Христианство и философия
Новые материалы
Статья
Статья старшего преподавателя регентского отделения Воронежской духовной семинарии диакона Димитрия Ушакова посвящена смене церковно-певческих парадигм в XVII–XVIII вв. В историю русского богослужения эти века вошли как эпоха радикального перелома в системе церковного пения. Происходит смена древней, одноголосной традиции и замена ее на новую, партесную. Церковное пение начинает восприниматься как одна из форм музыкального искусства, а не как «поемое слово». Сакральная по функции и по конструктивным принципам невменная нотация заменяется рационально-математической нотолинейной. Церковные певцы перестают рассматриваться как совершители/участники богослужения и становятся мало-помалу вольнонаемными музыкантами-исполнителями, чье искусство сопровождает богослужение. Церковный композитор тоже может быть свободным светским профессиональным музыкантом. Принцип мелодической иерархии сменяется свободным выбором репертуара. В итоге происходит обмирщение богослужения.
Статья
Вспоминаем интервью с православным американским богословом и философом Дэвидом Брэдшоу об исторической и актуальной связи теологии и философии.
Статья
Статья кандидата богословия протоиерея Сергия Звонарёва знакомит читателя с попытками установить диалог между Православной и Римско-Католической Церквями в 60-е гг. XX в. — время, которое характеризовалось интенсивными межхристианскими контактами. В статье использованы материалы церковных и государственных архивов, публикации в официальном церковном печатном органе, исследования зарубежных авторов. Автор показывает, что особую роль в налаживании диалога церквей сыграл Второй Ватиканский собор. Наблюдатели от поместных православных церквей прокладывали непростые пути общения сквозь тернии исторических разделений. В среде автокефальных православных церквей не было единого мнения относительно целей и задач православно-католического диалога, его содержания. Церкви разделились на сторонников Московского Патриархата и приверженцев Константинопольского Патриархата. Москва придерживалась позиции «продуманной медлительности». Фанар был готов начать диалог безотлагательно, намереваясь возглавить этот процесс с православной стороны. Митрополиту Никодиму (Ротову) удалось убедить большинство участников общеправославных встреч в целесообразности отложить объявление о диалоге с католической стороной. Иерарх выступил в защиту свободы поместных церквей самостоятельно вести диалог с Католической Церковью, а также обмениваться опытом такого диалога.