О распределении кафизм в период Великого поста
Богослужение Великого поста в современной традиции многим представляется как нечто сложное и непонятное. Это связано с тем, что появляется множество богослужебных элементов, не имеющих места за пределами Великого поста. Рассмотрение указанных элементов в историческом контексте будет способствовать более осознанному подходу к богослужению, а также пониманию его сути. В представленной апробационной статье магистранта кафедры церковно-практических дисциплин МДА Воробьева Кирилла рассматривается одна из особенностей великопостного богослужения – распределение кафизм за суточным кругом.
Статья

1.    Общие замечания

Богослужению седмичных дней Великого поста свойственно особое распределение кафизм в течение  служб суточного круга. Так, на вечерни исполняется только 18-ая кафизма («песни степеней»). На утрени в седмичные дни Великого поста количество кафизм возрастает до трех. Исключение составляет 5-ая седмица поста, где из-за исполнения Великого канона в четверг меняется распорядок чтения кафизм. На каждом часе также исполняется кафизма, за исключением 1-го часа в понедельник и 1-го и 9-го часов в пятницу[1]. В прочую часть богослужебного года часы исполняются без кафизм. Распорядок чтения псалтири в великопостный период изложен в нижеследующей таблице.

                                                                                               Таблица 1

Распределение чтения кафизм в великопостный период в современной традиции[2]

Дни

Утреня

1-ый час

3-ий час

6-ой час

9-й час

Вечерня

Воскресенье

2, 3 (+17)

---------

----------

----------

---------

----------

Понедельник

4, 5, 6

----------

7

8

9

18

Вторник

10, 11, 12

13

14

15

16

18

Среда

19, 20, 1

2

3

4

5

18

Четверг

6, 7, 8

9

10

11

12

18

Пятница

13, 14, 15

----------

19

20

---------

18

Суббота

16, 17

----------

----------

----------

---------

1

 

Здесь видно, что количество кафизм, исполняющихся в течение седмицы, увеличено так, чтобы за семь дней прочитать всю Псалтирь дважды.

Рассмотрев таблицу, можно увидеть, что распределение кафизм осуществляется по их порядковому номеру на утрени и часах не затрагивая вечерню. На протяжении седмичных дней отсутствует чтение 17-ой и 18-ой кафизмы. 17-ая отсутствует ввиду того, что она исполняется в субботу, а 18-ая – на вечерни.

2.    Кафизма на вечерни

Рассмотрим некоторые памятники, касающиеся «песней степеней» на вечерни.

Согласно палестинскому Часослову VIII–IX вв. (Sin. gr. 863), вечерняя служба начиналась 103-м псалмом, за которым следовала вся 18-ая кафизма с разделением на три «Славы»[3]. Другой палестинский памятник – синайско-грузинский кодекс 34 (Sin. iber. 34), датируемый около 700 года – также указывает на вечерни исполнение 18-ой кафизмы[4]. Более того, анализ системы распределения кафизм в указанном кодексе позволил исследователю этого памятника сделать вывод о том, что 18-ая кафизма составляла неподвижный и оригинальный элемент вечерни, то есть не входила в обычное распределение кафизм между службами[5].

Сходство в указаниях на стабильное исполнение 18-ой кафизмы во время вечерни в Sin. gr. 863 и Sin. iber. 34 указывает на палестинское происхождение данного элемента.

Остается открытым вопрос о времени, когда «песни степеней» появились на палестинских вечернях. Распределение кафизм между службами в уже упомянутом синайско-грузинском кодексе (Sin. iber. 34), о котором мы еще скажем ниже, датируется VI-м веком. В это время 18-ая кафизма уже являлась постоянным элементом вечерни. Ввиду этого, гипотетическое время установления этого элемента – около V-го века[6].

Таким образом, 18-ая кафизма, как постоянный и неизменяемый элемент вечернего богослужения, является проявлением архаического строя палестинской вечерни.

Проявление указанного архаизма на великопостных вечернях фиксируется рядом средневековых Типиконов. Это замечание относится как к группе Студийских памятников[7], так и к группе Иерусалимских памятников ΧΙ–ΧΙΙ веков[8].

Особые указания относительно кафизмы на вечерни в период Великого поста содержатся в Типиконе, регламентирующим устройство и богослужение Евергетидского монастыря, располагавшегося около стен Константинополя. Указанный памятник предписывает не исполнять кафизму на великопостных вечернях вообще. Исключением является первый день поста, когда положена 18-ая кафизма. Такое предписание связано с тем, что каждый день в течение Великого поста, кроме первого, совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Кафизма же опускается, чтобы не затягивать вечернее богослужение. Однако в период Апостольского поста рассматриваемый Типикон предписывает исполнять стабильно на вечерни 18-ую кафизму[9].

3.    Кафизмы на утрени

На протяжении Великой четыредесятницы современный Устав не сокращает количество кафизм на утрени ни при полиелейном разряде богослужения[10], ни на праздник Благовещения, если он приходится на будний день рассматриваемого периода[11]. Только в четверг 5-ой седмицы поста полагается одна (восьмая) кафизма, что связано с исполнением Великого канона в указанный день[12].

Таким образом, видно, что современный Типикон устанавливает в седмичные дни Великой четыредесятницы три кафизмы без всяких оговорок, исключение же составляет четверг 5-ой седмицы.

Такая строгость исполнения кафизм в Великую четыредесятницу свойственна Иерусалимскому Типикону, и подобные указания на чтение кафизм мы встречаем во многих рукописных вариациях данного устава[13].

Многие памятники студийской традиции предполагали больше моментов, нежели ныне, когда количество кафизм на утрени Великой четыредесятницы сокращалось.

По Типикону прп. Георгия Мтацминдели (ΧΙ в.) в первый день Великого поста и в среду средостения положено две кафизмы, в четверг 5-ой седмицы – одна, в прочие седмичные дни – три кафизмы. Однако стоит отметить, что сокращение кафизм в понедельник первой седмицы Четыредесятницы компенсировалось тем, что первый час в этот день совершался с кафизмой[14].

Подобное наблюдается и в Евергетидском Типиконе, только в четверг пятой седмицы и среду преполовения исполняются три кафизмы[15].

Мессинский Типикон (1131 г.) предполагал две кафизмы каждый понедельник в течение Великой четыредесятницы, но в этот день также должна была исполняться кафизма на первом часе. В среду преполовения и в четверг пятой седмицы поста также предписывалось две кафизмы[16].

Аналогичные предписания мы видим в Николо-Казулянском Типиконе (XIII в.)[17].

В отличие от приведенных выше примеров, Студийско-Алексиевский Устав (1034 г.) и некоторые его редакции в первый день Великого поста предлагают три кафизмы[18]. Сокращение кафизм до двух указанный устав предписывает по пятницам Великой четыредесятницы. Однако он указывает также и исполнение кафизмы на первом часе по пятницам, что не предусматривается нынешней традицией. Аналогичное сокращение кафизм на утрени встречается в среду преполовения Четыредесятницы. Интересно, что согласно рассматриваемому уставу кафизмы вообще отменяются на утрени четверга 5-ой седмицы Великого поста[19], однако подобное опущение стихословия псалтири в указанный день мы находим и в синайской редакции Иерусалимского Устава (Sin. gr. 1094, ΧΙΙ в.) [20].

Орбельская триодь (ΧΙΙΙ в.), зависящая от студийской традиции, позволяет сокращать количество кафизм в среду преполовения и четверг пятой седмицы до одной[21].

Общие закономерности с великопостным периодом чтения кафизм имеет зимний период[22] чтения Псалтири, в течение которого также исполняется исключительно 18-ая кафизма на вечерни и три кафизмы на утрени. Приведем таблицу распределения кафизм в указанный период в сравнении с летним периодом[23].

 

Таблица 2

Распределение чтения кафизм в зимний и летний периоды в современной традиции[24]

Дни

Летний период

Зимний период

Утреня

Вечерня

Утреня

Вечерня

Воскресенье

2, 3 (+17 каф.)

--------

2, 3 (+134, 135 пс.)

-------

Понедельник

4, 5

6

4, 5, 6

18

Вторник

7, 8

9

7, 8, 9

18

Среда

10, 11

12

10, 11, 12

18

Четверг

13, 14

15

13, 14, 15

18

Пятница

19, 20

18

19, 20

18

Суббота

16, 17

1

16, 17

1

 

Из приведенной таблицы мы видим, что на утрени в течение зимнего периода стало исполняться три кафизмы ввиду того, что к двум кафизмам, постоянно исполняющимся на указанном богослужении, присоединилась кафизма, которая должна исполняться на вечерни.

Данная кафизма, по-видимому, была вытеснена 18-ой кафизмой, которая, как мы отмечали выше, проявление богослужебного архаизма в постные дни и периоды. Таким образом, наличие на утрени трех кафизм в зимний период, наверняка, связано с появлением «песней степеней» на вечерни – древней богослужебной псалмодии данного богослужения.

Наличие общих тенденций и закономерностей в распределении кафизм великопостного периода и зимнего периода дает возможность заключить, что три кафизмы на утрени в течение Великого поста также связаны с появлением 18-ой кафизмы на вечерни.


4.    Кафизмы на часах

Относительно кафизм на часах стоит отметить, что многие Типиконы студийской традиции предполагали их исполнение не только в великопостный период года.

Например, Николо-Казулянский Типикон (ΧΙΙΙ в) предлагает исполнять кафизмы на 3-м и 6-м часе в течение Апостольского поста и Рождественского поста[25]. Аналогичное указание имеет Евергетидский Типикон (ΧΙ в.)[26] и Типикон прп. Георгия Мтацминдели (XI в.), только в нем указывается кафизма и на 9-м часе[27]. Таким образом, видно, что в истории богослужения кафизмы на часах не являются сугубой особенностью Великого поста.

Наличие кафизм на часах в богослужебных памятниках и современной практики ставит вопрос о возможных источниках происхождения данной традиции.

Для того чтобы попытаться узнать о возможных корнях практики присоединения кафизм к часам, обратимся к уже упоминаемому нами синайско-грузинскому кодексу (Sin. iber. 34). Данный памятник дает распределение кафизм по всем 24-м богослужениям (часам) суточного круга.

На богослужение каждого часа приходится по одной кафизме, исключение составляют первый и последний часы дня и ночи. Чтение Псалтири, согласно рассматриваемому памятнику, начиналось в 5-м часу ночи, кафизмы шли друг за другом согласно порядковому номеру, исключения составляли 17-ая и 18-ая кафизмы, которые выбивались из общего порядка[28]. Наглядно это показывает нижеприведенная таблица системы чтения кафизм на 24-х часах согласно Sin. iber. 34, реконструированная исследователем указанного кодекса.

Таблица 3[29]

Часы дня

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Кафизмы

(1)

8

9

10

11

[12]

[13]

[14]

[15]

[16]

18

----

 

Часы ночи

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Кафизмы

----

17

19

20

1

2

3

4

5

6

7

----



Как мы видим, в течение суток вся Псалтирь прочитывалась полностью.

Известно, что в V–VII веке в среде египетского монашества существовал чин прочтения всей Псалтири за один раз. Об этом свидетельствует рассказ о Ниле Синайском из «Повествования отцев Иоанна и Софрония», апофтегмы аввы Серапиона и «Повесть зело полезная об авве Филимоне». Около VII века стал распространяться модифицированный вариант изложенной практики, предполагающий вычитку всей Псалтири в течение суток, а не за один прием[30].

Таким образом, распределение кафизм в течение суток согласно Sin. iber. 34 могло быть обусловлено модифицированной практикой египетских отшельников. Стоит отметить, что кафизмы в упоминаемом памятнике были привязаны к богослужению часов[31].

Ввиду вышеизложенного, вполне вероятно, что назначение чтения кафизмы на часах – проявление палестинского архаизма, когда кафизмы употреблялись на каждом богослужении суточного круга, носившем название часов. Указанная практика, вероятно, своими корнями уходит в ежедневное молитвенное правило египетских монахов.

Таким образом, наличие исключительно 18-ой кафизмы на великопостных вечернях и кафизм на часах – два богослужебных архаизма палестинского происхождения. Проявление первого из них привело к тому, что кафизма, читаемая как рядовая на вечерни за пределами Великого поста, переносится на утреню, чтобы не нарушать последовательное чтение Псалтири за богослужением.



[1] Типикон. М., 1954 (репр. воспр. изд.: М., 1906). Л. 31 на об., 32.

[2] Mateos J.La psalmodie variabele dans l’office Byzantin // Acta philosophica et theologica. T. II. Romae, 1964. P. 329.

[3] Дмитриевский А.Что такое κανὼν τῆς ψαλμωδίας, так нередко упоминаемый в жизнеописании преподобного Саввы Освященного? // Руководство для сельских пастырей. 1889. № 38.С. 72.

[4] Frøyshov S. L’Horologe “Georgien” du Sinaiticus Ibericus 34. T. I. Edition et traduction. Paris, 2004. P. 21.

[5] Frøyshov S. L’Horologe “Georgien” ... T. II. Commentaire. P. 437, 606-607.

[6] Mateos J.La psalmodie ... P. 437.

[7] Например, Типикон прп. Георгия Мтацминдели (ΧΙ в.) и Мессинский Типикон (1131 г.). См.: Кекелидзе К., прот.Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах. Тифлис, 1908.С. 276; Arranz M.Le Typicon du Saint-Sauveur à Messine (Series: OCA, 185). Roma, 1969.P. 204.

[8]Например, Шио-Мгвимский Типикон (ок. 1123 г.) и рукопись Sin. gr. 1094, ΧΙΙ в., являющаяся Иерусалимской редакцией савваитского Типикона. См.: Кекелидзе К., прот.Литургические грузинские памятники ...С. 338; Дмитриевский А.Описание литургических рукописей хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. ΙΙΙ. Τυπικά. Пг., 1917. С. 13.

[9] Mateos J.La psalmodie … P. 334.

[10] Типикон. Л. 248.

[11] Типикон. Л. 274 на об. Благовещенскому богослужению Устав придает особое значение, оно не опускается даже при совпадении с праздником Пасхи (Типикон. Л. 289 на об.).

[12] Типикон. Л. 433 на об.

[13] Дмитриевский А.Описание литургических рукописей ... Т. ΙΙΙ. С. 8, 18; ГИМ. Син. 329. Л. 205; ГИМ. Воскр. 9. Л. 184; РНБ. Пог. 284. Л. 244, 263; РНБ. F. п-Ι. 26. Л. 165, 181 об.; РГАДА. Тип. 143. Л. 140, 151;

[14]Кекелидзе К., прот. Литургические грузинские памятники ... С. 275, 277, 280.

[15] Дмитриевский А.Описание литургических рукописей хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. Ι. Τυπικά. К., 1895. C. 512-513, 531, 535.

[16] Arranz M.Le Typicon du Saint-Sauveur à Messine.P. 197-199, 215, 220, 222.

[17] Apostolidis A.Il typicon di S. Nicola di Casole secondo il codice Taur. Gr. C III 17 (Introduzione, Testo critic, Indici) / Tesi di dottorato. Pontificia Università S. Tommaso d’Aquino in Roma. Facoltà di Teologi. Sezione ecumenico-patristica greco-byzantina «S. Nicola». Bari, 1983-84 (testo dattiloscrito). P. 169-170, 188, 191.

[18] Пентковский А.Типикон патриарха Алексия в Византии и на Руси. М., 2000.С. 239; РНБ. Соф. 1136. Л. 1; РГАДА. Тип. 144. Л. 5 об.

[19] Пентковский А.Типикон патриарха Алексия ...С. 240, 243-244; РНБ. Соф. 1136. Л. 6-6 об.

[20] Дмитриевский А.Описание литургических рукописей ... Т. ΙΙΙ. С. 8, 18.

[21] РНБ. F. п. Ι-102. Л. 89, 108 об.

[22] От отдания праздника Воздвижения Креста Господня до 20 декабря (ст. ст.); от 15 января до субботы перед Неделей о блудном сыне.

[23] От Недели Антипасхи до отдания праздника Воздвижения Креста Господня; От 20 декабря до 14 января (ст. ст.); В мясопустную и сырную седмицы.

[24] Mateos J.La psalmodie ... P. 329.

[25] Дмитриевский А.Описание литургических рукописей ... Т. Ι. С. 799.

[26] Там же. С. 315-316; P. 332.

[27] Кекелидзе К., прот.Литургические грузинские памятники ...С. 240.

[28] Frøyshov S. L’Horologe “Georgien” ... T. II. P. 603-605.

[29] В круглых скобках указана поздняя вставка; в квадратных скобках указана реконструкция ( Frøyshov S. L’Horologe “Georgien” ... T. II. P. 604).

[30] Лурье В.Из истории чинопоследований псалмопения: полная псалтирь в ежедневном правиле (в связи с историей египетского монашества IV-VII вв.) // Византийский временник. Т. 56. М., 1996. С. 228-237.

[31] Под часами в древности могло подразумеваться всякое богослужение, привязанное к определенному времени дня или ночи (Диаковский Е. Последование часов и изобразительных.С. 159).

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

События
Еще 9