«Бесы» Достоевского как марксистский текст
События

Владимир Шалларь о Достоевском

Наш великопостный цикл подошел к концу: мы реконструировали социально-теологическое измерение в сериале «Новый Папа», в библейской истории о Содоме, в новозаветном употреблении слова «койнония», у Святых Отцов. Таким образом, хотя каждый наш текст — не более чем фрагмент, тем не менее «в уме» можно из этих фрагментов достроить целостную систему.

Сегодня мы добавим последний фрагмент — попытаемся прочесть роман «Бесы» Достоевского (привлекая и некоторые другие тексты писателя) как марксистский роман. И вот зачем мы это сделаем: одно дело — находить нечто вроде «социализма» в Библии и у Святых Отцов, другое — стыковать напрямую христианство и марксизм (очевидно, для многих это невыполнимая, если не кощунственная задача, причем и для христиан, и для марксистов).

Достоевский — великий христианский писатель и мыслитель, тут вряд ли кто-то будет спорить. А еще он «реакционер», бичевал социалистов, выявил демоническую природу революции в «Бесах». Так? Нет, не так. Обычное изображение идейного пути Достоевского от левых к правым (с переломом в точке смертной казни, замененной на каторгу) не верно. Мы как-то уже писали, что точка разрыва от раннего Достоевского к позднему — не эшафот/каторга, а нечто другое, но сейчас это нам не важно (см. соответствующий текст). Главное, следует помнить, что, несмотря на свою идейную эволюцию: Достоевский всегда был христианином и всегда оставался «социалистом». Итак, «Бесы».

 

Полный текст читайте в блоге Живое Предание

 


Другие публикации на портале:

Еще 9