Концепция «постсекулярного», предложенная в свое время немецким философом и социологом Юргеном Хабермасом, продолжает активно обсуждаться в отечественном религиозно-философском научном сообществе. Вспоминаем статью кандидата исторических наук Антон Николаевича Данненберга.
В декабре 2024 года в издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета вышел первый том собрания сочинений филолога и культуролога, академика РАН Сергея Сергеевича Аверинцева «Античность». Всего в издании планируется шесть томов, куда войдет множество текстов, ранее не известных широкой публике. В беседе с корреспондентом портала «Богослов.Ru» руководитель проекта собрания сочинений С. С. Аверинцева, заведующий редакцией издательства ПСТГУ Егор Агафонов рассказал о том, как строится работа над проектом и в чем заключается его значимость.
Елизаветинской (по имени императрицы Елизаветы Петровны) принято называть Библию, отредактированную при подготовке к новому изданию и впервые выпущенную в 1751 г. в Санкт-Петербурге. За несколько месяцев до выхода Библии из печати в мастерские петербургской Академии наук поступили два заказа от Святейшего Синода на создание гравированных иллюстраций. Историю создания гравюр можно восстановить по нескольким источникам: по материалам канцелярии Синода (РГИА); по материалам канцелярии Академии наук (СПФ АРАН); по делу «О напечатании новоисправленной Славянской Библии», составленному в 1878 г. комиссией по разбору и описанию архива Святейшего Синода. Согласно опубликованному описанию комиссии (1878 г.), вследствие допущенных ею обобщений, можно понять, что работа над двумя заставными листами и над основным циклом иллюстраций Библии (49 гравюр) велась в мастерских петербургской Академии наук одновременно. Это вызвало путаницу в последующих публикациях. Цель статьи аспиранта Московской духовной академии Натальи Викторовны Герасимовой — уточнить на основании ранее неопубликованных документов канцелярии Синода и канцелярии Академии наук детали работы художников и граверов над этими двумя отдельными синодальными заказами.
Статья аспиранта Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Григория Владимировича Бартенева посвящена изучению процесса преодоления сопротивления партийно-хозяйственного руководства областного уровня в СССР открытию и функционированию духовных учебных заведений в послевоенный период на примере возрождения Саратовской духовной семинарии в 1944–1951 гг. Рассматриваемый период разделяется на три части: длительный процесс сопротивления саратовских властей открытию семинарии и непредоставления помещения ей (1944–1947), относительно спокойный период функционирования семинарии и период реакции местных властей на празднование Крещения Господня в 1949 г., известное как «Саратовская купель», которое привело к тяжелому двухлетнему кризису в церковно-государственных отношениях в Саратове и попытке закрытия духовной школы. В статье показана роль архиереев, управлявших Саратовской епархией и отвечавших за возрождение Саратовской семинарии: архиепископов Григория (Чукова) и Алексия (Палицына), епископов Паисия (Образцова) и Бориса (Вика), а также архиепископа Филиппа (Ставицкого), помощь со стороны патриархов Русской Православной Церкви Сергия (Страгородского) и Алексия (Симанского). Данные события рассматриваются в связи с процессами ухудшения церковно-государственных отношений в СССР, начавшихся в 1946 г., после смены руководства Министерства государственной безопасности СССР, и повлекших за собой давление на Церковь со стороны партийного руководства областей и республик СССР.

Академическое богословие в современной России

Еще 32

Новые материалы

События
Вышла в свет книга «Русская Церковь и Московское Царство в эпоху первых пяти Патриархов. Собрание документов»
События
Конференция «Память и духовный опыт поколений: пастырский аспект» пройдет в Москве. Для молодых священников — особые условия участия
События
Московская духовная академия и Научная электронная библиотека заключили соглашение о сотрудничестве. Документ подписан в преддверии запуска обновленного портала «Богослов.Ru»
События
Московская духовная академия и Синодальный миссионерский отдел заключили соглашение о сотрудничестве
События
В Таврической духовной семинарии открывается «Школа абитуриента»
События
Конференция «Равноапостольный Николай Японский и миссионерское служение Русской Православной Церкви» пройдет в Николо-Угрешской семинарии
События
Презентация первого тома собрания сочинений Сергея Аверинцева пройдет в Москве 20 декабря
Статья
Наперсный священнический крест УАПЦ 1921 г.: свидетельство ранней истории раскола
В статье хабилитированного доктора богословия (Dr. hab.), доктора теологии (ThDr), кандидата юридических наук, доцента Кузбасской православной духовной семинарии священника Павла Бочкова описывается история уникального предмета, редкого экземпляра наперсного креста, ранее принадлежавшего клирику неканонической «Украинской Автокефальной Православной Церкви» «протоиерею» Моисею Строгану (Строганову) (1898–1938). История этого креста тесным образом связана с историей разделений в Русской Православной Церкви в ХХ в. в целом и возникновением УАПЦ первой формации в частности. В связи с этим в статье приводится краткая история УАПЦ первой формации, а также биографические данные об М. П. Строгане. Крест, с одной стороны, сочетает в себе традиционные для подобных предметов формы и надписи, а с другой — имеет четко выраженную юрисдикционную принадлежность, является материальным свидетельством истории начала 20-х гг. XX в. и интересным примером попытки клириков УАПЦ первой формации изготовить собственный наперсный крест, который бы имел указание на их юрисдикционную и преемственную связь со своей структурой.
События
Исследование «Покаянный канон по мотивам Лествицы Иоанна Синайского в византийской и славяно-русской культурах» вышло в издательстве «Нестор-История»
События
В издательстве ПСТГУ вышел сборник бесед протопресвитера Александра Шмемана о русской культуре
События
Конференция «“Парижская школа”: сокровище старое и новое» пройдет 29-30 апреля 2025 года в Москве
Статья
Предпосылки издания указа 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости»
В статье кандидата исторических наук Максима Александровича Орлова рассматриваются предпосылки издания императором Николаем II указа «Об укреплении начал веротерпимости». Российская империя являлась уникальным многонациональным и многоконфессиональным государством. До 1905 г. законы империи устанавливали веротерпимость, однако свобода вероисповедания носила условный характер. Признанные религии имели различный правовой статус, свобода совести, понимаемая как право свободного перехода из одной религии в другую, отсутствовала. Освещение данного вопроса невозможно без определения конфессиональной структуры Российской империи, сложившейся к началу XX в. По мнению автора, внутри конфессиональной структуры существовали противоречия, ставшие важнейшей предпосылкой реформы. Кроме этого, значительное влияние оказал общественный дискурс. В обществе сформировалась убежденность в необходимости отмены ограничений религиозных свобод. Либеральное крыло общественной мысли включало вопрос о свободе совести в политическую программу, что переводило требование расширения веротерпимости на новый, политический уровень. Еще одной предпосылкой реформы стало понимание некоторыми чиновниками бесперспективности уголовной ответственности в отношении «совратителей» и «отпавших». Сюда же следует отнести работу высшей бюрократии по смягчению режима веротерпимости, что нашло отражение в императорском указе от 12 декабря 1904 г. Наконец, революционные события 1905 г. также оказали влияние на ускорение хода реформы.
Еще 9