Естественно-научная апологетика: введение в предмет
Портал «Богослов.Ru» начинает публикацию серии статей священника Олега Мумрикова, преподавателя Московской духовной семинарии по предмету «Естественно-научная апологетика».
Статья

Естественно-научная апологетика

Основная задача данного направления апологетики (раздела богословия, обосновывающего и защищающего истины христианства) заключается в том, чтобы на основе наблюдаемой и познаваемой целесообразности устройства мира побудить человека к размышлению о его Первопричине - Живом Боге. Фактически, стержневой идеей естественнонаучной апологетики является то, что традиционно именуется телеологическим доказательством бытия Божия (аргумент, основанный на разумности, совершенстве наблюдаемого мира)[1]. Главными темами здесь являются проблемы соотношения науки и религии, религии и атеизма, или, по С. С. Глаголеву, «научное обоснование истин веры».

«Христианство по своему доктринальному содержанию и моральному влиянию исповедуется в православии божественным, или чудесным, для космического строя, а потому для него принципиально требуется рациональное оправдание, - тем более, что обыкновенный разум слишком склонен и способен превращать эту чудесность в прямую невероятность и часто обнаруживает систематический скептицизм. Этим и создается практическая нужда защиты христианства...», - писал проф. Николай Никанорович Глубоковский (1863- 1937)[2].

Краткая предыстория. «Истоками и основанием естественнонаучной апологетики стали известные слова святого апостола Павла: "Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны" (Рим. 1:19-20). Апостол с некоторой предосудительностью пишет здесь о тех, кто, рассматривая и изучая мир, не видит в нем присутствия Бога. Отцы и учители Церкви разных эпох также были убеждены, что наблюдение явлений природного мира и привлечение данных естественных наук в апологетических целях является и правомерным, и полезным, поскольку со своей стороны открывает человеку бытие Бога и многие Его свойства»[3]. Преп. Ефрем Сирин, например, говорил: «Моисей в книге своей описал творение природы, чтобы о Творце свидетельствовали и природа, и Писание, - природа, когда пользуемся ею, Писание, когда читаем его. Сии дви свидетеля обходят всякую страну, пребывают во все времена, они всегда перед нами, и обличают отступников, отрицающих Творца»[4]. Святитель Григорий Палама замечает: «Итак, до того как нас создать, Творец наш составил весь этот мир ради нашего тела; произвел из ничего. Для улучшения же нравов и руководства в добродетели, чего только не сделал любящий добродетель Владыка? - Самый весь этот чувственный мир является как бы каким-то зеркалом того, что находится сверх мира, дабы через духовное созерцание сего мира, как бы по некой чудесной лествице, нам востечь к оному высшему миру»[5]. Об этом же говорят святители Василий Великий и Григорий Нисский в своих «Шестодневах», преподобный Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» и многие другие. Один из русских святых, святитель Тихон Задонский, пишет большое сочинение «Сокровище духовное от мира собираемое»[6]. Таким образом, естественно-научная апологетика берет свое начало из «естественного богословия», которое, в свою очередь, строится на богодухновенных библейских текстах Ветхого и Нового Заветов, творениях святых отцов. 

Изучая мир, Бога «видело» подавляющее число самых выдающихся ученых-естествоиспытателей всех времен и народов, включая и современную эпоху. Основную их мысль хорошо выразил М. Ломоносов: «Создатель дал роду человеческому две книги. Первая - видимый мир... Вторая книга - Священное Писание... Обе обще удостоверяют нас не токмо в бытии Божием, но и в несказанных нам Его благодеяниях. Грех всевать между ними плевелы и раздоры»[7]. Статус науки, как «служанки богословия», (в терминологии блаж. Августина (IV-V), Роджера Бэкона (XIII), Фомы Аквинского (XIII) и др.) в Средние века в определенной степени способствовал ее развитию. Конфронтация между религией и наукой в т. н. эпоху Возрождения и позднее была вызвана, с одной стороны, проблемой демаркации (разделения сфер деятельности) между ними, с другой, - тенденциями к использованию естествознания для обоснования секулярной философии и атеизма. Два указанных момента к XVIII в. становятся доминирующими апологетическими направлениями, оставаясь актуальными до сегодняшнего дня.

Предмет. Современная естественно-научная апологетика имеет едва ли не столько же аспектов, сколько естествознание насчитывает у себя отдельных наук. Однако некоторые из них имеют приоритетное значение. Обусловлено это тем, какое «внимание» уделяется атеистической критикой той или иной науке. Таковыми обычно являются космология, биология, антропология, психология. Основной проблемой дискуссии между религией и атеизмом (но не между религией и наукой!) на пространстве этих наук является причина, или источник (Бог или материя?) возникновения Вселенной, происхождение жизни и человека[8]. Поэтому, в отличие от многих богословских дисциплин,  естественно-научная апологетика требует постоянного самообновления в  области фактологии. Систематическое изложение современной естественно-научной апологетики представляется целесообразным в самой тесной взаимосвязи с «концепциями современного естествознания» - общеобразовательной обязательной дисциплиной, входящей в программу университетов.

Современный диалог богословия с естествознанием носит не только дискуссионный, но и позитивный характер. Естественно-научная апологетика играет важную роль в процессах целеполагания научных исследований, формирования целостной картины мира, становления этических ценностей людей науки, осмысления достижений и перспектив дальнейшего развития цивилизации. Кроме того, владение современным естественно-научным материалом позволяет православному миссионеру свидетельствовать об Истине на том языке, который более характерен для носителей «техногенной культуры», используя образы и аналогии из сферы деятельности, близкой для данной аудитории.

Методология направления. Трудно переоценить роль естественно-научной апологетики не только в деле построения моделей соотнесения библейского Откровения о Сотворении мира и человека с современными научными данными, но и в общем развитии диалога богословия и естествознания. Между тем следует помнить о том, что «было бы неверным стремиться каждую деталь в библейском тексте освещать данными науки». Сама система полного «согласования», по словам проф. прот. Василия Зеньковского, «ложна в своем принципе», т. к. наука постоянно развивается, а священный текст остается все тем же[9]. Именно поэтому, несмотря на свое развитие, апологетическую ценность и возможное приближение к истине, все концепции согласования библейского текста и космологических научных теорий остаются лишь «моделями» или «рабочими гипотезами». Важнейшие условия, которые должны быть непременно соблюдены при построении подобных моделей - неповрежденность догматического учения Церкви, научная и богословская компетентность. Владимир Николаевич Лосский (1903-1958) указывал, помимо этого, на необходимость постоянного памятования о том, что «если есть тайна Божественного, то есть также и тайна тварного»[10]. Такой подход к соотнесению науки и веры никак не стоит преградой на пути исследовательских интересов, но вместе с тем ставит вопрос о необходимости благоговейного отношения к таинству появления из небытия мира и человека, предупреждая как вульгарно-материалистические, так и агностические построения. В плане междисциплинарных подходов естетвенно-научная апологетика тесно связана не только с естествознанием, но и с такими дисциплинами, как философия и история науки, основное, догматическое и нравственное  богословие, библейская история и археология, экзегетика и герменевтика Священного Писания. Невозможно представить развитие данной области апологетики без соотнесения с патристическим наследием.

 

Краткий обзор истории естественно-научной апологетики

Со времен «секулярного» XVIII века бурно развивающиеся естественные науки постепенно «узурпировали» все права на построение космогоний, формирование мировоззрений, сохраняя, в том числе, за собой и единоличную власть давать исчерпывающие ответы на самые фундаментальные вопросы бытия. А в ХIХ веке идея спонтанного эволюционного[11] развития в тесном содружестве с гегелевской диалектикой вытесняет не только из естественных, но и из гуманитарных, теснейшим образом связанных с богословием, наук все альтернативные метафизические парадигмы. При изучении Священного Писания господствующим оказывается подход, связанный с так называемым критическим методом (Higher Criticism Method), a priori ставящим под сомнение авторство библейских книг и богодухновенность священных текстов[12]. Протестантская, а немногим позднее, после некоторой борьбы, и католическая библейская наука частично усваивают этот новый  подход[13]. Общие тенденции западной библеистики в ХХ веке в свою очередь оказывают определенное влияние и на православных исследователей Писания[14].

Однако еще в первой половине XIX века только в англоязычной литературе встречается до 30 имен, т. н. «библейских геологов», искавших естественно-научные доказательства сотворения и следы недавней мировой катастрофы - Всемирного потопа. Наиболее известны из них Джордж Янг (1777-1848), Джордж Фэирхолм (1789-1846), Джон Мюррей (1786-1851), Вильям Ринд (1797-1874)[15]. Вильяма  Пэли (W. Paley, 1743-1805) можно назвать основоположником популярной в настоящее время «теории разумного замысла». В дальнейшем количество естественно-апологетической литературы растет в геометрической прогрессии. Так, проф. Боннского ун-та Рейш в своем труде «Библейская история в связи с естествознанием» на восьми страницах перечисляет только имена и работы современных ему апологетов. Среди них можно отметить труды проф. Курца из Дерпта «Библия и астрономия, или изложение библейской космологии и ее отношение к естественным наукам» (Берлин, 1864), проф. Шульца из Бреславля «История творения по естествознанию и Библии» (Гота, 1865), иезуита Бозицио «Шестидневное творение и геология» (Майнц, 1865), Пианчиани «Естественная космология, сравненная с книгой Бытия» (Рим, 1862), Цольманна «Библия и природа в гармонии их Откровений (Гамбург, 1869), Виземанна «Рассуждения об отношениях между наукой и откровенной религией (Париж, 1837), Николя «Научные исследования о христианстве» (1846) и др.

В России 12 октября 1870 г. проф. Дмитрием Федоровичем Голубинским (1832-1903), по благословению Святейшего Синода в Московской духовной академии, была впервые основана кафедра естественно-научной апологетики (взамен упраздненных новым уставом духовных школ  (1869) кафедр физики и математики). Читаемый курс включал в себя сведения по физике, химии, астрономии и преследовал цель «доказать бытие Бога через изучение целесообразности устройства звездного мира и системы законов физики и химии»[16]. Здесь очевидна полная преемственность в подходе к осмыслению взаимоотношения естествознания и богословия, четко сформулированном еще великим М. В. Ломоносовым (1711-1865): «Физические рассуждения о строении мира служат к прославлению Божию и вере не вредны. <...> О если бы тогда (во времена ранних Отцов Церкви. - Свящ. О. М.) были изобретены нынешние астрономические орудия и были бы учинены многочисленные наблюдения от мужей, древних астрономов знанием небесных тел несравненно превосходящих, если бы тогда открыты были тысящи новых звезд с новыми явлениями, каким бы духовным парением, соединенным с превосходным их красноречием, проповедали оные святые риторы величество, премудрость и могущество Божие!»[17].

Многие ведущие представители православной церковной науки и богословия XIX-XX вв.: догматисты митрополит Московский Макарий (Булгаков) (1816-1882), Ректор Киевской духовной академии епископ Сильвестр (Малеванский) (1828-1908), архиепископ Черниговский Филарет (1805-1866), свящ. Николай Малиновский; библеисты: Ректор Московской и Киевской духовных академий епископ Михаил (Лузин) (1830-1887), проф. Александр Павлович Лопухин (1852-1904) и др. - в своих трудах в различной степени использовали известные им данные естественных наук. Святитель Феофан (Говоров) (1815-1894) всегда стремился быть в курсе современной ему естественно-научной и философской проблематики, в своих трудах и письмах к частным лицам вел активную полемику с такими атеистическими построениями,  как вульгарный материализм и дарвинизм. При этом Вышенский Затворник широко использовал научные знания для иллюстрирования своих мыслей, из-под его пера изливались глубокие размышления о сущности, законах бытия тварного мира.    

Развитие апологетики, в т. ч. и естественнонаучной, связано с именами философа-славянофила Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885), одного из основоположников отечественной психологии Георгия Ивановича Челпанова (1862-1936)[18], профессоров МДА Виктора Дмитриевича Кудрявцева-Платонова [19] (+1891), Сергия Сергеевича Глаголева (1865-1937)[20], проф. СПбДА Николая Павловича Рождественского (+1882)[21], прот. Николая Сергиевского[22], Ф. Орнатского, прот. Иоанна Петропавловского (+1907), свящ. Павла Флоренского (1882-1937). Здравый консерватизм, опора на святоотеческую традицию не мешали осмыслению сложных вопросов, связанных с бытием и становлением тварного мира в свете новых естественно-научных данных. Некоторые (например, проф. С. С. Глаголев, Н. П. Рождественский, А. П. Лопухин) для живых организмов допускали эволюционное развитие как результат действия Божественного творческого Промысла (телеологизм). Во многих деталях вышеперечисленные апологетические исследования устарели, некоторая часть «противоречий» между библейским текстом и научными фактами на протяжении ХХ столетия была разрешена. Тем не менее, целостный подход дореволюционной богословской школы к решению проблемы такого согласования остается актуальным и в настоящее время. Так С. С. Глаголевым и Н. Н. Глубоковским[23] критиковалась общая тенденция к завышению древности существования человека на земле, однако при этом ими предлагались и компромиссные хронологии. В 1898 г. проф. А. П. Лопухиным (под псевдонимом А. Павлович) было выпущено в свет малое по объему, но, тем не менее, фундаментальное по значению исследование[24], посвященное библейской космогонии по учению Отцов и учителей Церкви, в котором затрагивались актуальные и для настоящего времени вопросы герменевтики экзегетических святоотеческих текстов. Целостным подходом к осмыслению «феномена человека» отличаются и труды профф. Казанской духовной академии Виктора Ивановича Несмелова (1863-1937)[25], Якова Алексеевича Богородского (1841-1919)[26], а также библейско-апологетическое исследование А. Покровского [27]. Тайне сотворения жизни первых людей посвящены некоторые главы работы «Христианская философия брака» проф. Сергея Викторовича Троицкого[28], а тайне Рая - статьи профф. Ивана Степановича Якимова (+1885)[29] и Михаила Николаевича Скабаллановича (1871-1931)[30]. Вопрос о местонахождении могилы Адама (в контексте проблемы установления прародины человечества) освещался в работах Е. Я. Полянского[31] и проф. Митрофана Дмитриевича Муретова (1851-1917)[32].

Многочисленные публикации по актуальным темам естественно-научной апологетики и смежных дисциплин можно встретить на страницах авторитетных богословских дореволюционных периодических изданий: «Богословский Вестник» (МДА)[33], «Вера и разум» (Харьковская духовная семинария), «Странник» (СПб.), «Христианское чтение» (СПбДА), «Труды Киевской Духовной Академии», «Православный собеседник» (Казанская духовная академия), «Прибавления к Творениям святых Отцов» (МДА). В настоящее время это наследие до сих пор ожидает исследования, систематизации и осмысления.

Октябрьский переворот и последовавшие за ним гонения надолго пресекли только еще набирающий силу диалог между христианской богословской мыслью и  естествознанием. Среди немногих в этот период выделяется крайне спорная работа В. Н. Ильина[34], изданная в 1930 году в Париже, на страницах которой автор пытается защищать фантастическую гипотезу о существовании на Земле преадамитов на протяжении десятков миллионов лет. Следует также отметить две работы на французском языке: «Старение мира живого» (1941 г.)[35] и «Регрессивная эволюция» (1943 г.)[36]. Исследователи Decugis, Salet и Lafont говорили о деградации органического мира как следствии грехопадения прародителей, а  генеральной линией эволюции указанные авторы считали регресс. В СССР проф. Николай Николаевич Фиолетов (1891-1943) на страницах «самиздатовских» «Очерков христианской апологетики»[37] сделал попытку соотнесения религиозного и научного опыта. Этой же проблематике посвящает свои работы «Наука и религия», «Дух, душа и тело»[38] святитель-исповедник Лука (Войно-Ясенецкий) (1877-1961). Немногим позднее за рубежом вышел в свет широко известный апологетический труд клирика РПЦЗ прот. Стефана Ляшевского (1899-1986)[39], посвященный геологическому прочтению Шестоднева и в то же время защите традиционного православного взгляда на сотворение Адама. Хотя этому исследованию часто ставится в упрек излишняя популярность и недостаточная компетентность, однако сама концепция о. Стефана позднее, во второй половине ХХ века, нашла поддержку, уточнение  и развитие в трудах отечественных богословов, имевших также докторские научные степени в области геологии: митр. Иоанна (Вендланд)[40] (1909-1989) (придававшего большое значение исследованиям академика Льва Семеновича Берга (1876-1950), его теории номогенеза, или «развития на основе закономерностей»), прот. Глеба Каледы [41] (1921-1994), а также у прот. Николая Иванова (1904-1990)[42].

Вошли в историю естественно-научной апологетики работы архиереев РПЦЗ Архиепископа Нафанаила (Львова) (1906-1985)[43] и епископа Александра (Милеанта) (1938-2005)[44]. Во многом характерное для дореволюционной школы, взвешенное, целостное осмысление тайны сотворения мира и человека, Божественного Промысла и естественных законов бытия мы можем встретить на страницах «Апологетики» проф. прот. Василия Зеньковского (1881-1962)[45].

Большое значение для обоснования логики христианского учения в среде людей науки имели труды советского физика, конструктора академика Бориса Викторовича Раушенбаха[46] (1915-2001). Некоторые подходы его математической и естественно-научной апологетики в настоящее время считаются спорными, однако творческое обращение советского ученого не только к наследию свящ. Павла Флоренского, но и к православной традиции в целом в то время, безусловно, стало положительным явлением. Сегодня развитие данного направления осуществляется член-корр. РАН математиком А. Н. Паршиным[47].

Большое влияние на развитие концепции телеологизма и «христианского эволюционизма» при обсуждении вопроса о Сотворении мира и человека оказал известный французский философ, палеонтолог и католический богослов Пьер Тейяр де Шарден (Pierre Teilhard de Chardin) (1881-1955)[48]; однако его наследие в РКЦ и тем более в Православной Церкви оценивается далеко неоднозначно по причине присущих ему вольных трактовок  догматических истин. Сходной компромиссной позиции, вплоть до безоговорочного признания существования животных предков человека, придерживаются, следуя, впрочем, официальной папской энциклике «Humani generis» (Пий XII, 1950), современные библеисты-католики епископ А. Пьяцца (Alessandro Piazza) и Э. Гальбиати (Enrico Galbiati)[49]; англиканский священник проф. А. Пикок (Arthur Peacoce)[50], проф. И. Барбур (Ian G. Barbour)[51] (указанные пособия интересны в первую очередь как серьезные источники по вопросам взаимоотношения богословия и науки); д-р. Дж. Шредер (Gerald L. Schroeder)[52]; греческий богослов А. Каломирос. В России (СССР) такая точка зрения была воспринята прот. Александром Менем (1935-1990)[53], епископом Михаилом (Мудьюгиным) (1912-2000), Н. Я. Мерпертом [54], А. Б. Зубовым[55], диак. Д. Зворыкиным[56], В. И. Гоманьковым[57], С. В. Мейеном (псевдоним - С. Катюнин)[58], А. В. Гоманьковым[59], Г. Л. Муравник [60], Е. И. Хлебосоловым [61]. Сходный, но в целом более осторожный и гибкий подход к осмыслению проблемы антропогенеза предложен прот. Кириллом Копейкиным [62] и диак. Андреем Кураевым[63].

В то же время на Западе в протестантской среде набирает силы  реакция на излишне вольное обращение с текстами Священного Писания. Ярким представителем этого течения был креационист д-р Генри Моррис (Henry M. Morris) (1920-2006)[64], придерживавшийся крайнего буквализма при интерпретации повествования Шестоднева. Непримиримую оппозицию эволюционистской концепции составили работы и выступления иеромонаха РПЦЗ Серафима (Роуза) (Fr. Seraphim Rose) (1934-1982)[65].  Немецкими исследователями Р. Юнкером, З. Шерером к 1986 году был написан основательный труд «История происхождения и развития жизни»[66], посвященный научному обоснованию креационных взглядов на геохронологию, Сотворение мира и человека, которых придерживаются в своих книгах, статьях и докладах А. В. (Билл) Мелерт (A.W.(Biil) Mehlert)[67], С. А. Остин (Steven A. Austin) и Р. Хамфрейс (D. Russel Humphreys)[68], Дж. Баумгарднер (John R. Baumgardner)[69], А. В. Лаломов и С. В. Таболич[70], С. Вертьянов[71], Я. Н. Козлов[72], С. В. Шубин[73], С. Л. Головин[74], свящ. Тимофей  Алферов[75], А. С. Хоменков[76], прот. Константин Буфеев[77] (Апологетический центр «Шестодневъ»[78]), прот. Даниил Сысоев[79], Ю. Максимов[80], А. Милюков[81].

Позитивное значение данных работ заключается в критике спонтанного эволюционизма, в первую очередь в отношении происхождения человека. Однако общими слабыми местами креационизма являются крайний буквализм при толковании Библии и упрощенный подход к пониманию (герменевтике) святоотеческих текстов, а  также попытки объяснять накопление всей толщи осадочных пород исключительно последствиями Всемирного потопа, занижение возраста Вселенной и планеты Земля до 7-8 тысячелетий, вольная интерпретация научных фактов. Тревогу вызывает то, что критика, относимая к креационизму (в узком смысле этого слова), бросает тень в глазах научной общественности на все православное богословие, становясь препятствием на пути развития конструктивного диалога между Церковью и  научным сообществом, включая систему образования. В настоящее время  некоторые западные креационисты отказываются от таких радикальных подходов к соотнесению Священного Писания и научных данных, говоря лишь о поиске «разумного замысла» («intelligent design») в творении (американцы -  биохимик, проф. Майкл Дж. Бихи (Michael J. Behe), математик и философ Вильям Дембский (W. Dembski) и др.)[82].

Конструктивной критике с позиций геофизики и экологии подверг креационизм  священник Леонид Цыпин на страницах своего труда, посвященного проблемам экзегетики Шестоднева[83]. Важной стороной названной работы является осмысление византийской богословской традиции экзегетики Шестоднева в сопоставлении с данными космологии ХХ-XXI века.

Все противоречия между библейской космогонией, современной космологией и эволюционизмом попытался снять в своем труде «Теория распада вселенной и вера отцов» епископ Василий (Родзянко)[84], однако концепция, предложенная им, ввиду крайней богословской ее спорности, явилась, по всей видимости, не «ключом» к решению проблемы, а скорее еще одним «камнем преткновения». В настоящее время точка зрения еп. Василия разделяется прот. Михаилом Захаровым[85], свящ. Олегом Петренко[86] и др.

В 1999 г.  в одном  из докладов завкафедрой миссионерства ПСТБИ (ныне - ПСТГУ),  д-р. физ.-мат. наук, А. Б. Ефимов (совместно с деканом факультета церковного искусства прот. Александром Салтыковым) предложил еще один из компромиссных подходов, сходный с концепцией епископа Василия, однако лишенный некоторых ее недостатков и крайностей. В настоящее время разработкой парадигмы А. Б. Ефимова - прот. Александра Салтыкова занимается преподаватель ПСТГУ, канд. геол. наук, Н.С. Серебряков[87]; частично, в соотнесении с Библейской историей, - свящ. Геннадий Егоров.

Нетрадиционный и в то же время конструктивный подход к интерпретации артефактов палеолита и древнейшей истории человечества  был предложен на рубеже ХХ-ХХI вв. археологом, д-ром ист. наук, П. В. Волковым[88] и проф. А. Б. Зубовым[89].

Вопросам, связанным с использованием библейских, богословско-философских парадигм в естествознании посвящены некоторые статьи прот. Георгия Флоровского (1893-1979)[90], а в настоящее время - учебные пособия, обзорные работы и доклады А. И. Осипова[91], архим. Платона (Игумнова)[92], диак. Андрея Кураева, прот. Павла Великанова[93], прот. Александра Геронимуса[94], прот. Кирилла Копейкина[95], свящ. Владимира Шмалия[96], А. В. Московского[97], свящ. Дмитрия Кирьянова, В. Н. Катасонова[98], П. П. Гайденко[99], В. П. Леги, А. С. Соболева[100], прот. Михаила Захарова[101], свящ. Олега Петренко[102].

Большое количество апологетических трудов по самым различным вопросам из области взаимодействия науки и религии принадлежит католическому богослову Стенли Яки (Stanley Jaki)[103]. Из последних публикаций следует упомянуть фундаментальную работу православного ученого-физика А. Нестерука (A.V. Nesteruk) «Свет с Востока: богословие, наука и восточно-христианская традиция» (Light from the Easten: Theology, Science, and the Eastern Orthodox Tradition)[104].

В последние годы издаются целые серии, посвященные естественно-апологетической тематике. Это «Гринвудская серия пособий по науке и религии под ред. Р. Ольсона» (Greenwood Guides to Science and Religion. Richard Olson, Series Editor), а также русскоязычная серия «Богословие и наука» (Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, Москва)[105].

Стало традиционным ежегодное заседание секции «Христианство и наука» на Международных образовательных Рождественских чтениях в Москве. С 1990-х годов в Дубне проводятся совместные конференции богословов, философов и ученых-естествоиспытателей, а при Православном Свято-Тихоновском государственном университете много лет работает семинар «Наука и вера» (руководитель - А. Б. Ефимов). Нравственно-этическим и каноническим проблемам взаимоотношения христианства и современной техногенной цивилизации посвящены некоторые разделы «Основ социальной  концепции Русской Православной Церкви», принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году (Разд. XII, XIII, XIV).

 

К исследовательским центрам проблем богословия и науки можно отнести следующие учебные заведения, организации и фонды:

русскозычные ресурсы:

Московский государственный университет, кафедра философии религии и религиоведения: www.religiovedenie.ru

Кафедра религиоведения Российской Академии Государственной Службы при Призиденте Российской Федерации: www.rags.ru/kaf/religioved.shtm

Санкт-Петербургский государственный университет, философский факультет, институт религиоведения: http://relig.philosophy.pu.ru/default.htm

Институт философии РАН: www.philosophy.ru

Научный богословский интернет-портал «Богослов.ру»: http://www.bogoslov.ru

Санкт-Петербургская духовная академия: http://www.spbda.ru/theology/cont/cont.php

Постоянно действующий семинар Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета «Наука и вера»:  http://pstgu.ru/scientific/seminars/science_faith

Научно-богословский центр междисциплинарных исследований «Слово» (под рук. прот. Кирилла Копейкина): http://slovo.iphil.ru/

Библейско-богословский институт св. апостола Андрея (Москва): www.standrews.ru

Христианская библиотека, раздел «Наука и религия»: http://xlib.narod.ru/topic/bible.htm

Кафедра библеистики Московской духовной академии: http://www.bible-mda.ru/main.html

«Киевская Русь» - православный интернет-журнал для тех, кто хочет верить разумно: http://www.kiev-orthodox.org/site/faithscience/

«Православие и мир: православный информационный сайт»: http://www.pravmir.ru/cat_index_164.html

«Слово» - православный образовательный портал: http://www.portal-slovo.ru/rus/science/

Страница чл.-корр. РАН А. Н. Паршина на сайте Библиотеки-фонда «Русское Зарубежье»:

http://bfrz.ru/cgi-bin/load.cgi?p=news/rus_filos/rezume_organizator/parshin/parshin.txt

Авторский веб-сайт доктора философских наук, профессора Катасонова Владимира Николаевича: http://uderge.narod.ru

Авторский веб-сайт диакона Андрея Кураева: http://www.kuraev.ru

Журнал «В мире науки» (Scientific American): http://www.sciam.ru/

англоязычные ресурсы:

Европейское общество исследований науки и теологии (European Society for the Study of Science and Theology (ESSSAT)): www.ESSSAT.org

Фонд Джона Темплтона (США) (John Templeton Foundation): www.templeton.org

Центр Теологии и Естественных Наук (Беркли, США) (The Center for Theology and the Natural Science, Berkeley, USA): www.ctns.org

Метанексус институт религии и науки (Metanexus Institute, Philadelphia, USA, ранее назывался - The Philadelphia Center for Religion and Science): www.metanexus.net

Интернет-энциклопедия «Наука и религия», издаваемая Броном Тайлором и Джефом Капланом (Encyclopedia of Religion and Nature, edited by Prof. Bron Taylor, Florida University, and Prof. Jeff Kaplan, Wisconsin University (forthcoming 2004 at Continuum, New York/London)): http://www.ReligionandNature.com

Группа по работе Европейских Церквей в сфере защиты окружающей среды (‘European Churches' Environmental Network (ECEN)): http://www.ecen.org



[1] См.: Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. - М.: Издание Сретенского монастыря, 2003. - С. 136-139.

[2] Глубоковский Н. Н., проф. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. - М.: Издание Свято-Владимирского братства, 2002. - С. 38.

[3] П. Великанов, свящ. Осипов А. И. Апологетика / Православная богословская энциклопедия в 25 тт., Т. III. - М., 2001. - С. 83.

[4] Ефрем Сирин, преподобный. О рае / Творения. Т. 5. - М.: Отчий дом, 1995. - С. 270.

[5] Григорий Палама, святитель. Гомилия 3-я, На притчу Господню о спасенном блудном сыне / Беседы. Т. I. - М. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. - С. 33.

[6] П. Великанов, свящ. Осипов А. И. Апологетика / Православная богословская энциклопедия в 25 тт., Т. III. - М., 2001. - С. 83-84.

[7] Ломоносов М. В. Стихотворения. М., 1948. - С. 7.

[8] П. Великанов, свящ. Осипов А. И. Апологетика / Православная богословская энциклопедия в 25 тт., Т. III. - М., 2001. - С. 84.

[9] Зеньковский В., прот. Апологетика - М.: Издательский Дом «Грааль», 2001. - С. 60-61.

[10] Лосский В. Н. Очерк Мистического Богословия Восточной Церкви. Догматическое Богословие. - М., 1991. - С. 70. См также: Михаил, еп. Библейская наука: Пятокнижие Моисеево. Кн. II. - Тула, 1899. - С. 98-99.

[11] Вопреки широко распространенному мнению термин «эволюция»  этимологически не подразумевает идею спонтанного развития (лат. evolutio - «развертывание» свитка или «раскрытие» книги, т. е. того, что уже существует, - см.: Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. - М.: Русский язык, 1976. - С. 383).

[12] См. например: Велльгаузен Ю. Введение в историю Израиля. - СПб, 1909; Harper's Bible Commentary / general editor James L. Mays; associate editors Joseph Blenkinsopp ... [et al.], with the Society of Biblical Literature.: Harper&Row, Publishers, San Francisco, 1988; The Harper Collins Study Bible: New Revised Standard Version, with the Apocryphal / Deuterocanonical books / general editor Wayne A. Meeks; associate editors Jouette M. Bassler...[et al.]. - 1st ed.: HarperCollinsPublishers, 1993.

[13] См.: Антонини Б.,свящ., проф. Экзегезис книг Ветхого Завета. - М.: Колледж католической теологии им. св. Фомы Аквинского, б. г. - С. 14-25.

[14] См.: Карташев А. В. Ветхозаветная библейская критика: Актовая речь, произнесенная 13 февраля 1944 года в Сергиевской Духовной Академии в Париже. - Париж: Имка-Пресс, 1947.

[15] Е. Устинович Происхождение Земли: эволюция научных взглядов. Перевод с англ. // Виноград. - М., 2006. - №3-(15). - С. 48-55.

[16] Колыванов Г. Е. Голубинский Дмитрий Федорович / Православная богословская энциклопедия в 25 тт., Т. ХI - М., 2006. - С. 718-719.

[17]Ломоносов М. В. Явление Венеры на Солнце: Прибавление / Полное собрание сочинений. Том 4. Труды по физике, астрономии и приборостроению 1744-1765гг. М.-Л.: Академия наук СССР, 1955. - С. 373-374.

[18]Челпанов Г. И. Мозг и душа. Критика материализма и очерк современных учений о душе. - М.: Издательство ЛКИ, 2007. - Репр.

[19] Магистерская диссертация - «О единстве рода человеческого»; докторская - «Религия, ее сущность и происхождение».

[20] Глаголев С., проф. Прошлое человека. - Сергиев Посад, 1917. - С. 38-83. См. также: Глаголев С., проф. Материя и дух. - СПб., 1906; Глаголев С., проф. Гадания ученых о происхождении мира. - Харьков, 1898; Глаголев С., проф. О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого. - М., 1894; Глаголев С., проф. О происхождении человека: Разбор теории Весмана. - Сергиев Посад, 1912.

[21] Магистерская диссертация - «О древности человеческого рода». После смерти был издан главный труд - «Христианская апологетика. Курс основного богословия».

[22] Сергиевский Н., прот. Творение мира и человека. Изъяснение библейской истории творения в связи с естественной историей. Апологетический опыт. - М., 1883.

[23]Глубоковский Н. Н., проф. Хронология Ветхого и Нового Завета. - М. Православное братство «Споручницы грешных», 1996. - С. 4.

[24] Павлович А. Библейская космогония по учению отцов и учителей Церкви. - СПб.: Типография А. П. Лопухина, 1898.

[25] Несмелов В. Наука о человеке. Том I. Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни. Издание 3-е. - Казань, 1905.

Несмелов В. Наука о человеке. Том II. Метафизика жизни и христианское откровение. Издание 2-е. - Казань, 1906.

[26] Богородский Я. В., проф. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. -  Казань, 1906.

[27]Покровский А. Библейское учение о первобытной религии: опыт библейско-апологетического исследования. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901.

[28] Троицкий С. В., проф. Христианская философия брака. - Клин: Фонд  « Христианская жизнь», 2001.

[29] Якимов И. Где находился земной рай? // Христианское чтение. - СПб, СПбДА, 1882. - Ч. II. - С. 552-574.

[30] Скабалланович М., проф. Что такое был рай? // Труды Киевской Духовной Академии. - Киев, 1907. - № 12. - С. 554-572.

[31] Полянский Е. Я. О погребении Адама на Голгофе // Творения блаж. Иеронима как источник Библейской археологии. - Казань, 1908. - С. 477-499.

[32] Муретов М. Д., проф. Древность предания о погребении Адама на Голгофе // Чтения в Обществе Любителей Духовного Просвещения. - 1894. - № 9. - С. 343-372.

[33] Полный электронный вариант издания в настоящее время доступен на портале www.bogoslov.ru

[34] Ильин В. Н. Шесть дней творения: Библия и наука о творении и происхождении мира. - Париж: YMCA PRESS, 1991.

[35] Decugis H. Le vieillissement du Monde vivant. P.: Masson et Cie, 1941.

[36] Salet G.,  Lafont L. L'evolution regressive. P.: Edit. francisc., 1943.

[37] Фиолетов Н. Н. Очерки христианской апологетики. - М.: Братство во Имя Всемилостивого Спаса, 1992.

[38] Лука (Войно-Ясенецкий), святитель. Наука и религия. Дух. Душа и тело. - Ростов-на-Дону: Троицкое слово - Сибирская благозвонница, 2001.

[39] Ляшевский С., прот. Опыт согласования современных научных данных с библейским повествованием в свете новейших раскопок и исследований / Библия и наука: богословие, геология, астрономия, археология, история с элементами других наук. Серия «Бог и вселенная». - М.: Издание православного братства во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», 1996.

[40] Иоанн (Вендланд), митр. Библия и эволюция. - Ярославль, 1998.

[41] Каледа Г., прот. Библия и наука о сотворении мира / Той повеле, и создашася: Современные ученые о сотворении мира. - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1999. - С. 8-55.

[42] Иванов Н., прот. И сказал Бог...: Опыт истолкования книги Бытия. - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1999.

[43] Нафанаил (Львов), архиеп. О Святой Библии. Священное Писание и богослужение. Апологетические беседы. Избранные труды. - СПб.: Кифа. Из-во Олега Абышко, 2007.

[44]Александр (Милеант), еп. Возникновение мира и человека. Опыт согласования Библейского повествования с научными открытиями. - Электр. ресурс: http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/creation_man_a_mileant.htm

[45] Зеньковский В., прот. Апологетика - М.: Издательский Дом «Грааль», 2001.

[46]Раушенбах Б. В. Логика троичности // Вопросы философии.- 1993.- №3.- С. 63-70; Раушенбах Б.В. Пристрастие, М.: Аграф, 1997 (2-е изд). - М.: Аграф, 2002.

[47] Паршин А. Н., член-корр. РАН. Средневековая космология и проблема времени // Вестник РХД (раздел "Проблема времени"). - 2004, №188. - С. 1-32; См. также другие статьи указанного автора: http://bfrz.ru/cgi-bin/load.cgi?p=news/rus_filos/rezume_organizator/parshin/parshin.txt

[48] Тейяр де Шарден П. Феномен человека: Сб. очерков и эссе. - М.: АСТ, 2002.

[49] Гальбиати Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии: Ветхий Завет. - Милан-Москва: Христианская Россия, 1992.

[50] Пикок А. Богословие в век науки: Модели бытия и становления в богословии и науке / Пер. с англ. (Серия «Богословие и наука»). - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2004.

[51] Барбур И. Религия и наука: история и современность. - М.: Библейско-Богословский институт св. ап. Андрея, 2001.

[52] Шредер Дж., доктор. Шесть дней творения и Большой Взрыв: поиски гармонии между современной наукой и Библией. - Иерусалим - Москва: Даат-Знание, 2000.

[53] Мень А. История религии: в поисках пути, истины и жизни. Кн. I. - М.: Издательский дом «Форум» - «Инфра-М», 1997.

[54] Мерперт Н. Я. Очерки археологии библейских стран. - М.: Библейский институт св. ап. Андрея, 2000.

[55] Зубов А. Б. Дискуссионные вопросы антропогенеза // Человек, 1997. - №1. - Электронная версия: http://ihtik.lib.ru/dreamhost_biology_4janv2007.html; Зубов А. Б. История религий. Кн. I. - М.: Институт «Открытое общество», 1997.

[56] Зворыкин Д., диак. Творение и тварный мир с позиций Православия и протестантизма / Той повеле, и создашася: Современные ученые о сотворении мира. - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1999. - С. 114-128.

[57] Гоманьков В. И. Научные и библейские представления о возникновении и эволюции Вселенной. Антропный космологический принцип и христианский антропоцентризм / Той повеле, и создашася: Современные ученые о сотворении мира. - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1999. - С. 129-165.

[58] Мейен С. В. (С. Катюнин). Креационизм и наука в книге Т. Хайнца «Творение или эволюция» / Той повеле, и создашася: Современные ученые о сотворении мира. - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1999. - С. 166-171.

[59] Гоманьков А. В. Книга Бытия и теория эволюции / Той повеле, и создашася: Современные ученые о сотворении мира. - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1999. - С. 172-188.

[60] Муравник Г. Л. «Ибо прах ты и в прах возвратишься» // Х международные Рождественские образовательные чтения. Христианство и наука. Сборник докладов. - М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 2003. - С. 357-379;

Муравник Г. Л. Парадокс человека: новый взгляд на старую проблему // Рождественские чтения-2001. Христианство и наука. Сборник докладов. - М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 2002. - С. 322-350;

Муравник Г. Л. Творение и эволюция: опыт преподавания в православной школе // Рождественские чтения - 98. Сборник докладов. - М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 1998. - С. 379-393.

Другие публикации см. на сайте: http://naukaibogoslovie.ru

[61] Хлебосолов Е. И. Современное естествознание: пути синтеза науки, философии и религии. - Рязань, 2000. - 152 с.

[62] Копейкин К., прот. Богословие и естествознание в антропологической перспективе / Наука и богословие: Антропологическая перспектива / Ред. В. Порус (Серия «Богословие и наука»). - М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2004.  - С. 137-177.

[63] Кураев А., диак. Может ли православный быть эволюционистом? / Той повеле и создашася. Современные ученые о сотворении мира. - Клин: Фонд «Христианская жизнь»., 1999. - С. 82-113;

Кураев А., диак. Полемичность Шестоднева // Альфа и Омега. - М., 1999. - №I(12). - http://ao.orthodoxy.ru/arch/012/012-kuraev.htm;

Кураев А., диак. Размышления о I Книге Бытия // Альфа и Омега. - М., 1995. - №I(4). - С. 25-51;

Кураев А., диак. Мужчина и женщина в Книге Бытия // Альфа и Омега. - М., 1996. - №2/3-(9/10). - С. 268-300.

[64] Моррис Г. Библейские основания современной науки. СПб.: Библия для всех, 1995.

[65] Серафим (Роуз), иером. Православный взгляд на эволюцию. - СПб.: Светослов, 1997; Серафим (Роуз), иером. Бытие: сотворение мира и первые ветхозаветные люди. - Платина-Москва: Братство Преподобного Германа Аляскинского - Валаамское Общество Америки, 2004.

[66] Юнкер Р., Шерер З. История происхождения и развития жизни. - Минск: Кайрос, 1997.

[67] Мелерт (Билл) А.В. Австралопитековые - вымершие южные обезьяны Африки: новый взгляд на их статус / Сотворение. Альманах общества креационной науки. - М.: Паломник, 2002. - С. 220-248; Меллерт (Билл) А.В. Взлет и падение черепа «KNМ-ER 1470»: Перевод с английского и редакция А. Милюкова. http://www.goldentime.ru/hrs_text_028.htm

[68] Остин С. А., Хамфрейс Р. Д. Дефицит соли в океане: дилемма для эволюционистов / Сотворение. Альманах общества креационной науки. - М.: Паломник, 2002. - С. 106-140.

[69] Баумгарднер Дж. Трехмерное моделирование глобальных тектонических изменений, сопровождавших Всемирный Потоп//Сотворение. Альманах общества креационной науки. - М.: Паломник, 2002. - С. 141-164.

[70]Лаломов А. В., Таболич С. Э. Золотые россыпи в земной истории // Сотворение. Альманах общества креационной науки. - М.: Паломник, 2002. - С. 165-181.

[71] Вертьянов С. Происхождение жизни. Очерк естествознания. Факты. Гипотезы. Доказательства. - М.: Свято Троице-Сергиева Лавра, 2003.

[72] Козлов Я. Н. Священное предание и эволюция лицом к лицу // Божественное Откровение и современная наука: Альманах: Выпуск 1. - М.: Паломник, 2001. - С. 107-122.

[73] Шубин С.В. Скорость накопления осадочных отложений по данным палеонтологии // Божественное Откровение и современная наука: Альманах: Выпуск 1. - М.: Паломник, 2001. - С. 123-193.

[74] Головин С. Л. Всемирный Потоп: миф, легенда или реальность? Популярное введение в библейский катастрофизм. - М.: Паломник, 2000; Головин С. Л. Эволюция мифа. Как человек стал обезьяной. - М.: Паломник, 1999; Головин С. Л. Оледенение и история человека. - Симферополь: Крымское общество креационной науки. Буклет № 15; Головин С. Л. Горы на весах (гравитация и изостасия). - Симферополь: Крымское общество креационной науки. Буклет № 21.

[75] Алферов Тимофей, свящ. Две космогонии. Эволюционная теория в свете святоотеческого учения и аргументов креационной науки. - М.: Паломник, 1999;

Алферов Т., свящ. Когда был каменный век//Божественное Откровение и современная наука: Альманах: Выпуск 1. - М.: Паломник, 2001. - С. 90-106.

[76] Хоменков А. Эволюционный миф и современная наука / Шестоднев против эволюции в защиту святоотеческого учения о творении. - М.: Паломник, 2000. - С. 65-122;

Хоменков А. С. Почему некоторые обезьяны человекообразны? // Божественное Откровение и современная наука: Альманах: Выпуск 1. - М.: Паломник, 2001. - С. 194-233.

[77] Буфеев К., свящ. Как миссионер-эволюционист не устоял в Православии / Православное вероучение и теория эволюции. В защиту святоотеческого учения о сотворении мiра, жизни и человека. - СПб.: Общество святителя Василия Великого, 2003. - С. 340-352.

[78] http://www.shestodnev.ru/

[79] Сысоев, Д. свящ. Летопись начала. - М.: Аксиос, 2003;

Сысоев, Д. свящ. «Кто как Бог?» или сколько длился день Творения. - М.: Издательство Душепопечительского Центра св. прав. Иоанна Кронштадского, 2003.

[80] Максимов Ю. Богословские аспекты проблемы согласования православного и эволюционного учений о происхождении человека//Шестоднев против эволюции в защиту святоотеческого учения о творении. - М.: Паломник, 2000. - С. 123-150.

[81] Милюков А. По эту сторону Потопа.  http://www.goldentime.ru/hrs_partyflood_4_2.htm

[82] Michael J. Behe, Darwin's Black Box, Simon and Schuster, 1996;  Mere Creation, coll. Edited by W. Dembski, InterVarsity Press,  1988;

 W. Dembski, Intelligent Design, InterVarsity Press, 1999;  W. Dembski, The Design Inference, Cambridge University Press, 1998.

[83] Цыпин Л., свящ. Так чем же являются Дни Творения? Центральная проблема экзегетики Шестоднева. - Киев: Пролог, 2005. См. также статью: Ромашко А., свящ. О сектантском происхождении так называемого научного креационизма // Богословский сборник Новосибирской епархии РПЦ. - Новосибирск., 2007. - №3. - С. 48-64.

[84] Василий (Родзянко), еп. Теория распада Вселенной и вера отцов. - М.: Православный паломник, 1996.

[85] Захаров М., прот. Христианская антропология и антропный принцип в физике // XIV международные Рождественские образовательные чтения. Христианство и наука. Сборник докладов - М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 2006. - С. 130-145.

[86] Петренко О., свящ. Божественная метрика Вселенной. Слово о пространстве и времени. - М.: Паломник, 2007.

[87] Серебряков Н. С. Проблема согласования библейского повествования о творении мира и современных научных данных: дипломная работа. - М.: ПСТБИ, Миссионерско-Катехизаторский факультет, Кафедра истории миссии, 2002. - 149 с., неопубл.

[88] Волков П. В. Культовые орудия человека в эпоху палеолита//Сотворение. Альманах общества креационной науки. - М.: Паломник, 2002. - С. 261-273; Волков П. В. Потомки Адама. - М.-СПб.-Новосибирск: Общество свт. Василия Великого, Православная гимназия во имя преп. Сергия Радонежского, 2003.

Волков П. В. Феномен Адама. Экспериментальная археология о человеке до Потопа. - Новосибирск: Издательский дом «Сова»,  2008.

[89] Зубов А.Б. История религий. Кн. I. - М.: Институт «Открытое общество», 1997; Зубов А.Б.  Победа над «последним врагом»//Богословский вестник. - Сергиев Посад: МДА, 1993. - № 1; выпуск 2. - С. 40-53.

[90] Флоровский Г., прот. Затруднения историка-христианина//Вера и культура: избранные труды по богословию и философии. СПб.: Русский Христианский Гуманитарный институт, 2002. - С. 671-707; Флоровский Г., прот. Эволюция и эпигенез (к проблематике истории)//Вера и культура: избранные труды по богословию и философии. СПб.: Русский Христианский Гуманитарный институт, 2002. - С. 424-440.

[91] Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. - СПб..: Сатис, 2007.

[92] Платон (Игумнов), архим. Богословский подход к проблеме мира / Богословские труды. Юбилейный сборник «300 лет МДА». - М.: Издание Московской Патриархии,  1986. - С. 174-187. Платон (Игумнов), архим. Догматическое учение о творении и христианское отношение к природе // Журнал Московской Патриархии. - Москва, 1989. - № 2. - С. 64-71.

[93] Великанов П., свящ., Осипов А. И. Апологетика // Православная богословская энциклопедия в 25 тт., Т. III. - М., 2001. - С. 75-91.

[94] Геронимус А., прот. Современное знание в свете антропологии преп. Максима Исповедника / Учение Церкви о человеке. Богословская конференция Русской Православной Церкви. Москва, 5-8 ноября 2001 года. Материалы. - М.: Синодальная Богословская комиссия, 2002. - С. 84-105; Геронимус А., прот. Православное богословие и пути фундаментальной науки // Х международные Рождественские образовательные чтения. Христианство и наука. Сборник докладов. - М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 2003. - С. 208-256.

[95] Копейкин К., прот. Человек. Слово. История // XIV международные Рождественские образовательные чтения. Христианство и наука. Сборник докладов - М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 2006. - С. 184-206.

[96] Шмалий В., свящ. Космология святых Отцов Каппадокийцев: вклад в современный диалог науки и богословия // Альфа и Омега. - М., 2003. - №2(36). - С. 152-170.

[97]Московский А. В. Существует ли научная альтернатива дарвиновской концепции эволюции // Рождественские чтения-2001. Христианство и наука. Сборник докладов. - М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 2002. - С. 297-321.

[98] Катасонов В. Н. Христианство. Наука. Культура. - М.: ПСТГУ, 2005.

[99] Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. - М.: Наука, 1980.

[100] Соболев А. С., проф. Заметки о духовных корнях естествознания. Российская перспектива//Православный путь. Церковно-богословско-философский ежегодник. Приложение к журналу «Православная Русь» - Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 2004. - С. 1-19.

[101] Захаров М., прот. Христианская антропология и антропный принцип в физике//XIV международные Рождественские образовательные чтения. Христианство и наука. Сборник докладов - М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 2006. - С. 130-145.

[102] Петренко О., свящ. Божественная метрика Вселенной. Слово о пространстве и времени. - М.: Паломник, 2007.

[103] Например: Яки Стенли Л. Спаситель науки. - М.: Греко-лат. Кабинет Ю.А. Шичалина, 1992. Яки Стенли Л. Бог и космологи. - М., 1993.

[104] Русское издание: Нестерук А. Логос и космос: Богословие, наука и православное предание // Пер. с англ. (Серия «Богословие и наука»). - М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2006.

[105] См.: http://www.standrews.ru/index-ea=1&ln=1&chp=showpage&parent=590&num=170&zi=590

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9