Статья
Вспоминаем фрагмент из книги кандидата исторических наук, заместителя заведующего кафедрой истории Церкви исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Глеба Михайловича Запальского «Оптина пустынь и ее воспитанники в 1825–1917 годах» (М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009).
Статья
Доклад Г.М. Запальского, кандидата исторических наук, доцента кафедры истории Церкви МГУ им. М.В. Ломоносова на XXV Международных Рождественских образовательных чтениях. Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности», Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь, 26–27 января 2017 года.
Книги
Книга представляет собой редкий опыт комплексного просопографического исследования большой группы монашествующих. В центре внимания прославленный монастырь - Оптина пустынь - в эпоху его расцвета и сотни монахов и послушников, которые в силу разных причин покинули оптинское братство, разъехавшись в самых разных направлениях, но зачастую сохранив причастность "духовной родине". К их числу относились как знаменитые епископы, старцы, духовные писатели, так и никому не известные рядовые "черного воинства". На материале массовых источников, прежде всего формулярных списков, автор проводит всесторонний анализ состава и распределения широкого круга монашествующих, прослеживает их судьбы после выхода из Оптинской пустыни. Одновременно обращение к источникам личного характера позволяет изучить их самосознание и повседневную жизнь.
Книги
Оптина пустынь
в разное время вдохновила нескольких авторов на создание исторических описаний
этого монастыря. Но сам жанр исторического описания уже устарел, и в данном
исследовании не ставилось целью повторить подобные опыты. Автору было интересно
обратиться к комплексному изучению монастырской культуры. В центре внимания
прославленный монастырь — Оптина пустынь — в эпоху расцвета (1825-1917 гг.) и
сотни монахов и послушников, которые в силу разных причин покинули оптинское
братство, разъехавшись в самых разных направлениях, но зачастую сохранив
причастность «духовной родине». К их числу относились как знаменитые епископы,
старцы, духовные писатели, так и никому не известные рядовые «черного
воинства». Пользуясь просопографическим методом, автор не отбирает наиболее
выдающихся воспитанников Оптиной пустыни, а рассматривает весь их круг — вплоть
до послушников.