В ПСТГУ при участии Института дистанционного образования прошла конференция «Цифровое образование. XXI век»
События

17 мая 2022 года в ПСТГУ прошла научно-практическая конференция «Цифровое образование. XXI век», организованная компанией «Сургутнефтегаз», Институтом дистанционного образования ПСТГУ и Центром развития электронных образовательных ресурсов МГУ им. М. В. Ломоносова. Конференция по цифровому образованию с участием ПСТГУ проводится уже в четвёртый раз, но в этом году площадкой впервые стало главное здание университета в Лиховом переулке.

Конференция открылась круглым столом во Владимирском зале: руководители секций кратко анонсировали темы предстоящих обсуждений, обозначив новые вопросы, которые поставили перед дистанционным образованием два года пандемии.

Первая часть секции «Педагогическая коммуникация в дистанционном образовании» была посвящена высшему и послевузовскому образованию. Ведущим секции стал директор Института дистанционного образования ПСТГУ протоиерей Геннадий Егоров. Поскольку в дистанционном образовании за счёт внедрения цифровых технологий изменения происходят стремительнее, чем в других направлениях образования, здесь наиболее очевидна связь качества педагогической коммуникации с эффективностью процесса. На секции участникам предстояло выяснить, какие проблемы педагогической коммуникации в онлайн и смешанном формате обучения удаётся успешно решать, а какие требуют дальнейшего осмысления.

Директор Центра дистанционных образовательных технологий МПГУ Светлана Александровна Демина рассказала об опыте цифровой трансформации педагогического вуза. Директор Центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ, председатель правления Национальной платформы открытого образования Денис Николаевич Янышев предложил отметить унификацию технологических решений и механизмов коммуникации, используемых в учебном процессе, как одну из важных задач высшего образования, в котором так или иначе теперь будут использоваться и дистанционные элементы. Директор Центра дистанционного обучения РТУ МИРЭА Татьяна Валерьевна Козлова рассказала о кейсе, реализованном в университете во время пандемии, когда необходимо было перевести 25 тысяч студентов и две тысячи преподавателей с очного обучения в онлайн. Доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Наталья Витальевна Днепровская в своём выступлении сделала акцент на менеджменте знаний и поделилась анализом опыта зарубежных университетов. Научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Елена Анатольевна Другова рассказала о перспективах применения учебной аналитики для совершенствования педагогического дизайна курсов. Мария Юрьевна Лебедева, представляющая ИРЯ им. А. С. Пушкина, рассказала об опыте перехода в дистанционный формат вуза, для студентов которого дополнительным проблемным фактором стал языковой барьер, мешавший почувствовать себя включёнными в институтскую жизнь и общение.

Завершая сессию, спикеры и участники обсудили способы формирования в вузе преподавательских сообществ, поддерживающих инновации. Образованию в целом свойственна некоторая консервативность, за счёт которой грамотно отстроенные схемы сохраняются от непродуманных изменений, но отсюда и недоверчивость преподавателей к новым технологиям, подходам и форматам. Помочь могут «исследования в действии»: аккуратный процесс внедрения изменений, когда педагогу дают инструменты для инноваций на микроуровне, с возможностью фиксации результатов.

В соседнем зале на параллельной секции «Moodle в современном образовании: технические инструменты и возможности», которую возглавил заместитель директора МАЦК «Политехник — SAP» СПбПУ Антон Николаевич Амбражей, представители вузов и компаний делились разработками сервисов Moodle. Алексей Владимирович Дьяченко, архитектор системы дистанционного обучения 3KL («Русский Moodle»), основатель и руководитель компании «Открытые технологии», рассказал об инструментах для организации смешанного обучения на онлайн-платформе. Ведущий инженер Центра открытого образования СПбПУ Сергей Сергеевич Толпыгин поделился кейсом «Перевод портала СДО на облачные сервисы». Сергей Анатольевич Кинаш, заведующий Лабораторией информационных технологий дистанционного обучения ПСТГУ, презентовал опыт адаптации сервиса аналитика для более удобной работы преподавателей. Ольга Евгеньевна Ананьева, заведующая лабораторией электронно-образовательных технологий ПГТУ, рассказала о необычном решении — разработке визуализированного сервиса аналитики «лицо курса».

Третья секция утренней сессии — «Образование для цифровой экономики. Санкционная коррекция», прошедшая под руководством профессора СурГУ Галины Евгеньевны Каратаевой. Об анализе данных и нарративном управлении в цифровом образовании рассказал профессор МГУ Михаил Иванович Лугачев. Заместитель директора Финансово-экономического института ТюмГУ Ольга Анатольевна Кузьменко поделилась опытом проектирования образовательных программ экономических направлений подготовки по модели 2+2. Замначальника управления ИТ «Сургутнефтегаза» Иван Вацлавович Чалей говорил о задачах актуализации программ подготовки ИТ-кадров для нефтегазовой отрасли России, а преподаватели Креативного института идей и новых профессий Владимир Игоревич Ананьин и Константин Вячеславович Зимин предложили новые векторы в дополнительном образовании по управлению и анализу контекста и ситуаций обучения на базе фреймворка Cynefin. Галина Евгеньевна Каратаева посвятила выступление теме «Дополнительное профессиональное образование в России: корректировка прогнозов. Особенности обучения и передачи знаний в сложном контексте».

Во второй половине конференции вузовские специалисты по Moodle в рамках секции «Moodle в современном образовании: возможности педагогического дизайна» под модерацией начальника управления ИТ «Сургутнефтегаза» Рината Дамировича Гимранова обсуждали возможности проектировать курс, строить индивидуальные траектории и использовать разные интерактивные и коммуникативные инструменты. Антон Николаевич Амбражей рассказал об опыте гибридной подготовки по SAP. Преподаватель Гуманитарного института СПбПУ Любовь Вениаминовна Крашенинникова — о возможностях и ограничениях персонализации образования средствами Moodle. Сурен Валерьевич Манукянц, заведующий Лабораторией электронного обучения ПГТУ, презентовал интерактивный практикум для обучения преподавателей работе в Moodle. Елизавета Олеговна Воробчикова, начальник отдела дистанционного обучения центра «Профессионал», говорила об использовании основ педагогического дизайна для создания дистанционных курсов в LMS Moodle. А ведущий научный сотрудник музея землеведения МГУ Людмила Владимировна Попова предложила свои ответы на вопрос, что необходимо преподавателю для создания онлайн-курса.

Секция по педагогической коммуникации в дистанционном образовании продолжилась новой для конференции тематикой: вторая часть секции, модерация в которой перешла к программному директору Фонда Сегаловича, «Яндекс», Кириллу Владимировичу Медведеву, была посвящена среднему образованию. В него пандемия тоже внесла свои коррективы, открыла новые возможности и проблемы. О том, как перенести в онлайн-формат лучшее из атмосферы школьного образования, как поддерживать преподавателей и школьников, говорили спикеры и участники. Священник Александр Лаврухин, директор Свято-Димитриевской православной школы, рассказал, как помогло при переходе на дистант начатое ещё до пандемии конструирование среды очного взаимодействия для учеников заочного отделения школы. Светлана Ивановна Бунова, методист онлайн-обучения школы «Феникс», поделилась опытом создания студии для записи видеоуроков для заочников. Директор школы «Снегири» Александр Сергеевич Гулин говорил об использовании цифровых инструментов планирования задач для ведения школьных проектов. Александр Викторович Ядрин, руководитель онлайн-обучения в гимназии им. Е. М. Примакова, рассказал, как организованы онлайн-занятия и очные интенсивы для учеников, которые совмещают школу и занятия спортом или творческую деятельность, требующую индивидуального расписания. Антонина Валерьевна Болотова, руководитель тьюторской службы «Новой школы», рассказала о функциональных ролях сопровождения ребёнка в процессе обучения: кураторстве, тьюторстве и менторстве. В завершении секции протоиерей Геннадий Егоров отметил, что для решения озвученных проблем — формирования школьных сообществ и подготовки школьников к самостоятельному планированию времени на дистанте — важной может быть не только работа с преподавателями и школьниками, но и организация занятий для родителей, чтобы помочь им лучше понимать устройство и возможности дистанционной образовательной среды. 

Именно в этой области сильнее всего сходятся интересы и опыт представителей высшего, среднего и дополнительного образования, что открывает перспективы для дальнейшего сотрудничества.

Завершилась конференция знакомством с главным зданием ПСТГУ, где многие участники мероприятия оказались впервые. Для гостей провели экскурсию по Соборной палате и Музею новомучеников и исповедников российских, познакомив с историей здания и событиями происходившего здесь Поместного собора 1917–1918 годов.

Более подробный репортаж о конференции – на сайте Института дистанционного образования ПСТГУ.

 

Источник: Pstgu.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9