В МДА состоялась XVII научно-практическая богословская конференция «Экзегетика и герменевтика Священного Писания»
События

9 и 10 ноября 2022 года кафедра библеистики Московской духовной академии провела XVII научно-практическую богословскую конференцию «Экзегетика и герменевтика Священного Писания». 

Конференция прошла в очно-дистанционном формате. Участие в мероприятии приняли преподаватели и студенты МДА, а также других высших светских и духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.

С полной программой конференции можно ознакомиться здесь.

9 ноября пленарное заседание приветственным словом открыл кандидат богословия, доцент кафедры Библеистики Московской духовной академии и доцент кафедры Богословских дисциплин Сретенской духовной академии протоиерей Георгий Климов:

«По поручению заведующего кафедрой библеистики МДА, доцента протоиерея Олега Мумрикова я сердечно всех вас приветствую на XVII научно-практической богословской конференции “Экзегетика и герменевтика Священного Писания”. Первое, что попросил меня сделать отец Олег — передать всем участникам благословение ректора Московской духовной академии епископа Звенигородского Кирилла. Отрадный факт, что в этом году в конференции принимают участие 23 учебных заведения, как духовных, так и светских. От имени отца Олега желаю всем вам плодотворной работы на благо библейской науки, Церкви и народа Божия».

После приветственного слова протоиерей Георгий Климов выступил с докладом «Учение древней Церкви о воздержании в браке (по 1 Кор. 7:1–11)». По мнению докладчика, сближение между мужчиной и женщиной, избегающее деторождения, является невоздержанием, что противоестественно. Брак же, как источник освящения, есть школа воздержания и целомудрия. Определяя онтологическую цель брака как деторождение, а невоздержание как уклонение воли от бытийных целей, докладчик подчеркнул необходимость просвещения разума во исцеление греха. По словам Климента Александрийского, дети не являются целью брака, а его плодом. Поэтому церковными учителями признаётся брак с целью деторождения, когда при сближении супруги не избегают рождения детей сознательно и специально не препятствуют этому.

В полемике с книгой Дональда Карсона «Экзегетические ошибки» рассуждал о проблемах филологического минимализма в библейской экзегезе протоиерей Дмитрий Юревич, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии. На примере контекстуального толкования евангельских ἀγάπη и φιλία докладчик стремился противостоять Карсону в их лексической синонимизации, не желая отказывать «двум видам любви» в их тонкой смысловой дифференциации традиционной экзегезой. Методологической же основой филологического минимализма докладчиком видится недоверие к вероучительной непогрешимости Церкви и неприятие полноты церковного учения о богодухновенности Священного Писания.

Александр Сергеевич Кашкин, заведующий кафедрой библеистики Саратовской духовной семинарии, представил вниманию участников богословский анализ оригинальной интерпретации закона о ревности из книги Чисел (5:11–31) авторства Жерара Ниссима Амзаллага и Шамира Йоны, учёных из университета имени Бен-Гуриона в Негеве. Последние рассматривают упоминаемую в библейском тексте «горькую воду» как абортивное вещество, видя в еврейском עָפָר указание на медную пыль. Весь ритуал, как несвойственный древнему Израилю компромисс между желанием сохранить брак и покарать измену, называется кенейским по происхождению. Рассматривая данную интерпретацию как недостаточно научно обоснованную, так и противоречащую учению Церкви, докладчик видит затруднительным признание её истинности, но не отказывая ей в оригинальности в определённой ценности. 

Диакон Сергий Кожухов, кандидат богословия, доцент кафедры библеистики МДА, раскрыл перед коллегами некоторые аспекты христологической экзегезы святителя Льва I, папы Римского. На примере богословского развёртывания святителем Львом трёх Павловых текстов — «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5), «Ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно» (1 Кол. 2:9), «Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца» (Фил. 2:9) — докладчик вычерчивает образ верного защитника халкидонской антиномичности, богословие которого предано дискурсу святого апостола.

Кандидат богословия, доцент кафедры библеистики МДА и Перервинской семинарии Михаил Всеволодович Ковшов выступил с докладом «Святой Павел и философия универсализма: образ и идеи апостола язычников в прочтении Але́на Бадью». Автор показывает, что в центре философии Бадью стоит чувство «неисчисляемого события истины», у святого Павла — «благодать», которая событийно, и никогда диалектично, вычитает смерть из субъектности в верности «событию истины», являющему чудо новой субъектности свободной «закону», насильно системообразующей смерти.

О применении нарративного анализа в исследовании Священного Писания на примере рассказов об исцелении больного при купальне (Ин. 5:1–16) и слепорождённого (Ин. 9:1–41) рассказал Владимир Сергеевич Стрелов, преподаватель Николо-Угрешской семинарии, ректор библейского колледжа «Наследие». Предлагая окунуться в мир библейского текста как такового, данный вид прочтения Священного Писания претендует на вскрытие имманентных читаемому структур, сообщающих сознанию исследователя деконцептуализированное пространство божественного повествования. Весь пафос метода ёмко рисуется как диалог веры между читателем и автором текста. 

Протоиерей Борис Тимофеев, старший преподаватель кафедры библеистики МДА, выступил с докладом о критических взглядах Феодора Мопсуестийского на мессианское откровение в Ветхом Завете. Пророки, как подчёркивает древний экзегет, не имея полноты понимания, изрекали свои указания на грядущего в мир Богочеловека как бы полусознательно, видя лишь человеческое лицо Христа, ставя тем самым до сих пор актуальный и воспроизводимый вопрос ограничения Бога и Его Откровения рамками истории Завета, чёткого и исчерпывающего ответа на который у библейской православной науки до сих пор нет.

Независимый исследователь монахиня Александра (Мушкетова) поделилась результатами многолетних генеалогических исследований, посвящённых роду Господа Иисуса Христа по плоти. Утверждалось, помимо юридического, также и генетическое происхождение Христа от Соломона, то есть полное наследование Спасителя Давиду.

Через анализ Августиновской экзегезы 90-го псалма Иван Андреевич Юрченко, младший научный сотрудник, магистр богословия СПбДА, магистр патристических наук папского института «Августинианум», раскрыл основные пункты концепции духовной войны в богословии блаженного Августина. Докладчиком отмечалась пастырская мудрость Иппонского епископа. В сложном нравственно-полемическом контексте осознания причинности зла блаженный Августин оказался способным сместить познавательные акценты своей паствы с чисто человеческих, случайных на духовные, нравственно существенные. Через компактную метафору блаженный Августин доступно преподаёт верующим глубокое богословие, отвечающее запросам своего времени.

Проректор по научной работе, доктор культурологии, профессор и заведующий кафедрой богословия и церковной истории Ярославской семинарии Андрей Григорьевич Шустров выступил с докладом «Двойственность и самовидение человека по трудам святых отцов». На богатом святоотеческом материале, верном антропологическому дискурсу святого апостола Павла, докладчик раскрыл феноменологию экстатического самопознания человека, благодатно спасаемого и обожествляемого.

В докладе протоиерея Дмитрия Усольцева, старшего преподавателя кафедры библеистики, кандидата богословия Саратовской семинарии, был произведён логико-семантический анализ заповедей блаженств (Мф. 5:3–11). Стержнем доклада стало сравнение аналогичных текстов святых евангелистов Луки и Матфея. Приводились вневременно-учительная обращённость макаризмов апостола Матфея к хроноконкретным макаризмам апостола Луки, лексическая однозначность субъектов блаженств апостола Матфея к свободно двусмысленным формулировкам апостола Луки. Демонстрировалась риторико-поэтическая и логическая выверенность греческого варианта Евангелия от Матфея, соответствующая формам античной образованности, через это наводящая на предположение об адресации этого варианта Евангелия греко-римской интеллигенции. 

Диакон Николай Серебряков, доцент кафедры библеистики БФ ПСТГУ, выступил с докладом «Ветхозаветные прообразы Божьей Матери в истории церковной экзегезы». Многие ветхозаветные реалии, которые теперь относятся к Богородице, в первой половине первого тысячелетия понимались также типологически, но по-другому (например, христологически), или же толковались нетипологически. В докладе были рассмотрены некоторые примеры экзегезы известных прообразов в интервале времени с I по VIII век (до момента возникновения мариологического толкования) и обсуждены возможные причины такого длительного развития типологического толкования.

Вопросы источниковедческой критики Нового Завета рассмотрел протоиерей Виктор Хохлов, старший преподаватель кафедры богословия и библеистики, проректор Саранской семинарии. На примерах как внешней (Фердинанд Христиан Баур, Бруно Бауэр, Николай Никанорович Глубоковский, архим. Ианнуарий (Ивлиев) и др.), так и внутренней (доктрины Лютера, Оригена и др.) критики посланий апостола Павла докладчиком осуждается гиперкритицизм в отношении Нового Завета. Вместе с тем критическое исследование Нового Завета, вкупе с изучением его ложных интерпретаций, позволяет, по словам докладчика, увидеть в нём глубокий источник теологических, культурологических, исторических и философских знаний.

Проводя обзор существующих толкований 1 Кор. 3:16–17 («Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы»), Стефан Андреевич Парахин, преподаватель Екатеринбургской семинарии, представил их как наиболее убедительную экзегезу, рассматривающую данный отрывок в качестве предупреждения об ответственности христианского учительства. 

Кирилл Игоревич Спиридонов, ассистент Владимирской семинарии, развил в докладе идею догрехопаденческой Евхаристии. Через призму святоотеческого комментария первозданный мир называется «овеществлённой благодатью», «плоды земли» (Быт. 1:29) — не только физической, но и духовной пищей, рай — местом соединения неба и земли. Особое внимание уделялось Древу жизни и Древу познания добра и зла как прообразам будущей Евхаристии. 

Абай Мурзагалиевич Трупбергенов, аспирант 2-го курса СПбГУ, пастор МРО «Пресвитерианская Община «Агапе» г. Астана», с точки зрения историко-грамматического метода поднял вопрос наиболее правдоподобного объяснения герменевтики евангелиста Матфея при цитировании Ос. 11:1 в Мф. 2:15. Докладчик посчитал анахроничным напрямую приписывать евангелисту Матфею историко-грамматическую парадигму объективизма, считая наиболее правдоподобным использование евангелистом Матфеем прикладной экзегезы, в рамках историко-грамматического метода возможной к рассмотрению в качестве части культурного контекста Евангелия.

Первый день конференции завершился круглым столом по проблематике разработки и преподавания программ введений в изучение библейских дисциплин. С докладом выступил Сергей Викторович Соловьёв, кандидат богословия, доцент кафедры библеистики Самарской семинарии. Делясь опытом преподавания в Самарской семинарии, Сергей Викторович назвал конструктивным создание единого курса по общему введению к двум Заветам, призвал к исключению повтора учебного материала и решению проблем с дидактическими пособиями. 

Докладчик особо заострил внимание на необходимости ознакомления студентов не только со святоотеческой, но и с современной западной экзегезой во избежание её некритического прочтения. Среди участников круглого стола возникла активная дискуссия касательно последнего пункта. Так, Александр Сергеевич Кашкин, заведующий кафедрой библеистики Саратовской семинарии, посчитал для бакалавриата несвоевременным изучение особенностей современной западной герменевтики и экзегетики ввиду сложности предмета. Звучали голоса и о необходимости терминологической рефлексии в деле преподавания столь деликатного предмета. Также высказывались пожелания не ограничивать разбор герменевтического круга вопросов лишь первым годом бакалавриата, признавалось важным возвращать внимание студентов к вопросам методологии библейского исследования на протяжении всего обучения.

10 ноября конференция продолжилась в формате студенческой части, которая открылась пленарным заседанием. По традиции студенческую часть открыл один из преподавателей. Протоиерей Александр Тимофеев, заведующий Библейским кабинетом МДА, раскрыл тему диалога библейского текста и археологии на примере последних свидетельств о существовании единого Израильского царства в X в. до Р. Х. Высказывалась аргументированная критика библейского минимализма, рассматривающего царей Давида и Соломона в качестве вождей небольших еврейских племён, и тем самым маркирующего библейское повествование как национально-исторический миф. Подчёркивалась важность спокойного и верного традиции исследовательского подхода, умеющего ждать полноты эмпирических данных.

Сергей Олегович Ковура, студент III курса аспирантуры МДА, представил доклад, посвящённый образу Мессии в литературе периода Второго Храма. На основе анализа таких источников, как «Книга юбилеев», «Вознесение Моисея», «Книга Еноха», «Книга Ездры» и других, было сделано предположение о наличии в интеллектуальной еврейской среде того времени мессианских воззрений, близких по своей природе христианскому пониманию спасения.

Выступление Вениамина Алексеевича Кривоногова, студента II курса аспирантуры МДА, было посвящено теме единства книг малых пророков. Изложив основополагающие подходы к их изучению, автор призывает видеть темы взаимосвязи книг 12 пророков между собой, учитывая их различие в переводе массоретском и семидесяти. Докладчик отказывается от искусственного изменения порядка книг, считая логичным их изучение в дошедшей до нас структуре.

Далее конференция продолжилась двумя секциями, на которых прозвучало 28 докладов студентов, а также «Библейским самоваром», который прошёл в Библейском кабинете МДА.

Анализируя Пс. 8:6 на языке оригинала и ряда его ранних переводов, Егор Алексеевич Кропинов, студент 2-го курса бакалавриата ПСТГУ, выделяет две господствующие модели понимания אֱלהִים в Пс 8:6 как «Бог» (Симмах, Аквила, Феодотион, шестой перевод из «Гекзапл»; Вульгата; Талмуд; Мидраш Тегиллим) и как «ангелы» (Септуагинта, Пешитта, таргум, еврейские комментаторы). Задана научная перспектива сопоставления с Пс. 81:6 и будущих богословских импликаций. 

Иерей Антоний Антошкин, студент 1-го курса Саратовского государственного университета, выступил с докладом на тему «Отношение некоторых святых отцов и учителей Церкви к Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова и Книге пророка Варуха». На основе анализа святоотеческого отношения к указанным книгам а также ввиду восприятия термина «неканонические» Русской Православной Церковью у раввинистического иудаизма через протестантские общины, докладчику видится правильным пересмотр отношения к Книге Иисуса, сына Сирахова и Книге пророка Варуха ответственными структурами Церкви.

Алла Владимировна Малкина, студентка 2-го курса магистратуры ПСТГУ, представила компаративный анализ иудейской и святоотеческой экзегезы Мал. 3:1–3. Выделены её сходства и различия. Обе традиции склонны однозначно рассматривать данные стихи в качестве мессианского эсхатологического пророчества. Принципиальное же различие касается толкований слов «Ангел Мой» и «Ангел завета». Тогда как большинство отцов и учителей Церкви (за исключением Оригена, Феодора Мопсуестийского, блж. Иеронима, свт. Кирилла Александрийского) толкуют «пару ангелов» как указание на Иоанна Крестителя и Христа соответственно, иудейские комментаторы, также понимая их как «двух разных ангелов», не имеют единства мнений по вопросу.

Рассматривая восприятие целей ветхозаветного законодательства в его совокупности на страницах Священного Писания, христианской и иудейской традициями, Илья Дмитриевич Кричуняк, студент 4-го курса Саратовской семинарии, отмечает тяготение иудейской экзегетической линии к концентрации на земном благополучии, а христианской — на духовном спасении во Христе.

Алексей Андреевич Бодякин, студент 4-го курса Смоленской семинарии, раскрыл богословские аспекты перевода понятий «оправдание» (δικαιουμενοι) и «искупление» (απολυτρωσεως) в послании к Римлянам святого апостола Павла. Называя данный текст суммой теологии святого апостола, докладчик вскрывает существенные нюансы её ключевых терминов. Так, например, подчёркивается правильность перевода δικαιουμενοι не как «соделывание виновного человека оправданным», а как «обхождение с человеком, рассмотрение человека в качестве подлинно невинного».

Василий Михайлович Кошман, студент 2-го курса Саратовской семинарии, в исследовании образа соли на страницах Священного Писания выделяет две смысловые линии его понимания. Первое — практическое применение соли в быту еврейского народа. Второе — аллегорическое истолкование упоминаний соли. Аллегорию докладчик также разделяет на составные части. Во-первых, на символизм религиозных верований и обрядовой культуры еврейского народа. Во-вторых, на символизм орудия божественного наказания.

Конференция завершилась в Большом зале МДА, где состоялось подведение итогов, после чего всем участникам были вручены сертификаты об участии.

 

Источник: Богослов.Ru

Фото: Пресс-служба МДА


Другие публикации на портале:

Еще 9