Новое в электронных библиотеках
События

Прохоров Г.М. Повесть о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы.  М.: Наука. 1978.

Повесть о Митяе - небольшой летописный рассказ о том, как Дмитрий Донской пытался поставить во главе русской Церкви близкого себе человека (его-то и звали Митяем). Напряжённые, драматические и достаточно авантюрные события Повести происходят во время первого "розмирия" (прекращения мира) Руси с Ордой. Начинаются они до, а кончаются после Куликовской битвы. Героев повествования мы видим в Москве, затем в Константинополе, по пути они встречаются с Мамаем - как раз накануне его похода на Русь. В наше поле зрения попадают греки, итальянцы, татары, турки.
Эпоха Куликовской битвы - переломное время и особый, своеобразный период в русской истории. Здесь начало - самое начало - великорусской народности и государственности; Москва в эти годы решительно возвышается над другими княжествами, но ещё не в такой степени, чтобы полностью их подчинить; это время духовного возрождения, духовного взлёта после катастрофы татарского завоевания, но возрождения более широкого, чем рамки одного княжества или одной страны, время творческое и полное загадок. События Повести и сама она - из числа таких загадок. Мир книг.

Лактанций. О смертях преследователей. СПб.: Алетейя. 1998.

Трактат "0 смертях преследователей" ("De mortibus persecutorum") описывает и осмысляет именно эти грандиозные события. По крайней мере в сознании христиан той поры превращение императора Константина в защитника церкви было настоящим переворотом. Ожидаемое будущее начинало быть настоящим, то, "что было предсказано словом и написано в священных книгах, утверждалось делами", становилось исторической реальностью.
Перевод трактата снабжен обстоятельной вступительной статьей, обширными комментариями, новейшей библиографией по данному вопросу и указателями. Отдельно публикуется оригинальный латинский текст. Мир книг.
В сборник включены переводы текстов, которые помогут составить полное представление обо всех
периодах и наиболее важных аспектах древнеиндийской цивилизации (конец II тыс. до н.э. - середина I тыс. н.э.)
Здесь представлены отрывки из Вед, Упанишад, Махабхараты, Харивамшы, Кама-Сутры, Артхашастры. Представлен ряд буддийских источников, таких как "Надписи Ашоки", а также исторические записки об Индии (Арриан, Фа Сянь). Мир книг.

Н. П. Лихачев.Материалы для истории русского иконописания. СПб.: Экспедиция заготовления государственных бумаг. 1906.

Это было дорогое и недоступное для широкой публики издание, но оно привлекло внимание ряда деятелей искусства, которые начали изучать и расчищать русские древние иконы. Таким образом состоялось новое «открытие» искусства древней русской иконы. П. П. Муратов, автор тома, посвященного русской иконе в «Истории русского искусства» И. Э. Грабаря, отмечал, что когда он и другие любители присутствовали при снятии черной копоти с икон и когда на свет Божий выходили яркие краски и золотые штриховки, им казалось, что они видят настоящее чудо. Как бы из тьмы веков восставало пред ними лучезарное древнее искусство Святой Руси, сбрасывая с себя покров забвения и уничтожая распространенное тогда мнение, будто искусство живописи не существовало в России до Петра. Мир книг.

Прп. Иоанн Дамаскин. Источник знания. М.: Индрик. 2002.

 Св. Иоанн Дамаскин (675-753) известен как крупнейший систематизатор христианского вероучения, выдающийся гимнограф, богослов, выступавший против политики иконоборчества, проводимой византийскими императорами. Ему принадлежит фундаментальный труд «Источник знания», включающий в себя три раздела: философский («Диалектика»), обличительный («О ересях») и догматический («Точное изложение православной веры»). Первая часть книги носит вводный и методологический характер, и содержит изложение системы философских категорий, развитой Аристотелем. Вторая часть рассматривает различные еретические учения. В третьей части излагается учение о Боге, мире, человеке, и пути спасения. В ней рассматриваются характерные для античности естественнонаучные и антропологические представлении, и даётся систематическое изложение христианских догматов о Св. Троице, о Христе и обожении человека. Для христианского мира эта книга на протяжении многих столетий служила учебником богословия, и сохраняет своё богословское значение по сей день. В X веке она была переведена на славянский язык, в XII - на латынь. В древней Руси трактат св. Иоанна Дамаскина был одним из основных источников философского и богословского знания. Infanata.

Мещерский Н.А.Источники и состав древней славяно-русской переводной письменности IX-XV вв.   ЛГУ, 1978.

Памятники переводной письменности составляли очень важную часть древней славянорусской книжности - как по количественному составу, так и по идейной значимости. Они соединяли литературу и культуру Древней Руси и славянских стран с их историческими предшественниками - культурой античной Греции и Рима, христианской Византии, и стран Древнего Востока – Египта, Палестины, Месопотамии. Эти памятники давали славянам и русским возможность исторического самоосознания, нахождения своего места в мировой истории. Эта литература в значительной степени определяла идеологическую основу всей средневековой культуры, и поэтому связывала славянский мир с культурным кругом народов Средиземноморья, христианскими народами Востока и Запада. Infanata.  

Апокрифы древней Руси.  СПб.: Амфора, 2002.

Апокрифы - (от греч. anokpufos — тайный, сокровенный) — возникшие на рубеже нашей эры сочинения о событиях и персонажах Священной истории, не вошедшие в официальные церковные каноны. Апокрифы традиционно разделяют на ветхозаветные и новозаветные (по аналогии с текстами канонической Библии). Славянские переводы апокрифов появились, по-видимому, вместе с переводами текстов Священного Писания в кирилло-мефодиевский период развития переводной письменности, а на Русь попали с принятием христианства. Эти книги включались в «отреченные» списки, но тем не менее, были очень популярны в древней Руси. Апокрифы привлекали внимание читателей тем, что дополняли скупое на подробности библейское повествование, причем в живой, занимательной форме, со значительным элементом средневековой фантастики. Они поднимали важнейшие мировоззренческие вопросы о смысле бытия, о начале и конце мира, об аде и рае с подробным описанием как райского блаженства, так и адских мук. В апокрифах с поразительной детализацией изображалась судьба человеческой души после смерти, “мытарства”, которым подвергались души грешников. А. превращались в своего рода “народную Библию”, занимающую промежуточное положение между книжной и устной традициями. Древнерусское искусство нередко обращалось к этим апокрифическим сюжетам. Апокрифические сюжеты нашли отражение и в духовных стихах.  Infanata.

Учение об Антихристе в древности и средневековье.  СПб.:Алетейя, 2000.

В наши дни усилились ожидания конца света, мировых потрясений и пришествия посланца Сатаны - Антихриста. Такие времена бывали и раньше, и они периодически повторяются. Явившегося Антихриста видели в Нероне, Мухаммеде, Филиппе II, патриархе Никоне, Наполеоне, Сталине.
Так что же такое "Антихрист"? Предлагаемый сборник содержит, как думается, ответ на этот вопрос. В первой части его собраны исторические материалы, которые рассказывают о "враге последних дней", даются основные труды, излагающие церковное учение об Антихристе. Часть произведений публикуется впервые в переводе на русский язык. Infanata.

 Балашов Л.Е. Мысли о религии.


Цикл задуман автором как своеобразная библиотечка философской литературы по широкому кругу проблем. Он рассчитан на читателя, которому интересно философствование само по себе. Таким читателем может быть и философ, и деятель науки, культуры, и учащийся, студент, аспирант. Кoob.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9