Отличительной особенностью Лотмановских чтений стало сочетание постоянства и динамичности. Основной площадкой для чтений всегда оставался ИВГИ, однако целый ряд конференций был организован совместно с другими научными институциями – Центром типологии и семиотики фольклора (РГГУ), Институтом восточных культур и античности (РГГУ), университетом Сорбонны, музеем Андрея Белого и т.д. К соратникам Ю.М. Лотмана (М.Л. Гаспаров, В.В. Иванов, Е.М. Мелетинский, В.Н. Топоров, Б.А. Успенский), к его ученикам и ближайшим последователям, составившим костяк первых чтений, присоединялись все новые и новые участники из России и множества зарубежных стран, самые молодые из которых уже не застали Лотмана в живых. Большинство Чтений были тематическими и темы для них были весьма разнообразны, но ни расширение круга участников, ни многообразие поставленных проблем не ослабили того чувства научной общности – единства языка, приоритетов и принципов – которые и обеспечили этой конференции многолетнюю стабильность и популярность.
Многие доклады, прозвучавшие на конференции, превратились в статьи, опубликованные в трех выпусках «Лотмановского сборника», в альманахе «Россия // Russia», в журналах «Новое Литературное Обозрение», «Живая Старина» и т.д., в двух выпусках серии ИВГИ «Чтения по истории и теории культуры».