Г. Г. Корноухова, М. Н. Мосейкина. Совет по делам религиозных культов и религиозная политика СССР в среднеазиатских республиках в период позднего сталинизма. По архивным документам
События

Г. Г. Корноухова, М. Н. Мосейкина. Совет по делам религиозных культов и религиозная политика СССР в среднеазиатских республиках в период позднего сталинизма. По архивным документам

Российский историко-архивоведческий журнал «Вестник архивиста» №3 2019г.

 

УДК 94(57).322

 

DOI 10.28995/2073-0101-2019-3-713-725

 

Российский университет дружбы народов, г. Москва, Российская Федерация

 

Аннотация

 

В статье рассматривается вопрос эффективности контроля союзного центра над религиозной жизнью в среднеазиатских республиках в период позднего сталинизма. В связи с этим, предметом исследования является деятельность созданного 19 мая 1944 г. Совета по делам религиозных культов при Совнаркоме СССР как государственного органа, на который возлагались функции управления вопросами религии в союзных республиках через институт уполномоченных. Последний являлся своего рода барометром религиозной ситуации на местах и одновременно отвечал за реализацию исходящих из центра инициатив. Структура статьи обусловлена необходимостью последовательного анализа взаимодействия данных институций: Совет по делам религиозных культов − Уполномоченные Совета в республиках − Уполномоченные в областях. Специальное внимание уделяется деятельности созданного в 1943 г. Среднеазиатского духовного управления мусульман. В основе исследования - протоколы заседаний Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР, хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации и отражающие положение дел в сфере государственной политики СССР. На страницах документов, собранных в единое дело объемом в 529 листов, представлены материалы дискуссий с участием членов Совета по делам религиозных культов, детально анализировавших доклады республиканских представителей с мест и озвучивавших в связи с этим крупные недостатки в деле функционирования системы. Авторы выявляют наличие корреляционной зависимости между оперативной информацией от уполномоченных в республиках и своевременной реакцией Совета на разрешение проблемных ситуаций на местах. Отмечается, что региональные деятели не обладали необходимыми компетенциями, для эффективной работы в области национально-религиозной политики советского государства требовались профессиональные исполнители на всех уровнях. Полученный результат позволяет опровергнуть сложившееся в современной историографии представление о Совете по делам религиозных культов как эффективно действовавшем государственном органе по управлению религиозной жизнью в среднеазиатских республиках в период позднего сталинизма. Подобная характеристика данной структуры более применима к периоду последующих десятилетий советской истории.

 

Ключевые слова

 

Исторические источники, архив, поздний сталинизм, государственно-религиозные отношения, СССР, Средняя Азия.

 

Обращение к изучению исторического опыта религиозной политики СССР является весьма актуальным для выстраивания государственно-конфессиональных отношений современной России с учетом многообразия форм присутствия религии в обществе. В современной отечественной и зарубежной историографии утвердилось представление о существовании жестко централизованной системы управления национальными территориями, входившими в состав СССР, в том числе по вопросам взаимоотношений центральной власти и мусульманских организаций и духовенства. Так, по мнению А. Б. Юнусовой, Совет по делам религиозных культов (СДРК) «стал органом всепроникающего контроля и надзора над жизнью верующих со стороны государства, а сами уполномоченные – непосредственными проводниками государственной политики жесткого давления на религию». Цель статьи заключается в том, чтобы на примере СДРК при Совнаркоме СССР выявить степень эффективности созданной институциональной модели в деле контроля за религиозной активностью населения в республиках Средней Азии в послевоенный период в условиях всплеска религиозности в регионе и в стране в целом. В соответствии с поставленной целью в статье ставятся задачи: раскрыть механизм взаимодействия СДРК с уполномоченными СДРК в среднеазиатских республиках, оценить кадровый состав и уровень его исполнительской дисциплины. Методологическую базу исследования составили принципы историзма, научной объективности и системности, которые предполагают критическое отношение к источникам и проведение анализа деятельности Совета по делам религиозных культов в контексте исторической обстановки. В ходе работы применялись также общенаучные методы: историко-сравнительный, проблемно-хронологический, историко-ретроспективный. В основу исследования легли протоколы заседаний СДРК, хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации.

 

Давая оценку состоянию ситуации, сложившейся в республиках Средней Азии, председатель Совета по делам религиозных культов И. В. Полянский отмечал: «Религиозное движение среди мусульман … проходит стихийно, без должного регулирования… В Средней Азии мы имеем на сегодня такое положение, которое, грубо выражаясь, можно охарактеризовать таким образом, что там религиозное движение не оседлано». Все это требовало осуществления более жесткого контроля из центра за религиозной ситуацией в республиках с целью ее «исправления» в соответствии с поставленными партией задачами в области атеистической пропаганды. Подобная функция была возложена на Совет по делам религиозных культов. Созданный при нем институт уполномоченных в союзных и автономных республиках, областях и краях был призван отслеживать состояние религиозных настроений на местах и одновременно выступать проводником инициатив, исходивших от СДРК. Эффективность деятельности СДРК напрямую зависела от налаживания системы отчетности уполномоченных, своевременности подачи и полноты информации, которую ждали от них в центре.

 

Между тем, анализ стенограммы заседаний СДРК в 1947 г. свидетельствует о довольно низком качестве официальной отчетности уполномоченных Совета в среднеазиатских республиках, в частности, речь в ней идет об уполномоченных по Таджикской ССР (К. Хамидове) и по Узбекской ССР (Х. Н. Искандерове), чьи отчеты были признаны недостаточными по объему и малосодержательными. Нередко отчеты предоставлялись с большим опозданием и не всегда отвечали на запросы Совета.

 

В послевоенный период перед сталинским руководством стояла задача укрепления сложившейся системы национально-государственных отношений, в связи с чем была выстроена четкая структура по обеспечению контроля союзного центра над религиозной жизнью в различных регионах страны. Ключевая роль в этом отводилась Совету по делам религиозных культов, эффективность работы которого напрямую зависела от характера взаимодействия с институтом его уполномоченных представителей на местах.

 

Анализ выявленных документов позволяет сделать вывод о том, что вопреки прилагаемым Советом усилиям по разрешению проблемных ситуаций на местах в период 1940 – начала 1950-х гг., ему не удалось наладить эффективного взаимодействия с уполномоченными в среднеазиатских республиках. Одной из главных причин этого стал низкий уровень подбора кадров на местах, их постоянная текучесть и сменяемость, в то время как для эффективной работы в области национально-религиозной политики советского государства требовались профессиональные исполнители на всех уровнях. Успешно данная проблема будет решаться руководством страны уже в последующие десятилетия советской истории.

 

Список литературы

 

Ахмадуллин, В. А. Патриотическая деятельность мусульман России в годы Великой Отечественной войны (по материалам Совета по делам религиозных культов при СНК СССР) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. - 2016. - № 1. - С. 91−100.

 

Мухаметшин, Ф. М. и др. Россия – Средняя Азия. Политика и ислам в конце XVIII – начале XXI века. - М.: Изд-во Московского университета, 2013. – 480 с.

 

Носова, Е. В. Деятельность Совета по делам религиозных культов // Вестник КРСУ. - 2009. - № 5. - С. 113−117.

 

Советов, И. М. (Одинцов, И. М.) Совет по делам религиозных культов при СНК СССР в 1944−1945 гг.: обязанности и сфера компетенции, организационная структура и основные направления деятельности // Объединение исследователей религии. Электронный ресурс. Режим доступа: https://rusoir.ru/president/president-works/president-works-186/ (дата обращения: 15.02.2018)

 

Юнусова, А. Б. Ислам в Башкортостане. – Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 1999. – 352 с.

 

Tasar, Е. Soviet and Muslim. The Institutionalization of Islam in Central Asia. − Oxford: Oxford University Press, 2017. – 410 р.

 

 

Корноухова Гадиля Гизатуллаевна – кандидат исторических наук, Российский университет дружбы народов, факультет гуманитарных и социальных наук, кафедра истории России факультета гуманитарных и социальных наук, доцент, г. Москва, Российская Федерация, 8-495-434-12-12, kornouh@mail.ru

 

Сайт журнала Вестник архивиста

 


Другие публикации на портале:

Еще 9