Публикации или реконструкции? Проблемы текстологии в историко-философском исследовании
Вопросы философии № 7 2008 г. с. 130-140
Реферат статьи.В современных историко-философских исследованиях, посвященных истории русской религиозной мысли, на первый план выходит проблема восстановления русской философии как целостного феномена. В советское время архивное исследование текстов русских философов было идеологически подозрительным. Сегодня уже можно говорить о востребованности источниковедческого метода, как инструмента структурирования русского философского наследия.
Библиография
Работа по исследованию и изданию трудов русских философов была  начата в 90-х годах двадцатого века, но заключалась она, главным образом, в описании археографической структуры и текстологического компонента рукописей. Без внимания остались сложные маргинальные тексты трудные для прочтения и интерпритации (черновики, наброски, письма, конспекты). Такие тексты наилучшим образом отражают психологический портрет автора, помогают разобраться в тонкостях его научного замысла. Как исторический источник маргиналии имеют большую академическую ценность, ведь пишутся они автором для себя и потому сохраняют мысли автора в их развитии, показывая историю его философских идей. Работа с ними ставит вопросы создания новых текстологических принципов издания философских рукописей и определения новых контекстных рамок маргиналий, сообразующихся с данными современных исследований в области истории, философии и филологии. Одим из наиболее перспективных автор считает метод архивной реконструкции. Если архивная публикация преследует своей целью передачу стиля текста маргиналий, то архивная реконструкция выявляет концептуальную связность философского повествования. Архивная публикация, подразумевающая точное воспроизведение текста черновика, как стратегия, в ряде случаев показывает свою недостаточность в деле раскрытия идейного смысла произведения. Сложность выбора исследовательской стратегии заключается в неоднозначности способа издания маргинальных рукописей. Как показывает практика, опубликованный по всем правилам текстологии черновик, содержит бесконечное количество комментариев, содержащих как информацию о ходе работы над текстом, так и рассказ о существующих в тексте маргиналий пропусков и зачеркиваний – информации, безусловно, излишней. Историк философии, ориентирующийся на смысловое прочтение рукописи, а не на передачу внешней характеристики маргиналии, не может позволить выпустить в свет такой текст. В связи с этим, задача современных исследований в области русской философии видится в определении  нового методологического статуса архивной реконструкции. Практически это подразумевает восстановление текста рукописных маргиналий: достраивание цитат, восстановление пропусков в цитате, нахождение неизвестных или малоизвестных авторов, имена которых упоминаются в тексте рукописи, поиск источника, на который есть указание без ссылок и еще множество трудных мест черновика, реконструкция которого осуществляется.  Реконструкция является неотъемлемой частью всякой публикации архивного текста. Особенно если речь идет о необходимости прочтения маргинального текста, зачастую лишенного целостной структуры повествования. Однако герменевтический принцип, положенный в основу реконструкции, не предполагает оценку на истинность. Во избежание разночтений маргиналий исследователям предлагается, при необходимости, применять оба способа публикации для более полноценного  понимания  содержания рукописных сочинений.

 


Другие публикации на портале:

Еще 9