Марсилио Фичино
События

Владимира Лега заведующий кафедрой философии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Видеолекция.

Марсилио Фичино итальянский философ, гуманист, астролог, католический священник, один из ведущих мыслителей раннего Возрождения. 19 октября 1433 — 1 октября 1499

Марсилио Фичино - итальянский философ, неоплатоник, гуманист, одна из ключевых фигур раннего Возрождения, основатель и руководитель Платоновской Академии во Флоренции, один из самых выдающихся представителей флорентийского платонизма - философского направления, характеризующегося возрождением интереса к идеям Платона, противопоставляющее себя схоластике, главным образом, аристотелевской.

 

В период между 1469 и 1474 гг. Фичино создал своё главное произведение — трактат «Платоновское богословие о бессмертии души» (опубликовано в 1482), в котором пытался «показать во всем созвучие платоновских мыслей с Божественным законом», то есть согласовать и примирить древнюю языческую мудрость с христианством.

 

По мысли Фичино, философия есть «озарение ума», а смысл философствования — в предуготовлении души и интеллекта к восприятию света божественного откровения. С этой точки зрения философия и религия совпадают, а их истоком оказываются священные мистерии древности. Легендарные пророки (Гермес Трисмегист, Орфей, Зороастр) оказались в своё время «просвещены» божественным светом. Впоследствии к этим же мыслям пришли Пифагор и Платон. Тексты и Герметического корпуса, и платоновской традиции, и христианской доктрины, по мысли Фичино, проистекают из единого Божественного Логоса.

 

Метафизическая реальность представляет собой нисходящую последовательность пяти совершенств, к которым относятся: Бог, ангел (образуют интеллигебельный мир); душа (триединый «узел соединения»); качество (форма) и материя (конституирующая физический мир). Бог рассматривается Фичино как бесконечное высшее существо, деятельность которого порождает мир вещей в процессе постепенного творения (эманации). Человек занимает особое место в мире в силу того, что его душа находится в серединном положении между божественным и материальным. Именно душа олицетворяет связь между телами в природе, помогая им подняться до ангелов и даже высшего божественного существа. Благодаря наделенности души способностью к познанию, все ступени бытия могут вновь возвращаться в божественное единство. Человек — это микрокосмос, познающий макрокосмос, а способность к познанию представляет собой главное достоинство человека, сливающегося с Богом на высшей ступени познания.

 

Сайт

 

 


Другие публикации на портале:

Еще 9