Полезная ссылка: Рецензия на книгу Рафаиля Сибгатовича Хакимова «Джадидизм (реформированный ислам)»
События

Джадидизм как общественно-религиозное течение зародилось в конце XIX - начале XX вв. Хотя отдельные его идеи высказывались и раньше, как единое реформаторское движение оформился именно в этот период благодаря таким деятелям как Исмаил Гаспринский и Шигабутдин Марджани. Зародившись как идея переустройства образовательной системы через ее переход на звуковой метод обучения, джадидизм  получил свое развитие во многих сферах жизни, став тем самым действительно общественным явлением. Это было возможно благодаря его основной цели – сделать мусульман способными соответствовать вызовам быстроразвивающегося мира путем генерирования единого светско-религиозного механизма по взаимодействию с ним.

Движение джадидизма изначально не было чисто религиозным или светским, хотя и включило в себя различные течения. Оно было синтетическим, захватывающим не только систему образования, но и общественно-философской мысли, этических норм. Движение джадидизма относительно органично утверждает связь ислама с просвещением и наукой, а в политической сфере пытается «помирить» ислам с демократическими и даже социалистическими идеями. При активном участии крымско-татарского просветителя И.Гаспринского среди мусульманского населения джадидская реформа началась с области просвещения.

Князь Исмаил бек Гаспринский был сторонником реформации всей системы образования  среди татар. Если до него джадидские медресе были редким исключением, то благодаря его деятельности они стали преобладать, проникая в среду всех тюркоязычных народов. Сам он был человеком с хорошим образованием, обучался в Сорбонне, владел тюркскими, русским и иностранными языками. Некоторое время работал в качестве секретаря Ивана Сергеевича Тургенева. Именно он выступил с идеей создания единой нации российских мусульман на основе «единства языка, мыслей и действий», рупором которой должна была стать первая в России мусульманская газета «Тарджеман», основанная в итоге Гаспринским после многочисленных безуспешных попыток.

Работа Рафаэля Хакимова  представляет собой большой интерес. Во-первых, в силу ограниченного количества публикаций на данную тему термин «джадидизм» и вся идеологическая школа этого течения остаются малоизученными в контексте современного научного процесса, более того, идеи джадидизма в рамках религиозно-правовых исследований пребывают в состоянии забвения или неполной востребованности;  во-вторых, сам джадидизм является понятием весьма смелым и даже «щепетильным», учитывая фарватер доминирующих  сегодня в исламе догма-идей. Джадидисты заявляют об измененном реформированном взгляде на сложившуюся систему ориентиров в мусульманстве («реформированный ислам»), что не может не вызвать шквал критики в адрес его сторонников. В связи с этим, книга представляет собой достойный ответ на критические замечания оппонентов, предлагая им от  огульного неодобрения и отрицания идей этого течения  перейти к их рассмотрению, тем самым поддержав принцип «иджтихада» (опоры на собственное мнение) в сегодняшних условиях.

Рафаэль Сибгатович Хакимов, экс-советник Президента РТ по политическим вопросам, директор Института истории им.Ш.Марджани,  сторонник общественного плюрализма и прогресса, является последователем таких  значимых для развития научной и философско-религиозной мысли ученых, как  Муса Бигиев, Габденнасыйр Курсави. Именно он смело взывает к умме  («Где наша Мекка?»)  заглянуть вглубь собственных убеждений, дать критическую оценку привычному поведению  и не идти на поводу у мнения, а следовать  в суждении истинному, ведь оно предпочтительнее первого.

Книгу «Джадидизм (реформированный ислам)» можно охарактеризовать как  историко-философский экскурс в  развитие татарской исламской мысли. Автор рисует картину зарождения  джадидистских идей как существовавшую необходимость реформирования образовательной системы. Необходимость расширения знаний о существующем мире посредством включения программы светского образования  в процесс обучения в медресе. В его понимании мусульманин - это человек, стремящийся к знаниям, способный  искать истину через цепочку собственных критических умозаключений и выводов, пусть они даже не всегда будут верными: главное - процесс поиска истины, побуждающий к самосовершенствованию.

В выработке путей взаимодействия мусульманского сообщества России с окружающим миром автор предлагает концепцию «евроислама». Он разъясняет, что под «евроисламом следует понимать современную форму джадидизма-неоджадидизм, в большей мере отражает культурологический аспект ислама, нежели его ритуальную часть, оставляя последнее на усмотрение самого человека. Отправная точка евроислама - критическое мышление иджтихад как метод современного толкования Корана, как гарантия постоянного прогресса мусульманской культуры.

По мнению Хакимова, данная концепция может быть применена не только в отношении российских мусульман, но и европейских и других, которые находятся в условиях многонациональности и многоконфессиональности социума, для их интеграции в общество, основанное на общечеловеческих ценностях и правилах, сохраняя при этом собственную мусульманскую идентичность.

В связи с этим кажется не случайным нахождение турецкой партии справедливости и развития во главе с Т.Эрдоганом у власти в течение вот уже 9 лет. Турецкий народ таким образом выразил свое желание, не отрываясь от своей традиции и религиозного самовосприятия - «я-мусульманин», интегрироваться  в европейское пространство не только территориально, но и культурно.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить чрезвычайную актуальность и необходимость рецензируемого издания для нашей страны и всего русскоязычного пространства. Сегодня в СМИ много говорится о росте проявлений ксенофобии  в нашем многонациональном обществе. Это весьма тревожный знак, выявляющий  наличие мировоззренческих расхождений и раздвоения ценностей, а также отсутствия единой общеконфессиональной платформы взаимодействия. В качестве панацеи от этой проблемы многие  предлагают пример Татарстана, где все конфессии взаимодействуют на основе взаимоуважения и реализации общих целей. Однако пока не удается сделать практических выводов из примера Татарстана, ибо мало кто пытался понять, благодаря  чему был достигнут такой баланс интересов, что является фундаментом, теоретическим обоснованием сложившемуся положению дел. Думается, что эта книга предоставит много полезного в ответе на данные вопросы.

После 11 сентября 2001 г. в мире нарастает исламофобия, хотя терроризм не имеет религиозной природы. Мир раскололся на христиан, иудеев и мусульман, появилась брешь, которая может стать пропастью. Объединить расколотый мир могут только новые ценности. Они не могут быть только либеральными, но не могу быть исключительно традиционно-исламскими. Сближает Восток и Запад иджтихад, который есть не что иное, как начало либерального мышления. Если свободная личность тянется к образованию и наукам, стремится к прогрессу общества, то это вполне приемлемо как для западной, так и для исламской культуры.

Революционные события 2011 г. в южном средиземноморье со всей очевидностью показывают тот факт, что вопросы национальной идентичности и влияния религиозного фактора на политику становятся чрезвычайно актуальными и могут быть решены только на базе взаимоуважительного диалога, о котором столь ярко говорится в рецензируемом тексте.

Новое восточное обозрение


Другие публикации на портале:

Еще 9