Научно-практическая конференция «Время и вечность в церковном искусстве» прошла Музее русской иконы и в храме Христа Спасителя
События

25 и 26 января 2020 года в рамках направления «Церковь и культура» XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений состоялась научно-практическая конференция «Время и вечность в церковном искусстве», организованная Православным гуманитарным институтом «Со-действие», Музеем русской иконы, Межвузовским иконописным советом, Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом (ПСТГУ) и Патриаршим советом по культуре.

Секция «Древняя икона в современном мире» проходила в Музее русской иконы 25 января и была посвящена памяти основателя музея М.Ю. Абрамова (1963–2019). Секция «Современное церковное искусство» работала 26 января в храме Христа Спасителя.

Открывая конференцию, ректор института «Со-действие» Т.В. Кондратьева обозначила основную проблему для обсуждения. В современном церковном искусстве существует вопрос: подражать ли древним образцам? Копии древних шедевров часто оказывается мертвыми, сухими. Многое из новосозданного, несмотря на свою “живость”, воспринимается как нечто непривычное. Иногда новые работы оказываются удачными, иногда идут вразрез с традицией или воспринимаются как нечто немолитвенное. Как следует создать художественное произведение, чтобы оно было живым и искренним и, в то же время, не противоречило церковным канонам?

На обеих секциях был представлен 21 доклад по следующим темам: искусство христианского мира, проблемы реставрации, актуальные вопросы изучения памятников древнего искусства, вновь открытые и введенные в научный оборот после реставрации произведения, памятники церковного искусства в храмовом пространстве, совмещение времени и вечности в искусстве разных веков, возрождение храмового строительства, развитие отечественного монументально-декоративного церковного искусства, творческие поиски современных иконописцев, реставраторов, архитекторов.

Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета церковных художеств ПСТГУ представил основополагающий доклад «Вера и символ в православном искусстве».

Протоиерей Николай Чернышев, клирик храма Николы в Клениках, доцент ПСТГУ, заместитель древлехранителя г. Москвы, член Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации (ЭСЦИАР) в докладе «Традиция и новизна в иконе» показал подборку образов древних и современных иконописцев и отметил: «Важно, чтобы современное церковные художники не теряли глубины евангельского содержания при поиске форм выражения. Церковное искусство нашло для богословских истин художественный язык, наиболее точно его передающий. Современное искусство должно научиться его передавать без искажения смысла».

Протоиерей Леонид Калинин, настоятель храма священномученика Климента, папы Римского, председатель ЭСЦИАР, член Патриаршего совета по культуре, древлехранитель Московской городской епархии, сообщил о рекомендациях, разработанных Экспертным советом по отношению к священным изображениям. Этот вопрос сейчас стоит очень остро в связи с возможностью тиражировать и производить священные изображения на предметах бытового одноразового использования. Неуместное использование иконописных образов провоцирует недолжное отношение к святыне. Совершенно анекдотично, а иногда и кощунственно, выглядит современная кондитерская продукция со съедобными изображениями Евангелия, чаш для причастия, аналоев, митр и т.п.

Кандидат культурологии, заведующая кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института апостола Андрея Первозванного И.К. Языкова в докладе «Взирая на образ, умом восходим к Первообразу. Роль и значение древних образцов в практике современных иконописцев» подчеркнула, что главная задача иконы – стать окном в мир невидимый, а современные образы часто оказываются слепым окном, никуда не ведущим.

На другой аспект этой проблемы указала заведующая кафедрой иконописания факультета церковных художеств, заведующая научным отделом базы данных по иконографии и восточно-христианского искусства ПСТГУ доцент Е.Д. Шеко. «Вопрос перед нами стоит по-прежнему о будущем. Не к хронологическому возвращению мы призываем, но предлагаем войти в церковную глубину, прежде чем начать менять что-либо и модернизировать ради актуализации внешнего облика. Новое современное творчество в Православной Церкви должно быть осознанным, и созидаться в духе церковной цельности».

Член Академии архитектурного наследия М.Н. Гурари показал в своем докладе формы традиционных деревянных храмов и продемонстрировал, как они вписываются в современную городскую среду.

Профессор Ю.Р. Савельев сделал акцент на том, что необходимо создавать богословие архитектуры. При строительстве современных храмов часто не учитывается символика внутренних пространств, строители не понимают смысла элементов постройки.

Важный богословский комментарий к проблемам богословия иконы и пониманию канона прозвучал в докладе иерея Максима Крижевского, кандидата искусствоведения, доцента кафедры искусствоведения факультета церковных художеств ПСТГУ, клирика храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве.

Несколько докладов искусствоведов и реставраторов были посвящены открытиям и наблюдениям, важным для художников-практиков. Так, в докладе «К вопросу о времени создания миниатюр Четвероевангелия, ГИМ, Син. греч. 519» О.В. Овчарова, кандидат искусствоведения, научный сотрудник византийского сектора Государственного института искусствознания, показала несколько редких и малодоступных изображений из Евангелий XI–XII вв. Е.Ю. Мухер, заведующая сектором реставрации тканей Отдела научной реставрации и консервации Музеев Московского Кремля, рассказала о реставрации памятников церковного искусства на примере епитрахили святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского чудотворца (1354–1378). Ю.Г. Матвеева, кандидат искусствоведения, преподаватель Харьковской государственной академии дизайна и искусств, в докладе «Способы крепления и функционирования византийских завес (по материалам иконографии и текстов)» уточнила, как использовались ткани в древней Церкви. Это важно для правильного перевода литургических текстов и понимания практики богослужения.

Опыт преподавания иконописи и исполнения большой работы учебным заведением был представлен в докладах преподавателей ПСТГУ М.О. Глебовой и И.Ю. Самолыго.

В рамках работы конференции была организована выставка работ иконописных мастерских института «Со-действие» и ПСТГУ и золотошвейной мастерской института «Со-действие».

В конференции приняли участие научные работники, педагоги, художники, реставраторы и архитекторы – свыше 140 человек из разных городов России, Беларуси и Украины, Израиля, в том числе восемь священнослужителей и одна монахиня.

 

Т.В. Кондратьева

Патриарший совет по культуре 

 


Другие публикации на портале:

Еще 9