Русская Православная Церковь считает очевидным благом свободную и добровольную общественную деятельность, направленную на праведное и достойное устроение жизни, на свидетельство о своей вере делами, на помощь и служение ближнему – во исполнение заповеди Божией: Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39) (см. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви V.2.).
Сегодня эта деятельность уже приобрела общенациональный масштаб, богатство и разнообразие ее направлений увеличивается, в ее орбиту входят все новые люди, активные и неравнодушные, в том числе церковная молодежь.
Православный христианин может участвовать в любой общественной деятельности во всем ее современном многообразии, в том числе совместной с иноверцами и атеистами, если она преследует цели, не противоречащие Священному Писанию и Преданию, и осуществляется благими и законными методами. Такие труды в соработничестве с нецерковными людьми для православного христианина есть, в том числе, прямая возможность миссии, деятельного свидетельства перед внешними о Христе Спасителе.
Многие общественные организации (братства, сестричества, благотворительные фонды и так далее) прямо заявляют себя православными. В их работе должна быть велика роль духовного наставничества и благословения пастырей. Их деятельность должна вестись в согласии со Священным Писанием и Преданием, позицией священноначалия. Вместе с тем, это не означает принудительного единомыслия во всех многообразных вопросах общественной, культурной, политической жизни. Каждый член Церкви имеет право на обнародование своего частного мнения по всему кругу жизненных вопросов, если оно не высказывается от имени всей Церкви и не противоречит святым догматам, постановлениям соборов, иным общецерковным решениям. В полной мере это относится и к православным общественным организациям.
При этом православные общественные организации и все общественно активные православные христиане призываются к тому, чтобы, бережно храня единство церковного мира, согласовывать свою публичную позицию со священноначалием, прежде всего правящим архиереем, а в необходимых случаях общецерковными структурами. В свою очередь, архиереи, равно как и клирики, призываются к тому, чтобы осуществлять попечение об общественной деятельности православных христиан с любовью и рассуждением, не навязывая свою личную точку зрения как общеобязательную, уважая свободу воли и суждения своих подопечных, допуская, по слову апостола, разномыслие по недогматическим вопросам. Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор. 11, 19).
К сожалению, в современном мире немало людей, которые объединяются в общественные организации ради определенных целей и ведут общественную деятельность такими средствами, которые Церковь не может принять – вплоть до прямой апологии греха и деятельного вовлечения людей во грех. Православный христианин не может состоять в подобных общественных объединениях и даже сотрудничать с ними. Это, однако, не означает отказа от возможности и во многих случаях необходимости публичного диалога – обличения, увещевания, разъяснения. Подобное свидетельство представляет собой важное поле общественной деятельности православных христиан.
Общественная деятельность не должна вносить в души православных христиан ненависть и уныние. Следует отметить, что главной целью христианской жизни является, по слову преподобного Серафима Саровского, стяжание в своем сердце благодати Духа Святаго: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся».