В Санкт-Петербурге начал работу круглый стол «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты»
События

В состав президиума первого дня заседаний вошли: архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; митрополит Почаевский Владимир, наместник Свято-Успенской Почаевской лавры; митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор; архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт; епископ Касимовский и Сасовский Дионисий.

Открывая мероприятие, архиепископ Сергиево-Посадский Феогност передал участникам собрания благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, поблагодарил митрополита Петербургского и Ладожского Варсонофия и настоятельницу Воскресенского Новодевичьего монастыря игумению Софию (Силину) за предоставленную монашествующим возможность снова встретиться в Северной столице и пожелал собравшимся плодотворной работы.

Далее вниманию участников были предложены доклады секции «Послушание – дыхание монаха». Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор в своем выступлении на тему «Послушание как фундамент духовного возрастания и приобретения других добродетелей» напомнил, что духовные истины, которым учит Церковное Предание, должны являться для нас не столько теоретическим знанием, сколько тем необходимым опытом, которым мы должны жить и который должны изучать в реалиях современности. «В онтологическом смысле, – отметил митрополит Исидор, – послушание есть восстановление утраченного образа Божия в человеке». Говоря далее о сердечной радости как о важном ориентире в созидании добродетели послушания, докладчик порекомендовал обращать внимание на причины ее возникновения: внимательно смотреть, не зависит ли она от внешних обстоятельств (одобрения игумена или братии), так как лишь внутреннее принятие послушания, стремление исполнить волю Божию является ответом человека на Божественную любовь, дает подлинную свободу и приносит плоды смирения – мир с Богом, мир с ближним, мир с самим собой. Иной же причиной радости может быть, например, тщеславие. Завершая свой доклад, митрополит Исидор привел добрые примеры послушания из «современного патерика» – духовной жизни нынешних насельников монастырей.

Доверию и любви как основам духовного руководства было посвящено выступление епископа Касимовского и Сасовского Дионисия. Тема «Послушание как основа взаимоотношений послушника и духовного отца», по мнению епископа Дионисия, всегда порождает много вопросов: как выбрать духовного наставника? как относиться к его немощам? может ли старец ошибиться и может ли это принести вред послушнику? Ответы на эти вопросы есть у святых отцов Церкви и современных подвижников. Должен знать ответы на эти вопросы и игумен, осознавая, что руководство монастырем не может ограничиваться только заботой о внешнем благосостоянии братии. Напомнив собравшимся формулу святогорцев – старцем может быть только тот, кто сам был послушником у старца, – владыка Дионисий обратился с вопросом к участникам круглого стола: как же надлежит учиться и учить послушанию тем, кто не проходил этот путь в его классическом понимании? И, отвечая сам на свой вопрос, предложил вниманию собравшихся несколько советов для «старцев поневоле», которые были назначены таковыми и призваны исполнять это послушание.

Игумен Петр (Мажетов), наместник монастыря Свято-Косьминская пустынь Екатеринбургской епархии, в докладе «Подчинение, повиновение, послушание – "что есть что" и что должно быть в монашеском братстве», посвященном побудительным причинам послушания, в частности, предложил взглянуть на послушание как на целеустремленность, духовное дерзновение. Послушание – это наука, позволяющая монаху держаться конкретной жизненной цели, теряя которую инок перестает слышать сердечный зов Спасителя: «Гряди по Мне». У человека всегда есть свое мнение, и если он понимает послушание как подавление собственной воли, то ничего, кроме уныния, это занятие ему не принесет. Вялость и уныние как проявления подавленности духа очень опасны для монаха, который призван благоговеть перед Тем, Кому служит.

Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт свое выступление на тему «Добродетель послушания и стяжание внутренней молитвы» начал со слов благодарности организаторам круглого стола за подобные встречи, благодаря которым, по мнению Его Высокопреосвященства, монашествующие обретают возможность возродить прерванную в советские годы духовную традицию.

Среди опасностей, возникающих на пути приобретения добродетели послушания, архиепископ Феофилакт отметил желание псевдостарцев подавлять критическое мышление своих учеников. Владыка напомнил, что исключительной и недоступной для рассуждения личность учителя делается в сектах, в том числе и псевдоправославных. В отношениях духовника и новоначального монаха послушание последнего возможно только в той мере, в какой он видит и воспринимает опыт послушания своего старца Господу и Спасителю Христу. Послушание, как и навык молитвы, лучше всего передается не поучением, а собственным примером. «Послушание есть средство обучения молитвенному деланию. В то же время молитва – средство, приводящее наш ум и сердце в благословенное послушание Самому Богу. И здесь цель и средство меняются местами. Благословенное послушание Спасителю во все дни жизни становится целью внутренней молитвы», – заключил архиепископ Феофилакт.

Игумения Анастасия (Мордмиллович), настоятельница Казанского женского монастыря г. Калуги, в докладе «Послушание – основной монашеский обет» подчеркнула мысль, что послушание есть не что иное, как закон жизни человека, с помощью которого он должен воплотить замысел Божий о нем. Небесная Иерархия подчинена закону послушания: все Небесные Силы, в т.ч. архангелы и ангелы, живут радостным послушанием Богу, сказала докладчица. Игумения Анастасия привела святоотеческие высказывания о необходимости для монашествующих исполнения обета послушания. «Исполнение обета послушания оберегает монаха от всех козней врага, хранит, поддерживает, утешает и радует в течение всего следования по тесному монашескому пути», – заключила матушка.

 

    

Во второй части работы круглого стола на секции, озаглавленной «Что такое жизнь в послушании» (на примерах житий святых и подвижников благочестия XX века, а также личного общения с духовно опытными наставниками), участники заслушали выступления митрополита Почаевского Владимира, наместника Свято-Успенской Почаевской лавры; протоиерея Александра Чеснокова, клирика храма святителя Николая г. Краснодара Екатеринодарской и Кубанской епархии; иеромонаха Рафаила (Янкевича), насельника Санкт-Петербургского подворья Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря; игумении Филареты (Калачевой), настоятельницы Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря в Эстонии; игумении Елисаветы (Евдокимовой), настоятельницы Богородицкого Житенного женского монастыря г. Осташкова Тверской и Кашинской епархии. Докладчики поделились воспоминаниями о жизни в послушании у старцев и рассказали присутствующим о подвижниках благочестия, память о которых хранят представляемые ими обители.

По окончании заседаний для участников круглого стола была организована поездка в Кронштадт и посещение мемориальной квартиры святого праведного Иоанна Кронштадтского. Экскурсию провел клирик Морского Никольского ставропигиального собора в Кронштадте иерей Сергий Резниченко.

3 июля круглый стол продолжит свою работу. Монашествующие обсудят вопросы созидания жизни братства в духе послушания и примут участие в завершающей круглый стол дискуссии «Подвиг послушания в современном монастыре: препятствия, трудности и помощь в их преодолении».

Источник pravoslavie.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9