Академическое богословие в современной России
Новые материалы
Статья
В статье хабилитированного доктора богословия (Dr. hab.), доктора теологии (ThDr), кандидата юридических наук, доцента Кузбасской православной духовной семинарии священника Павла Бочкова описывается история уникального предмета, редкого экземпляра наперсного креста, ранее принадлежавшего клирику неканонической «Украинской Автокефальной Православной Церкви» «протоиерею» Моисею Строгану (Строганову) (1898–1938). История этого креста тесным образом связана с историей разделений в Русской Православной Церкви в ХХ в. в целом и возникновением УАПЦ первой формации в частности. В связи с этим в статье приводится краткая история УАПЦ первой формации, а также биографические данные об М. П. Строгане. Крест, с одной стороны, сочетает в себе традиционные для подобных предметов формы и надписи, а с другой — имеет четко выраженную юрисдикционную принадлежность, является материальным свидетельством истории начала 20-х гг. XX в. и интересным примером попытки клириков УАПЦ первой формации изготовить собственный наперсный крест, который бы имел указание на их юрисдикционную и преемственную связь со своей структурой.
Статья
В статье кандидата исторических наук Максима Александровича Орлова рассматриваются предпосылки издания императором Николаем II указа «Об укреплении начал веротерпимости». Российская империя являлась уникальным многонациональным и многоконфессиональным государством. До 1905 г. законы империи устанавливали веротерпимость, однако свобода вероисповедания носила условный характер. Признанные религии имели различный правовой статус, свобода совести, понимаемая как право свободного перехода из одной религии в другую, отсутствовала. Освещение данного вопроса невозможно без определения конфессиональной структуры Российской империи, сложившейся к началу XX в. По мнению автора, внутри конфессиональной структуры существовали противоречия, ставшие важнейшей предпосылкой реформы. Кроме этого, значительное влияние оказал общественный дискурс. В обществе сформировалась убежденность в необходимости отмены ограничений религиозных свобод. Либеральное крыло общественной мысли включало вопрос о свободе совести в политическую программу, что переводило требование расширения веротерпимости на новый, политический уровень. Еще одной предпосылкой реформы стало понимание некоторыми чиновниками бесперспективности уголовной ответственности в отношении «совратителей» и «отпавших». Сюда же следует отнести работу высшей бюрократии по смягчению режима веротерпимости, что нашло отражение в императорском указе от 12 декабря 1904 г. Наконец, революционные события 1905 г. также оказали влияние на ускорение хода реформы.