богословия» (с. 57-65) и преподавателя протоиерея Олега Кожушного «Акафист Пресвятой Богородице и херетизмы как характерная черта этого гимнографического жанра» (с. 66-72). И. Ю. Михалко обращает внимание на различные аспекты богословского содержания православных богослужебных текстов, а отец О. Кожушный в не только анализирует поэтические приемы, использованные автором Акафиста ко Пресвятой Богородице, но и предлагает частичный перевод Акафиста с древнегреческого на украинский язык.

Наиболее обширным разделом «Трудов» является рубрика «История Церкви». Здесь представлено десять публикаций. Среди них статья профессора КДА архимандрита Нестора (Соменка) «Крещение руссов в церковно-культурном контексте греко-славянских отношений» (с. 73-131), которая представляет собой значительно дополненный вариант актовой речи, прочитанной на Актовом дне Академии в 2007 году. Также в церковно-историческом разделе «Трудов» помещены следующие статьи преподавателей Киевских духовных школ: доцент протоиерей Димитрий Денисенко «Роль Вышгорода и его святынь в истории Руси» (с. 197-221), архимандрит Климент (Вечеря) «Историческая ретроспектива формирования объекта церковной собственности в Украине» (с. 222-228), архимандрит Кирилл (Говорун) «Церковь на краю земли» (с. 229-242, статья посвящена истории и современному состоянию Эфиопской Церкви), архимандрит Евлогий (Пацан) «Начало христианизации Киевской Руси при князьях Оскольде и Дире» (с. 243-254), протоиерей Владимир Коцаба «Зимняя резиденция князя Владимира — Зимненский Святогорский Успенский женский монастырь» (с. 255-267), доцент протоиерей Алексий Добош «Католическая Церковь: первые шаги иерархическо-административного становления в Украине (1375-1400 гг.)» (с. 268-282).

Особенностью раздела «История Церкви» является публикация нескольких статей, подготовленных учеными, работающими не в Киевской Духовной Академии, а в других образовательных и научно-исследовательских центрах. В статье профессора Московской Духовной Академии архимандрита Макария (Веретенникова) «”Ослиное” погребение» (с. 132-136) представлен обзор известных как в русской, так и в общей церковной истории примеров добровольного отказа подвижников от погребения с почестями, дабы избежать посмертного почитания. Словосочетание, вынесенное в название статьи, заимствовано из Книги Пророка Иеремии (Иер 22, 18-19). Приводя примеры завещаний подвижников благочестия о погребении их тел в безвестных местах (преподобные Антоний Великий, Лука Элладский, Феофил Мироточивый, Нил Сорский, святитель Константин, митрополит Киевский), архимандрит Макарий приходит к выводу, что хотя подобные случаи известны в истории Церкви, все же «”ослиное” погребение — удел немногих совершенных».

Также в указанном разделе помещена статья известного польского исследователя, заведующего кафедрой истории средневековой Европы Белостокского университета профессора А. В. Мироновича «Православная Церковь и уния на территории Речи Посполитой в 1596-1620-х годах» (с. 137-161). Как видно из названия, статья посвящена анализу взаимоотношений православных и греко-католиков на территории современных Украины и Беларуси в первые десятилетия после заключения Брестской унии. Особое внимание профессор Миронович уделяет деятельности Иерусалимского Патриарха Феофана III, восстановившего православную иерархию в Киевской Митрополии во время своего путешествия по Речи Посполитой в 1620-21 гг.

Несомненную ценность представляет и статья, подготовленная преподавателем КДАиС В. В. Бурегой в соавторстве с доктором исторических наук известным современным церковным историком из Санкт-Петербурга М. В. Шкаровским «Русская Православная Церковь Заграницей и православные приходы в Чехии и Моравии в годы Второй мировой войны» (с. 162-196). В статье предпринята попытка комплексно проанализировать характер взаимоотношений Берлинской епархии РПЦЗ с православными приходами различных канонических юрисдикций, существовавшими на территории современной Чешской республики в 1939-1945 гг. Статья написана на основании документов, выявленных авторами в государственных и церковных архивах Германии, России, Франции и Чехии. Большинство из этих документов впервые вводятся в научный оборот. Авторы обращают особое внимание на тот немаловажный факт, что священномученик Горазд (Павлик), епископ Чешский и Моравско-Силезский на момент своей мученической кончины (4 сентября 1942 года) состоял в канонической юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей. Несмотря на это, святитель Горазд был причислен к лику святых сначала Сербской Православной Церковью (в 1961 году), а затем и Православной Церковью Чешских земель и Словакии (в 1987 году). Его почитание было также распространено и в Русской Православной Церкви еще до воссоединения РПЦЗ с Московским Патриархатом. «Можно сказать», — заключают авторы, — «что канонизация священномученика Горазда стала своеобразным предвестником восстановления канонического общения внутри Поместной Русской Православной Церкви».

В разделе «Апологетика» представлены следующие публикации преподавателей КДАиС: профессор протоиерей Виталий Косовский «Процессы секуляризма и возникновение нетрадиционной духовности» (с. 283-288), доцент протоиерей Владимир Савельев «Христианский кардиоцентризм» (с. 301-309), Т. А. Борозинец «Основы православной эстетики» (с. 310-336). В этой рубрике также представлена статья заслуженного профессора Московской Духовной Академии А. И. Осипова «Брак — таинство богочеловеческое» (с. 289-300).

В рубрике «Библейская археология» помещена статья заведующего филологической кафедрой КДАиС протоиерея Олега Скнаря «Значение системы водоснабжения в истории Иерусалима (текстолого-эпиграфический экскурс-исследование)» (с. 337-348). Автор систематизирует и анализирует данные как библейского текста, так и современной археологии о легендарном инженерно-техническом изобретении своего времени — водопроводе древнего Иерусалима. Статья снабжена несколькими иллюстрациями.

В разделе «Из истории духовных школ» продолжена начатая в предыдущем выпуске «Трудов КДА» публикация статьи профессора протоиерея Василия Заева «Реформы духовных академий в XIX – начале ХХ вв.» (с. 349-398).

В рубрике «Церковь и общество» помещены две статьи: доцент В. М. Чернышев «Воскресная школа сегодня. Актуальность и перспективы» (с. 399-404) и протоиерей Дионисий Мартишин «Политические взгляды православного христианина в условиях идеологического мифотворчества» (с. 405-413).

Таким образом, очередной выпуск «Трудов Киевской Духовной Академии» стал достойным продолжением нового формата издания, разработанного Ученым Советом КДАиС в 2007 году. Девятый номер журнала содержит двадцать четыре статьи. Из них двадцать подготовлено профессорами, доцентами и преподавателями Киевских духовных школ, три предоставлены в редакцию журнала представителями других светских и богословских образовательных центров, одна статья подготовлена преподавателем КДАиС в соавторстве с известным российским исследователем. Публикации охватывают практически все отрасли богословского знания. Новый номер также продолжил традицию двуязычия, являющуюся отличительной чертой возрожденных «Трудов КДА». Девятнадцать статей представлено здесь на русском языке и пять — на украинском.

Вполне очевидно, что обновленный формат «Трудов Киевской Духовной Академии» стал одним из наиболее ярких явлений в сфере церковного книгоиздательства в истекшем 2008 году. На наших глазах журнал Киевской Академии вновь стал одним из наиболее интересных богословских периодических изданий Русской Православной Церкви. Хочется пожелать редакции «Трудов КДА» и всей профессорско-преподавательской корпорации Киевских духовных школ не останавливаться на достигнутом и продолжать благословенные труды по возрождению традиций православной церковной науки.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9