О некоторых темах предстоящей конференции рассказывает протоиерей Владимир Шмалий, секретарь Синодальной Библейско-богословской комиссии.
- Тема «Жизнь во Христе» была определена еще во время подведения итогов предыдущей богословской конференции по Таинствам Церкви, в 2007 году. Определяющим для выбора такой темы было соображение о необходимости практического применения результатов научной работы. Ведь «Жизнь во Христе» - это центральное содержание церковной жизни. Каким сегодня, в условиях меняющегося общества, должен быть аскетический труд современного христианина, какие советы и наставления святых отцов применимы к жизни мирянина, а что из их наследия справедливо только для монашествующих, как строили свою жизнь в миру святые и подвижники двадцатого века, и наконец – как на практике, в жизни, а не только на бумагах и в книгах – применить все то, что обсуждается сегодня на богословских конференциях.
Кроме того еще она задача конференции – обсудить, как именно сегодня христианину свидетельствовать миру о своем уповании. Свидетельствовать не только словами, но делами и самой жизнью.
- Отец Владимир, есть ли непосредственные практические результаты у уже проведенных конференций?
- Приведу лишь один пример – перечень вопросов и тем, обсуждаемых в комиссиях Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Ряд предложений предыдущих конференций вошел в состав материалов, обсуждавшихся в некоторых комиссиях, и мы надеемся, что результаты предстоящей конференции также могут оказаться полезными для работы Межсоборного присутствия.
- Есть ли у участников конференции интерес в обсуждении тем вместе с обычными мирянами, так сказать, практиками?
- И очень большой! Нам очень важно участие, очень важны вопросы. Я надеюсь, что читатели портала «Православие и мир» будут, посмотрев программу, присылать свои вопросы и соображения, и что мы сможем рассмотреть некоторые из них в ходе работы конференции.
- Отец Владимир, давайте немного поговорим о заявленных темах конференции. Вот например, проблема послушаний и духовничества – почему она важна и в каком ключе планируется обсуждение? Что еще не сказано об этом за последние 2000 лет?
- Послушание – это важнейший и весьма действенный аскетический инструмент. Но наиболее эффективным он оказывается в монастырях, когда есть опытный духовник, старец, когда имеется строго определенный уклад жизни, особый монастырский устав.
Представляется, что в обычных условиях для мирянина послушание нельзя применить как универсальное и тем более единственное средство духовного совершенствования. Пребывание в послушании духовнику подразумевает также и возможность регулярного общения с ним, откровения помыслов, получения советов и духовной поддержки. Но такая практика даже не во всех монастырях сегодня применима. Конечно, важно иметь духовника, но не менее важно в современных условиях мирянину учиться быть более ответственным за свои слова, дела, поступки.
Мы знаем православных христиан, которые не идут к духовнику просить благословения, если знают, что не получат одобрения на просимое. Но это лукавство, мы врем себе в такой ситуации. И в чем будем смысл такого выборочного послушания - исполнения только того, с чем мы заранее согласны?
Зачастую мы имитируем духовную жизнь, играем в нее. Мы пытаемся механически воспроизвести то, что было в прошлых веках, перенести успешно работавшие в иных социально-исторических обстоятельствах духовно-аскетические практики на новые условия, переложив тем самым ответственность на предыдущие поколения. Я не думаю, что будет хоть какая-то духовная польза от того, что кто-то, живя в миру, начнет воображать себя монахом-отшельником или воссоздавать условия церковного быта XIX века.
В духовной жизни современного православного христианина неизбежно и неотвратимо присутствует большое пространство свободы. Но свобода с неизбежностью предполагает риск духовной неудачи, а также и готовности нести ответственность за эту неудачу. Вероятно, для кого-то эта свобода – бремя. И все же нам необходимо начать жить своей собственной жизнью, ответственной, духовной, здесь и сейчас. Это и есть наша жизнь во Христе – и именно Христос должен быть нашей опорой и поддержкой на этом пути.
- Одним из вопросов будет проблема кризиса семьи в современном обществе. Одним из часто задаваемых на нашем сайте вопросов является проблема постовой практики, в браке, да и шире – в отношении всей сложившейся практики поста…
- Да, один из острых и актуальных вопросов – это вопрос брачной аскезы. Аскеза тоже тесно связана с проблемой выбора и ответственности человека за себя, свою жизнь и свою семью. Мера поста – это творческая задача человека, это вопрос, который должен быть пропущен через личное отношение человека, который не должен стать неудобоносимым, неподъемным бременем, который приведет или к крушению семьи или к отходу человека от Церкви.
Представляется, что при неизменном и бережном сохранении общих уставных требований возможно реализовать различные модальности в реализации постовых практик. Так сказать, постовые опции. Нужно допустить возможность сосуществования разных ритмов церковной жизни. На практике они уже сложились, кстати.
Это относится и к богослужению: в больших городах также должны быть разные ритмы. Должны быть храмы, где можно молиться 5 часов - есть Афонское подворье, есть еще храмы, где богослужение не отступает ни на стихиру от устава. Но должны быть и храмы, куда могут на службу прийти родители с детьми, пожилые люди, в которых они будут в состоянии выстоять всенощное бдение.
- В связи с этим вопрос – как вы полагаете, может ли монах быть духовником у людей семейных?
- С одной стороны, женатому семейному священнику проще понять многие насущные проблемы семьи. У монахов, как правило, нет опыта семейной жизни, воспитания детей, они не знают, что такое, когда дети не слушаются, что такое много детей. Не всегда это и белое духовенство понимает, но семейному священнику, по крайней мере, несколько раз приходилось ночью вставать к ребенку, когда изможденная жена спит.
Значит ли это, что монах не может быть духовником семейной пары? Не думаю. Ведь задача духовника не в том, чтобы давать советы о житейских проблемах. Духовник, это в первую очередь человек, у которого есть опыт молитвы, серьезный опыт духовной жизни. Он должен уметь задать своим подопечным главное направление их жизни – быть со Христом. Он должен уметь и поправить, и поддержать: «Потерпи, не переживай, не унывай»! Он должен уметь делиться опытом света и радости.
- Еще одна заявленная тема – выгорание священнослужителей…
- Да, важнейшая проблема, которую предстоит обсудить, это проблема выгорания. В первую очередь, проблему священнического выгорания. Недавно о проблеме выгорания говорилось в двух разных аудиториях. В одной собрались в основном достаточно молодые священники – они слушали очень внимательно, с большим интересом и сочувствием. Священники в провинции с маленькими зарплатами, со множеством епархиальных и приходских послушаний, с напряженными графиками работы, служащие в тюрьмах, имеющие много детей…
А в другой аудитории присутствовал пожилой священник, который сразу не согласился с заявленной темой, мол, все это несерьезно, и от неправильно построенной духовной жизни.
Нет аскезы, неправильно устроена духовная жизнь, значит, начинается выгорание – это очень частый и легкий ответ на существующие проблемы. Но ведь даже у отцов-аскетов говорится об охлаждении в духовной жизни…
Это серьезная духовная и одновременно психологическая проблема, которую нужно обсуждать и находить способы ее решения на разных уровнях – и на духовном уровне, и на психосоматическом.
- Мы уже несколько месяцев обсуждаем на портале проблему охлаждения к вере…
Можно воспринимать это распространенное явление как необходимый этап нашей церковной, духовной жизни. Нужно научиться его переживать. Нужно людей готовить к тому, что этот этап наступит, и учить его мужественно переносить и преодолевать.
Здесь хороший пример – это пример брака – ведь в семейной жизни тоже надо переходить на новый уровень, чувства меняются, иногда чувства охладевают, чтобы потом семья выходила на новый этап отношений.
Мне видится, что проблема охлаждения во многом связана с нашей привычкой к постоянной эмоциональной реакции. Привыкли, что все проявления нашей церковной жизни должны сопровождаться восторгами, переживаниями… А если положительных эмоций нет? Все, вера иссякла? А кто сказал, что они должны быть? В православной аскетической традиции их вообще не культивируют, их контролируют. А вот что действительно важно – так это разумно-волевая сторона нашей христианской жизни, которую надо воспитывать в себе и развивать. Нужно заставлять себя жить по христиански, даже не получая эмоциональной подпитки.
- Есть ли еще какие-то решения?
Хорошо было бы в рамках проекта открытия новых храмов в Москве создать несколько «пилотных клубных храмов», например, молодежных приходов, где весь приход будут объединять общие дела, занятия, мероприятия.
Нам вообще нужно сегодня как можно больше говорить об успешных и работающих церковных практиках, делиться опытом, поддерживать и укреплять друг друга. Ведь сегодня мы все очень разобщены.
- Как смогут читатели нашего интервью принять участие в обсуждении тем?
Спектр практических вопросов, которые предстоит обсудить на конференции, очень широк. Мы надеемся на широкий отклик и участие самой широкой аудитории в обсуждении. Я бы хотел, чтобы читатели правмира задали бы вопросы нашим докладчикам, что волнует их, что бы они хотели услышать от докладчиков.
Справка:
15-18 ноября 2010 г. в Москве в г/к «Даниловский» состоится VI Международная богословская конференция Русской Православной Церкви на тему «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи».
Русская Православная Церковь регулярно проводит богословские конференции, темы которых определяются Священным Синодом.
За последние годы состоялись конференции: «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия» (2000 г.), «Учение Церкви о человеке» (2001 г.), «Православное учение о Церкви» (2003 г.), «Эсхатологическое учение Церкви» (2005 г.), Православное учение о церковных Таинствах» (2007 г.).
В работе конференций, которые по традиции открывает Святейший Патриарх Московский и всея Руси, принимают участие члены Священного Синода, архиереи и клирики, богословы и ученые Русскойй Церкви, представители Поместных Православных Церквей, а также светские и инославные специалисты.
На конференциях обсуждаются богословские вопросы, проблемы церковной жизни и церковного служения, предлагаются богословски обоснованные способы их разрешения с учетом пастырских и миссионерских задач, стоящих сегодня перед Церковью.
Конференции позволяют представить результаты работы церковных ученых, объединить их усилия с тем, чтобы внести посильный вклад в реальную жизнь Церкви.
Результаты общецерковных богословских конференций Русской Православной Церкви, их выводы и рекомендации рассматриваются Священным Синодом.
Тема настоящей конференции была избрана Священным Синодом не случайно. Жизнь во Христе составляет содержание жизни христианина в Церкви. Опыт жизни во Христе человек обретает в процессе внутреннего духовно-аскетического подвига — в соработничестве с благодатью Божией, подаваемой в Таинствах. Жизнь во Христе также находит свое выражение в христианском нравственном устроении человека и общества.
Задача конференции — выявить и обозначить пути христианского свидетельства современному дехристианизированному обществу — свидетельства, которое должно состоять не только в проповеди словом Благой Вести о спасении, принесенном Богочеловеком Иисусом Христом, но и в проповеди делом, то есть явлении миру опыта жизни во Христе — опыта благодатного преображения, духовного подвижничества и верности евангельским нравственным заповедям.
По приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в нынешней конференции примут участие официальные представители Поместных Православных Церквей.
Среди более семидесяти участников конференции — православные богословы и церковные ученые, а также представители других христианских традиций и светской академической науки.
Работа конференции будет проходить по трем направлениям: «Аскетическое предание Церкви», «Христианская нравственность», «Вызовы современной эпохи». В завершающий, четвертый день конференции состоится круглый стол, на котором на основании предшествующей теоретической дискуссии состоится обсуждение актуальных задач и проблем служения и свидетельства Церкви в современных условиях.