Богословская критика модного атеиста: о книгах Харари
События

На сайте Православие.ру вышла критическая статья о религиозных взглядах израильского военного историка-медиевиста, профессора исторического факультета Еврейского университета в Иерусалиме Юваля Харари.

Полки многих книжных магазинов заполнены трудами модного ныне Юваля Харари. Его «Homo Sapiens», «Homo Deus» и «21 урок для XXI века» выходят огромными тиражами, на них пишутся восторженные отзывы в стиле «это лучшая книга века» и «каждый образованный человек должен ее прочитать». Они выходят с заголовками «Big Ideas» (Великие идеи), а в книжных и интернет магазинах продаются под грифом «Бестселлер».

Автор является историком, профессором Еврейского университета в Иерусалиме. А еще он веган, защитник прав животных и открытый гей, живущий в однополом «союзе». Кстати, книгу «21 урок для XXI века» он и посвящает своему «партнеру».

Перед нами просто идеальная биография для человека, который хочет написать современный бестселлер. И, само собой, Харари – атеист. Причем один из самых разрекламированных атеистов современности.

Учитывая столь большую популярность данных книг, обратимся к их содержанию и попробуем прочесть их с точки зрения Православия. Выделим основные мысли Харари и подготовим православный ответ на каждую из них.

Про что книги

Три тома Харари надо или читать целиком, или не читать вовсе. Просто пробежаться глазами по тексту не поможет. Харари предлагает весьма интересную концепцию прошлого и будущего человечества.

«Homo Sapiens» – книга об истории человечества, о том, как сформировался биологический вид человека разумного. «Homo Deus» – книга о будущем: куда пойдет человечество, какие проблемы и перспективы его ждут?

История человечества, согласно исторической концепции модного атеиста, – это история пути к бессмертию. Идеальное общество будущего – это общество, где произошла «смерть смерти», то есть Харари верит в вечный прогресс:

    «Судя по всему, в XXI веке будет сделана серьезная заявка на бессмертие».

    «Главная задача современной медицины – победить смерть и подарить человечеству вечную молодость».

    «Неандертальцы, по крайней мере, – тоже люди, а наши преемники будут ближе к богам».

И многие другие цитаты, главная идея которых – путь к бессмертию и богоподобному состоянию.

    Главная идея этих книг – путь человека к бессмертию и богоподобному состоянию

Харари верит в гуманизм, в «культ человека»:

«Гуманистическая религия поклоняется человечеству и отводит ему ту же роль, которую в христианстве и исламе играл Бог».

И далее:

«Главная религиозная революция современности заключается не в утрате веры в Бога, а в обретении веры в человека».

И эта новая религия вообще не связана с Богом: в будущем людей ждут «дивные новые религии, которые никак не связаны с Богом, а связаны исключительно с технологиями».

Но знакомство с творчеством Харари было бы неполным без его книги «21 урок для XXI века». Это книга размышлений о вызовах и проблемах будущего и настоящего.

«В отличие от Homo Sapiens и Homo Deus эта книга представляет собой не исторический нарратив, а выборку вызовов, проблем и вопросов, не имеющих простых ответов и решений».

Лично мне она показалась интересней остальных: в ней больше внимания уделено анализу реальных проблем человечества и меньше восторженных криков о грядущем бессмертии.

В своих книгах Харари рассматривает важные проблемы современного общества: миграцию, взаимоотношения культур, национализм, развитие информационного общества, терроризм, биотехнологии и многое другое. Действительно, Харари пишет «на злобу дня». Быть может, это один из секретов успеха его книг. И нельзя сказать, что он не прав во всем. Многие его оценки и замечания справедливы и правдивы. Терроризм основан на страхе – абсолютно справедливое заключение. Или прекрасная мысль про невозможность в наше время глобальной войны:

«Атомная бомба превратила победу в мировой войне в коллективное самоубийство».

Жаль только, что с этими справедливыми мыслями перемешаны, как плевелы, необъективные мысли о религии.

И еще немного похвалю Харари. Его книги, возможно, популярны потому, что автор – интеллектуал и пишет весьма интересные работы.

Он легко апеллирует такими малоизвестными историческими понятиями и фактами, как «Миссисипский финансовый пузырь», «Бехистунская надпись» и многое другое. Весьма свободно он цитирует Библию, классическую и современную литературу. Например, он указывает на помазание ног Христа миром, правда, называя его елеем, упоминает валаамскую ослицу, цитирует евангельское «легче верблюду пройти сквозь игольное ушко…» (вновь не совсем верно утверждая, что христианство считает приобретение богатства чем-то плохим). Но представления Харари о религии зачастую несправедливы. Давайте это разберем.

Что такое религия?

Харари уделяет много внимания религии в своих книгах.

Религиозная проблематика прослеживается даже в названиях глав и параграфов книги:

    «Древо познания»,

    «Один день из жизни Адама и Евы»,

    «Животные становятся богами»,

    «Религия данных»,

    «Евангелие от золота» и многие другие отсылки к религиозной проблематике.

Для Харари религия – это один из мифов, которые созданы для управления людской массой:

    «В реальности нет богов, наций и корпораций, нет денег, прав человека и законов, и справедливость живет лишь в коллективном воображении людей».

    Боги «не существовали нигде, кроме как в человеческом воображении».

Суть религии Харари не понимает и зачастую поступает не как историк-профессионал:

«В 1618 году идентичность европейца определялась его озабоченностью мизерными доктринальными различиями между католиками и протестантами или между кальвинистами и лютеранами».

Не надо быть выдающимся богословом для того, чтобы знать: эти различия никак нельзя назвать «мизерными». Харари учился в Европе и должен был это понимать. Не говоря о том, что он даже не упомянул о Православии – единственной истинной религии. О Православии он практически нигде не говорит, и можно сделать вывод, что он с ним не знаком, а значит, и познания его в области веры нельзя признать хотя бы научными. Быть может, Харари и изменил бы свое мнение о религии, если бы познакомился с Православием…

Автор пытается посмотреть на религию с точки зрения «полезности», практического применения:

«Традиционные религии по большому счету не способны помочь в решении технических и политических проблем. С одной стороны, они как нельзя более эффективны для решения проблем идентичности, хотя в большинстве случаев представляют собой скорее существенную часть проблемы, чем ее возможное решение».

Далее Харари пытается рассуждать об «исламской экономике», «еврейской физике» и многих других аспектах экономики и политики с точки зрения религии, но в своих рассуждениях вновь заходит в тупик. Оно и естественно: религия и не ставит целью решить какие-то земные проблемы. Подобно тому как «исламский банкинг» не является сутью ислама, так и экономические концепции протестантов и католиков не показывают суть христианства. Это просто один из элементов западно-христианского или исламского общества. Но Харари вновь ищет в религии полезность. Кстати, он ее найдет, но не в сфере экономики, а в области мировоззрения и поиска идентичности:

«Вера в богов была жизненно необходима разным сообществам и иногда давала положительный эффект».

Более того, согласно автору, религия внесла свой положительный вклад в искусство:

«Адама и Евы никогда не существовало, но Шартрский собор прекрасен».

Но и тут, оценивая положительно религию, Харари не забывает отдельную главу посвятить понятию светской этики и мысли о том, что «мораль и мудрость – это наследие всего человечества», то есть религия для этого не нужна.

 

Текст статьи доступен на сайте Православие.ру


Другие публикации на портале:

Еще 9