Беседа. Учение о всеобщем спасении (апокатастасисе) как основание христианской теодицеи
События



Проблема природы зла, с древнейших времен привлекавшая внимание философов и богословов, наиболее остро ставится в богословии монотеистических религий, принципиально не допускающих наличие в мире наряду с единым и благим Богом иного первоначала, на которое можно было бы переложить ответственность за мировое зло во всем многообразии его проявлений. Приняв представление о том, что первоисточником всего зла является свободное самоопределение тварных существ, которые противопоставили собственную злую волю благой воле Бога, христианство оказалось перед новой принципиальной проблемой: может ли и должно ли это противостояние Бога и творения быть преодолено в эсхатологической перспективе? В этом контексте учение об апокатастасисе, всеобщем восстановлении и всеобщем спасении, оказывается не некой периферийной и частной богословской теорией, но важнейшим смысловым узлом, в котором сталкиваются различные религиозные представления о Боге и о человеке, о божественном промысле и человеческой свободе, о смысле существования и предназначении всего тварного мира. Именно этим соединением и переплетением сложных богословских тем объясняется как постоянное возвращение богословов к анализу учения об апокатастасисе, так и острота дискуссий на эту тему, неоднократно возникавших в церковной истории и продолжающихся в современной действительности, в том числе и в Русской Православной Церкви, где эта тема актуализировалась в последние годы в спорах вокруг взглядов А. И. Осипова и его оппонентов.

Во вступительном докладе Д. В. Смирнов, основываясь на анализе общих для всех христиан первоисточников и обобщая предлагаемые в современной науке интерпретации их содержания, представит собственное богословское прочтение христианского учения о зле и спасении. Основной задачей доклада является демонстрация того, как в рамках единой и цельной христианской концепции могут быть даны последовательные и непротиворечивые ответы на фундаментальные вопросы, в том числе:

Является ли существование в мире зла содержанием изначального промысла Бога о творении?

Может ли благой и любящий Бог совершать зло и наказывать грешников?

Предопределяет ли Бог земную жизнь и вечную участь человека?

Может ли Бог спасти того, кто не хочет быть спасенным?

Действительно ли невозможно покаяние после смерти?

Содержится ли учение о всеобщем спасении в Новом Завете?

Является ли учение о всеобщем спасении результатом проникновения в христианство элементов языческого мировоззрения?

Следует ли считать учение о конечной судьбе мира и человека обязательным содержанием христианского вероучения, догматом веры?

Могут ли христиане признавать возможность спасения людей, находящихся вне христианства?

В беседе будут затронуты и другие вопросы, связанные с историческим развитием и смысловым содержанием христианского учения о спасении и вечной участи человека. Присутствующие смогут задать Д. В. Смирнову вопросы по теме доклада, а также оспорить выводы докладчика в краткой дискуссии с ним.

Источник

Другие публикации на портале:

Еще 9