В журнале Вестник ПСТГУ вышла статья о феноменологии религии Райнаха
События

Кольцов А. В. «Религиозное переживание» как предмет философии религии в проекте А. Райнаха // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2020. Вып. 88. С. 60-79.

Аннотация

Статья посвящена сохранившемуся в черновых набросках А. Райнаха (1883–1917) проекту применения феноменологического подхода в философии религии. Показывается, что методологические особенности этой программы определяют особый характер проекта, ориентированного, с одной стороны, на понятийный аппарат реалистической феноменологии и, с другой стороны, на позитивные данности религиозного опыта. Вследствие этого центральным понятием феноменологии религии Райнаха становится «религиозное переживание». Выявляя три основные коннотации, связанные с введением этого понятия — (1) апологетическое стремление «сохранить» самобытность явления, настаивая на его несводимости ни к каким другим, (2) герменевтический подход, сближающий понятия сущности и смысла, и (3) обращение к выработанному в философии жизни концепту «переживания» (Erlebnis), подчеркивающему непосредственный характер данности религиозного опыта, — автор статьи устанавливает их связь с общетеоретическими установками реалистической феноменологии, прослеживая их возникновение в ранних сочинениях Райнаха. В дальнейшем изложении показывается, какое развитие эти установки получают в религиозно-философских «Фрагментах». В результате удается выделить два направления развития концепта «переживания» во «Фрагментах»: первое, связанное с познавательным статусом переживания как интенционального акта, и второе, описывающее внутреннюю динамику ноэмо-ноэтической корреляции и в этом смысле оказывающееся в известном роде «психологическим». В связи с первым направлением религиозное переживание рассматривается в контексте дискуссии о «знании» и «чувстве», а также устанавливается его сущностная специфика как особого вида интенциональности. Второе направление позволяет противопоставить религиозный акт другим видам опыта, лежащего в основе позитивных наук, а также пересмотреть субъект-объектную модель религиозного отношения. Кроме того, в ходе рассмотрения отмечаются новые аспекты общефилософской теории переживания, выработанные Райнахом в результате анализа религиозного опыта. Итогом рассмотрения становится вывод о том, что во «Фрагментах» предложена специфическая стратегия совмещения философского и теологического дискурсов, которая должна быть осмыслена в контексте многообразия проектов философской теологии как уникальный религиозно-философский синтез.

Статья подготовлена в рамках проекта «Русская религиозная мысль второй половины ХIХ — начала ХХ в.: проблема немецкого влияния в условиях кризиса духовной культуры» при поддержке Фонда развития ПСТГУ.

 

Текст статьи доступен на сайте журнала


Другие публикации на портале:

Еще 9