Богословский конструктор
В субботу, 27 августа, на книжной ярмарке малых издателей «Бу! Фест» прошла презентация книги «Бог и человек.  Вопросы нашей жизни и смерти».
Статья

Автор книги не указан на обложке, зато на форзаце и на оборотной стороне книги читатель видит фотографию священника Георгия Кочеткова и его краткую биографию, а также узнаёт, что данная книга предназначена для читателей «искренне интересующихся проблемами веры и жизни, как имеющих образование, в том числе в области богословия, так  и начинающих свой духовный путь». Далее поясняется, что главная особенность книги в том, что «вопросы задаются не в лоб, а сквозь призму насущных потребностей человека: в общении, еде, учебе, работе и т.д. … Сборник призван … пробудить интерес к более глубоким вопросам, ответы на которые потребуют серьезной самостоятельной работы, или – что лучше – приобщения к подлинному духовному образованию».

Это уже третье издание книги, подготовленной и выпущенной Преображенским содружеством малых православных братств. Надо отметить, что, по сути, на выставке только они целенаправленно представляли христианскую литературу (не берем в расчет детские христианские издательства «Настя и Никита» и «Нарния»).

Презентация книги проходила в «Кафе поэтов» – небольшой площадке на самой ярмарке, где проходящий мимо народ располагался перекусить. В итоге, публика в кафе незримо разделилась на две группы – кушающие и слушающие. Причем, если не с первого, то со второго взгляда становилось понятно, что слушающие объединены между собой – они здоровались, переглядывались, выступали, а в конце презентации половина их исполнила несколько песен.

Надо сказать, что складывалось ощущение, что презентация книги о. Георгия Кочеткова по сути проводилась его поклонниками и последователями для самих же себя: «Они стояли сплоченно, и решимость была написана у них в глазах. А «чужаки» были разобщены. Многие и не очень-то понимали, что здесь происходит» – очень точно описала в своей книге «Мене, Текел, Фарес» подобные собрания Олеся Николаева.

Презентация книги началась с показа слайдов, на которых, видимо, были запечатлены в основном сами члены Преображенского братства – именно они должны были свидетельствовать о красоте Божьего мира: «Преображение человека, встретившего Бога, – то, что соединяет презентацию нашего сборника с этими слайдами». Вели собрание катехизатор Сергей Чусов, студент пятого курса Свято-Филаретовского богословского института, и бакалавр богословия Тамара Тябут.

Они пояснили, что книга выросла из практики открытых встреч, которые в течение двадцати лет проводил священник Георгий Кочетков. Он отвечал на «вопросы, которые исходят от нашего страдания, сострадания, радости, любви, предательства, они идут изнутри сердца человечества». Как утверждают организаторы, уникальность ответов известного священника заключается в том, что «когда ты получаешь ответ, ты понимаешь, что этот ответ базируется на очень твердом основании – Предания Церкви, огромном жизненном опыте того, кто тебе отвечает, на основании примеров из культуры и литературы», что все эти ответы «вызывают чувство радости».

Сами ведущие – и Сергей, и Тамара – в ходе презентации рассказали о своем участии в открытых встречах: «Я даже дерзнул принести некоторое свидетельство, что необходимо не просто самому ходить в храм, но найти людей, которые тебя поддержат», – сказал катехизатор.

Затем ведущие предложили не только задавать вопросы, но и «поделиться своим духовным опытом», своими переживаниями: «Может быть, есть желающие рассказать, как в его сердце стучались вопросы и как вы получили ответы». Желающие нашлись – это были также члены братства. В своих выступлениях все они зачитывали ответы своего «духовного попечителя» – священника Георгия Кочеткова. Например, на вопрос «почему люди умирают, почему Бог это допустил», прозвучал ответ: «Бог этого не допускает, это допускаем мы. К сожалению, человек допускает смерть, он разлагается и растлевается во грехах и похотях. А Бог этого не делает. Смерть – это духовная характеристика»... Казалось бы, интересный ответ, и вполне в духе православной традиции. Однако почему-то возникало ощущение некоей словесной игры, такого богословского конструктора, манипуляции словами и понятиями. И это – не особенность только этой книги, это вообще вполне распространенная черта многих православных книг, особенно выходящих в формате «Сто вопросов батюшке» или «Двести сорок три ответа священника».

Однако организаторы презентации утверждают, что книга священника Георгия Кочеткова отличается от подобного рода литературы. В чем принципиальное различие, так и не стало до конца понятно. С одной стороны, говорилось, что «различие в том, что все вопросы идут от жизненной ситуации человека, поэтому в них нет вопросов, связанных с аскетикой, догматикой, сотериологией. Ответ исходит из того, что отец Георгий знает жизнь людей, которые в таких муках входили в Церковь». При этом в книге встречаются вполне стандартные вопросы, касающиеся слов молитв или проблемы богооставленности. Нельзя сказать, что эти вопросы не попадают в раздел сотериологии или догматики.

С другой стороны, было сказано, что в основном «вопросы связаны с христианской этикой», и на них нет ответов в книжке, например, о. Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди». Едва ли можно с этим согласиться: у о. Иоанна вопросам этики уделено достаточно внимания.

Может быть, в качестве отличия от обычных, привычных книг в «Вопросах священнику» можно назвать специфику как некоторых вопросов, так и ответов. Например, вопрос об институте диаконисс вряд ли задаст человек со стороны, неофит, на которого, якобы, рассчитана книжка. Неофиты чаще всего погрязают в тщательном исполнении внешней обрядовой стороны, и диакониссы возникают в их поле зрения далеко не сразу. Зато известно, что в общине Георгия Кочеткова эта тема вполне актуальна и развита. Сюда же можно отнести и ответы на другие вопросы. «Почему у нас в Церкви нет общения?», – за вопросом следует ответ: «Во внешней, эмпирической церкви, как бы церкви с малой буквы, остается много страхов, рабского духа, страстей, стяжательства, лицемерия, неправды». И ведь верно, с одной стороны. Но с другой, возникает какой-то устойчивый привкус некоей избранности братьев и сестер из общины. Также развивается тема о служении Богу своими дарами – дарами от Святого Духа, тема ответственности христианина за Церковь и за весь мир: «И даже каяться надо не только в своих грехах, но и в грехах ближних, своего народа, своей страны, своего государства, общества. Это не всем дано… Но если человек уже духовно созрел, он может от избытка духовных сил заботиться о покрытии, т.е. прощении грехов других людей». Да, действительно инструктаж для высшего духовного пилотажа. Духовного ли только?...

Сегодня у нас в Церкви постоянно звучат слова о миссионерстве.  Преображенское содружество малых братств попыталось выйти на  открытую, совершенно далекую от Церкви публику. Но в итоге возникло ощущение, что выйти наружу, из «своего круга», «своей скорлупы» – общины единомышленников, так и не получилось: ощущение «междусобойчика»  устойчиво сохранялось до самого конца.

И очень жаль, что никто из других православных издателей (кроме уже упомянутых детских издательств) не попытался выйти из рамок «православных ярмарок», которые давно уже превратились в пародию и на христианство, и на подобную «Бу!фесту» открытую – секулярную – площадку. Не пришло ли время выйти православным из среды своих сторонников – выйти даже не с презентацией, не со свидетельством, не с отпечатанным на лице выражением высокой и благородной миссии, а просто – познакомиться с людьми, поговорить с ними, пусть не о Боге или вере, о чем-то другом, простом и общечеловеческом? Но поговорить честно, живо и искренне.

Информационно-аналитическая служба портала "Богослов.Ru"

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9