Русский университет первой трети XX века можно считать понятием парадоксальным отчасти потому, что туда входит два примерно равных по хронологии этапа — это университет дореволюционный и университет раннесоветский, и их историю до сих пор принято разделять на два почти не связанных между собою русла. Несмотря на отъезды многих ученых в связи с революцией, Гражданской войной, несмотря на приход новых людей и новой идеологии, основной корпус преподавателей российского университета до конца 1920-х годов оставался все же прежним, его развитие в годы нэпа базировалось на «старом» кадровом запасе. И именно с этими университетами связан взлет науки того времени и последующей эпохи. И физика Ландау, и математика Колмогорова, и открытия формальной школы в литературоведении так или иначе связаны именно с наследием университетов 1910–1920-х годов. Именно поэтому институциональный аспект университетского развития очень важен.