О личности Феоктиста Студита
Личность и творчество Феоктиста Студита на сегодняшний день мало изучены. Его имя лишь упоминается в некоторых справочниках[1].
Наибольшее внимание в своих работах Феоктисту уделила известный американский византолог Элис-Мэри Толбот. Ей принадлежит заслуга издания «Слова на перенесение мощей свт. Афанасия»[2], а также две научные статьи, посвященные литературной деятельности Феоктиста[3]. Еще одна статья, посвященная Феоктисту, принадлежит перу иеромонаха Василия Гролимунда[4].
Биографические данные, касающиеся Феоктиста Студита, также содержатся в изданиях Р. Фуско и протопресвитера Афанасия Кадзингаса[5]. Образцовой работой на немецком языке, в которой анализируется личность и творчество Феоктиста Студита, а также патриарха Афанасия, является труд Е. Афендулиду-Лейтгеб[6]. Единственным недостатком издания является то, что ее автор не учитывает осуществленного за 8 лет до этого вышеупомянутого аналогичного издания протопресвитера Афанасия Кадзингаса. В последнее издание входят также гимнографические произведения Феоктиста, которые Е. Афендулиду-Лейтгеб считает неизданными.
В русскоязычной литературе имя Феоктиста Студита практически не упоминается. Единственный отечественный ученый, занимавшийся литературным наследием Феоктиста,— Н.Д. Барабанов[7].
1.2 Личность Феоктиста Студита
Какие-либо биографические данные о Феоктисте могут быть получены только из его творений. Он был младшим современником свт. Афанасия, был лично знаком с ним[8] и даже, возможно, был его пострижеником, если буквально толковать текст составленного Феоктистом похвального слова святителю: «ἐπικαλούμεθά σε τὰ σὰ τέκνα, ἃ διὰ τοῦ Εὐαγγελίου καὶ τοῦ ἀγγελικοῦ σχήματος ἐγέννησας (призываем тебя мы, твои чада, которых ты родил через Евангелие и ангельский образ)»[9]. Дату его рождения, вероятно, следует относить к последнему десятилетию XIII века, поскольку ко времени составления им жития свт. Афанасия в 1320-х гг. он был уже состоявшимся агиографом и гимнографом, как он сам повествует о себе в житии свт. Афанасия[10]. Свт. Афанасий преставился не позже 1323 года, а житие было составлено спустя недолгое время после преставления.
Прозвание Студита предполагает его принадлежность к братии Студийского монастыря. Естественно было бы думать, что такой пламенный последователь свт. Афанасия должен был состоять в монашеской общине Ксиролофского монастыря, опекаемого свт. Афанасием. Для объяснения этого факта возможны два предположения. Первое: Феоктист сначала пребывал в монастыре Ксиролоф в качестве ученика Афанасия, а впоследствии перешел в Студийский монастырь, что было довольно распространенной практикой в то время. Так, сам свт. Афанасий постоянно переходил из одного монастыря в другой в свои ранние годы; Иерофей Студит, упоминаемый в житии свт. Афанасия, первоначально подвизался в обители Эсфигмен на Афоне[11]. Второе предположение: Феоктист был ученым монахом Студийского монастыря, а почитатели свт. Афанасия из монастыря Ксиролоф поручили ему составление жития, предоставив источники и информацию.
Феоктист имел возможность свободно перемещаться по Константинополю, посещать тех, кто сообщал ему сведения для составления жития в различных частях столицы. Все произведения Феоктиста были также написаны в Константинополе, на что имеются указания в тексте.
Стихи в честь свт. Григория Паламы, в которых Феоктист хвалит его как «φύλαξ τῶν δογμάτων», могут указывать на то, что Феоктист был активным паламитом и жил в Константинополе в период исихастских споров (1337–1351 гг.). Иосиф Калофет, известный паламит, в своем варианте жития свт. Афанасия называет Феоктиста «святым и мудрым человеком» и хвалит его труд[12].
Некоторые исследователи полагают, что Феоктист Студит мог быть вторым духовным наставником Ирины Евлогии Хумнены[13].
1.3 Образование Феоктиста Студита
Читая творения Феоктиста, можно сделать вывод, что он был даровитым литератором, при этом широко знакомым с классическими авторами. Это может навести на мысль, что он, подобно свт. Григорию Паламе, получил традиционное классическое образование перед тем, как последовать монашескому призванию.
Однако знакомство Феоктиста с классическим наследием носит по большей части опосредованный характер. Большая часть ссылок и аллюзий на классических авторов в житии свт. Афанасия была сделана, скорее всего, без непосредственного обращения к текстам первоисточников. Самые главные предшественники Феоктиста на литературном поприще XI–XIII веков, к которым он обращается, — это Михаил Пселл и Никита Хониат.
Вышеприведенные факты позволяют сделать вывод, что Феоктист был образованным и начитанным монахом, в достаточной мере знакомым с работами более ранних авторов, как церковных, так и светских[14].
Список использованной литературы
1. Afentoulidou-Leitgeb. 2008 = Afentoulidou-Leitgeb E. Die Hymnen des Theoktistos Studites auf Athanasios I. von Konstantinopel. Einleitung, Edition, Kommentar. Wien, 2008.
2. Fusco. 1997 = Fusco R. L’Encomio di Teoctisto Studita per Atanasio I di Costantinopoli (BHG194a-b). Rivista di Studi Bizantini e Neoellenici. 1997. N.S. 34. P. 83 –153.
3. Grolimund. 1982 = Grolimund V. Theoktistos Studites. Ein wenig bekannter byzantinischer Hymnograph und theologischer Gelegenheitsschriftsteller des 14. Jahrhunderts // Festschrift fur Fairy von Lilienfeldzum 65. Geburtstag. Erlangen, 1982. S. 479–510.
4. Κατζινκάς. 2000 = Κατζινκάς Α., πρωτοπρεσβ. Το υμνογραφικό και ευχολογικό έργο Θεοκτίστου του Στουδίτη. Θεσσαλονίκη, 2000.
5. Talbot. 1983 = Talbot A.-M. Faith Healing in Late Byzantium. The Posthumous Miracles of the Patriarch Athanasios I of Constantinople by Theoktistos the Stoudite. Brookline (Massachusetts), 1983.
6. Talbot. 2004 = Talbot A.-M. Fact and Fiction in the Vita of the Patriarch Athanasios of Constantinople by Theoktistos the Stoudite // Les vies des saints à Byzance. Genre littéraire ou biographie historique? / Ed. P. Odorico, P. Agapitos. Paris, 2004. P. 87–101.
7. Talbot. 2010 = Talbot A.-M. The Compositional Methods of a Palaiologan Hagiographer: Intertextuality in the Works of Theoktistos the Stoudite // Imitatio- Aemulatio- Variatio. Akten des internationalen wissenschaftlichen Symposions zur byzantinischen Sprache und Literatur. Vienna, 2010. P. 253–260.
8. Τσάμης. 1980 = Τσάμης Δ. Ιωσήφ Καλοθέτου Συγγράμματα. Θεσσαλονίκη, 1980.
9. Байер. 2000 = БайерХ.-Ф . Участие Ирины-Евлогии Хумнены в исихастском противоборстве XIV в. // Античная древность и средние века. 2000. Вып. 31. С. 297–322.
10. Барабанов. 1989 = Барабанов Н.Д. «Слово» Феоктиста Студита и распространение исихазма в К-поле в 30-е годы XIV в. // Византийский Временник. 1989. Т. 50. С. 139–146.
11. Пападопуло-Керамевс. 1905 = Пападопуло-Керамевс А.И. Жития двухъ вселенскихъ патриарховъ XIV в., Свв. Атанасия и Исидора I // Записки Историко-Филологическаго Факультета Императорскаго С.-Петербургскаго Университета. Спб., 1905. Ч. 76. С. 1–51.