Историческая справка: Всероссийские миссионерские съезды
События

I Всероссийский миссионерский съезд проходил в г. Москве (29 июня – 13 июля 1887 года) в Никольском единоверческом монастыре. На заседания приехали представители из 34 епархий, всего 67 человек. В работе съезда принимал участие Н. И. Субботин[1] – профессор МДА. Председателем съезда был архимандрит Павел (Прусский) – в прошлом старообрядец. Казанская миссионерская школа внесла в работу съезда определяющее значение. На заседаниях было разрешено присутствовать всем желающим. В зал заседаний не была допущена лишь пресса во избежание разнотолков.

Главная цель созыва съезда – старообрядчество и возвращение отпадших в лоно Православной Церкви.

Постановления съезда Синод изложил в виде определенных правил, которыми определялся характер, способы и приемы епархиальных миссионеров и которые должны были стать главным ориентиром по устройству миссионерского служения в епархиях, где имеются раскольники и сектанты.

В большей своей части правила повторяют изложенные на съезде принципы миссии, но есть и значительные дополнения. Так, например, было указано, что на должность миссионера следует назначать только лиц, имеющих семинарское или академическое образование; епархиальные миссионеры освобождаются от должности приходских священников; архиерей назначает уездных или благочиннических миссионеров из числа приходских священников или грамотных мирян; пастырь должен устраивать внебогослужебные беседы для простого народа.

Главное значение съезда в формулировке правил внутренней миссии

II Всероссийский миссионерский съезд в г. Москве (29 июня – 15 июля 1891 года) проходил в Никольском единоверческом монастыре г. Москвы. На съезд съехалось более ста человек из различных епархий Российской империи. Вновь съезд посетили В. К. Саблер[2] и профессор МДА Н. И. Субботин. Председателем был избран, как и 4 года назад, архимандрит Павел (Прусский). Цель съезда — разобрать вопрос о сектах и выяснить, насколько они вредны для Церкви и государства, а также выработать меры спасения православного народа от них .

II съезд дополнил правила о миссии новыми постановлениями частного характера: а) относительно исправления пения (издать обиходы древнего церковного пения, учредить по епархиям курсы церковного пения, вводить по церквам общенародное пение молитв); б) о исправлении иконописи (издать для иконописцев образцовый лицевой подлинник, учредить в женских монастырях иконописные школы, при монастырях и братствах устроить иконные лавки для продажи икон правильного письма); в) внесли в правила пункт о преподавании Закона Божия в церковных школах, курс которого должен быть построен на изучении положительного учения Церкви; г) усилить меры к пресечению доступа в Россию заграничных раскольнических и сектантских сочинений; д) сделать в духовных семинариях для преподавателей учения о расколе обязательные публичные собеседования со старообрядцами. Съезд выработал меры к ослаблению сектантства.

Значение Съезда. Основной мерой борьбы с сектантством миссионеры считали  просвещение русского народа.  Съезд высказал пожелание сконцентрировать все внимание миссионеров на внутренней миссии. В 1894 г. Синод постановил издать «Лицевые святцы». В 1897 г. штунда была официально признана особо вредной сектой и началась активная борьба с ней.

III Всероссийский миссионерский съезд в г. Казани (22 июля – 6 августа 1897 года).
От епархий на съезд должны были явиться по три делегата (два миссионера, противораскольнический и противосектантский, и преподаватель местной семинарии по кафедре обличения сектантства). Задачи съезда: обзор миссионерской практики обличения сектантского лжеучения (способы, средства, методы воздействия); обсуждение вопросов административного порядка (устройство миссий, служебное положение ее деятелей).

На съезде были проведены публичные собеседования со старообрядцами с целью на практике показать миссионерам полемические приемы; сформулированы основные положения для миссионеров по проведению бесед с сектантами.

Съезд просил правительство издать законы, ограничивающие деятельность сект. Кроме того, заслуга съезда в том, что он начал обсуждение причин, способствующих проникновению и развитию сект, которые сводятся к двум основным: тяжелое положение в России рабочего класса и отсутствие духовного просвещения в среде рабочих.

IV Всероссийский миссионерский съезд в г. Киеве был открыт 12 июля 1908 г. в зале Киевского религиозно-просветительского общества. Председателем его был назначен архиепископ Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий), бывший председателем и III Миссионерского съезда. Поводом к созыву IV Съезда миссионеров послужило издание в 1905 г. закона о свободе совести и веротерпимости, который давал сектам свободу действий.

Присутствовало 10 архиепископов, 22 епископа, 6 архимандритов, сотни священников и мирян. Всего съезд собрал 640 представителей из разных епархий империи.

На первом общем собрании членов 16 июля архиепископом Антонием была изложена главная задача съезда: «В провозглашении чистоты и неповрежденности православия в противовес мнениям печати и предсоборного присутствия»[3].

Решения съезда.
Открыть на юге или юго-западе России пятую специальную миссионерскую академию на государственные средства, куда могут поступать только окончившие полный курс нынешних академий или университетов.

Предлагалось при монастырях открывать миссионерские школы и курсы, следить за тем, чтобы монашествующие говорили проповеди за богослужениями, при беседе с народом монахи должны преследовать исключительно миссионерское цели. На съезде были затронуты также вопросы, связанные с миссией в среде военных, католиков и мусульман.

Согласно сведениям, поданным на съезд, обратившихся в католичество православных со времени издания закона о веротерпимости оказалось примерно 170 тысяч человек! Делегаты съезда приняли ряд мер внешнего и внутреннего характера к предотвращению отпадения в католичество и методы ведения противокатолических бесед.

Меры внешнего характера: учредить миссионерские противокатолические курсы и постоянные миссионерские училища .

Меры внутреннего характера: устройство крестных ходов на храмовые праздники; устройство Великим постом пассий, как очень умилительных служб; рекомендовать сельским пастырям весной ходить на поля для кропления святой водой и благословлять народ на посевной сезон; проведение внебогослужебных собеседований; катехизация детей; учреждение братств и обществ трезвости.

Противомусульманская миссия. При обсуждении этого вопроса выяснилось, что ислам имеет в России весьма много последователей! Съезд, поскольку не было представителей противомусульманской миссии, решил, что необходимо в скором времени собрать в Казани всероссийский съезд специалистов по истории и вероучению ислама, который и должен будет сформулировать основные положения проповеди среди мусульман.

Во исполнение постановлений съезда практически во всех семинариях был введен особый курс «Разбор и опровержение социализма» .

V Всероссийский миссионерский съезд проходил в Григорие-Бизюковом монастыре Херсонской губернии в период с 25 июля по 5 августа 1917 года.

Съезд выработал правила об устройстве внутренней миссии, по мнению миссионеров, «дело миссии должно совершаться тремя силами Церкви: самим верующим народом, приходскими пастырями и лицами, специально посвятившими себя миссионерской деятельности». Об этом намекали еще на предыдущих съездах, но на этом съезде был сделан особый акцент в сторону народности миссии.

Также решили создать и так называемую Всероссийскую миссию со своим официальным органом – Всероссийским миссионерским съездом, который должен собираться не реже одного раза в пять лет. За деятельностью всех миссий должен следить образуемый при Святейшем Синоде Миссионерский совет. Сектантство было главным вопросом съезда. Среди рассмотренных сект были такие, как  атеизм и социализм всех толков.

В семинариях решено было ввести следующие предметы: история инославных исповеданий, сравнительное богословие, история православной миссии.

Миссионеры закончили свои заседания 5 августа 1917 г. обращением в Святейший Синод с просьбой разрешить присутствовать на Поместном Соборе делегатам и от миссионерского съезда. Синод дал разрешение, и было избрано десять человек. Этими делегатами на Поместный Собор была принесена и новая концепция миссионерства.

I (VI) Съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви (1996 г.).

C 12 по 14 ноября 1996 года в г. Белгороде по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II и Определению Священного Синода Русской Православной Церкви проходил первый после 1917 года Съезд епархиальных миссионеров.

В результате работы на съезде были приняты следующие решения:

- Послание Съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви к главам государств, парламентам и Правительствам государств-членов СНГ и стран Балтии;

- Положение о Миссионерском отделе Московского Патриархата;

- Положение о церковных наградах за миссионерские труды.

Съезд поручил Миссионерскому отделу Московского Патриархата разработать новую Концепцию миссионерской деятельности Русской Православной Церкви.

В итоговом документе были отраженны следующие актуальные вопросы миссии Церкви:

  • Формы и методы православной миссии.
  • Право и миссия (юридические аспекты миссионерской деятельности).
  • Секты и здоровье народа.
  • Миссия. Прозелитизм. Культура.

Съезд выразил свою озабоченность участием Русской Православной Церкви в работе Всемирного Совета Церквей, так как это участие вызывает смущение среди народа Божьего.

II (VII) Всецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви - ноябрь 1999 года. В работе съезда приняли участие 199 делегатов из 64 епархий. Съезд посетили представители 20 духовных учебных заведений и 17 монастырей. На съезде была выработана концепция возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви.

III (VIII) Всецерковный съезд епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви состоялся в  Москве с 30 октября по 3 ноября 2002 года.

В работе съезда приняли участие представители 101 епархии Русской Православной Церкви из 11 стран, всего 267 делегатов.

Одним из докладчиков пленарного заседания был, тогда еще иеромонах, ныне игумен Пантелеимон (Бердников), преподаватель Московской Духовной академии - «Духовные качества миссионера».

Работа съезда проходила на пленарных заседаниях и в 5 секциях.

Секция 1. Православная миссия вчера, сегодня, завтра (методы и принципы).
Секция 2. Миссия, прозелитизм, религиозные конфликты и возможности сотрудничества в миссии.
Секция 3. Миссия после миссии. Воцерковление и миссионерское служение мирян.
Секция 4. Православная миссия и проблемы социального служения, семьи и молодежи.
Секция 5. Миссия Церкви и современные информационные технологии.

Литература, использованная при подготовке исторической справки:

Скворцов В. М. Деяния III Всероссийского миссионерского съезда в Казани, по вопросам внутренней миссии и расколосектанства, с приложениями: постановлений 2-го миссионерского Съезда в Москве, правил о миссии и т.д. Изд. Киев, 1898 г. 370 с.

О занятиях IV Всероссийского миссионерского съезда в г. Киеве // Прибавления к Церковным ведомостям. 1908. № 30. С. 1400.

Михаил Щербина, свящ. Миссионерские съезды  Русской Православной Церкви  конца XIX – начала XX вв.  Дипломная работа. МДС. 2005 г. 53 с.

http://missia-udm.eparchia.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=352%3Amissionerskie-sezdy-rysskoi-pravoslavnoi-cerkvi-konca-xix-nachala-xx-vv&catid=51%3Ao-missii&Itemid=75&showall=1 - Священник Михаил Щербина. Миссионерские съезды Русской Православной Церкви конца XIX – начала XX вв.

http://www.portal-missia.ru/node/18 - Итоговый документ I (VI) Съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви (1996 г.)

http://www.ng.ru/events/1999-11-19/2_jerusalem.html - Второй съезд православных миссионеров открылся в Новом Иерусалиме.

http://www.portal-missia.ru/node/6 - Итоговый документ III (VIII) Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви

 



[1]             профессор по кафедре Истории и обличения русского раскола

[2]  Обер-прокурор Синода (1911—15), член Государственного Совета

[3] О занятиях IV Всероссийского миссионерского съезда в г. Киеве // Прибавления к Церковным ведомостям. 1908. № 30. С. 1400.  

Материал подготовлен Информационным центром МО МПДАиС

Пресс-служба МДА


Другие публикации на портале:

Еще 9