Светское государство
Турция по Конституции – светская страна, но по вероисповеданию большинства граждан – исламская. Такая двойственность сохраняется в стране на протяжении почти 90 лет. В начале 20-х годов на руинах некогда могущественной Османской империи – центра всего исламского мира – была провозглашена Турецкая республика, которую возглавил лидер турецких националистов Мустафа Кемаль, взявший позже фамилию Ататюрк (отец турок). Реформы, проведенные Кемалем и его сторонниками, положили начало светскому образу правления в стране. В 1924 году был упразднен Халифат – теократическая исламская форма правления. Был отменен меджелле – свод законов, берущий за основу нормы шариата. А также проведены преобразования в других сферах общественной жизни страны.
В качестве основных принципов Турецкого государства были провозглашены шесть положений, ставших фундаментом кемализма – господствующей в стране идеологии: республиканизм, национализм, народность, лаицизм, этатизм (государственное регулирование) и реформизм с ориентиром на вестернизацию общества. Главным гарантом кемалистской идеологии и защитницей светского государства стала армия. Как отмечает доцент кафедры истории Ближнего и Среднего Востока ИСАА Вячеслав Шлыков, «уровень доверия общества к армии колеблется от 76% до 91%» - она постоянно занимает первое место среди других государственных институтов, таких как судебные органы, полиция или меджлис (парламент). Надо отметить, что турецкая армия крупнейшая по численности в Европе и соответственно – вторая в НАТО.
Именно армия выступала на протяжении всего столетия принудительным регулятором, понижающим исламизацию турецкой политической системы. Путем военных переворотов и введения военного правления она устраняла от управления государством опасные, по мнению ее руководства, для светского государства элементы. Однако Вячеслав Шлыков считает, что «кемалистские реформы в отношении ведущей роли ислама в обществе не носили необратимого характера, а лишь на время потеснили его на обочину общественной жизни».
Возрождение ислама
Однако в середине 90-х годов ситуация начала меняться в пользу исламистов. В марте 1994 года на местных выборах наибольшее количество голосов завоевала происламская Партия благоденствия. После парламентских выборов 1995 года она стала крупнейшей партией в парламенте. А в 1996 году ее лидер Неджметтин Эрбакан стал первым турецким премьер-министром, открыто позиционирующим себя исламистом. Но в ходе внутриполитической борьбы руководству армии удалось провести ряд антиисламистских мер, в результате которых Партия была запрещена и распущена.
Спустя несколько лет исламисты взяли реванш: под руководством бывшего мэра Стамбула Реджэпа Тайипа Эрдогана на парламентских выборах 2002 года победила Партия справедливости и развития (ПСР). Противостояние армии и ПСР вылилось в ряд крупных судебных дел. Армия начала процесс по делу о закрытии Партии. А ПСР развернуло активное следствие по так называемому делу «Энергикон» - попытке военного переворота. Закрыть ПСР военным не удалось, а вот по ответному делу, как отмечает Шлыков, к апрелю 2009 года прошло уже 12 волн арестов.
Последние громкие аресты состоялись в минувшем феврале. А через неделю после них премьер Эрдоган объявил об изменении принятой в 1982 году Конституции страны. Правда он оговорился, что никто не собирается менять Конституцию полностью – речь идет лишь о статьях регламентирующих деятельность партий и полномочий судебных органов. Иными словами, ПСР добивается отмены пунктов, по которым политическую партию или движение можно запретить, если они угрожают светскому характеру турецкого государства. Цель Эрдогана – исключить эту возможность. ПСР планирует представить проект реформы до конца марта.
Зачем менять Конституцию?
Изменения в Конституции позволят исламистам укрепить свои позиции в Турции, и это пугает западных экспертов и аналитиков. Но победы исламистов не обязательно должны приводить к изоляции от западного общества. Напротив, как рассказала в интервью «НГ-Религии» зав. сектора Турции Центра изучения Среднего и Ближнего Востока ИВ РАН Наталия Ульченко, «Стремление оказаться в Евросоюзе в большой степени стало побудительным мотивом этих инициатив, которые трактуются как общая демократизация жизни Турции».
В чем же заключается демократизация? – В том, чтобы ослабить влияние армии на политическую жизнь страны. Демократия подразумевает учет народного мнения, а оно таково, что все больше выступает против вмешательства военных в политику. «Сейчас как среди военных, так и в турецком обществе в целом крепнет убежденность, что вооруженные силы не должны вмешиваться в политику. Армия стремительно утрачивает свое влияние. В этом плане в Турции в настоящий момент происходят фундаментальные изменения», - рассказал в интервью «Независимой газете» Эксперт лондонского аналитического центра Chatham House Фади Хакура. Вместе с тем, по его мнению, общество не хочет исламизации.
Также следует отметить, что ограничение власти военных, соответствует и требованиям, которые к Турции предъявляет Евросоюз, как условие вступления в него. Напомним, что Турция впервые подала заявку на вступление в Европейское сообщество еще в 1959 году, и несколько раз этот процесс приостанавливался. Причинами этого становились военные перевороты. Так что заявленные в 2009 году кабинетом Эрдогана стратегические приоритеты: вступление в ЕС и членство в НАТО пока находят свое подтверждение в действиях правительства.
Геноцид армян
Буквально на следующий день после заявления о реформе Конституции стало известно, что комитет по иностранным делам Конгресса США принял резолюцию, в которой признавал убийство армян турецкими военными в годы Первой мировой войны геноцидом. Вопрос геноцида армян для Турции остается до сих пор остается, наверное, самой болезненной темой в истории страны – власти республики так и не признали факта уничтожения 1,5 млн армян в 1915 году. Решение иностранного комитета американского Конгресса вновь обнажило эту тему, его резонанс заставил мир вновь потребовать от турок отчета о своих деяниях 95-летней давности. И все это происходит на фоне медленного сближения Турции и Армении .
По словам экспертов, Реджэпу Эрдогану во время его визита в Соединенные Штаты пригрозили, что если армяно-турецкие протоколы не будут ратифицированы до апреля, администрация президента США не сможет сдерживать стремление Конгресса признать геноцид. Тема геноцида стала инструментом воздействия на турецкое руководство.
Но почему признание произошло на месяц раньше обещанного срока? Возможно, причиной этому стала чересчур самостоятельная внешняя политика республики. С другой стороны – геноцид армян является одним из препятствий, стоящих перед Турцией на пути в Евросоюз. И снятие ее с мировой повестки дня заметно приблизит ее к намеченной цели. А это может произойти как через признание, так и через доказательство мировому сообществу своей правоты. В любом случае шумиха вокруг этой проблемы пока играет на руку туркам.
Руководство республики твердо стоит на позициях непризнания геноцида, что, по данным мониторингов общественного мнения, пока только укрепляет позиции кабинета Эрдогана внутри страны. Также отметим, что американское руководство публично отмежевалось от решения. Госсекретарь США Хилари Клинтон заявила: «И президент Обама, и я четко дали понять, что считаем любые действия в этом направлении неуместными и выступаем против них». Вполне возможно, что резолюция Конгресса призвана проверить, какой процент населения в Турции готов принять признание геноцида.
Вступление в Европу
Переговоры о вступлении Турции в Евросоюз в качестве полноправного члена начались в 2005 году. И Европейское сообщество на данный момент скорее заинтересовано в принятии Турции, чем наоборот. Во-первых, Турция станет гарантом энергетической безопасности Европы, ведь она участвует и в европейско-американском проекте «Набукко», и в российском «Южном потоке». Таким образом, через нее пойдут важнейшие газовые магистрали, и европейцам выгоднее иметь их внутри Союза, нежели вне его. К тому же турецкий парламент 4 марта одобрил законопроект о строительстве газопровода «Набукко», в котором будут участвовать пять европейских (немецкая, австрийская, болгарская, румынская и венгерская) и одна турецкая компании.
Во-вторых, Турция как член НАТО – главный военно-политический партнер ЕС. А ее связи в исламском мире могут способствовать разрешению конфликтных ситуаций. В-четвертых, государство обладает большими запасами пресной воды, что придает ему исключительное положение в регионе, который традиционно испытывает дефицит воды. В-пятых, Турция – обладатель самых крупных месторождений бора (90% мировых запасов), который является исходным сырьем для нанотехнологий, и 25% мировых запасов ртути, соединения которой используются в атомно-водородной энергетике, металлургии, химической промышленности, судостроении и медицине.
Правда существуют и моменты, вызывающие раздражение у европейских политиков, вплоть до попыток заморозить процесс вступления. «Турция не скрывает поддержки “братьев и сестер” из ХАМАСа, хотя и декларирует борьбу с радикальными силами в арабском мире. Желание сохранить статус непримиримых и стойких борцов за мусульманские идеалы оказывается сильнее, чем здравый смысл», - пишет И.С. Берг на сайте Института Ближнего Востока.
Продолжение следует…
Аналитическая служба Богослов.RU